Место продажи как место сомнения

МЕРЧАНДАЙЗИНГ

Цель –изучить приемы и методы мерчандайзинга.

Задачи

1.Исследовать сущность мерчандайзинга и его инструменты.

2.Изучить основы управления проведением дегустаций.

План

1. Сущность мерчендайзинга.

2. Инструменты мерчендайзинга.

3. Дегустация

Указания по самостоятельному изучению

Сущность мерчендайзинга

Изучите понятие «Мерчендайзинг. Особое внимание уделите исследованию видов посетителей магазинов.

Инструменты мерчендайзинга.

При изучении темы «Инструменты мерчендайзинга» особое внимание уделите исследованию главных и второстепенных инструментов. Подробно рассмотрите процесс формирования эффективного запаса. Сформулируйте правила «эффективного запаса». Опишите места размещения: основные и дополнительные. Охарактеризуйте типы расположения торгового оборудования внутри зала и расположение товаров по уровню спроса и в зависимости от траектории движения покупательских потоков. Опишите типичную структуру торгового зала. Сформулируйте правило «Золотого треугольника». Опишите способы и правила формирования эффективной презентации товара.

Дегустация

Охарактеризуйте сущность дегустации. Подробно опишите формы дегустации. Сформулируйте цели дегустации. Изложите требования, предъявляемые к членам дегустационных групп.

Сущность мерчандайзинга

Мерчандайзинг (merchandising) – это:

Ø «искусство торговать»;

Ø комплекс мероприятий, проводимых в торговом зале и направленных на продвижение того или иного товара, марки, виду или упаковки, результатом которого всегда является стимулирование желания потребителя выбрать и купить продвигаемый товар.

Необходимость мерчандайзинга была доказана после того, как выяснилось, что 2/3 всех решений о покупке потребители принимают стоя перед прилавком. Даже если покупка определенного вида товара запланирована предварительно, 7 из 10 покупателей принимают решения о выборе в пользу той или иной торговой марки непосредственно в торговом зале. То есть у 9 из 10 потребителей, пришедших в магазин, нет четкого решения, какую именно торговую марку они предпочтут. Таким образом, если сфокусировать внимание потребителя на той или иной марке или виде товара, можно значительно эффективнее управлять уровнем продаж.

Мерчандайзинг применяется в торговом зале, где у продаыца есть последний шанс:

Ø показать покупателю товар;

Ø повлиять на его выбор;

Ø подтолкнуть его купить больше единиц товара.

С точки зрения мерчандайзинга посетители магазинов делятся на:

1. Покупателей:

Ø потребители;

Ø использующие товары для оказания услуг;

Ø приобретающие для других потребителей.

2. Непокупатели:

Ø исследователи;

Ø развлекающиеся;

Ø любознательные.

Таким образом, потребность и средство ее удовлетворения могут быть как осознаны, так и не осознаны.

Добиться наибольших результатов можно, объединив усилия производителя, дистрибьютора и розничного продавца:

Ø производитель создает и продвигает марку, совершенствует ассортимент и упаковку, заботится о создании положительного имиджа, стимулирует предпочтения потребителя и заключается в позиционировании брендов, рекламе, PR, соотношении цены-качества и т.д.;

Ø дистрибьютор – обеспечивает постоянное присутствие товаров в розничной сети при минимальных издержках;

Ø розничный продавец – способствует организации мероприятий по мерчандайзингу и продвижению в его торговой точке для стимулирования незапланированных покупок и напоминания покупателям об известной торговой марке и заключается в формировании ассортимента, расположении магазина и объеме торговых полок, презентации продукта .

В системе маркетинговых коммуникаций мерчандайзинг рассматривается как комплекс мер, направленных на увеличение объемов продаж в розничной сети непосредственно в торговом зале магазина.

Инструменты мерчендайзинга

I. Эффективный запас.

На полках необходимо представить те товары, которые покупатели ожидают найти в данном магазине. Всегда должны быть в наличии те марки и упаковки, которые пользуются наибольшей популярностью у покупателей.

