Примерная программа трехдневного тренинга

День первый

1) Знакомство

Ведущий просит участников представиться и сказать несколько слов о своей семье, области профессиональных интересов и о том, что привело их на эти занятия, что они ожидают от данного обучающего курса. Руководитель тренинга представляется сам и далее запускает этот процесс по кругу.

2) Групповая дискуссия

Происходит уточнение целей тренинга. Ведущий коротко рассказывает о том, чему бы он хотел его посвятить и что успеть за три дня. Участники высказывают свои пожелания, и программа тренинга несколько корректируется. Уточняются также организационные аспекты тренинга: сколько часов группа работает, когда начинает и когда заканчивает, сколько длятся перерывы и т.д. Заключается групповой контракт на трехдневную работу.

3) Лекционный фрагмент (около часа)

Тема 1. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. Ведущий коротко освещает идеи системной семейной терапии, рассказывает о предпосылках возникновения семейной терапии, основных школах и классиках системного подхода. В своей лекции он суммирует диагностические подходы к семейной системе, используя блоки идей интегративной модели.

Тема 2. Семейная история. Методы изучения семейной истории. Основные символы генограммы. Способы анализа исторического материала. Порядок рождения, пол и разница в возрасте между детьми в семье. Комплементарные и некомплементарные браки. Совпадения жизненных событий. Короткие примеры.

4) Упражнение “Генограмма”

Время — 40 мин.

Цели упражнения:

1. Знакомство с условными обозначениями и получение первичного навыка сбора информации по генограмме.

2. Выявление параллелей в семейных системах малознакомых людей, выбравших друг друга интуитивно, на основе предложенных критериев (аналог выбора партнера по браку).

Инструкция: Выберите из группы человека, чем-либо напоминающего кого-то в вашей собственной семье или, наоборот, восполняющего, по вашему мнению, недостающее в ней звено. Объединитесь с ним в пару, проинтервьюируйте и постройте генограммы друг друга.

После того как участники выполнят эту часть упражнения, ведущий просит их сравнить полученные генограммы и отметить совпадения, контрасты и возможную их комплементарность.

Обсуждение:

При сопоставлении своих генограмм участники довольно часто обнаруживают параллели. Например, участница, имеющая старшую сестру, может выбрать партнершу, которая является старшей дочерью в своей семье, или выяснится, что оба партнера потеряли кого-то из родителей в достаточно раннем возрасте, или оба происходят из семей, в которых разводятся крайне редко, и т.д. Если посвятить этому упражнению достаточно времени и дополнить формальный рисунок семейной родословной анализом отношений в родительских семьях партнеров, то можно увидеть, насколько обоснованным окажется якобы случайный выбор в данном упражнении.

5) Разбор случая

Ведущий предлагает анализ случая из собственной терапевтической практики. С помощью генограммы исследуется проблема выбора супругами друг друга, сходство и различие проблем их родительских семей. Рассматриваются семейные треугольники и механизмы передачи паттернов взаимоотношений в последующие поколения.

6) Лекционный фрагмент

Ведущий коротко рассказывает о целях и задачах оценочного интервью с семьей, кто из членов семьи на него приглашается, как в общих чертах оно строится и какие стадии проходит.

7) Демонстрационный сеанс (около часа)

Ведущий проводит демонстрацию оценочного интервью с “симулированной” семьей, которую разыгрывают желающие участники тренинга. Другие члены группы выступают в роли наблюдателей.

8) Обсуждение (около часа)

После короткого перерыва участники вместе с ведущим проводят детальный анализ сеанса. Ведущий просит сначала высказаться тех, кто играл семейные роли. Они выражают свои чувства из ролей членов семьи и наблюдения за ходом терапевтической сессии. Далее в свободном порядке вы­сказываются остальные члены группы. Ведущий отвечает на вопросы. Разбор сессии происходит по двум направлениям. Во-первых, проводится диагностика сыгранной семьи с использованием интегративной модели по основным пунктам карты структурирования информации о семейной системе, выдвижения гипотез и планирования терапии (см. приложение 6). Во-вторых, ведущий разбирает технические элементы сессии, расска­зывает о том, что, когда и зачем он делал. Обсуждаются перспективы дальнейшей работы с этой семьей, в общих чертах разрабатывается план те­рапии.

9) Лекционный фрагмент

Ведущий рассказывает о стадиях семейной терапии, профессиональной позиции терапевта, организационных аспектах терапии, дает панораму используемых техник.

10) Подведение итогов дня

Участники обмениваются впечатлениями, просят разобрать отдельные темы более подробно. Уточняется рабочий план на оставшиеся два дня.

День второй

1) Утренний круг высказываний участников

Члены группы говорят о своем настроении, с которым приступают к дальнейшей работе, задают новые вопросы и высказывают комментарии.

2) Лекционный фрагмент

Циркулярные процессы в семье. Некоторые типичные последовательности, включающие проблемное поведение. Прослеживание семейных взаимодействий. Циркулярное интервью миланской школы. Типы вопросов.

3) Ролевая игра “Порочный круг”

Время — 2 часа 30 мин.

