Психологические операции подразделяются на следующие уровни: стратегические, оперативные и тактические
Стратегические психологические операции осуществляются в интересах достижения долгосрочных целей, призванных создать благоприятную психологическую обстановку для ведения военных действий. Такие операции обычно носят глобальный характер.
Оперативные психологические операции осуществляются в интересах достижения среднесрочных целей, в поддержку военных кампаний иди крупных операций. Объектом таких операций обычно является население определенного региона.
Тактические психологические операции осуществляются в интересах достижения краткосрочных целей, в поддержку командиров тактического звена. Объектом таких операций обычно является противостоящая группировка войск противника.
Психологические операции состоят из политических, военных, экономических, дипломатических и собственно информационно-психологических мероприятий, направленных на конкретные группы населения и военнослужащих противника с целью внедрения в их сознание необходимых идеологических и социальных установок, формирования ложных стереотипов поведения, трансформации в нужном направлении их настроений, чувств, воли, склонению их к отказу от боевых действий, предательству, сдаче в плен или дезертирству.
При правильном планировании психологические операции предшествуют применению военной силы, а затем сопровождают либо дополняют её использование. Они осуществляются в рамках государственной политики, а их военная и прикладная стороны согласовываются и координируются с деятельностью соответствующих правительственных учреждений.
В качестве схемы психологической операции против гражданского населения, рассмотрим этапы подготовки общественного мнения к войне в регионе Z. Пропагандисты должны убедить общество, что военные действия неизбежны и отвечают интересам нации, правовым нормам и принципам гуманизма.
Этап 1. Обществу внушают: в регионе Z сложилась аномальная ситуация.
Шаг 1. Создается виртуальный образ. В СМИ появляются репортажи-инсценировки, сделанные якобы в регионе Z. Иллюзия достоверности достигается рядом специальных трюков (дрожащая телекамера). Репортер «под свист пуль» рассказывает, что в регионе Z неспокойно, потому что тут диктатура/безвластие.
Шаг 2. Свидетельства «очевидцев». Специально подготовленные свидетели и пострадавшие разоблачают дикие порядки, царящие в регионе Z. «Чудом выжившая» девочка рассказывает, как расстреляли её отца и брата. «Такое у нас происходит каждый день», - будничным тоном говорит она.
Шаг 3. Наклеивание ярлыков. Путем настойчивого использования определенных метафор в общественное сознание внедряются стойкие негативные ассоциации и ярлыки. «Политический режим в регионе Z - фашистский», «Власти региона Z- бандиты и террористы».
Этап 2. Пропаганда навязывает обществу определенную программу действий.
Шаг 1. Ложная аналогия. Психологическая ловушка, основанная на тяге людей к типологизации событий. «Когда-то в Косове (в Чечне, в Афганистане и т.д.) было так же, как сейчас в регионе Z. Поэтому мы знаем, что случится, если сейчас не принять меры».
Шаг 2. Исключение альтернатив. Спорное решение выдается за единственно возможное, альтернативные предложения замалчиваются. Общество настойчиво убеждают: иного не дано. «В регион Z нужно ввести войска». «...Нужно ввести войска». «... Ввести войска».
Шаг 3. Историческая подтасовка. Намеренная подгонка исторических фактов под заданную версию текущих событий. «Регион Z всегда был взрывоопасным. Только нам удавалось поддерживать там гражданский мир и обеспечивать благополучие граждан».
Этап 3. В регионе Z начинаются военные действия, приводящие к гибели людей и серьезным разрушениям.
Шаг 1. «Забалтывание» темы. Сообщения из района боевых действий оттесняются на второй план, «забиваются» массой ярких «легких» новостей. «Сенсация! В зоопарке города N родился первый в мире фиолетовый крокодил... Певец M. покалечил тёщу... Сегодня в регионе Z был сбит наш вертолёт ...В Эфиопии засуха... В Риме выставка...».
Шаг 2. Понижение эмоциональной оценки. Информация о жертвах и разрушениях сообщается нейтральным, бесстрастным тоном, чтобы общество начало относиться к войне как к рутине. «Сегодня подорвался на мине БТР третьего полка. Погибли 12 человек. Напомним, что это уже третий инцидент с начала недели: во вторник в перестрелке пострадали двое рядовых, а в среду смертельное ранение получил один военнослужащий».
Шаг 3. Фальшивая социология. Подтасовка замеров общественного мнения для оправдания неудачной военной операции. «Вопреки досужим домыслам о непопулярности операции в регионе Z 76% наших граждан - за продолжение боевых действий».
Отдельные шаги приведенной выше схемы в реальности выглядели следующим образом.
Подготовка к военной операции в зоне Персидского залива шла под лозунгами восстановления утраченной независимости Кувейта, защиты Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара и Омана от агрессивных намерений С. Хусейна, защиты свободы мирового судоходства в Персидском заливе, защиты нарушаемых прав курдов и шиитов Ирака и необходимостью установления демократического режима правления в этой стране. Сообщалось о наличии у Ирака огромных запасов химического оружия и планах его возможного применения, об активных работах по созданию ядерного боеприпаса, о поддержке С. Хусейном ряда террористических организаций и т.д. Ярким эпизодом пропагандистской кампании явились свидетельские показания кувейтской девочки о зверствах со стороны иракских солдат на территории Кувейта. Якобы они вынесли из родильного отделения пятнадцать новорожденных и положили их умирать на бетонный пол. В течение сорока дней после данных свидетельств Президент США Дж. Буш десять раз обращался к этой теме в своих выступлениях. Впоследствии оказалось, что девочка была дочерью посла Кувейта в США и её история не более чем вымысел.
Массированной дезинформации подверглось мировое сообщество относительно так называемой «гуманитарной катастрофы» в Косово. После ввода на территорию Косова миротворческих сил представители гуманитарных организаций завезли 40 тысяч пластиковых пакетов для перезахоронения жертв так называемого «холокоста косовских албанцев». Однако было обнаружено не более 2 тысяч трупов. Впоследствии премьер-министр Великобритании Тони Блэр подвергся резкой критике со стороны оппозиции и СМИ за обман английского народа.
Психологические операции по осуществлению культурной экспансии и диверсий проводятся с целью распространения своих культурных идеалов и принципов среди населения других стран, что, с одной стороны, приводит к установлению моральной и нравственной зависимости вторых от первых, а с другой - способствует нарушению устоявшихся культурноэтических представлений в обществе, приводит к деградации национальной сознания.
Особый эффект дает разжигание национально-культурных противоречий. Этнические, религиозные и другие меньшинства представляют собой первоочередной объект воздействия.
Национально-религиозные противоречия послужили основой для затяжного конфликта в Югославии, на территории Северного Кавказа и в Закавказье.
Накануне войны в Персидском заливе проводилась целенаправленная американская пропаганда на курдов. США удалось спровоцировать антиправительственные выступления в Иракском Курдистане, что вынудило Багдад направить туда дополнительные войска.
Консолидирующие психологические операции проводятся в интересах воздействия на население нейтральных и дружественных стран, а также на население своего государства. Они преследуют цель формирования лояльного отношения, а на своё население и население дружественных государств с целью активной поддержки политики, проводимой субъектом воздействия.
Главными целями психологических операций при осуществлении миротворческой деятельности являются предотвращение или прекращение вооруженного конфликта.
Виды психологического воздействия
По мнению отечественных и зарубежных специалистов психологическое воздействие подразделяется на следующие виды:
- информационно-психологическое;
- психогенное;
- психотронное;
- психоаналитическое;
- нейролингвистическое;
- психотропное.
Информационно-психологическое воздействие – это воздействие словом, информацией.
Психологическое воздействие такого вида ставит своей основной целью формирование определенных идеологических (социальных) идей, взглядов, представлений, убеждений, одновременно оно вызывает у людей положительные или отрицательные эмоции, чувства и даже массовые реакции, например, панику.
Психогенное воздействие осуществляется в результате физического воздействия на мозг человека в результате травмы головы или воздействия физических факторов (звука, освещения, температуры и т.д.), а также шокового воздействия окружающих условий или каких-то событий (например, картин массовых разрушений, многочисленных жертв и т.д.). В результате психогенного воздействия человек не в состоянии рационально действовать, теряет ориентацию в пространстве, испытывает аффект или депрессию, впадает в панику, в состояние ступора и т.д. В связи с этим появилось такое понятие как психогенные потери личного состава.
В ходе арабо-израильской войны (1973 г.) египтяне применили против Израиля реактивные системы залпового огня. Из 1500 израильских военнослужащих поступивших после огневого налета в госпиталь 800 не имели никаких физических повреждений.
Психотронное (парапсихологическое, экстрасенсорное) воздействие - это воздействие на людей, осуществляемое путем передачи информации через внечувственное (неосознаваемое) восприятие.
Массовая «телевизионная эпидемия» вспыхнула в Японии 1 декабря 1997 года после демонстрации очередной серии мультфильма «Покемон». Более 700 детей были доставлены в больницу с симптомами эпилепсии. По мнению психиатров, массовый недуг вызвали эпизоды, сопровождавшиеся многочисленными ослепительными разноцветными вспышками. Медики доказали, что мерцание красного цвета с частотой от 10 до 3030 вспышек в секунду вызвало сначала раздражение глазных нервов и частичный спазм сосудов головного мозга, а затем потерю сознания, судороги и даже спазматическое прекращение дыхания (удушье).
Наиболее известным здесь является «феномен 25 кадра», хотя его эффективность до конца не изучена. Кроме того, известны факты проведения работ по созданию генераторов высокочастотной и низкочастотной кодировки мозга.
Психоаналитическое воздействие - воздействие на подсознание человека терапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или глубокого сна. Словесные внушения (команды) в закодированной форме выводятся на любой носитель звуковой информации (аудиокассеты, радио или телепередачи, шумовые эффекты). Человек слушает музыку или шум прибоя в комнате отдыха, следит за диалогами персонажей фильма, и не подозревает, что в них содержатся невоспринимаемые сознанием, но всегда фиксируемые подсознанием команды, заставляющие его впоследствии делать то, что предписано.
Нейролингвистическое воздействие - вид психологического воздействия, изменяющий мотивацию людей путем введения в их сознание специальных лингвистических программ. Главным средством воздействия выступают специально подобранные вербальные (словесные) и невербальные лингвистические программы, усвоение содержания которых позволяет изменить в заданном направлении убеждения, взгляды и представления человека (как отдельного индивида, так и целых групп людей). Однако необходимость непосредственного контакта с объектом ограничивает сферу использования этого вида психологического воздействия.
Психотропное воздействие - воздействие на психику человека с помощью медицинских препаратов, химических или биологических веществ.
Не все указанные виды психологического воздействия используются в равной степени. В основном в ходе ведения психологической войны применяются информационно-психологическое и психогенное воздействие.
Психологическое воздействие в условиях вооруженной борьбы зависит от тех целей и задач, ради решения которых оно предпринимается, а также от возможностей (сил и средств), требующихся для этого.