Исследователи отмечают, что все разнообразие педагогических теорий обучения можно свести к двум подходам: объективистскому и конструктивистскому
Семинар №1 Тема. Сущность и методологические основы обучения.
Цель:содействовать развитию профессиональной компетентности на основе осмысления структуры и сущности, особенностей процесса обучения.
Задачи:
1.Знание сущности обучения и его основных особенностей; основных концептуальных подходов к обучению, осознание причин школьных затруднений учащихся и способов их диагностики.
2. Умение анализировать и обосновывать выбор подхода к обучению, анализировать и оценивать современные тенденции изменений в образовании,
План.
1. Основные дидактические понятия. Образование. Обучение. Преподавание. Учение.
2. Сущность процесса обучения и его особенности.
А) Двусторонний и личностный характер обучения.
Б) Единство преподавания и учения.
a. В) Открытость и нелинейность процесса обучения.
3.Структура процесса обучения. Особенности деятельности учителя и учащихся в обучении. Структура учебной деятельности. Методологические основы обучения.
.
Вопросы и задания для самостоятельной работы и коллективного обсуждения
Вопросы 1-9 рассмотрены на лекции и представлены в учебных пособиях( см. список литературы ниже).
Вопросы и задания 1-13 содержат новую информацию, требующую самоопределения студентов.
1.Дидактика – это…………………………………………………………………..
2.Дидактика – это наука или искусство?
3.Чем отличается обучение от образования?
4.Проанализируйте ряд определений понятия «процесс обучения».
Определение понятия. П.О. – это… | На чем сделан акцент | Общее | Различия |
…деятельность учителя по формированию знаний, умений и навыков учащихся | |||
… совместная деятельность учителя и учащихся | |||
…совместная деятельность и общение… | |||
…педагогический процесс по организации учебно- познавательной деятельности школьников | |||
…целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников | |||
…управляемый учителем процесс познания | |||
… последовательно изменяющаяся деятельность учителя и учащихся… | |||
… сотрудничество учителя и учащихся… | |||
…диалог субъектов педагогического процесса… | |||
… сотворчество… | |||
… взаимодействие культуры учителя, культуры ученика и культуры, закодированной в учебных текстах. |
Покажите на примерах учебных ситуаций тот факт, что видимость и сущность процесса обучения часто не совпадают.
4. Для характеристики образовательной деятельности ученика обычно
применяются следующие понятия: изучение, усвоение, познание. Рассмотрите различия ( например на примере рассуждений А.В.Хуторского) .
Какие функции относятся к функциям процесса обучения?
Раскройте содержание функций обучения.
6. К структурным частям процесса обучения относятся….
7. Какие дидактические отношения возникают в процессе обучения? Какое дидактическое отношение является центральным? Раскройте возможные варианты соотношения «преподавания» и «учения».
8. Познание в науке и познание в обучении имеют общие и особенные черты. Назовите их.
Что является движущей силой процесса обучения? При каких условиях противоречие становится движущей силой?
10.Какую проблему, идею развития современного образования вскрывает каждая цитата?
1. “Образование - это то, что остаётся, когда всё выученное забыто” (американский психолог Беррес Фредерик Скиннер);
2. “Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает” (немецкий социолог Георг Зиммель);
3. “Если умыть кошку, она, многие говорят, никогда больше не станет умываться сама. Человек никогда не научится тому, чему его учат” (Дж.Б. Шоу);
4. “Учитель, который ничему не учится у своих учеников, выбрал не ту профессию” (немецкий психолог и писательница Шарлотта Вольф);
5. “Когда слишком много правил - дети бунтуют. Когда правил нет - они тоже бунтуют” (японское высказывание).
Проанализируйте представленную в таблице информацию, характеризующую открытость и нелинейность процесса обучения. Каковы современные тенденции развития процесса школьного обучения.
Методические рекомендации: сравните с описанием традиционного(объяснительно-иллюстративного) обучения.