Цели:

1. Тренинг наблюдательности при взаимодействиях.

2. Обучение системному восприятию семейных процессов.

Это упражнение состоит из нескольких этапов:

а) Участники делятся на небольшие группы по 3 — 6 человек. Оптимальное количество таких групп 3—4. Ведущий дает следующую инструкцию: “Вам нужно выбрать одну из семейных проблем или ситуаций, которая кажется важной и интересной членам вашей подгруппы. Обсудите различные аспекты этой ситуации, распределите роли и покажите ее всей группе в виде небольшой сценки, придумав для нее название. Ситуация, которую вы выберете, не должна быть личной проблемой кого-то из вас, так как нашей задачей в данный момент является развитие навыков восприятия, а не личная терапия участников группы. У вас есть 15 — 20 минут на подготовку”.

б) Подготовка в малых группах.

в) Организуется импровизированная сцена, и одна из подгрупп показывает всем свою ситуацию. Участники должны разыграть ее, причем объяс­нения того, что они делают, на этом этапе должны быть сведены к минимуму. Как правило, участники спонтанно корректируют сюжет по ходу игры, и ситуация развивается по своим законам, часто довольно неожиданно для игроков.

г) Разбор ролевой игры, в котором принимает участие вся группа.

д) Следующая подгруппа предлагает свою сценку, затем следует ее разбор и так далее, пока не будут проиграны и обсуждены ситуации всех подгрупп. На каждую подгруппу отводится около 40 мин, после двух сценок может быть сделан перерыв на 10 мин.

Разбор ролевой игры происходит по следующей схеме:

а) Отчет играющих о своих чувствах в ролях людей, которых они представляли. Как они ощущали себя в этой ситуации, чего хотели достичь, каковы были их потребности. Ведущий намеренно проводит границу между персонажами сценки и личностями участников группы. Он относится к сыгранной роли как к произвольно выбранной участником театральной маске, и обращается к ним не по именам, а называет их роли. “Что чувствовал муж в этой ситуации? Чего он опасался? Как пережил этот конфликт ребенок? Что захотелось сделать в тот момент жене?” и т.д. Такое разграничение позволяет ведущему вести диагностический разбор сыгранной семьи, не травмируя и не вызывая сопротивления членов группы. Участники сами решают, проводить или не проводить параллели между игрой и собственной жизнью. Отчет игроков позволяет прояснить индивидуальные паттерны реагирования персонажей сценки.

б) Далее необходимо объединить их в последовательности, желательно в циркулярные. Ведущий еще раз коротко напоминает, какова была цепочка сюжетных ходов и реакций членов семьи (например: муж пришел, жена сказала, он ответил, ребенок заплакал, он ушел из дома и т.д.) Постепенно группа переходит к обсуждению того, что могло быть в семье данного типа до момента, разыгранного в ситуации, и что, возможно, произойдет впоследствии.

Ведущий может сказать примерно следующее: “Мы видели лишь один акт многоактной семейной пьесы. Нам известно: когда проблема не решается, то семья попадает в замкнутый круг, повторяя одни и те же ходы. Реакции членов семьи становятся стереотипными. Представьте себе, что вы семейный консультант и случайно наблюдали эту семейную сцену. Наша задача сейчас — проследить циркулярную последовательность семейных взаимодействий. Какие вопросы и кому из членов семьи вам хотелось бы задать, чтобы прояснить динамику семьи?”

Члены группы обучаются также отмечать циркулярные петли, которые происходят в самой сценке. Например, отец грубо ругает ребенка за плохую успеваемость. Тот начинает тереть глаза. Мать выступает на его защиту и говорит мужу, что он слишком строг. Отец отступает, но через некоторое время пытается снова возвратиться к проблеме. Ребенок снова принимает обиженный вид, и мама снова нападает на мужа и т.д. Модель семейных коммуникаций в небольшой промежуток времени, возможно, отражает общий семейный подход к воспитанию и проблемы супружеских взаимоотношений.

в) Участники группы тренируются в построении различных системных гипотез, включающих в себя реакции всех членов семьи.

Ведущий время от времени спрашивает у участников, выдвигающих свои версии происходящего: “На чьей вы стороне в этой семье? Как это влияет на формулировку вашей гипотезы?” Подобная рефлексия помогает участникам прояснить свое собственное подключение к проблемам семьи и восстанавливает нейтральность позиции консультанта.

Диагностика семейной ситуации происходит по всем параметрам интегративной модели системной семейной психотерапевтической диагностики, объединяя таким образом полученные на тренинге знания.

4) Лекционный фрагмент

Структура семьи. Сплоченность, иерархия, границы семьи. Типы дисфункциональных структур в циркулярной модели Олсона, межпоколенные коалиции, перевернутая иерархия и другие структурные нарушения.

5) Дискуссия

Классификация структурных проблем на основе разыгранных в предыдущем упражнении семей. Ведущий приводит примеры из терапевтической практики, рассказывает о строении системного семейного теста Геринга и других способах диагностики семейных структур.

6) Подведение итогов дня, ответы на вопросы.