Всех своих клиентов продавец может разделить на несколько категорий (торговых каналов) в зависимости от вида активности и покупателей в торговой точке и контингента, посещающего ее.

Эффективный или сбалансированный запас организуется по месту его расположения и объему в ассортиментном ряду. Он может находиться:

Ø на складе распределительного центра оптового торговца;

Ø на складе розничной торговой точки;

Ø непосредственно в торговом зале (при торговле «через прилавок»);

Ø на полке производителя товаров, на принадлежащих ему стеллажах, дополнительном оборудовании.

Объем запаса в ассортиментном ряду зависит от типа розничной точки:

Ø в супермаркете должны быть представлены все товарные группы и единицы продукции;

Ø в небольшом магазине – только наиболее популярные и продаваемые группы.

Особое внимание следует обращать на минимальную группу товаров, которая должна быть представлена в каждой точке вне зависимости от ее типа, особенно ударных (популярных) марок.

Ходовые позиции ассортимента всегда должны быть в наличии, они контролируются и определяются минимальным остатком – минимально допустимым количеством товара.

Существуют основные правила «эффективного запаса»:

1. Правило ассортимента. Каждая организация розничной торговли определяет показатели по минимальному набору ассортиментных позиций, т. е. числу видов товарных единиц одной категории товара. При этом учитываются факторы, влияющие на формирование оптимального ассортиментного набора, — спрос, профиль и специализация магазина, состояние его оснащенности торговым и другим оборудованием.

2. Правило торгового запаса. Включает в себя создание оптимального уровня запаса продукции, необходимого для постоянного присутствия ассортимента в торговой точке. Исходя из того, что любое торговое предприятие старается сократить места хранения товара для увеличения торговых площадей, основным требованием к поставщику становится четкая и своевременная поставка товаров. «Последний» товар на полке — это худшая реклама продукции, так как покупатель имеет предубежденность не брать этот товар.

3. Правило присутствия. Весь товар, поступающий в торговую точку, должен быть выставлен в торговом зале.

4. Правило ротации товара на полках. Правило заключается в том, что в первую очередь должен продаваться товар, привезенный раньше, чем тот, который завезен позднее. Всегда необходимо выставлять на полки продукцию, поставленную в более ранние сроки, или сроки хранения которой находятся на исходе. При появлении на полке торгового зала нового товара, его необходимо ставить позади того, который там уже находился, пододвигая ранее выставленные продукты вперед.

II. Эффективное расположение.

Эта группа правил обеспечивает оптимальное размещение товара на торговом пространстве магазина и его правильную выкладку.

Правильное размещение подразумевает распределение товаров на площади торгового зала, а выкладка — это расположение, укладка и показ продуктов на торговом оборудовании.

Выбирается или согласуется подходящее место в торговом зале и организуется торговая точка:

Ø самостоятельная – дисплей или мобильная стойка (холодильник) производителя;

Ø зависимая – место на полке продавца в специализированной секции магазина.

Как правило, 40 % площади торговой точки занимает торговое оборудование (полки, холодильное оборудование, стеллажи и др.), расположенное в зависимости от формы помещений максимально выгодно. Около 60 % площадей необходимо оставлять для движения покупателей (обеспечение свободного движения; в соответствии с техникой безопасности), чтобы покупатели чувствовали себя комфортно.

Места размещения подразделяются на:

Ø основные – полки клиента (производителя) в специализированной секции торгового зала. Представляют всех производителей товарной группы;

Ø дополнительные– оборудование, которое позволяет производителю эффективно разместить свою продукцию в дополнительных местах (стеллаж, стойка).

Использование дополнительного размещения товара необходимо для:

Ø объемного представления, т. е. представления товара в больших количествах (паллетные выкладки);

Ø размещения продукции, которая участвует в промоакциях и других специальных мероприятиях;

Ø расположения сопутствующих товаров рядом с основными.

