Регламент переговоров машиниста (ТЧМ), ДСП и составителя поездов при маневровой работе

№ п/п Кто передает Кому передает Когда (где), в каких случаях передает Что передает (наименование передаваемого текста) Форма передаваемого текста (команды, указания, сообщения) и действия работников Примечание
7.1 Перестановка вагонов с железнодорожного пути на железнодорожный путь при наличии маневровых светофоров.
7.1.1 Составитель ДСП По готовности состава к маневровому передвижению Запрос ДСП о приготовлении маршрутов для маневровых передвижений «Дежурный, с 5-го на 12 путь 10 вагонов».  
7.1.2     ДСП Составителю - Подтверждение восприятия запроса составителя «Понятно, с 5-го на 12 путь 10 вагонов». Готовит маршрут с 5-го пути на вытяжку и открывает попутные маневровые светофоры (первый полурейс – вытягивание). При наличии вариантных маршрутов ДСП дополнительно информирует машинистов (составителей) поездов о направлении следования. «С 5-го пути маршрут готов за М16»
7.1.3 Составитель ТЧМ После открытия маневрового светофора для выезда с 5 пути Команда на движение «Машинист … (фамилия или номер локомотива), поехали вперед на вытяжку за М22, Н5 белый».   Если составителю не видно сигнала (находится на хвостовом вагоне), он дает команду на движение, а машинист докладывает ему показание светофора.
  7.1.4   ТЧМ   Составителю   После убеждения в открытии светофора   Подтверждение восприятия команды составителя   «Понятно, еду на вытяжку за М22, Н5 белый Машинист … (фамилия или номер локомотива)». Подает один длинный свисток, приводит состав в движение.  
7.1.5 Составитель ТЧМ После заезда состава на вытяжку (или за сигнал, указанный ДСП) Команда на остановку «Машинист … (фамилия или номер локомотива), остановка».    
7.1.6 ТЧМ Составителю По команде составителя Подтверждение восприятия и исполнения команды Подает три коротких свистка, останавливает состав.  
7.1.7 ДСП - - - Готовит маршрут с вытяжки на 12 путь, открывает попутные маневровые светофоры (второй полурейс - осаживание).  
7.1.8 Составитель ТЧМ После открытия светофора М22 для обратного движения состава Команда на движение вагонами вперед «Машинист … (фамилия или номер локомотива), поехали назад на 12 путь на вагоны. М22 белый, я на подножке справа(слева, на площадке, в тамбуре, иду пешком справа по ходу и т.п.)».  
7.1.9 ТЧМ Составителю По получении команды составителя Подтверждение восприятия команды составителя «Понятно, осаживаю на 12 путь на вагоны, М22 белый составитель на подножке справа (слева, на площадке, в тамбуре, пешком справа по ходу и т.п.) …. (фамилия или номер локомотива)». Подает два длинных свистка, начинает движение состава вагонами вперед.  
7.1.10 Составитель ТЧМ При движении вагонами вперед после проезда первым вагоном каждого попутного светофора составитель поездов сообщает машинисту показание следующего попутного светофора. Сообщение о положении следующего попутного маневрового светофора «Машинист … (фамилия или номер локомотива), М24 белый».  
7.1.11 ТЧМ Составителю Немедленно по получении сообщения составителя Подтверждение восприятия «Понятно, М24 белый. …( фамилия или номер локомотива)».  
7.1.12 Составитель ТЧМ При вступлении головы состава на путь назначения сообщение «Машинист … (фамилия или номер локомотива), заезжаем на 12 путь, места на 20 вагонов».  
7.1.13 ТЧМ Составителю Немедленно по получении сообщения составителя Подтверждение восприятия «Заезжаем на 12 путь, места на 20 вагонов… (фамилия или номер локомотива)»  
7.1.14 Составитель ТЧМ При уменьшении расстояния до стоящих вагонов (за 10 вагонов) сообщение «Машинист … (фамилия или номер локомотива), места на 10 вагонов».  
7.1.15 ТЧМ     Составителю Немедленно по получении сообщения составителя Подтверждение восприятия «Места на 10 вагонов. Машинист … (фамилия или номер локомотива)».  
