Обзор по применению инновационно-технических средств обучения

В учебном процессе кафедра применяет инновационно-технические средства обучения, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности. Они предполагают применение информационных образовательных технологий, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню, в процессе преподавания дисциплины:

· использование мультимедийных учебников, электронных версий эксклюзивных курсов в преподавании дисциплины;

· использование медиаресурсов, энциклопедий, электронных библиотек и Интернет;

· проведение электронных презентаций рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ;

· проведение занятий в режиме видеоконференцсвязи;

· консультирование студентов с использованием электронной почты;

· использование программно-педагогических тестовых заданий для проверки знаний студентов и т.д.

Материалы для семнарской работы обучающегося

Практическая работа 1. Система счисления.

1. Переведите следующие числа из десятичной системы в двоичную систему счисления

1) 32210 2) 28310 3) 31510 4) 17610

5) 15010 6) 42810 7) 18110 8) 700610

9) 200110

2. Переведите следующие числа из десятичной системы в восьмеричную систему счисления.

1) 32210 2) 28310 3) 31510 4) 17610 5) 15010 6) 42810 7) 18110 8) 700610 9) 200110

3. Переведите следующие числа из десятичной системы в шестнадцатеричную систему счисления.

1) 32210 2) 28310 3) 31510 4) 17610 5) 15010 6) 42810 7) 18110 8) 700610 9) 200110

4. Переведите следующие числа из соответствующей системы счисления в десятичную.

1) 101000112 2) 10010012 3) 111012 4) 110110012

5) 11010112 6) 11101112 7) 5558 8) 6368 9) 2378

10) 2358 11) 7318 12) 3548 13) 9116 14) 4D16

15) 5A316 16) 23516 17) 7C116 18) F5416

5. Переведите следующие числа

1) 111101100112 2) 11011010010012 3) 10011010110012

4) 110111110112 5) 10101110111012 6) 11101111010112

Задания к самостоятельной работе студентов

1. Переведите числа в десятичную систему счисления

111002 1100102 10001002 1011012 1000102 101112 11000112 1010112 1001112 110100 11001012 1100012 1538 3916 2038

16 1278 11316 215816

106816 2248 10816

2. Переведите десятичные числа в указанную систему счисления

5510 = Х2 5510 = Х8 10010 = Х2 5510 = Х16 9310 = Х2 8810 = Х8 6410 = Х2 11110 = Х16 12810 = Х2 16510 = Х8 4710 = Х2

16510 = Х16 7510 = Х2 9410 = Х8 8810 = Х2 18210 = Х16 6010 = Х2 10010 = Х8 11110 = Х2 9010 = Х16 97102 16210 = Х8 8610 = Х2 17010 = Х16

3. Переведите числа в десятичную систему счисления

111002 1100102 10001002 1011012 1000102 101112 11000112 1010112 1001112 1101002 11001012 1100012 1538 3916 2038

16 1278 11316 215816

106816 2248 10816

4. Переведите восьмеричные и шестнадцатеричные числа в двоичную систему счисления:

a) 2668; 26616; b) 12708; 2A1916; c) 0,238; 0,2316; d)23,458; 23,4516.

5. Осуществить перевод чисел по схеме A10 →A16 →A2 →A8:

a) 16 54710; b) 21 58910; c) 8 51210; d)7 75610; e) 5 04310; f) 2 32310.

Практическая работа 2. Перевод чисел из одной система в другую.

Вариант 1.Выполнить перевод координат в десятичную систему счисления и отметить точку на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, получите рисунок.

№ точки Двоичная № точки Двоичная
x y x y

Вариант 2.Необходимо принять за начало отсчёта точку А(40;0), а за единичный отрезок 10мм.

№ точки Двоичная № точки Двоичная
x y x y

Вариант 3.точка А(20;30).