Часто объем продукции, предлагаемый на дополнительных точках, может быть больше, чем на основных. Дополнительные точки не всегда необходимы, но они дают важное преимущество – покупатель может еще раз увидеть товар и выбрать его. Поэтому они организуются преимущественно для товаров импульсного спроса и товаров с большим оборотом. Особенно эффективно действуют дополнительные полки, расположенные по периметру магазина, где проходит до 80 % покупателей.

Товар, размещенный в дополнительных точках продаж, обязательно должен присутствовать в основном месте торговли данным видом продукции. Покупатель все равно привыкает искать товар в определенных местах магазина. В то же время наблюдения показывают, что если клиент не нашел какой-то продукт в привычном месте, он может просто не заметить его в дополнительных местах продаж.

Типы расположения торгового оборудования внутри торгового зала:

1. Применяется для использования пространства с максимальной пользой. Существует возможность установки большого количества дисплеев, примыкающих к краям основных рядов.

 
  место продажи как место сомнения - student2.ru

место продажи как место сомнения - student2.ru 2. Типичный способ внутренней компоновки больших магазинов. позволяет покупателям свободно передвигаться и максимально использовать пространство.

место продажи как место сомнения - student2.ru 3. Более стильная модификация предыдущего способа. Привлекателен внешне, однако пространство торгового зала используется неэффективно.

место продажи как место сомнения - student2.ru Товары надо располагать по уровню спроса в зависимости от траектории движения покупательских потоков:

 
 
Рис. Траектория движения покупательских потоков

В зависимости от движения покупательского потока можно выделить основные зоны торгового зала:

1. Зональное деление:

Ø у входа – 40 % оборота;

Ø 2 зона (далее) - 30 % оборота;

Ø 3 зона (далее) – 20 % оборота;

Ø 4 зона (у противоположной стены) – 10 %.

место продажи как место сомнения - student2.ru 2. В соответствии с «Правилом квадрата»:

Выделяются следующие закономерности:

Ø большинство покупателей двигается справа налево, поэтому следует вход располагать в правой части, а выход – в левой;

Ø 80-90 % покупателей проходят по периметру, а 40-50 % захватывают внутренние ряды;

Ø покупатели не любят начинать маршрут со средних рядов и не любят возвращаться обратно;

Ø место продажи как место сомнения - student2.ru наиболее горячие места – возле входа и возле касс. Приоритетные места в торговом зале определяются в зависимости от потока покупателя - - того пути, который проходит большинство покупателей.

             
    место продажи как место сомнения - student2.ru
  место продажи как место сомнения - student2.ru
 
    место продажи как место сомнения - student2.ru
 
    место продажи как место сомнения - student2.ru
 

Рис. Типичная структура торгового зала.

Торговый зал включает:

Ø сильные зоны – правая сторона зала, боковые полки стеллажей, перекрестки, места, куда покупатель упирается взглядом;

Ø слабые зоны – левая сторона, средние ряды, угля торгового зала.

Естественное направление движения покупателей определяется еще на стадии проектирования в зависимости от расположения входа, касс и торгового оборудования.

Для каждого магазина очень важно определить первое направление, которое выбирает покупатель, войдя в него, так как лучшим местом расположения товара является то, которое первым попадается только что вошедшему в магазин покупателю. Причины того, почему товар должен располагаться как можно раньше на пути покупателя:

Ø тележка относительно пустая и покупатель не беспокоится о том, чтобы положить в нее тяжелую или неудобную упаковку;

Ø покупка многих товаров является импульсной, и поэтому они должны размещаться в самом начале движения или возле касс, где покупатель проводит время в очереди и ничем не занят;

Ø если между собой конкурируют фирмы, то покупатель положит первым тот товар, который раньше попадется на глаза;

Ø последние товары покупатель может не взять только потому, что не будет уверен, достаточно ли у него денег.

Разделение товарных групп.