7.1.16 Составитель ТЧМ При уменьшении расстояния до стоящих грузовых вагонов до 5 вагонов, до стоящих пассажирских вагонам – до 3 вагонов Сообщение «Машинист … (фамилия или номер локомотива), места на 5 (3) вагонов, тише».  
7.1.17 ТЧМ Составителю Немедленно по получении сообщения составителя Подтверждение восприятия «Места на 5 (3) вагонов. Машинист … (фамилия или номер локомотива)». Подает два коротких свистка, снижает скорость движения до 3 км/час.  
7.1.18 Составитель ТЧМ При подходе к стоящим вагонам сообщение «Машинист … (фамилия или номер локомотива), места на 1 вагон».  
7.1.19 ТЧМ     Составителю Немедленно по получении сообщения составителя Подтверждение восприятия «Места на 1 вагон. Машинист … (фамилия или номер локомотива)».  
7.1.20 Составитель ТЧМ Непосредственно перед соединением вагонов Команда «Машинист … (фамилия или номер локомотива), остановка».  
7.1.21 ТЧМ Составителю Немедленно по получении cообщения составителя Подтверждение восприятия Подает три коротких свистка, останавливает состав.  
7.2   Выезд маневрового состава с железнодорожного пути при запрещающем показании светофора.
7.2.1   Выезд маневрового состава с пути локомотивом вперёд при запрещающем показании светофора
7.2.1.1 ДСП ТЧМ, составителю При выезде с пути маневрового состава при запрещающем показании светофора Указание     Готовит маршрут для выезда с пути порядком, установленным ТРА станции , до первого попутного светофора, далее – открывает последующие попутные маневровые сигналы. По готовности маршрута передает указание: «Машинист … фамилия или номер локомотива, составитель … (фамилия), разрешаю выезжать с 5-го пути при запрещающем Н5 до М28, далее – по сигналам. Маршрут готов. ДСП … (фамилия)».  
7.2.1.2 ТЧМ     ДСП По получении указания ДСП станции.   Подтверждение восприятия указания ДСП станции.   «Машинист … (называет свою фамилию или номер локомотива). Разрешаете выезжать с 5 пути при запрещающем Н5 до М28, далее – по сигналам, маршрут готов».  
  Составитель ДСП станции После подтверждения восприятия указания машинистом Подтверждение восприятия указания ДСП станции «Верно. Составитель …» (или полное повторение указания ДСП станции).  
7.2.1.3 ДСП ТЧМ, составителю Выслушав повторение своего указания машинистом и составителем. Подтверждение указания. «Верно, выполняйте».  
7.2.1.4 Составитель ТЧМ После подтверждения ДСП своего указания Команда на движение «Машинист … (фамилия или номер локомотива), поехали вперед на вытяжку под запрещающий Н5 до М28 – по разрешению дежурного, далее – по сигналам, я на подножке справа(слева, на площадке, в тамбуре, иду пешком справа по ходу и т.п.)».  
7.2.1.5 ТЧМ Составителю По получении команды составителя на движение Подтверждение восприятия и исполнения команды. «Понятно, еду на вытяжку под запрещающий Н5 до М28 – по разрешению дежурного, далее – по сигналам». Подает один длинный свисток, приводит состав в движение.  
7.2.2   Выезд маневрового состава с пути вагонами вперёд при запрещающем показании светофора.
7.2.2.1 ДСП Составителю Перед выездом маневрового состава с пути при запрещающем показании светофора. Указание. Готовит маршрут для выезда с пути порядком, установленным ТРА станции , до первого попутного светофора, далее – открывает последующие попутные маневровые сигналы. По готовности маршрута передает указание: «Составитель … (фамилия), разрешаю выезжать с 5 пути при запрещающем Н5 до М28, далее по сигналам на 8-й путь занятый(свободный). Маршрут готов. ДСП …..(фамилия) »  
7.2.2.2 Составитель ДСП По получении указания ДСП. Подтверждение восприятия указания ДСП. « Составитель … (называет свою фамилию). Разрешаете выезжать с 5 пути при запрещающем Н5 до М28, далее по сигналам на 8-й путь занятый(свободный), маршрут готов.»  
