Описание структуры учебно-методического комплекса дисциплины
«Криминалистическое моделирование»
№ п/п | Составляющие УМКД | Информация об издании | |
Автор, название, место издания, издательство, год издания | Место хранения (нахождения) | ||
1 | Программный элемент | ||
1.1 | Рабочая программа учебной дисциплины | Назаров В.С. «Криминалистическое моделирование» - Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009 (рукопись, электронная версия) | Кафедра уголовного права и процесса |
2 | Теоретический элемент | ||
2.1 | Учебник (основной) | Кустов А.М. Криминалистика и механизм преступлений. М., 2007 | Библиотека, кафедра уголовного права и процесса |
2.2 | Учебник(и) (дополнительные) | Библиографический список приведен а РП (разд. ) | Библиотека, кафедра уголовного права и процесса |
3 | Практический элемент | ||
3.1 | Практикум | Планы семинарских занятий | В рабочей программе |
3.2 | Хрестоматия | ||
4 | Методико-технологический элемент | ||
4.1 | Методические рекомендации по изучению дисциплины | Назаров В.С., Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова (рукопись, электронная версия) | В рабочей программе |
4.2 | Методические рекомендации по выполнению рефератов, контрольных, курсовых работ | нет |
Структура и содержание дисциплины
Тематический план составлен с учетом модульного построения дисциплины с указанием последовательности изучения модулей (тем) учебной дисциплины.
Название каждого раздела соответствует названию дисциплинарного модуля, а название каждой темы в разделе – наименованию базового модуля
Тематический план для ОФО
№ | Тема | Количество часов | ||||
Самост. работа | Аудиторные занятия | Всего | ||||
Лекции | Лабораторные | Семинарские | ||||
1. | Понятие, сущность криминалистического моделирования. | - | ||||
2. | Правовые основания моделирования в расследовании преступлений. | - | ||||
3. | Следственный эксперимент как способ моделирования. | - | ||||
4. | Криминалистические приемы моделирования, имеющие значение самостоятельных следственных действий. | - | ||||
5. | Следственная реконструкция в расследовании преступлений. | - | ||||
6. | Моделирование в ходе осмотра места происшествия. | - | ||||
7. | Типовые версии в раскрытии и расследовании преступлений. | - | ||||
8. | Моделирование внешнего облика преступника. | - | ||||
9. | Моделирование поискового портрета преступника. | - | ||||
10. | Моделирование психологического портрета преступника. | - | ||||
11. | Моделирование внешнего облика человека по костным останкам. | - | ||||
12. | Моделирование поведения преступника после совершенного преступления. | - | ||||
13. | Изучение личности обвиняемого для моделирования. | - | ||||
14. | Моделирование механизма преступления. | - | ||||
15. | Моделирование оперативно-розыскной деятельности. | - | ||||
16. | Моделирование в экспертной деятельности. | - | ||||
17. | Моделирование при проведении допросов и очных ставок. | - | ||||
18. | Моделирование при проведении обыска и выемки. | - | ||||
19. | Моделирование в расследовании краж. | - | ||||
20. | Моделирование в расследовании убийств. | - | ||||
Итого | - |
Тематический план для ЗФО
№ | Тема | Количество часов | ||||
Самост. работа | Аудиторные занятия | Всего | ||||
Лекции | Лабораторные | Семинарские | ||||
1. | Понятие, сущность криминалистического моделирования. | |||||
2. | Правовые основания моделирования в расследовании преступлений. | - | ||||
3. | Следственный эксперимент как способ моделирования. | |||||
4. | Криминалистические приемы моделирования, имеющие значение самостоятельных следственных действий. | - | ||||
5. | Следственная реконструкция в расследовании преступлений. | |||||
6. | Моделирование в ходе осмотра места происшествия. | - | ||||
7. | Типовые версии в раскрытии и расследовании преступлений. | |||||
8. | Моделирование внешнего облика преступника. | - | ||||
9. | Моделирование поискового портрета преступника. | |||||
10. | Моделирование психологического портрета преступника. | - | ||||
11. | Моделирование внешнего облика человека по костным останкам. | - | ||||
12. | Моделирование поведения преступника после совершенного преступления. | - | ||||
13. | Изучение личности обвиняемого для моделирования. | - | ||||
14. | Моделирование механизма преступления. | - | ||||
15. | Моделирование оперативно-розыскной деятельности. | - | ||||
16. | Моделирование в экспертной деятельности. | - | ||||
17. | Моделирование при проведении допросов и очных ставок. | - | ||||
18. | Моделирование при проведении обыска и выемки. | - | ||||
19. | Моделирование в расследовании краж. | - | ||||
20. | Моделирование в расследовании убийств. | - | ||||
Итого | - |
Содержание теоретических разделов курса:
Тема 1. Понятие, сущность криминалистического моделирования.