День третий

1) Разминочное упражнение на эмпатию

Членов группы просят прочувствовать настроение и ожидания своего соседа справа и высказаться об этом от его имени. Человек, от лица которого выступает его сосед, может потом внести свои коррективы, а затем высказывается от лица следующего участника, и т.д. по кругу. К этому моменту члены группы уже имеют двухдневный опыт общения, а потому, как правило, удается довольно хорошо “настроиться на волну” партнера. Кроме того, это упражнение является вводным для следующей техники.

2) Тренировка навыков установления контакта с семьей

Участники делятся на малые группы (5—6 человек). Двое играют роли терапевтов, остальные — членов семьи. Парная работа терапевтов используется для того, чтобы все участники получили подобный опыт. Ведущий ставит перед группой задачу проработать социальную стадию диагностической встречи с семьей. Они должны собрать первичную информацию о семье и установить хороший контакт со всеми членами семьи, никого не забыв. Им нужно справляться со слишком разговорчивыми, поощрять молчаливых и не переходить к проблемной стадии, пока необходимая социальная информация не будет собрана. Через некоторое время они останавливаются, обсуждают сильные и слабые моменты в присоединении терапевтов к семье, а затем меняются ролями.

3) Обсуждение задач жизненного цикла семьи

Участники остаются в малых группах. Ведущий коротко рассказывает о классификации стадий жизненного цикла и концепции обращения семьи в консультацию в переходные периоды между ними. Подгруппы выбирают одну-две стадии и в течение 10 — 15 минут должны написать как можно больше проблем и жизненных задач, свойственных этим стадиям. Далее списки, наработанные в подгруппах, выносятся на всеобщее обсуждение.

4) Лекционный фрагмент

Функции симптоматического поведения в семейной системе. Симптом как коммуникативная метафора, часть циркулярной последовательности, призыв о помощи и способ стабилизации семейной системы. Переформулирование семейных проблем на основе обнаружения позитивных функций симптоматического поведения.

5) Упражнение “Практикум в позитивном переопределении”

Время — 40 мин.

Цель: обучение навыкам обратной связи.

Одним из вариантов реагирования на проблемную ситуацию является подчеркивание ее позитивных аспектов. Необходимо проводить различие между позитивной переоценкой и поддержкой клиентов. Если поддержка основана на принятии психотерапевтом идей и переживаний членов семьи, подбадривании их в случае необходимости, то позитивная переоценка позволяет показать определенные аспекты проблемного поведения в более выигрышном свете. Целью позитивной переоценки не является отрицание проблемы путем ее минимизирования. Она должна всегда основываться на правде. Терапевт просто указывает на те аспекты ситуации или поведения, которые прежде не были замечены из-за негативных эмоций и предубежденности членов семьи.

Существует много вариантов упражнений на переопределение. Например, кто-то из участников предлагает проблему. Она может быть выдумана или основана на реальном опыте, касаться индивидуальных трудностей или проблем взаимодействия. Его сосед должен попытаться найти позитивную формулировку данной проблемы. Если у него не получается, то такую попытку предпринимает следующий участник по кругу, и так до тех пор, пока не будет найден вариант, удовлетворяющий предложившего проблему.

Другой вариант тренировки этого навыка основан на методе мозгового штурма. Один член группы называет проблему, а вся группа комментирует ее всевозможными позитивными способами. Качество формулировок на данном этапе не играет роли, участники вольны придумывать самые фантастические версии. Это позволяет членам группы чувствовать себя более раскрепощенно и облегчает творческий процесс. На следующей стадии работы все идеи, выдвинутые в ходе мозгового штурма, тщательно анализируются и оцениваются с точки зрения применимости к данной проблеме.

6) Терапевтический сеанс участников под супервизией ведущего

Несколько участников группы играют семью, обратившуюся в консультацию за психологической помощью. Один-два участника тренинга на время становятся их терапевтами и проводят первую встречу с семьей. Они работают около часа. Оценочное интервью с “симулированной” семьей должно пройти все стадии: социальную, проблемную и стадию заключения терапевтического контракта. Время от времени ведущий устраивает перерыв и обсуждает с терапевтами, что они делают и с какой целью. Семья остается на своих местах, но участия в этом обсуждении не принимает. Ведущий должен избегать негативных оценок и формулировать обратную связь в виде вопросов и предложений по работе. Важно, чтобы у начинающих терапевтов возникло ощущение хотя бы некоторого успеха.

7) Групповая дискуссия

Обсуждение сеанса происходит с использованием карты структурирования информации о семейной системе, однако, в отличие от демонстрационной сессии первого дня, основной акцент делается не на диагностике, а на процессе терапии, использовании специальных техник и планировании работы с семьей. Участники уже знают о структуре оценочной встречи, выполнили ряд упражнений и видели две терапевтические сессии. Это позволяет им лучше понимать назначение использованных терапевтических навыков.

8) Заключительный круг высказываний участников тренинга

Участники задают вопросы по всему курсу, делятся впечатлениями и обсуждают с ведущим варианты продолжения обучения.

Наши рекомендации