7.2.2.3 ДСП Составителю Выслушав повторение своего указания составителем. Подтверждение указания. «Верно, выполняйте»  
7.2.2.4 Составитель Машинисту После подтверждения ДСП своего указания. Команда на движение. «Машинист … (фамилия или номер локомотива), поехали вперед под запрещающий Н5 до М28 – по разрешению дежурного, далее - по сигналам. Я на подножке справа (слева, на площадке, в тамбуре, иду пешком справа по ходу и т.п.)»  
7.2.2.5 Машинист Составителю По получении команды составителя на движение. Подтверждение восприятия и исполнения команды. « Понятно выезжаю вперед на вытяжку под запрещающий Н5 до М-28 по разрешению дежурного, далее по сигналам. Составитель в тамбуре (слева, на площадке, в тамбуре, иду пешком справа по ходу и т.п.)Машинист … (фамилия или номер локомотива)» Подает один длинный свисток, приводит состав в движение. -
7.3   Движение по маршруту, приготовленному не на весь маневровый полурейс
7.3.1 Локомотивом вперёд:
7.3.1.1 ДСП ТЧМ До открытия первого по ходу светофора для начала движения Предупреждение «Машинист …,(фамилия или номер локомотива) …, открываю Вам светофор М22 до М24, с 10 пути выпускаю тепловоз. М24 синий.ДСП … (фамилия)».  
7.3.1.2 ТЧМ ДСП По получении предупреждения ДСП станции Подтверждение восприятия «Машинист …,(фамилия или номер локомотива). Понятно, светофор М22 открываете до М24 с синим огнем. С 10 пути выпускаете тепловоз».  
7.3.1.3 ДСП ТЧМ - Подтверждение предупреждения «Верно. ДСП … (фамилия)». Открывает светофор М22 до М24.  
7.3.2 Вагонами вперёд
7.3.2.1 ДСП ТЧМ, составителю До открытия первого по ходу светофора для начала движения Предупреждение «составитель …, открываю Вам светофор М22 до М24, с 10 пути выпускаю тепловоз. М24 синий. ДСП … (фамилия)».  
7.3.2.2 Составитель ДСП По получении предупреждения ДСП станции Подтверждение восприятия «Понятно, светофор М22 открываете до М24 с синим огнем. С 10 пути выпускаете тепловоз. Составитель … (фамилия)».  
7.3.3.3 ДСП Составителю - Подтверждение предупреждения «Верно. ДСП … (фамилия)». Открывает светофор М22 до М24.  
7.3.4 Составитель ТЧМ После открытия светофора для начала движения. Команда на движение «Машинист … (фамилия или номер локомотива), поехали назад до светофора М24 запрещающего, М22 белый, я на подножке справа (слева, на площадке, в тамбуре, пешком справа по ходу и т.п.)».  
7.3.5 ТЧМ Составителю По получении команды на движение Повторение команды и ее исполнение «Понятно, еду назад до М24 запрещающего, вагонами вперед, М22 белый, составитель на подножке справа (слева, на площадке, в тамбуре, пешком справа по ходу и т.п.), … (фамилия или номер локомотива)»". Подает два длинных свистка, приводит состав в движение вагонами вперед.  
7.3.6 Составитель ТЧМ   Подтверждение команды на движение «Верно, выполняйте».  
7.3.7 Составитель ТЧМ При подходе головного вагона состава к светофору М24 Команда на остановку «Машинист … (фамилия или номер локомотива), остановка».  
  ТЧМ Составителю По получении команды на остановку Подтверждение восприятия команды и ее исполнение Подает три коротких свистка, останавливает состав.  
7.4   Прекращение маневров перед приемом или отправлением поезда.
7.4.1 ДСП Составителю, ТЧМ До открытия сигнала поезду Распоряжение «Машинист … (фамилия или номер локомотива) составитель …(фамилия), на 5 пути прекратите маневры, на 6 путь принимаю поезд. ДСП …».  
7.4.2 Составитель ТЧМ Немедленно по получении распоряжения ДСП станции Команда «Машинист … (фамилия или номер локомотива), остановка».  
7.4.3 Составитель или ТЧМ ДСП После остановки маневрового состава Доклад о прекращении маневров «Дежурный! На 5 пути маневры прекращены, стоим. Составитель … (фамилия)». «На 5 пути маневры прекращены, стоим, машинист … (фамилия или номер локомотива)»  
7.4.4 ДСП Составителю или ТЧМ По получении доклада Подтверждение восприятия «Понятно, манёвры на 5 пути прекращены, ДСП…»  
7.5   Перестановка маневрового состава с пути на путь на станции с нецентрализованными стрелками (на приемоотправочных путях), при участии дежурных стрелочных постов.
7.5.1 Составитель ДСП По готовности состава к маневровому передвижению Запрос ДСП о разрешении маневров «Дежурный, разрешите переставить 10 вагонов с 5-го на 12 путь (при необходимости через вытяжку (через …. главный путь». -
7.5.2 ДСП Составителю   - Разрешение на маневры «Маневры на 5-ом и 12-ом пути по вытяжке (главному пути) разрешаю». -
7.5.3 Составитель ДСП По получении разрешения ДСП Подтверждение восприятия разрешения ДСП «Понятно, выполняю».     -
7.5.4 Составитель Дежурному стрелочного поста - Указание о приготовлении маршрута «1-й пост, с 5-го пути на вытяжку за стрелку 15». -
7.5.5 Дежурный стрелочного поста Составителю По получении указания Подтверждение восприятия указания «1-й пост понял, с 5-го пути на вытяжку за стрелку 15». -
7.5.6 Составитель Дежурному стрелочного поста - Подтверждение указания   «Верно, выполняйте». -
7.5.7 Дежурный стрелочного поста Составителю, машинисту По готовности маршрута Доклад о готовности маршрута «Машинист… (фамилия или номер локомотива), составитель….(фамилия). Маршрут с 5-го пути на вытяжку за стрелку 15 готов». -
7.5.8 Составитель Машинисту - Команда на движение «Машинист… (фамилия или номер локомотива), поехали назад (вперед) на вытяжку за стрелку 15, маршрут готов, я на подножке справа (слева, на площадке, в тамбуре, иду пешком справа по ходу и т.п.) ». -
7.5.9 Машинист Составителю - Подтверждение восприятия команды на движение «Понятно, еду на вытяжку за стрелку 15, маршрут готов, составитель на подножке справа (слева, на площадке, в тамбуре, пешком справа по ходу и т.п.), … (фамилия или номер локомотива)».  
7.5.10 Составитель Машинисту После заезда состава хвостом за стрелку 15 Команда на остановку «Машинист …(фамилия или номер локомотива), остановка». -
7.5.11 Машинист Составителю По команде составителя Подтверждение восприятия и исполнения команды Подает три коротких свистка, останавливает состав  
7.5.12 Составитель Дежурному стрелочного поста После остановки состава на вытяжке за стрелкой 15 Указание о приготовлении маршрута   «1-й пост, с вытяжки на 12 путь». -
7.5.13 Дежурный стрелочного поста Составителю По получении указания Подтверждение восприятия указания «1-й пост понял, с вытяжки на 12-ый путь». -
7.5.14 Дежурный стрелочного поста Составителю, машинисту По готовности маршрута Доклад о готовности маршрута «Машинист…(фамилия или номер локомотива), составитель….(фамилия). Маршрут с вытяжки на 12-ый путь готов». -
7.5.15 Составитель Машинисту - Команда на движение «Машинист… (фамилия или номер локомотива). Поехали вперед (назад) на 12 путь свободный (занятый), маршрут готов, я на подножке справа (слева, на площадке, в тамбуре, иду пешком справа по ходу и т.п.)». -
7.5.16 Машинист Составителю - Подтверждение восприятия команды на движение «Понятно, осаживаю на 12 путь свободный (занятый), маршрут готов, составитель на подножке справа (слева, на площадке, в тамбуре, пешком справа по ходу и т.п.), … (фамилия или номер локомотива)». -
7.5.17 Составитель Машинисту После проследования головой состава стрелки 19 и вступления его на 12 путь Сообщение «Машинист …(фамилия или номер локомотива). Заезжаем на 12 путь, разрыв 25 вагонов». -
7.5.18 Машинист Составителю - Подтверждение восприятия сообщения «Понятно, заезжаем на 12 путь, разрыв 25 вагонов,… (номер локомотива и фамилия или позывной)». -
  Дальнейшие переговоры по соединению со стоящими на пути вагонами ведутся по формам, указанным в п.7.1.14 – 7.1.21 настоящего регламента.