1. Понятие и сущность моделирования как способа познания.
2. Понятие, сущность, определения криминалистического моделирования.
3. Криминалистическое моделирование как учебная дисциплина. История развития.
4. Виды моделей и моделирование.
5. Процесс моделирования.
6. Значение моделирования в следственной практике.
Тема 2. Правовые основания моделирования в расследовании преступлений.
- Правовые основания моделирования.
- Процессуальное оформление результатов моделирования.
- Оценка результатов моделирования.
Тема 3. Следственный эксперимент как способ моделирования.
1. Следственный эксперимент как способ моделирования.
2. Этапы следственного эксперимента.
3. Тактические условия проведения следственного эксперимента.
4. Фиксация хода, содержания и результатов следственного эксперимента.
5. Оценка результатов следственного эксперимента.
Тема 4. Проверка показаний на месте как способ моделирования.
1. Понятие проверки и уточнения показаний на месте и правовые основания ее проведения.
2. Подготовка к проведению проверки.
3. Тактические приемы проведения проверки.
4. Фиксация результатов проведения проверки.
5. Оценка результатов проведения проверки.
Тема 5. Следственная реконструкция в расследовании преступлений.
- Понятие следственной реконструкции как разновидности моделирования.
- Источники информации для предстоящей реконструкции.
- Восстановление испорченных документов.
- Значение реконструкции в расследовании преступлений.
- Баллистическая реконструкция. Понятие, условия проведения, значение.
Тема 6. Моделирование в ходе осмотра места происшествия.
1. Моделирование в ходе осмотра места происшествия.
2. Вопросы, решаемые следователем в ходе осмотра места происшествия по различным категориям дел.
Тема 7. Типовые версии в раскрытии и расследовании преступлений.
- Понятие типовых версий и их роль в расследовании преступлений.
- Этапы выработки типовых версий.
- Тактические приемы типовых версий.
Тема 8. Моделирование внешнего облика преступника.
- Понятие словесного портрета.
- Субъекты составления словесного портрета.
- Общие правила составления словесного портрета.
- Тактика составления словесного портрета.
- Проверка и оценка составленного словесного портрета.
- Понятие композиционных портретов преступника. Виды.
- Тактика составления композиционного портрета.
- Проверка и оценка композиционного словесного портрета.
Тема 9. Моделирование поискового портрета преступника.
- Понятие поискового портрета и его отличие от других «портретов».
- Источники информации для составления поискового портрета.
- Построение поискового портрета.
- Проверка и оценка поискового портрета.
- Значение поискового портрета в расследовании преступлений.
Тема 10 Моделирование психологического портрета преступника.
- Понятие психологического портрета. История вопроса.
- Источники информации для моделирования психологического портрета.
- Построение психологического портрета.
- Оценка и проверка психологического портрета.
- Значение психологического портрета.
Тема 11 Моделирование внешнего облика человека по костным останкам.
1. История возникновения и развития учения о моделировании внешнего облика человека по костным останкам.
2. Источники информации для моделирования внешнего облика человека по костным останкам.
3. Процесс моделирования.
4. Оценка и проверка полученного внешнего облика человека по костным останкам.
Тема 12 Моделирование поведения преступника после совершенного преступления.
- Источники информации для предстоящего моделирования поведения преступника.
- Моделирование поведения преступника после совершенного преступления.
- Использование модели поведения для раскрытия и расследования преступлений.
- Значение созданной модели поведения преступника после совершенного преступления.
Тема 13 Изучение личности обвиняемого.
- Источники информации для личности обвиняемого.
- Проверка информации о личности обвиняемого.
Тема 14 Моделирование механизма преступления.
- Понятие механизма преступления и его отличие от картины преступления.
- Значения установленного механизма совершенного преступления.
- Процесс моделирования механизма совершенного преступления.
Тема 15. Моделирование в оперативно-розыскной деятельности.
1. Субъекты моделирования в ОРД.
