Что такое специфика и обзор методик?

Оглавление

1. Введение

2. Глава I Теоретические подходы к изучению креативности как качества личности.
Что такое специфика и обзор методик? (ПЛЮС ЧТО ТАКОЕ КРЕАТИВНОСТЬ\ТВОРЧ И ПРОЧЕЕ… НАЗВАНИЯ ГЛАВ.)

3. Глава II

а) Описание методик диагностики креативных способностей
б) Результаты опросов музыкантов.
в) Методы развития креативных способностей

4. Заключение

5. Список литературы

6. Приложение

Введение

В основе творчества лежит способность изменять мир.

Актуальность исследования:

В наше время креативные способности человека очень важны. Наш мир с каждым годом изменяется и ему необходимы люди, которые могут генерировать нестандартные идеи, новые решения старых проблем, люди, умеющие творчески мыслить.

Музыканты –творческие, разносторонние люди. Музицырование требует от них особой концентрации- мысли и чувств,нахождения творческом поиске. Креативные способности музыканта и их развитие играют важную роль в совершенствовании исполнительского мастерства.

Цель работы и задачи:

Изучить методики диагностики творческих способностей. Выявить уровень креативных способностей группы музыкантов и основные психологические условия развития этих способностей, так же описать методы их развития.

Осуществить теоретический анализ проблемы диагностики творческого потенциала музыкантов в психологической литературе (статьях, работах психологов).

Составить программу развития творческого потенциала.

Объект исследования:

Творческие способности музыкантов.

Предмет исследования:

Диагностика и развитие творческих способностей музыкантов.

Практическая значимость:

Состоит в выявлении условий для эффективной творческой деятельности музыкантов, поиску и/или разработке программ по развитию творческих способностеймузыкантов.Получение экспериментальных данных.

Методы исследования:

Теоретические: исследование психолого-педагогической литературы, теоретическое моделирование структуры творческого потенциала и системы психологических условий его развития.

Эмпирические: наблюдение, тестированиемузыкантов.

В соответствии с этим, работу можно разделить на 4 этапа:

1. Обзор литературы по данной проблеме;

  1. Подбор методик для выявления уровня развития творческих способностей музыкантов;
  2. На основе данных методик выявить уровень развития творческих способностей музыкантов;
  3. Разработка/поиск методических рекомендаций по развитию творческих способностей музыкантов.

База исследования. Исследование проводилось на базе Иркутской областной филармонии.

В исследовании участвовало 10 артистовГубернаторского симфонического оркестра.

Глава I

Что такое специфика и обзор методик?

Специфика -особенности, присущие только данному предмету, явлению или роду, классу предметов, явлению; существенные признаки, отличающие данный объект от всех других.

Обзор – текстовое сообщение, содержащее сводную характеристику какого-либо вопроса или ряда вопросов, основанную на использовании информации, извлеченной из некоторого множества отобранных для этой цели документов за определенное время.

В информационной и библиотечно-библиографической деятельности по степени глубины содержательного анализа различают библиографические, реферативные и аналитические обзоры. В сфере науки широкое распространение имеют научно-аналитические обзоры. Научно-аналитические обзоры - это обзоры, содержащие всесторонний анализ рассматриваемых первичных документов (ПД), их критическую, аргументированную оценку и обоснованные рекомендации по существу исследуемых вопросов. Они представляют собой неотъемлемую часть диссертаций, монографий, научных статей.

Основной отличительной особенностью аналитического обзора является наличие критической оценки анализируемых публикаций, а также собственных суждений и выводов автора обзора, полученных в результате логического анализа и синтеза информации, которая содержится в документах первоисточников.

Обзоры играют весьма важную роль, т.к. способствуют синтезу научных знаний. Обзорная деятельность рассматривается как один из путей разрешения информационного кризиса – противоречия между объемом текущей и накопленной информации и физическими возможностями ее восприятия отдельным человеком.

Требования к аналитическим обзорам:


  1. Полнота охвата источников. В обзоре должны быть отражены все существующие взгляды на анализируемый вопрос (тему), независимо от точки зрения его составителей.

  2. Достоверность и точность информации, проявляющуюся в наличии библиографических ссылок, указывающих на анализируемые первоисточники.

  3. Критическая оценка анализируемых публикаций.

Обзоры представляют собой особый вид документов, цель которых - дать обобщенную картину состояния вопроса, анализ и обобщение многочисленных разрозненных данных, установить между ними связи. Соответственно, основной функцией обзоров, является кумулятивная (аккумуляция, аккумулирование - от лат. Accumulation- накопление, собирание).

Обзор может представлять собой как самостоятельный документ, так и составную часть статьи, монографии, отчета и т.п.