7.6   Перестановка маневрового состава с пути на путь на станции с централизованными стрелками, без маневровых светофоров.
7.6.1 Составитель     ДСП По готовности состава к маневровому передвижению Запрос ДСП о приготовлении маршрута для маневровых передвижений «Дежурный, с 5-го пути на 12 путь с 10 вагонами (при необходимости - через вытяжку (через …. главный путь)».  
7.6.2 ДСП     Составителю - Подтверждение восприятия запроса «Понятно, с 5-го пути на 12 путь с 10 вагонами» Готовит маршрут с 5-го пути на вытяжку.  
7.6.3 ДСП Составителю, машинисту По готовности маршрута Доклад о готовности маршрута «Машинист … (фамилия или номер локомотива), составитель … (фамилия). Маршрут с 5-го пути на вытяжку за стрелку 15 готов».  
7.6.4 Составитель Машинисту - Команда на движение «Машинист … (фамилия или номер локомотива). Поехали назад (вперед) на вытяжку за стрелку 15, маршрут готов, я на подножке справа (слева, на площадке, в тамбуре, иду пешком справа по ходу и т.п.)».  
7.6.5 Машинист   Составителю - Подтверждение восприятия команды на движение «Понятно, еду на вытяжку за стрелку 15, маршрут готов, составитель на подножке справа (слева, на площадке, в тамбуре, пешком справа по ходу и т.п.), … (фамилия или номер локомотива)».  
7.6.6 Составитель Машинисту После заезда состава хвостом за стрелку 15 Команда на остановку «Машинист … (фамилия или номер локомотива), остановка».  
7.6.7 Машинист Составителю По команде составителя Подтверждение восприятия и исполнения команды Подает три коротких свистка, останавливает состав  
7.6.8 Составитель ДСП После остановки состава на вытяжке за стрелкой 15 Запрос о приготовлении маршрута   «Дежурный, с вытяжки на 12 путь».  
7.6.9 ДСП Составителю - Подтверждение восприятия запроса «Понятно, с вытяжки на 12-ый путь». Готовит маршрут с вытяжки на 12 путь.  
7.6.10 ДСП Составителю, машинисту По готовности маршрута Доклад о готовности маршрута «Машинист… (фамилия или номер локомотива), составитель… (фамилия). Маршрут с вытяжки на 12-ый путь готов».    
7.6.11 Составитель   Машинисту - Команда на движение «Машинист… (фамилия или номер локомотива). Поехали вперед (назад) на 12 путь свободный (занятый), маршрут готов, я на подножке справа (слева, на площадке, в тамбуре, иду пешком справа по ходу и т.п.)».  
7.6.12 Машинист   Составителю - Подтверждение восприятия команды на движение «Понятно, осаживаю на 12 путь свободный (занятый), маршрут готов, составитель на подножке справа (слева, на площадке, в тамбуре, пешком справа по ходу и т.п.), …(номер локомотива или фамилия)».  
  Дальнейшие переговоры по соединению со стоящими на пути вагонами ведутся по формам, указанным в п.7.1.12 – 7.1.21 настоящего регламента.