2. Вопросы, решаемы в ходе моделирования в ОРД. Приемы моделирования в ОРД.
3. Проверка результатов моделирования в ходе ОРД.
Тема 16. Моделирование в экспертной деятельности.
1. Субъекты моделирования при производстве экспертиз.
2. Приемы моделирования при производстве экспертиз.
3. Фиксация способов и результатов моделирования в ходе проведения экспертиз.
4. Оценка результатов экспертиз.
Тема 17. Моделирование при проведении допросов и очных ставок.
1. Моделирование возможных ситуаций в предстоящих допросах и очных ставках.
2. Подготовка к допросу и очной ставки.
3. Тактические приемы и использование результатов моделирования в ходе допросов и очных ставок.
Тема 18. Моделирование при проведении обыска и выемки.
1. Моделирование возможных ситуаций в предстоящих обысках и выемках.
2. Подготовка к обыску и выемке.
3. Тактические приемы использования результатов моделирования в ходе проведения обысков и выемки.
Тема 19. Моделирование в ходе расследования краж.
1. Моделирование в ходе проведения осмотра места происшествия по делам о кражах.
2. Моделирование в ходе дальнейшего расследования краж.
Тема 20. Моделирование в ходе расследования убийств.
1. Моделирование в ходе осмотра места происшествия по делам об убийствах.
2. Использование типовых версий по делам об убийствах.
3. Моделирование в ходе дальнейшего расследования убийств.
Содержание практических разделов дисциплины
Планы практических занятий
Тема 1 Понятие, сущность криминалистического моделирования.
1. Понятие и сущность моделирования как способа познания.
2. Понятие, сущность, определения криминалистического моделирования.
3. Криминалистическое моделирование как учебная дисциплина. История развития.
4. Виды моделей и моделирование.
5. Процесс моделирования.
6. Значение моделирования в следственной практике.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:8 часов, семинарские занятия 2 часа.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Понятие и сущность моделирования.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 2 Правовые основания моделирования в расследовании преступлений.
1. Правовые основания моделирования.
2. Процессуальное оформление результатов моделирования.
3. Оценка результатов моделирования.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:7 часов, семинарские занятия 1 час.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Этапы моделирования.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 3. Следственный эксперимент как способ моделирования.
1. Следственный эксперимент как способ моделирования.
2. Этапы следственного эксперимента.
3. Тактические условия проведения следственного эксперимента.
4. Фиксация хода, содержания и результатов следственного эксперимента.
5. Оценка результатов следственного эксперимента.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:8 часов, семинарские занятия 2 часа.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Требования, предъявляемые к следственному эксперименту.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 4. Проверка показаний на месте как способ моделирования.
- Понятие проверки и уточнения показаний на месте и правовые основания ее проведения.
- Подготовка к проведению проверки.
- Тактические приемы проведения проверки.
- Фиксация результатов проведения проверки.
- Оценка результатов проведения проверки.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:7 часов, семинарские занятия 1 час.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Этапы проведения проверки.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 5. Следственная реконструкция в расследовании преступлений.
1. Понятие следственной реконструкции как разновидности моделирования.
2. Источники информации для предстоящей реконструкции.
3. Восстановление испорченных документов.
4. Значение реконструкции в расследовании преступлений.
5. Баллистическая реконструкция. Понятие, условия проведения, значение.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:8 часов, семинарские занятия 2 часа.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Теоретические проблемы следственной реконструкции
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 6. Моделирование в ходе осмотра места происшествия.
1. Моделирование в ходе осмотра места происшествия.
2. Вопросы, решаемые следователем в ходе осмотра места происшествия по различным категориям дел.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:8 часов, семинарские занятия 2 часа.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Особенности моделирования в ходе осмотра места происшествия по ДТП.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 7. Типовые версии в раскрытии и расследовании преступлений.
1. Понятие типовых версий и их роль в расследовании преступлений.
2. Этапы выработки типовых версий.
3. Тактические приемы типовых версий.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:7 часов, семинарские занятия 1 час.
Вопросы для самостоятельной работы студентов:
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 8. Моделирование внешнего облика преступника.
1. Понятие словесного портрета.
2. Субъекты составления словесного портрета.
3. Общие правила составления словесного портрета.
4. Тактика составления словесного портрета.
5. Проверка и оценка составленного словесного портрета.
6. Понятие композиционных портретов преступника. Виды.
