У налогоплательщика и третьих лиц
По общему правилу налоговые органы при камеральной проверке не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные документы (сведения). Данный запрет закреплен в п. 7 ст. 88 НК РФ. Вместе с тем Налоговым кодексом РФ предусмотрен ряд случаев, в которых налоговые органы могут запрашивать документы (сведения) в ходе такой проверки.
Документы истребуются в порядке, который установлен ст. 93 НК РФ.
В ходе камеральной проверки допускается также истребование документов и сведений о деятельности налогоплательщика у его контрагентов или иных лиц (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).
Примечание
О процедуре истребования документов у контрагентов налогоплательщика и третьих лиц в ходе камеральной проверки см. гл. 19 "Встречные налоговые проверки. Требование документов и информации о деятельности налогоплательщика у третьих лиц".
Причем ограничения на истребование документов у контрагентов налогоплательщика и третьих лиц законодательством не установлены. На это обращает внимание и Минфин России в Письмах от 23.11.2009 N 03-02-07/1-519, от 02.05.2007 N 03-02-07/1-209.
С этим согласны и суды (Постановления ФАС Московского округа от 03.08.2009 N КА-А40/7052-09, ФАС Северо-Западного округа от 23.06.2009 N А42-6216/2008).
Отметим, что в отношении истребования информации о налогоплательщике у банков установлены специальные правила (ст. 86 НК РФ). Так, справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) налоговики могут требовать только на основании мотивированного запроса (п. 2 ст. 86 НК РФ, Письмо Минфина России от 12.01.2010 N 03-02-07/1-8). Направить такой запрос в банк допустимо и в ходе проведения в отношении налогоплательщика камеральной проверки. Это следует из ст. 86 НК РФ. Также об этом свидетельствуют Приложения к формам направляемых в банк запросов, которые утверждены Приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518@. В числе возможных оснований для направления запроса в банк в этих Приложениях названо проведение камеральной проверки (см., например, пп. "в" п. 1 Приложения к форме запроса о представлении справки о наличии счетов (специальных банковских счетов)).
Соответствующие сведения банки обязаны предоставлять в течение трех рабочих дней с даты получения запроса (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 86 НК РФ).
ДОПРОС СВИДЕТЕЛЕЙ
В ходе камеральной проверки налоговики могут проводить допросы свидетелей. Такой вывод следует из ст. 90 НК РФ.
Примечание
О процедуре допроса свидетеля в ходе проведения налоговой проверки рассказано в разд. 10.8.1 "Допрос свидетелей".
В то же время некоторые суды считают, что проведение допроса свидетелей в ходе камеральной проверки не соответствует ее природе (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 28.12.2011 N А08-2014/2011).
Однако отметим, что в Налоговом кодексе РФ нет запрета на подобные действия налоговых органов. На это указывает и Минфин России (Письмо от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411). Такого же мнения придерживаются и некоторые суды, когда принимают протоколы допросов свидетелей в качестве доказательств, которые налоговики могли учесть при принятии решений по камеральным проверкам (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 03.08.2009 N КА-А40/7052-09, от 23.07.2009 N КА-А40/5922-09).
НАЗНАЧЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ
По смыслу положений п. 1 ст. 95 НК РФ эксперт может быть привлечен для участия в любых действиях по осуществлению налогового контроля. При этом камеральная проверка является одной из форм такого налогового контроля (п. 1 ст. 82, пп. 1 п. 1 ст. 87 НК РФ).
Исходя из этого, можно сделать вывод, что назначение экспертизы в рамках камеральной проверки правомерно. Аналогичного мнения придерживается ФНС России (Письмо от 29.12.2012 N АС-4-2/22690 (п. 5)).
Кроме того, выводы о правомерности привлечения эксперта для участия в камеральной проверке можно найти и в некоторых судебных актах. Так, например, ФАС Центрального округа, затрагивая вопрос о правомерности проведения налоговым органом экспертизы в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ), отметил, что законодательством прямо предусматривается возможность привлечения экспертов при осуществлении налогового контроля в любой его форме, в том числе и при проведении камеральной налоговой проверки (Постановление ФАС Центрального округа от 18.04.2013 N А36-3466/2012).
Однако заметим, что п. 3 ст. 95 НК РФ допускает такое прочтение, согласно которому назначение экспертизы возможно только в рамках выездной проверки, если иное прямо не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
На наш взгляд, учитывая мнение контролирующих органов и судов, успешно обжаловать на этом основании назначение в ходе камеральной проверки экспертизы вряд ли удастся. В частности, ФАС Северо-Западного округа при рассмотрении спора о правомерности назначения экспертизы об установлении рыночной цены до применения всех методов ее установления, предусмотренных ст. 40 НК РФ, в рамках выездной проверки в числе прочего отметил, что из системного толкования п. п. 1 и 3 ст. 95 НК РФ следует, что этими положениями предусматривается возможность привлечения эксперта для участия в любых действиях по осуществлению налогового контроля, не только в форме выездной налоговой проверки, но и в иных формах, предусмотренных гл. 14 НК РФ (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2014 N А56-60380/2013).
Примечание
С процессом привлечения эксперта в ходе проведения налоговой проверки можно ознакомиться в разд. 10.8.2 "Экспертиза".