  Примечание: 1. В процессе маневровой работы переговоры по маневровой радиосвязи могут вестись и по другим служебным вопросам в нерегламентированной форме. 2. В целях предотвращения случаев столкновений при осаживании маневровых составов вперед вагонами на занятые железнодорожные пути (далее – путь), в соответствии с пунктом 20 приложения № 11 к настоящей Инструкции в приложении к ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования «Регламент переговоров по радиосвязи при маневровой работе» должен соблюдаться следующий порядок производства маневров: 2.1. При заезде на занятый железнодорожный путь руководитель маневров, следующий на передней по ходу движения специальной подножке (переходной площадке, в тамбуре, лестнице цистерны) первого по направлению движения вагона или пешком по междупутью (обочине железнодорожного пути) обязан: - при вступлении на железнодорожный путь первого вагона немедленно сообщить об этом по радиосвязи машинисту маневрового локомотива с указанием остающегося расстояния до стоящих на этом железнодорожном пути вагонов. При отсутствии такого сообщения машинист обязан вызвать составителя поездов по радиосвязи, а в случае отсутствия ответа - немедленно остановить состав; - в процессе сближения состава со стоящими вагонами (светофором с запрещающим показанием, предельным столбиком с пути, тупиковой призмой), с интервалами времени в зависимости от остающегося до них расстояния и скорости движения (не реже 20 секунд), информировать машиниста, указывая расстояние в вагонах, например: «Разрыв 10 (5, 3, 1) вагонов», а затем подавать команды: «Тише» (при разрыве в 5 вагонов) и, непосредственно перед соединением вагонов, «Остановка!» (при производстве маневровой работы с вагонами пассажирского парка команда «Тише» может передаваться за 3 вагона); - при необходимости составителя сойти с подножки, он дает команду на остановку маневрового состава не доезжая до вагонов (не менее 1 вагона), после чего завершает операции по соединению вагонов; - машинист маневрового локомотива обязан повторять сообщения руководителя маневров и регулировать соответственно скорость осаживания состава, а после получения команды «Тише» - уменьшить скорость до 3 км/ч. В случае отсутствия такой команды самостоятельно снизить скорость до 3 км/ч и запросить руководителя маневров по радиосвязи, при отсутствии ответа – немедленно остановить состав. 2.2. Руководитель маневров в случае неподтверждения машинистом восприятия сообщения (команды) на любом этапе движения обязан принять меры к остановке состава: по радиосвязи через дежурного по станции; ручными сигналами с привлечением работников, находящихся на железнодорожных путях; при нахождении в тамбуре пассажирского вагона – применить стоп-кран; при угрозе столкновения – сойти с вагона в наиболее безопасном месте, войти в зону видимости локомотивной бригады и подавать сигнал остановки. 3. С целью снижения загрузки канала радиосвязи при производстве маневровой работы вместо указания фамилий машинистов и номеров маневровых тепловозов допускается использовать специальные кодовые обозначения - позывные (например бортовые номера локомотивов, технологические номера и т.п.) Перечень таких кодовых обозначений (позывных) должен быть указан в Регламенте переговоров при маневровой работе на инфраструктуре ОАО «РЖД», являющемся приложением к ТРА станции. 4. При производстве маневровой работы на станции с нецентрализованными стрелками без участия дежурного стрелочного поста (стрелки переводит сам составитель) переговоры ведутся только между составителем и машинистом по формам, приведённым в пункте 5 настоящего приложения. Для перевода стрелки (стрелок) составитель останавливает перед ней (ними) маневровый состав, переводит стрелку (стрелки), закрепляет её остряки в требуемом положении на закладку, после чего дает команду на продолжение движения. 5. При производстве маневровой работы на станции с нецентрализованными стрелками при производстве маневровой работы вне зависимости за какой стрелочный перевод выезжает маневровый состав (локомотив и т.п.) маршрут готовится на весь путь следования. 6.Дежурный по станции имеет право отменить ранее приготовленный маршрут только после предупреждения машиниста (составителя – при движении вагонами вперёд) и получения от него подтверждения в восприятии переданной информации. 7. Основным средством передачи указаний при маневровой работе является радиосвязь. Допускается подтверждение восприятия машинистом указаний руководителя маневров свистком локомотива большой громкости, если манёвровые передвижения производятся с составом до 10 вагонов (п.27 приложения №11 к ИДП). 8. При необходимости передачи сообщений, не предусмотренных настоящим регламентом, передавший в конце называет свою должность и фамилию, правильность восприятия команд подтверждается исполнителем их кратким повторением. 9. В соответствии с ИСИ команда на движение «вперед» означает – разрешается локомотиву следовать управлением вперед, «назад» - разрешается локомотиву следовать управлением назад. 10. При наличии на путях выходных, маршрутных светофоров, на которых отсутствует маневровый сигнал (маневровая головка), выезд маневрового состава с пути осуществлять как при запрещающем показании светофора.

Наши рекомендации