В большинстве случаев при планировании покупки потребитель четко определяет, какие товарные группы он хочет приобрести (хлеб, молоко, посуда, моющие средства и т.д.). Поэтому весь ассортимент магазина можно разделить на три группы:

Ø товары повседневного спроса – является целью практически каждого визита покупателя в торговую точку. Это так называемые магазинообразующие товарные группы. Их следует располагать по периметру торгового зала, где их легко найдет большинство покупателей. Кроме того возле точек их продажи всегда скапливается наибольшее количество покупателей и следует обеспечить им удобный доступ к товарам;

Ø товары периодического спроса 0- планируется один раз в несколько визитов. Следует располагать в центре торгового зала, поскольку нет необходимости привлекать внимание всех покупателей;

Ø товары импульсного спроса – покупка обычно не планируется, располагаются в «горячих» зонах, где попадают в поле зрения большинства покупателей.

Покупку товаров повседневного спроса – мясо, овощи, молочная продукция, хлебобулочные изделия – покупатель обычно планирует. Поэтому точки продажи этих продуктов должны находиться в разных местах периметра торгового зала. В этом случае покупатель будет вынужден осмотреть весь торговый зал.

«Золотой треугольник» - площадь, расположенная между входной дверью, кассой и самым ходовым товаром в магазине.

На рисунке показано, как можно изменить размеры золотого треугольника:

 
  место продажи как место сомнения - student2.ru

Слишком широкие проходы и тенденция расположения стоек в геометрическом порядке ведет к «обесчеловечеванию» магазина. Покупатель может не успеть заметить какой-то товар, поэтому его движение следует замедлять, используя сужение проходов, перекрестки и стойки. Особо используется музыка: в часы пик она позволяет увеличить скорость прохождения покупателей, а в остальные часы – снизить ее, замедлить движение.

III. Эффективная презентация товара

Выкладка – это:

Ø размещение торговых марок на полках в зависимости от типа розничной точки и места в торговом зале;

Ø поддержание объема и ассортимента товаров;

Ø горизонтальное и вертикальное расположение блоков продукции;

Ø размещение с заимствованием популярности у других марок;

Ø перемещение продукции в зависимости от сроков годности.

Выкладка и оформление зависят от:

Ø типа розничной точки; места расположения; оборота; возможностей торгового зала; профиля покупателей.

Необходимо максимально облегчить покупателям поиск нужного товара. Существуют следующие критерии размещения товара:

1. По уровню – блоки по марке, упаковке и продуктовой группе.

место продажи как место сомнения - student2.ru Следует: стремиться занимать вертикальные блоки – так легче выделить и найти продукцию; размещать на уровне глаз – это полка, на которую чаще всего обращают внимание.Нижние полки в магазинах, где нет самообслуживания – не видны, но и в супермаркетах на них приходится самый низкий объем продаж:

Рис. Расположение полок и процент продаж товара, который на них размещается.

Слабые товары лучше располагать в середине полки, а сильными - начинать и заканчивать ряд. Этот эффект называется «заимствованием популярности». Находясь в окружении сильных товаров, слабые заимствуют у них дополнительное внимание покупателей.

2. На уровне (на полке):

Ø на расстоянии вытянутой руки - самое доступное и удобное место;

Ø слева направо – по размеру упаковки от большой к маленькой;

Ø от светлого к темному;

3. По размеру упаковки- маленькие вверху, большие – внизу.

4. Среди конкурентов – рядом с сильным, чтобы заимствовать популярность и подальше от слабого, или сами по себе, если фирма является лидером.

Существует три основные типа выкладки:

Ø горизонтальная – определенные однородные товары размещают по всей длине оборудования. На нижних полках размещают товары самых больших размеров и самые дешевые;

Ø вертикальная – расположение однородных товаров несколькими рядами на всех полках стеллажей сверху вниз от меньшего к большему;

Ø дисплейная – применяют на дополнительных точках продажи, используя отдельно стоящий фирменный стенд или стойку.

Существуют правила эффективного расположения товаров:

1. Правило представления. Если группа товаров одного производителя занимает существенную долю в общем объеме продаж компании, то желательно обеспечить выкладку товара блоком, когда продукцию группируют в корпоративный блок в каждой категории товара. Выкладка в виде специального блока существенно улучшает представленность товара, его поиск и увеличивает продажи данной группы товаров, но в то же время иногда вызывает недовольство покупателей слишком большой «однобокостью» представления продукции, ограничивающей выбор покупателя.