7. Тактика составления композиционного портрета.
8. Проверка и оценка композиционного словесного портрета.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:8 часов.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Проверка и оценка композиционных портретов.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 9. Моделирование поискового портрета преступника.
1. Понятие поискового портрета и его отличие от других «портретов».
2. Источники информации для составления поискового портрета.
3. Построение поискового портрета.
4. Проверка и оценка поискового портрета.
5. Значение поискового портрета в расследовании преступлений.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:6 часов, семинарские занятия 1 час.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Субъекты составления поискового портрета.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 10 Моделирование психологического портрета преступника.
1. Понятие психологического портрета. История вопроса.
2. Источники информации для моделирования психологического портрета.
3. Построение психологического портрета.
4. Оценка и проверка психологического портрета.
5. Значение психологического портрета.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:7 часов, семинарские занятия 1 час.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Отличие психологического портрета от поискового.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 11 Моделирование внешнего облика человека по костным останкам.
1. История возникновения и развития учения о моделировании внешнего облика человека по костным останкам.
2. Источники информации для моделирования внешнего облика человека по костным останкам.
3. Процесс моделирования.
4. Оценка и проверка полученного внешнего облика человека по костным останкам.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:8 часов, семинарские занятия 2 часа.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Субъекты моделирования внешнего облика человека по костным останкам.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 12 Моделирование поведения преступника после совершенного преступления.
1. Источники информации для предстоящего моделирования поведения преступника.
2. Моделирование поведения преступника после совершенного преступления.
3. Использование модели поведения для раскрытия и расследования преступлений.
4. Значение созданной модели поведения преступника после совершенного преступления.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:6 часов, семинарские занятия 1 час.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Субъекты моделирования поведения преступника после совершенного преступления.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 13 Изучение личности обвиняемого.
1. Источники информации для личности обвиняемого.
2. Проверка информации о личности обвиняемого.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:6 часов, семинарские занятия 1 час.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Правовые основания изучения личности обвиняемого.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 14 Моделирование механизма преступления.
1. Понятие механизма преступления и его отличие от картины преступления.
2. Значения установленного механизма совершенного преступления.
3. Процесс моделирования механизма совершенного преступления.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:7 часов, семинарские занятия 1 час.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Особенности установления механизма преступления при совершении убийств.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 15. Моделирование в оперативно-розыскной деятельности.
1. Субъекты моделирования в ОРД.
2. Вопросы, решаемы в ходе моделирования в ОРД. Приемы моделирования в ОРД.
3. Проверка результатов моделирования в ходе ОРД.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:8 часов, семинарские занятия 2 часа.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Отличие и общие черты моделирования при проведении следственных действия и ОРД.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 16. Моделирование в экспертной деятельности.
- Субъекты моделирования при производстве экспертиз.
- Приемы моделирования при производстве экспертиз.
- Фиксация способов и результатов моделирования в ходе проведения экспертиз.
- Оценка результатов экспертиз.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:7 часов, семинарские занятия 2 часа.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Правовые основания назначения и проведения экспертиз.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 17. Моделирование при проведении допросов и очных ставок.
- Моделирование возможных ситуаций в предстоящих допросах и очных ставках.
- Подготовка к допросу и очной ставки.
- Тактические приемы и использование результатов моделирования в ходе допросов и очных ставок.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:7 часов, семинарские занятия 1 час.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Моделирование при допросах несовершеннолетних.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 18. Моделирование при проведении обыска и выемки.
- Моделирование возможных ситуаций в предстоящих обысках и выемках.
- Подготовка к обыску и выемке.
- Тактические приемы использования результатов моделирования в ходе проведения обысков и выемки.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:6 часов, семинарские занятия 1 час.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Особенности моделирования при проведении обысков в жилых помещениях.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 19. Моделирование в ходе расследования краж.
- Моделирование в ходе проведения осмотра места происшествия по делам о кражах.
- Моделирование в ходе дальнейшего расследования краж.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:6 часов, семинарские занятия 1 час.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Значение следов при моделировании по делам о кражах.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 20. Моделирование в ходе расследования убийств.
- Моделирование в ходе осмотра места происшествия по делам об убийствах.
- Использование типовых версий по делам об убийствах.
- Моделирование в ходе дальнейшего расследования убийств.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:7 часов, семинарские занятия 1 час.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Особенности моделирования по делам о детоубийствах.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи