Информационные и психологические войны

(из учебника Гафнер В. В. Информационная безопасность : учеб. пособие / В.В. Гафнер. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 324 с.)

Информационное пространство с конца XX века фактически стало театром военных действий, где каждая противоборствующая сторона стремится получить преимущество, а в случае необходимости разгромить противника. Общедоступность и высокая оперативность обновления информации о боевой обстановке, в сочетании с её наглядностью и высокой достоверностью «единой цифровой картины поля боя», превращают информацию не только в мощное оружие, но и уязвимую цель для противника. Размах противоборства в информационной сфере достиг таких масштабов, что потребовалось создание специальной концепции получившей название «информационной войны» или «информационного противоборства».

В число сфер ведения боевых действий, помимо земли, моря, воздуха и космоса теперь включается и инфосфера. Как подчеркивают военные эксперты, основными объектами поражения в новых войнах будут информационная инфраструктура и психика противника (появился даже термин «human network»).

В настоящее время существует несколько вариантов трактовок термина «информационная война». Однако наиболее полным можно считать вариант термина, представленный в Уставе Сухопутных войск США FM 100-6 «Информационные операции» (август, 1996 г.). Согласно этому документу,

ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА - это комплекс мероприятий по достижению информационного превосходства путем воздействия на информацию, информационные процессы, информационные системы и компьютерные сети противника при одновременной защите своей информации, информационных процессов, информационных систем и компьютерных сетей.

Наиболее известным примером информационной войны считается холодная война 1946-1991 годов (точнее, её идеологический аспект). Часть исследователей считает, что распад СССР был обусловлен применением информационных методов. В приведенном примере, информационная война - комплекс мероприятий по информационному воздействию на массовое сознание для изменения поведения людей и навязывания им целей, которые не входят в число их интересов, а также защита от подобных воздействий.

Информационные войны могут вестись:

- между государствами;

- между финансово-промышленными группами;

- между властью и финансово-промышленными группами, - между властью и оппозицией, которую в свою очередь поддерживают определенные финансово-промышленные группы (иностранные государства);

- между разными сегментами власти, поддерживающие различные финансово-промышленные группы (иностранные государства).

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ.Стратегия применения информационного оружия носит исключительно НАСТУПАТЕЛЬНЫЙ характер, который во многом определяет лицо информационной войны и позволяет априори определить потенциального информационного агрессора.

Информационное оружие - это комплекс специализированных методов и средств, предназначенных для контроля информационных ресурсов объекта воздействия и временного или безвозвратного вывода из строя функций или служб информационной инфраструктуры в целом или отдельных её элементов.

Основными способами и методами применения информационного оружия могут быть:

- нанесение ущерба отдельным физическим элементам информационной инфраструктуры (разрушение сетей электропитания, создание помех, использование специальных программ, стимулирующих вывод из строя аппаратных средств, а также биологических и химических средств разрушения элементарной базы);

- уничтожение или повреждение информационных, программных и технических ресурсов противника, преодоление систем защиты, внедрение вирусов, программных закладок и логических бомб;

- воздействие на программное обеспечение и базы данных информационных систем и систем управления с целью их искажения или модификации;

- угроза или проведение террористических актов в информационном пространстве (раскрытие и угроза обнародования или обнародование конфиденциальной информации об элементах национальной информационной инфраструктуры, общественно значимых и военных кодов шифрования, принципов работы систем шифрования, успешного опыта ведения информационного терроризма и др.);

- захват каналов СМИ с целью распространения дезинформации, слухов, демонстрации силы и доведения своих требований;

- уничтожение и подавление линий связи, искусственная перегрузка узлов коммутации;

- воздействие на операторов информационных и телекоммуникационных систем с использованием мультимедийных и программных средств для ввода информации в подсознание или ухудшения здоровья человека;

- воздействие на компьютерное оборудование боевой техники и вооружений с целью вывода их из строя.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО Стратегическое информационное противоборство (ИП) первого поколения это:

- огневое подавление (в военное время) элементов инфраструктуры государственного и военного управления;

- ведение радиоэлектронной борьбы;

- получение разведывательной информации путем перехвата и расшифровки информационных потоков, передаваемых по каналам связи, а также по побочным излучениям;

- осуществление несанкционированного доступа к информационным ресурсам с последующим их искажением или хищением;

- формирование и массовое распространение по информационным каналам противника или глобальным сетям дезинформации для воздействия на оценки, намерения лиц, принимающих решения;

- получение интересующей информации путем перехвата открытых источников информации.

Стратегическое информационное противоборство второго поколения предусматривает несколько другой подход:

- создание атмосферы бездуховности и безнравственности, негативного отношения к культурному наследию противника;

- манипулирование общественным сознанием и политической ориентацией социальных групп населения страны с целью создания политической напряженности и хаоса;

- дестабилизация политических отношений между партиями, объединениями и движениями с целью провокации конфликтов, разжигания недоверия, подозрительности, обострения политической борьбы, провоцирование репрессий против оппозиции и даже гражданской войны;

- снижение уровня информационного обеспечения органов власти и управления, инспирация ошибочных управленческих решений;

- дезинформация населения о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация органов управления;

- провоцирование социальных, политических, национальных и религиозных столкновений;

- инициирование забастовок, массовых беспорядков и других акций экономического протеста;

- затруднение принятия органами управления важных решений;

- подрыв международного авторитета государства, его сотрудничества с другими странами;

- нанесение ущерба жизненно важным интересам государства в политической, экономической, оборонной и других сферах.