Компоненты процесса обучения | Особенности преподавания | Особенности учения |
Цель процесса обучения | Создание условий для самоопределения ученика. | Освоение содержания изучаемого предмета как средства решения предметных и личностно значимых задач |
Задачи процесса обучения | Предметные, личностные | Предметные, личностные |
Ожидаемый результат | Профессиональная компетентность, личностная позиция | Компетентность. Жизненное самоопределение |
Единица организации деятельности | Педагогическая задача | Учебная задача(учебная или личностная) |
Источники информации | Школьные и внешкольные | Школьные и внешкольные |
Пространство | Не ограничено | Не ограничено |
Время | Не ограничено | Не ограничено |
Содержание изучаемого предмета | Конструируется учителем | «Выращивается « учеником |
Средства обучения | Конструируются учителем (гуманистические, рефлексивные, проектные технологии) | Конструируются ( выбираются из ранее усвоенных) учеником - общеучебные методы, методы самопознания, рефлексии. |
Участники процесса | Субъект деятельности | Субъект и объект деятельности |
Взаимодействие « учитель- ученик» | Конструктивное функционально-ролевое, межличностное | Конструктивное функционально-ролевое и межличностное |
Исследователи отмечают, что все разнообразие педагогических теорий обучения можно свести к двум подходам: объективистскому и конструктивистскому.
Различие лежит в области понимания знания. Если знание понимается как отражение объективной реальности, существующее независимо от учащегося (а эта позиция характерна для индустриального этапа развития общества, когда социальные структуры оставались стабильными), то можно говорить об объективистском подходе. Этот подход называется пассивным по отношению к учащемуся.
Если понимать знание как то, что мы конструируем в процессе обучения на основе предыдущего опыта в процессе взаимодействия с другими (а этот подход связан с динамикой общественного развития и изменчивостью социальных структур), то речь идет о конструктивистском подходе к обучению. Этот подход называется активным по отношению к учащемуся. В данном подходе каждый учащийся ответственен за открытие, конструирование использование и оценку приобретенного знания путем активного исследования и интерактивных социальных взаимодействий с другими. В чем сильные и слабые стороны, каждого из этих подходов?
Педагогический подход | Роль педагога | Роль учащегося |
ОБЪЕКТИВИСТКИЙ | Способствовать передаче знаний учащемуся через презентацию знаний и объяснение. | Пассивная Независимая от других учащихся. Каждый учащийся ответственен за усвоение информации представляющей собой объективное знание. |
КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ | Способствовать передаче знаний учащемуся путем создания образовательной среды, стимулирующей активное и интерактивное участие в процессе обучения. | Активная Открытие, конструирование и оценка полученного знания через активное исследование и интерактивные социальные взаимодействия с другими. |
Для выполнения задания: |
1. Приведите примеры из своей жизни использования учителями конструктивистского и объективистского подхода к обучению.
2. Какие трудности вы испытывали как учащийся?
3. Воспользуйтесь ресурсами ИНТЕРНЕТ, периодической печати и приведите примеры конструктивистского подхода к обучению, реализуемые в практике современного школьного образования.
4. Опишите формы конструктивистского подхода к обучению.
5. Выделите основные критерии, по которым будете проводить различия.
6. Сделайте вывод о преимуществах и недостатках каждого из этих подходов, проиллюстрировав ваши суждения подобранными вами примерами.
13. | Задание: «Треугольник затруднений» Заполните таблицу «Типология школьных затруднений» |
Методическая подсказка: 1. Ознакомьтесь с типологией школьных затруднений Фоерштайна. 2. Может ли она помочь современному учителю диагностировать затруднения в обучении учеников? Сформулируйте свое отношение. 3. Подберите диагностические ситуации, задания, методики, игры, которые позволили бы определить все 4 типа затруднений. 4. Заполните итоговую таблицу. |
·