2. Правило «товар лицом». Товар должен быть расположен фронтально, с учетом угла зрения покупателя, т. е. должен быть хорошо просматриваем с различных мест. Любая информация на упаковке или месте продаж должна быть легко читаема, кратка и понятна. Не перегружайте место продаж текстовой информацией, помните, что люди пришли сюда за покупками, а не ради чтения. У вас — секунды на то, чтобы они ухватили информацию, расположенную в месте продаж или на упаковке товара. Не закрывайте необходимую информацию ценниками. При неудачном расположении товара в зале его можно будет найти, только если: покупателю нужен данный товар; покупатель знает, как товар выглядит; у покупателя достаточно времени, чтобы посвятить себя поиску конкретных продуктов в магазине при совершении покупок. Женщины и мужчины обладают разной степенью сноровки в поиске товаров. Женщины лучше находят нужную продукцию и предметы, которые находятся вблизи их расположения, чего нельзя сказать о мужчинах. В то же время женщины могут и не заметить товар, расположенный на верхних полках.

3. Правило определения места продаж на полках. При определении мест для выкладки продукции на полках, отводимых магазином для размещения различных групп товаров, необходимо найти оптимальную комбинацию с точки зрения отдачи с каждого метра полочного пространства в денежном выражении и индивидуальных особенностей магазинов. Маленькие товары следует группировать так, чтобы они не потерялись и были хорошо видны. Необходимо также максимально использовать торговые места, хорошо просматриваемые с мест наибольшего потока или нахождения покупателей.

4. Правило приоритетных мест. Товары, приносящие максимальную прибыль и имеющие высокий коэффициент оборачиваемости, должны находиться в наилучших местах продаж, идеально — на уровне глаз покупателя.

Для стимулирования продаж могут быть использованы дополнительные инструменты:

Ø «говорящие полки» - марочные товары, выложенные отдельно от остальных на стеллажах с яркими указателями;

Ø генераторы запахов;

Ø мгновенные распродажи – скидки на 20-30 минут;

Ø незаметность и однотипность торгового оборудования, не отвлекающие внимания от выставочных точек;

Ø удачное освещение: если принять среднюю освещенность торгового зала за единицу, то освещенность входа и товарных экспозиций должна составлять 1,5-2, а рекламных экспозиций 2-3;

Ø использование выкладок «комплексного спроса» - «все для дома» и других.

Эффективная презентация товара или его реклама внутри магазина— это совокупность средств и методов, используемых для объективной информации потребителей об имеющихся в продаже товарах, их потребительских свойствах, качестве продукции и формах обслуживания.

Реклама внутри магазина позволяет покупателям находить товар, который ранее рекламировался, или тот, который в рекламе не участвовал. Основными средствами внутренней рекламы в магазинах являются POS-материалы. «Место продаж» по-английски — Point of Sales (POS). POS-материалы — это средства рекламы в местах продаж, которые предназначены для популяризации товара, торговой марки, бренда. POS-материалы создаются с целью увеличения спроса на продукцию и, соответственно, повышения продаж. Довольно часто требуется донести до покупателя, до посетителя либо до клиента какую-нибудь информацию для ознакомления с товарами или услугами, будь то оформление важных бумаг, документов, заполнение бланков, перечень услуг или товаров. И не всегда рядом находится обслуживающий персонал, который смог бы все грамотно объяснить или просто пояснить. Для всего этого и многого другого уже очень давно были придуманы информационные стенды. Основная задача таких стендов — преподнесение полной и исчерпывающей информации для наибольшего количества людей. Поэтому стенд должен быть хорошо виден и заметен со всех сторон. К POS-материалам относятся:

· плакаты (постеры — большие плакаты разных размеров и стакеры — плакаты на клейкой основе), которые часто выполняют не просто функцию информирования, но также побуждают потребителя совершить покупку;

