Охарактеризуйте подходы к классификации управленческих решений. Какие требования предъявляются к управленческим решениям?

Классификаций управленческих решений много и необходимо выби-

рать ту, которая подходит к данной конкретной управленческой проблеме.

1. По продолжительности действия:

• оперативные;

• тактические;

• стратегические.

2. По числу альтернатив:

• бинарное решение (имеются две альтернативы действия – «да» или

«нет»);

• малоальтернативное (рассматривается малочисленный набор аль-

тернатив);

• многоальтернативное (имеется очень большое, но конечное число

альтернатив);

• непрерывное (выбор делается из бесконечного числа состояний не-

прерывно изменяющихся управляемых величин).

3. По субъекту, принимающему решения:

• индивидуальные;

• групповые.

4. По сфере действия (технические, экономические, социальные, по-

литические и др.).

5. По степени неопределенности (полноты информации):

• решения в условиях определенности;

• решения в условиях риска (вероятностной определенности);

• решения в условиях неопределенности.

6. По степени сложности подготовки управленческого решения:

• стандартные или программируемые;

• нестандартные или непрограммируемые.

7. По степени уникальности:

• новаторские (инновационные, творческие, оригинальные) – это ко-

гда требуется предпринять действие, но нет приемлемых альтернатив, и

их приходится впервые разрабатывать; 19

• рутинные.

8. По подходу к принятию решения:

• интуитивные;

• основанные на суждении;

• основанные на рациональности.

9. По форме отражения (план, программа, приказ, указание).

10. По типу личности менеджера, принимающего решения:

• импульсивные – авторы этих решений легко генерируют самые раз-

нообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как

следует проверить, уточнить, оценить. Решения принимаются «с наскока»,

«рывками»;

• рискованные – отличаются от импульсивных тем, что их авторы не

нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в

себе, могут не испугаться любых опасностей;

• инертные – становятся результатом осторожного поиска. В них, в

отличие от импульсивных, контрольные и уточняющие действия преобла-

дают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обна-

ружить оригинальность, блеск, новаторство;

• осторожные – характеризуются тщательностью оценки менеджером

всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей

степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью;

• уравновешенные – принимают менеджеры, внимательно и критиче-

ски относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их про-

верке.

11. По степени достижения целей:

• допустимое (приемлемое) – решение, удовлетворяющее ограниче-

ниям: ресурсным, правовым, морально-этическим;

• оптимальное (наилучшее) – если решение обеспечивает экстремум

(максимум или минимум) выбранного критерия для данной ситуации; 20

• эффективное – характеризуется степенью достижения целей к за-

тратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем больше степень

достижения целей и меньше затраты на их реализацию.

Фатхутдинов Р. А. предлагает классифицировать управленческие ре-

шения по следующим признакам:

• стадия жизненного цикла товара (маркетинг, НИОКР);

• подсистема системы менеджмента (целевая, функциональная);

• сфера действия (технические, экономические, политические);

• цель (коммерческие, некоммерческие);

• ранг управления (верхний, средний, нижний);

• масштабность (комплексные, частные);

• организация выработки (личные и коллективные, индивидуальное и

групповое);

• продолжительность действия (стратегические, тактические, опера-

тивные);

• объект воздействия (внешние и внутренние);

• методы формализации (текстовые, графические, математические);

• повторяемость (разовые и повторяющиеся);

• формы отражения (план, программа, приказ, указание);

• сложность (стандартные и нестандартные);

• способ передачи (вербальные, письменные, электронные).

Требования к УР и условия их достижения

п/п

Требования к УР Условия достижения

требований

1 Соответствие УР действующему законодательству

и положениям уставных документов компании

Самоконтроль или кон-

троль со стороны юриста,

референта

2 Наличие у руководителей соответствующий пол-

номочий (прав и ответственности) для РУР

Разработка должностных

инструкций и положений

об отделах и службах

3 Наличие в тексте УР четкой целевой направленно-

сти и адресности (исполнителям должно быть яс-

но, на что направлено разрабатываемое решение и

какие средства будут использоваться)

Доведение до каждого ра-

ботника информации о це-

лях, сроках выполнения,

используемых ресурсах

4 Соответствие формы УР его содержанию Контроль со стороны

юриста, референта

5 Обеспечение своевременности (нельзя ни опере-

жать, ни опаздывать)

Знания и интуиция руко-

водителя, реальная оценка

ситуации

6 Недопустимость в тексте решения противоречий

самому себе или ранее реализованным решениям

Самоконтроль и контроль

со стороны юриста,

референта

7 Возможность технической, экономической и орга-

низационной выполнимости УР

Заключение специалистов

или экспертов

8 Наличие параметров для внешнего или внутренне-

го контроля выполнения УР

Составление рабочих до-

кументов, проведение ау-

дита

9 Учет возможных отрицательных последствий

при реализации УР в экономической, социальной,

экологической и других областях

Заключение внешних экс-

пертов, оценка рисков

10 Наличие возможности обоснованного

положительного результата

Набор расчетов и предпо-

ложений

Второе требование может быть выполнено при четком распределе-

нии функций управления и посредством разработки должностных инст-

рукций для конкретной должности и конкретного подразделения. Каждый

руководитель должен знать свое должностное поле.

Третье требование реализуется обозначением в тексте УР ясной и

понятной цели, ради которой разрабатывается и реализуется, а также пе-

речислением конкретных исполнителей с необходимыми сведениями о

них – наименование подразделения, должности и т. д. В тексте УР или в22

приложении к нему указываются средства, которые необходимы для вы-

полнения УР.

Четвертое требование касается организационно-правовой стороны

оформления УР. Основные формы УР (приказ, распоряжение, акт и др.)

составляются и заполняются в соответствии с ЕГСДОУ (раздел «Общие

требования к документам и службам документационного обеспечения»).

Пятое требование основано на том, что наибольшей востребованно-

стью пользуются УР, которых ждут. Рано пришедшие или рано разрабо-

танные УР могут потеряться или стать ошибочными ввиду изменившихся

за прошедшее время обстоятельств. Поздно пришедшие решения могут

быть уже и ненужными. Это требование достаточно трудно выполнить.

Шестое требование носит технический характер. Иногда руководи-

тели забывают об аналогичных, предыдущих действующих УР. Новое УР

может вступить в конфликт со старым. Поэтому руководитель должен

вести учет УР и устранять возможную несогласованность их. Если такая

несогласованность есть, то одно из решений необходимо отменять.

Седьмое требование касается технологической проработки УР. Каж-

дое УР должно иметь реальные возможности выполнимости и полезности.

Для достижения этого руководитель может воспользоваться услугами со-

ответствующих специалистов своей компании или консультационных

фирм. Для юридического закрепления гарантий выполнимости в тексте

УР должны быть визы специалистов (экспертов).

Восьмое требование предполагает реализацию обратной связи в цепи

разработки или реализации УР. Контроль – это необходимая функция как

управления, так и производства. В тексте УР должны быть указаны про-

межуточные и окончательные сроки контроля хода проведения работ с

указанием конкретных контролирующих лиц или подразделений. Резуль-

таты контроля должны доводиться до сведения инициатора УР (субъекта

решения).

Девятое требование исходит из того, что реализация любого управ-

ленческого решения имеет различного рода отрицательные последствия.

Это объясняется сложностью социальной системы, в которой работает ру-23

ководитель. Необходимо прогнозировать возможные отрицательные по-

следствия и в тексте УР указывать меры по уменьшению их влияния на

отдельных исполнителей или компании в целом.

Десятое требование касается активизации деятельности персонала,

который будет разрабатывать или реализовывать УР. Работник лучше вы-

полняет УР, которое обязательно принесет положительный результат как

для него, так и для других людей или компании. Наличие возможности

обоснованного положительного результата должно быть отражено в тек-

сте УР.

Наши рекомендации