№ точки Двоичная № точки Двоичная
x y x y

Практическая работа 3. Основные арифметические действия

Вариант №1 1. 53(10)=х(2) 2. 43(10)=х(16) 3. 10(10)=х(8) 4. 1001(2)=х(10) 5. 123(8)=х(10) 6. 10010011(2)=х(8) 7. 1A(16)=х(10) 8. 12С(16)=х(2)=х(8) 9. 1110101(2)+1111(2)= 10. 1110101(2)+1001(2)= 11. 1110101(2)-1111(2)= 12. 1101(2)*1111(2)= 13. 123(8)+12(8)= 14. 125(8)-11(8)= 15. 16D(16)+12(16)= Вариант №2 1. 51(10)=х(2) 2. 42(10)=х(16) 3. 17(10)=х(8) 4. 127(8)=х(10) 5. 1010(2)=х(10) 6. 10010101(2)=х(8) 7. 1С(16)=х(10) 8. 12D(16)=х(2)=х(8) 9. 1110101(2)+1111(2)= 10. 1100101(2)+1111(2)= 11. 1100101(2)-1111(2)= 12. 1111(2)*1111(2)= 13. 125(8)+12(8)= 14. 127(8)-11(8)= 15. 13B(16)+15(16)= Вариант №3 1. 49(10)=х(2) 2. 45(10)=х(16) 3. 12(10)=х(8) 4. 11000101(2)=х(8) 5. 1101(2)=х(10) 6. 120(8)=х(10) 7. 1Е(16)=х(10) 8. 12A(16)=х(2)=х(8) 9. 1110101(2)+1111(2)= 10. 1110011(2)+1111(2)= 11. 1110111(2)-1111(2)= 12. 1001(2)*1111(2)= 13. 128(8)+12(8)= 14. 129(8)-11(8)= 15. 17A(16)+17(16)=
Вариант №4 1. 123(8)+12(8)= 2. 43(10)=х(16) 3. 10(10)=х(8) 4. 1001(2)=х(10) 5. 123(8)=х(10) 6. 10010011(2)=х(8) 7. 1A(16)=х(10) 8. 12С(16)=х(2)=х(8) 9. 1110101(2)+1111(2)= 10. 1110101(2)+1001(2)= 11. 1110101(2)-1111(2)= 12. 1101(2)*1111(2)= 13. 53(10)=х(2) 14. 125(8)-11(8)= 15. 16D(16)+12(16)= Вариант №5 1. 1010(2)=х(10) 2. 42(10)=х(16) 3. 17(10)=х(8) 4. 127(8)=х(10) 5. 13B(16)+15(16)= 6. 10010101(2)=х(8) 7. 1С(16)=х(10) 8. 12D(16)=х(2)=х(8) 9. 1110101(2)+1111(2)= 10. 1100101(2)+1111(2)= 11. 1100101(2)-1111(2)= 12. 1111(2)*1111(2)= 13. 125(8)+12(8)= 14. 127(8)-11(8)= 15. 51(10)=х(2) Вариант №6 1. 128(8)+12(8)= 2. 45(10)=х(16) 3. 12(10)=х(8) 4. 11000101(2)=х(8) 5. 1101(2)=х(10) 6. 120(8)=х(10) 7. 1Е(16)=х(10) 8. 12A(16)=х(2)=х(8) 9. 1110101(2)+1111(2)= 10. 1110011(2)+1111(2)= 11. 1110111(2)-1111(2)= 12. 1001(2)*1111(2)= 13. 49(10)=х(2) 14. 129(8)-11(8)= 15. 17A(16)+17(16)=

Практическая работа 4. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Методические рекомендации:

В задачах такого типа используются понятия:

· алфавит,

· мощность алфавита

· символ,

· единицы измерения информации (бит, байт и др.)

Для представления текстовой (символьной) информации в компьютере используется алфавит мощностью 256 символов. Один символ из такого алфавита несет 8 бит информации (28 =256). 8 бит =1 байту, следовательно, двоичный код каждого символа в компьютерном тексте занимает 1 байт памяти.

Задача 1. Сколько бит памяти займет слово «Микропроцессор»?

Решение:

Слово состоит из 14 букв. Каждая буква – символ компьютерного алфавита, занимает 1 байт памяти. Слово занимает 14 байт =14*8=112 бит памяти.

Ответ: 112 бит

Задача 2. Текст занимает 0, 25 Кбайт памяти компьютера. Сколько символов содержит этот текст?

Задача 3. Текст занимает полных 5 страниц. На каждой странице размещается 30 строк по 70 символов в строке. Какой объем оперативной памяти (в байтах) займет этот текст?

Задача 4.Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, оцените информационный объем следующего предложения из пушкинского четверостишия:

Певец-Давид был ростом мал, Но повалил же Голиафа!

Задача 5.Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, оцените информационный объем следующего предложения в кодировке КОИ-8: Сегодня метеорологи предсказывали дождь.

Задача 6.Считая, что каждый символ кодируется 16 битами, оцените информационный объем следующего предложения в кодировке Unicode: Каждый символ кодируется 8 битами.

Задача 7. Текст занимает полных 10 секторов на односторонней дискете объемом 180 Кбайт. Дискета разбита на 40 дорожек по 9 секторов. Сколько символов содержит текст?

Решение:

3. 40*9 = 360 -секторов на дискете.

4. 180 Кбайт : 360 * 10 =5 Кбайт – поместится на одном секторе.

5. 5*1024= 5120 символов содержит текст.

Ответ: 5120 символов

Задача 8. Сообщение передано в семибитном коде. Каков его информационный объем в байтах, если известно, что передано 2000 символов.

Задача 9. Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщение со скоростью 28800 бит/с, чтобы передать 100 страниц текста в 30 строк по 60 символов каждая, при условии, что каждый символ кодируется одним байтом?

Задача 10. Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью 14400 бит/с, чтобы передать сообщение длиной 225 Кбайт?

Практическая работа 5. Кодирование текстовой информации

Наши рекомендации