· дисплеи — используются компаниями, как правило, для размещения товаров импульсивного спроса, т. е. товаров, приобретаемых покупателями спонтанно. К таким продуктам относятся жевательные резинки, сладости, сигареты, маленькие батарейки и др. Размещают их в тех местах, где у покупателя может возникнуть импульсивное решение что-то приобрести. Самое выгодное место — безусловно, кассовая зона;

· лифлет — листовка формата А4, с двухсторонней цветной печатью;

· листовки (флаер) и буклеты считаются недорогим, но зачастую очень действенным рекламным материалом в розничной торговой точке. Они должны находиться рядом с товаром, чтобы потребитель смог получить информацию о продукте еще до того, как определится с покупкой. Часто в магазинах мы можем встретить информационные буклеты о товарах, которые не имеют никакого отношения к специализации данной торговой точки. Например, информация об услугах операторов рынка мобильных коммуникаций или же о телефонах и других товарах предварительного выбора часто размещается в супермаркетах, магазинах по продаже электробытовых товаров, компьютеров и т. д., поскольку посетители этих торговых точек могут быть потенциальными потребителями указанной продукции. Промо-материалы для таких буклетов не занимают много места в магазине, но в то же время предоставляют потребителю информацию о товаре, которая в дальнейшем может оказаться решающим фактором при принятии решения о покупке;

· стоп-шелфы, потолочные рекламные материалы — подвесные рекламные материалы;

· полочные наклейки (шелфтокеры) — горизонтальное рекламное изображение на пластике или картоне, чаще всего используется для придания значимости корпоративному блоку и ориентации внутри него, но также может содержать просто название марки, рекламное обращение и располагаться в подходящих местах;

· напольные наклейки — также достаточно эффективная форма рекламы, которая крайне редко используется в наших магазинах. Зачастую пол в супермаркетах свободен и его стоит использовать, чтобы задать покупателю направление до нужной ему (или вашей компании) полки. Огромный эффект имели напольные плакаты, рекламирующие детские подгузники с торговой маркой Libera. На плакате был изображен малыш, сидящий в песочнице в этом подгузнике с поднятой головой. Создавалось такое впечатление, что малыш смотрит именно на вас. Как показали данные исследований, 90 % покупателей обходили этот плакат и 10 % переступали через него, но никто из них не решился наступить на «малыша». Не решились — значит, заметили и, следовательно, запомнили тот бренд, который рекламировался этим плакатом, а возможно, и приобрели упаковку-другую именно этих подгузников;

· мобайл — большие картонные конструкции, подвешиваемые к потолку над тем местом, где продается товар, для того чтобы покупатель, желающий приобрести бутылку минеральной воды, не блуждал среди полок с алкогольными напитками;

· джумби — объемные коробки (бутылки, банки), имитирующие продукт в увеличенном масштабе. Они используются, как правило, в больших магазинах. Их подвешивают под потолок, либо размещают на витринах или ставят на полки. Есть варианты джумби в виде огромных упаковок сока или огромных надувных бутылок, которые зрительно доминируют как в торговом зале, так и в подсознании покупателей;

· воблеры — специальные приспособления, прикрепляемые к полкам. Они имеют свойство вибрировать благодаря гибкой пластмассовой «ножке», привлекая этим внимание посетителей магазина к товарной полке. Воблеры являются тем POS-материалом, который не очень-то любят продавцы магазинов. Во-первых, они часто отклеиваются от полок, а во-вторых, своей вибрацией не доставляют удовольствия работникам магазина;

· стикеры — малая форма полиграфии, выпускается на самоклеящейся основе. Отличительная особенность данного вида рекламной продукции — ее устойчивость по отношению к внешним факторам воздействия;

· диспенсеры — рекламная подставка или емкость под продукцию, разработанная под конкретный вид товара. Используется для выставления в магазине с целью увеличения продаж;

· желтые ценники — обозначают товар, участвующий в акции;

· красные ценники — обозначают новый товар.

