Охарактеризуйте подходы к классификации управленческих решений. Какие требования предъявляются к управленческим решениям?
Классификаций управленческих решений много и необходимо выби-
рать ту, которая подходит к данной конкретной управленческой проблеме.
1. По продолжительности действия:
• оперативные;
• тактические;
• стратегические.
2. По числу альтернатив:
• бинарное решение (имеются две альтернативы действия – «да» или
«нет»);
• малоальтернативное (рассматривается малочисленный набор аль-
тернатив);
• многоальтернативное (имеется очень большое, но конечное число
альтернатив);
• непрерывное (выбор делается из бесконечного числа состояний не-
прерывно изменяющихся управляемых величин).
3. По субъекту, принимающему решения:
• индивидуальные;
• групповые.
4. По сфере действия (технические, экономические, социальные, по-
литические и др.).
5. По степени неопределенности (полноты информации):
• решения в условиях определенности;
• решения в условиях риска (вероятностной определенности);
• решения в условиях неопределенности.
6. По степени сложности подготовки управленческого решения:
• стандартные или программируемые;
• нестандартные или непрограммируемые.
7. По степени уникальности:
• новаторские (инновационные, творческие, оригинальные) – это ко-
гда требуется предпринять действие, но нет приемлемых альтернатив, и
их приходится впервые разрабатывать; 19
• рутинные.
8. По подходу к принятию решения:
• интуитивные;
• основанные на суждении;
• основанные на рациональности.
9. По форме отражения (план, программа, приказ, указание).
10. По типу личности менеджера, принимающего решения:
• импульсивные – авторы этих решений легко генерируют самые раз-
нообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как
следует проверить, уточнить, оценить. Решения принимаются «с наскока»,
«рывками»;
• рискованные – отличаются от импульсивных тем, что их авторы не
нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в
себе, могут не испугаться любых опасностей;
• инертные – становятся результатом осторожного поиска. В них, в
отличие от импульсивных, контрольные и уточняющие действия преобла-
дают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обна-
ружить оригинальность, блеск, новаторство;
• осторожные – характеризуются тщательностью оценки менеджером
всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей
степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью;
• уравновешенные – принимают менеджеры, внимательно и критиче-
ски относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их про-
верке.
11. По степени достижения целей:
• допустимое (приемлемое) – решение, удовлетворяющее ограниче-
ниям: ресурсным, правовым, морально-этическим;
• оптимальное (наилучшее) – если решение обеспечивает экстремум
(максимум или минимум) выбранного критерия для данной ситуации; 20
• эффективное – характеризуется степенью достижения целей к за-
тратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем больше степень
достижения целей и меньше затраты на их реализацию.
Фатхутдинов Р. А. предлагает классифицировать управленческие ре-
шения по следующим признакам:
• стадия жизненного цикла товара (маркетинг, НИОКР);
• подсистема системы менеджмента (целевая, функциональная);
• сфера действия (технические, экономические, политические);
• цель (коммерческие, некоммерческие);
• ранг управления (верхний, средний, нижний);
• масштабность (комплексные, частные);
• организация выработки (личные и коллективные, индивидуальное и
групповое);
• продолжительность действия (стратегические, тактические, опера-
тивные);
• объект воздействия (внешние и внутренние);
• методы формализации (текстовые, графические, математические);
• повторяемость (разовые и повторяющиеся);
• формы отражения (план, программа, приказ, указание);
• сложность (стандартные и нестандартные);
• способ передачи (вербальные, письменные, электронные).
Требования к УР и условия их достижения
№
п/п
Требования к УР Условия достижения
требований
1 Соответствие УР действующему законодательству
и положениям уставных документов компании
Самоконтроль или кон-
троль со стороны юриста,
референта
2 Наличие у руководителей соответствующий пол-
номочий (прав и ответственности) для РУР
Разработка должностных
инструкций и положений
об отделах и службах
3 Наличие в тексте УР четкой целевой направленно-
сти и адресности (исполнителям должно быть яс-
но, на что направлено разрабатываемое решение и
какие средства будут использоваться)
Доведение до каждого ра-
ботника информации о це-
лях, сроках выполнения,
используемых ресурсах
4 Соответствие формы УР его содержанию Контроль со стороны
юриста, референта
5 Обеспечение своевременности (нельзя ни опере-
жать, ни опаздывать)
Знания и интуиция руко-
водителя, реальная оценка
ситуации
6 Недопустимость в тексте решения противоречий
самому себе или ранее реализованным решениям
Самоконтроль и контроль
со стороны юриста,
референта
7 Возможность технической, экономической и орга-
низационной выполнимости УР
Заключение специалистов
или экспертов
8 Наличие параметров для внешнего или внутренне-
го контроля выполнения УР
Составление рабочих до-
кументов, проведение ау-
дита
9 Учет возможных отрицательных последствий
при реализации УР в экономической, социальной,
экологической и других областях
Заключение внешних экс-
пертов, оценка рисков
10 Наличие возможности обоснованного
положительного результата
Набор расчетов и предпо-
ложений
Второе требование может быть выполнено при четком распределе-
нии функций управления и посредством разработки должностных инст-
рукций для конкретной должности и конкретного подразделения. Каждый
руководитель должен знать свое должностное поле.
Третье требование реализуется обозначением в тексте УР ясной и
понятной цели, ради которой разрабатывается и реализуется, а также пе-
речислением конкретных исполнителей с необходимыми сведениями о
них – наименование подразделения, должности и т. д. В тексте УР или в22
приложении к нему указываются средства, которые необходимы для вы-
полнения УР.
Четвертое требование касается организационно-правовой стороны
оформления УР. Основные формы УР (приказ, распоряжение, акт и др.)
составляются и заполняются в соответствии с ЕГСДОУ (раздел «Общие
требования к документам и службам документационного обеспечения»).
Пятое требование основано на том, что наибольшей востребованно-
стью пользуются УР, которых ждут. Рано пришедшие или рано разрабо-
танные УР могут потеряться или стать ошибочными ввиду изменившихся
за прошедшее время обстоятельств. Поздно пришедшие решения могут
быть уже и ненужными. Это требование достаточно трудно выполнить.
Шестое требование носит технический характер. Иногда руководи-
тели забывают об аналогичных, предыдущих действующих УР. Новое УР
может вступить в конфликт со старым. Поэтому руководитель должен
вести учет УР и устранять возможную несогласованность их. Если такая
несогласованность есть, то одно из решений необходимо отменять.
Седьмое требование касается технологической проработки УР. Каж-
дое УР должно иметь реальные возможности выполнимости и полезности.
Для достижения этого руководитель может воспользоваться услугами со-
ответствующих специалистов своей компании или консультационных
фирм. Для юридического закрепления гарантий выполнимости в тексте
УР должны быть визы специалистов (экспертов).
Восьмое требование предполагает реализацию обратной связи в цепи
разработки или реализации УР. Контроль – это необходимая функция как
управления, так и производства. В тексте УР должны быть указаны про-
межуточные и окончательные сроки контроля хода проведения работ с
указанием конкретных контролирующих лиц или подразделений. Резуль-
таты контроля должны доводиться до сведения инициатора УР (субъекта
решения).
Девятое требование исходит из того, что реализация любого управ-
ленческого решения имеет различного рода отрицательные последствия.
Это объясняется сложностью социальной системы, в которой работает ру-23
ководитель. Необходимо прогнозировать возможные отрицательные по-
следствия и в тексте УР указывать меры по уменьшению их влияния на
отдельных исполнителей или компании в целом.
Десятое требование касается активизации деятельности персонала,
который будет разрабатывать или реализовывать УР. Работник лучше вы-
полняет УР, которое обязательно принесет положительный результат как
для него, так и для других людей или компании. Наличие возможности
обоснованного положительного результата должно быть отражено в тек-
сте УР.