В целом следует отметить, что с конца 90-х годов основной тенденцией в развитии понимания роли и места информационного противоборства является осознание факта, что стратегическое ИП является самостоятельным принципиально новым видом стратегического противоборства, способным разрешать конфликты без применения вооруженной силы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА

Хотя методы психологического воздействия в военных целях известны с древних времен, психологическая война в ее современном понимании возникла и сформировалась только в XX веке. Этому послужило несколько причин.

Во-первых, уже после первой мировой войны стало понятно, что физические формы воздействия на противника чрезвычайно затратны. Военная победа, полученная таким способом, зачастую не окупает потерь в живой силе и технике. Научно-технический прогресс и изобретение средств массового уничтожения вообще поставили под сомнение целесообразность полномасштабных физических войн, т.к. уничтожаются территории, ресурсы, потенциальные рабы и агрессор сам может пострадать в результате применения такого оружия.

Во-вторых, возможность вести широкомасштабную психологическую войну прямо зависит от уровня развития информационно-пропагандистской машины. Только к началу XX века средства массовой информации превратились в неотъемлемый, широко распространенный и очень важный элемент повседневной жизни всех экономически развитых стран мира. Торговля, политика, культура, общественная жизнь уже не могли нормально функционировать без газет, журналов, брошюр, плакатов, устной, наглядной и печатной рекламы. Поэтому использование их в военных целях оказалось неизбежным.

В-третьих, современный мир стал другим. Значительно возрос образовательный и культурный уровень, изменилась психология широких масс. Власть имущие уже не могут, как в древности, просто сказать народам, что война ведется ради получения добычи и рабов. Сегодня политики и стоящие за ними финансовые круги не могут прямо заявить, что война ведется ради захвата источников сырья и рынков сбыта, ради уничтожения своих экономических конкурентов, ради подавления освободительных движений в колониальных и полуколониальных странах, ради сохранения власти транснациональных корпораций в странах «третьего мира», а отнюдь не ради обороны или защиты свободы и демократии. Поскольку власть имущие никогда не могут сказать народам правду об истинных целях войны, они прибегают к психологическому насилию, лжи, пропагандистской травле тех, кто не согласен стать пушечным мясом. Прибегнуть к психологической войне заставило то, что современные войны, которые ведут правящие круги, противоречат интересам народов.

В настоящее время практически все вооруженные силы развитых государств имеют в своём составе структуры, отвечающие за оказание информационно-психологическое воздействие на военнослужащих и население противника.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА - совокупность различных форм, методов и средств воздействия на людей с целью изменения в желаемом направлении их психологических характеристик (взглядов, мнений, ценностных ориентаций, настроений, мотивов, установок, стереотипов поведения), а также групповых норм, массовых настроений и общественного сознания в целом.

Психологическая война может проходить в любое (как в военное, так и в мирное) время и в любом месте, например на линии фронта и в тылу у противника.

В каком отношении друг к другу находятся информационные и психологические войны? Информационные и психологические войны тесно связаны с понятием информационного пространства. Психологическая война использует сегмент информационного пространства для оказания информационно-психологического воздействия на определенную аудиторию, а информационные войны направлены на контроль информационного пространства в целом.

Информационно-психологическая война - открытые и скрытые целенаправленные информационные воздействия социальных, политических, этнических и иных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере, направленные на обеспечение информационного превосходства над противником и нанесения ему материального, идеологического или иного ущерба.

Основными целями психологической войны могут являться:

а) предотвращение возможного военного конфликта;

б) ослабление морального духа личного состава вооруженных сил и гражданского населения противника;

в) склонение их к отказу от участия в боевых действиях;

г) создание предпосылок для достижения намеченных военно-политических целей с минимальными людскими потерями и материальными затратами.

Рассмотрим основные цели психологической войны в мирное, военное и послевоенное время.

Основная цель психологической войны в мирное время заключается в том, чтобы путем воздействия на моральнополитическое и психологическое состояние населения и вооруженных сил противника предотвратить военный конфликт (либо подготовить его) невоенными средствами.

В военное время цели психологической войны сводятся к тому, чтобы подорвать моральный и боевой дух населения и личного состава вооруженных сил противника, снизить его боеспособность, подавить волю к сопротивлению, побудить к уклонению от участия в боевых действиях, дезертирству, неповиновению командирам, сдаче в плен.

В послевоенное время мероприятия психологической войны осуществляют в основном с целью закрепления результатов своей победы над противником, либо для нейтрализации результатов его победы.

Психологическую войну против гражданского населения ведут с целью внедрения в его сознание идей, взглядов и представлений, снижающих готовность людей активно участвовать в войне, расшатывающих их морально-политическое единство, заставляющих выступать против войны.

Основная цель психологического воздействия на военнослужащих противника заключается в подрыве их боевого духа, в склонении к прекращению сопротивления, к сдаче в плен или уклонению от боевых действий.

Наши рекомендации