Правила эффективной презентации:

1. Правило оптимальности. Эффективность применения POS-материалов достигается при использовании их не более чем для 15% товаров. Анализ покупательского спроса показывает, что их решения о совершении покупок зависят от сочетания информации, которую они могут вспомнить, и внешней информации, доступной в момент совершения покупок в торговом зале. Причем потребители чаще выбирают товар, информация о котором доступна извне, нежели тот, о котором приходится вспоминать.

2. Правило помощи покупателю. Назначение рекламных материалов в торговом зале — обеспечить встречу покупателя с товаром или провести их знакомство. Потребитель, рассматривающий или получающий дополнительную информацию о товаре, более склонен к покупке, если он получает данные сведения в месте осуществления продаж. Продавец-консультант, промоутер и мерчендайзер должны донести до покупателя необходимую и важную информацию о товаре. Учитывая то, что решение о покупке до 70% наименований продуктов клиент принимает непосредственно в магазине в короткий промежуток времени, то от недостатка нужной информации или получения слишком большого количества информации он испытывает определенные перегрузки. Поэтому необходимо учитывать и следующее правило.

3. Правило краткости и простоты (KISS: Keep It Short and Simple). Данный принцип предполагает понимание информации, которую вы хотите донести до клиентов вашего магазина, 14-летним ребенком со средним уровнем образования и интеллекта — именно такие характеристики приводят американские исследователи.

4. Правило размещения ценников. Цена на продукцию должна быть обозначена четко и хорошо видна покупателю, ценник не должен перекрывать доступ к необходимой информации. Расположение ценников должно быть таким, чтобы покупатель четко понимал, к какому товару какой ценник относится. Вспомните, как тяжело разобраться в ценниках на продукцию заморозки в холодильных прилавках отдельных супермаркетов, где все ценники расположены по периметру холодильного оборудования, а товар лежит внутри в общей куче. Форматы ценников на однородные группы товаров должны быть одинаковыми. У многих потребителей сильно развито чувство доверия к продукту в зависимости от страны происхождения — швейцарский сыр и часы, финская сантехника, немецкие автомобили и т. д. Неправильное восприятие ценника покупателем может привести к следующим последствиям: он вообще не купит товар, если потребность в нем не очень велика; клиент может ошибиться в выборе продукта и испытать неприятные чувства при расчете за приобретенный товар, а может вообще развернуться и вернуть товар на место или отказаться от совершения дальнейших покупок в данном магазине; утратить доверие к данным видам товара в этом магазине или сети в целом. Отсутствие ценников — отсутствие продаж.

Существуют и другие общие правила, например, правило комфорта. Оно основывается на том, что при расположении и выкладке товара, размещении рекламы и информации важно устранить возможность возникновения дискомфорта восприятия у покупателя. А он может возникнуть в следующих случаях:

· недоступность или труднодоступность информации (на ценниках, упаковке, рекламных материалах);

· расположение надписей под неправильным углом зрения;

· отсутствие возможности нахождения выбора (товар не виден, недоступен, нарушается правило «товар лицом», отсутствуют ценники);

· наличие информации (рекламы) при отсутствии товара в месте продаж;

· неудачные цветовые решения и сочетания;

· неудачное сочетание форм и объемов (плохая выкладка и представленность);

· неправильное музыкальное, звуковое оформление (слишком громкая или резкая музыка, быстрая музыка в часы спокойной работы магазина и медленная — в часы столпотворения покупателей);

· неудачное освещение в помещении или внутри торгового оборудования (невозможно рассмотреть товар, стоя к нему лицом, перекрывается доступ света, информация отсвечивается).

Никогда нельзя забывать о правиле чистоты и аккуратности. Необходимо, чтобы внутри зала соблюдался порядок, торговое оборудование и рекламные материалы находились в целости и сохранности. Не должно быть оборудования, в котором недопустимо хранить данные виды продукции.

Дегустация

В основе дегустации лежит объективный фактор психологии человека – доверие к собственным ощущениям.

Формы дегустации:

Ø продовольственных товаров – дегустация;

Ø непродовольственных – распространение образцов.

Для дегустации лучше подходят товары:

Ø производимые для сегментов рынка с большой емкостью;

Ø подходящие для широкого круга потребителей;

Ø частые повторные продажи одним и тем же лицам;

Ø продукция с невысокой себестоимостью.

Цели дегустации:

Ø создать на уровне конечного спроса благоприятное отношение к товару;

Ø системно организованные дегустации при охвате значительного количества покупателей дают отличный долгосрочный эффект.

Дегустации следует проводить в сети розничной торговли по 2-3 дня в дни и часы повышенной активности покупателей (четверг и пятница с 16 до 20; в субботу с 13 до 17 часов). Ассортимент должен включать 4-6 наименований для каждой торговой точки и обязательно следует включать:

Ø новую продукцию;

Ø продукцию, непродававшуюся в данной торговой точке;

Ø продукцию, по которой наметился спад продаж;

Ø разный ценовой диапазон;

Ø являющуюся аналогом продукции конкурентов;

Ø 2+2: 2-3 вида – по совету производителя, 2-3 вида – по совету розничной точки.

Для проведения дегустаций создаются дегустационные группы от 6-7 до 10-11 человек, поделенных на 3-5 бригад.

Требования, предъявляемые к членам дегустационных групп:

Ø санитарная книжка;

Ø пунктуальность;

Ø внешний вид;

Ø благожелание и обращение каждые 10-20-30 минут;

Ø компетентность;

Ø выполнение требований к нарезке продукции.

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте сущность понятия «Мерчендайзинг».

2. Как делятся посетители магазинов?

3. Как можно добиться наибольших результатов в мерчендайзинге?

4. Что такое эффективный запас?

5. Как организуется эффективный или сбалансированный запас?

6. От чего зависит объем запаса в ассортиментном ряду?

7. Раскройте основные правила «эффективного запаса».

8. Что такое эффективное расположение товара?.

9. Какие места размещения Вы знаете?

10. Для чего необходимо использование дополнительного размещения товара?

11. Охарактеризуйте типы расположения торгового оборудования внутри торгового зала.

12. Опишите основные зоны торгового зала.

13. Опишите основные закономерности покупательского движения.

14. Представьте графически типичную структуру торгового зала.

15. Охарактеризуйте разделение товарных групп.

16. Что такое «Золотой треугольник»?

17. Опишите эффективную презентацию товара.

18. Что такое выкладка?

19. Опишите критерии размещения товара:

20. Расскажите правила эффективного расположения товаров.

21. Опишите дополнительные инструменты, используемые для стимулирования продаж.

22. Что такое эффективная презентация товара или его реклама внутри магазина.

23. Опишите основные POS-материалы.

24. Опишите правила эффективной презентации:

25. Что такое дегустация?

26. Какие формы дегустации Вы знаете?

27. Перечислите цели дегустации.

28. Опишите требования, предъявляемые к дегустационному ассортименту.

29. Раскройте требования, предъявляемые к членам дегустационных групп.

Мерчандайзинг

Про POSM и Выкладку

• Аптечный мерчандайзинг

ЭПИГРАФ

Сцена в сетевой аптеке:

Молодая женщина (обращаясь к провизору): Здравствуйте, я хотела бы приобрести что-нибудь общеукрепляющее…ну… не очень дорогое?
Провизор: витамины попробуйте!
Молодая женщина: спасибо, а что-то на натуральной основе у вас есть?
Провизор: Посмотрите на той полке, там биологически активные добавки.
Молодая женщина: Хорошо, спасибо.
Женщина подходит к большому стеллажу, на котором стоят разных размеров и цветов коробочки и баночки. Наугад берет первую попавшуюся, читает текст на обратной стороне упаковки... Ставит ее на место, берет следующую, снова читает... С растерянным видом осматривает представленную на полке продукцию. Ее взгляд быстро перемещается с верхней полки на нижнюю. Потом снова на верхнюю, скользит по пестрым этикеткам. Вдруг, она останавливает поиск, замирает на мгновение и… решительным шагом выходит из аптеки, так ничего и не купив.

МЕСТО ПРОДАЖИ КАК МЕСТО СОМНЕНИЯ

Наши рекомендации