Отличительными особенностями текста аналитического обзора являются, во-первых, систематизация и обобщение информации по теме обзора, цель которой – дать целостное и максимально полное представление о состоянии исследований в изучаемой сфере; во-вторых, выражение позиции автора обзора по рассматриваемой проблеме, т.е. наличие критической оценки анализируемых источников информации.

Обязательным атрибутом текста обзора является наличие библиографических ссылок и цитат, что обусловлено требованием полноты и достоверности информации. С помощью библиографических ссылок автор обзора демонстрирует знание источников по теме обзора, их полноту и разнообразие; с помощью цитат аргументирует выдвигаемые в обзоре положения. (1, 240 с.)

Поиск информации по теме обзора. Подготовка качественного обзора по теме требует комплексного использования различных типов и видов документов. Критерием полноты использования источников информации при формировании списка литературы по теме обзора является отражение в нем различных видов документов как опубликованных (книги, брошюры, периодические и продолжающиеся издания), так и неопубликованных (диссертации, авторефераты диссертаций, депонированные рукописи и т.п.), а также электронных ресурсов. Для того, чтобы обеспечить полноту представления данных в обзоре, необходимо использовать комплекс источников информации. При этом проведение качественного поиска информации предполагает выполнение двух взаимосвязанных процедур:

А) Поиск и отбор вторичных документов, содержащих информацию по теме обзора. Для этого следует использовать, прежде всего, информационные издания, включая библиографические и реферативные издания всероссийских (ВКП, ВИНИТИ, ИНИОН и др.) и отраслевых (ОЦНПИ «Школа и педагогика», НИО «Информкультура» и др.) органов информации. Наряду с текущими информационными изданиями для отбора источников информации могут использоваться ретроспективные библиографические указатели и списки литературы. Отобранные в ходе этого этапа поиска вторичные документы – библиографические описания и/или аннотации и рефераты, позволят составить список тех первичных документов, которые необходимы для подготовки обзора.

Б) Поиск и отбор первичных документов (ПД) в каталогах и картотеках библиотек. Подготовленный на предыдущем этапе список литературы позволит легко провести поиск в алфавитном каталоге той или иной библиотеки, чтобы получить ответ на вопрос: есть ли нужная по теме обзора книга в данной библиотеке? Для того, чтобы узнать, есть ли нужная по теме обзора статья из журнала или сборника, следует сначала выяснить, имеется ли данный номер журнала или соответствующий выпуск сборника в библиотеке, используя для этого, соответственно, картотеку периодических изданий и алфавитный каталог. Чтобы получить ответ на вопрос, какие книги по теме обзора есть в данной библиотеке, следует обратиться к систематическому каталогу и систематической картотеке статей.

Наряду с использованием информационных изданий, библиотечных каталогов и картотек, следует провести поиск информации по теме обзора в сети Интернет. Только комплексное использование всех этих источников разыскания информации позволяет сформировать достаточно надежный список литературы, максимально полно отражающий публикации по теме обзора.

Результатом выполнения поиска информации является составление списка литературы по теме обзора, оформленного в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Анализ первичных документов по теме обзора.На этом этапе важнейшей задачей является анализ и извлечение из ПД концептографической и фактографической информации, постижение смысла текста, ибо без этого невозможно написание текста обзора. Для снижения трудоемкости этой сложной интеллектуальной работы рекомендуется воспользоваться формализованной методикой анализа текстов, подробно изложенной в (3, с. 125-134). Как известно, смысл этой методики заключается в том, что при чтении документа в нем с помощью маркеров выявляются ответы на наиболее важные вопросы: в чем заключалась цель работы, что предложено автором, в чем заключается новизна, каковы отличительные особенности предлагаемого варианта, какие результаты получены, какие выводы сделаны. Именно эти сведения и составляют результат анализа и включаются в реферат-экстракт или конспект первичного документа. При этом важно, чтобы этиконспекты, рефераты писались на отдельных листах бумаги, с широкими полями, либо оформлялись в виде отдельных файлов, если работа ведется на компьютере. Результатом формализованного анализа ПД пo теме обзора являются извлечения, конспекты ПД. Принципиально важно, чтобы выделенные в ходе формализованного анализа важные в смысловом отношении фрагменты текста были озаглавлены и содержали отсылку к именно тому документу, из которого они извлечены. В дальнейшем это позволит произвести группировку и обобщение материала, в соответствии с пунктами плана обзора, выявить черты сходства и отличия, высказываемых различными авторами по одной и той же теме или проблеме.

В том случае, если анализируемый текст имеет слабоструктурированный характер и не подлежит обработке с помощью формализованной методики, следует осуществить его смысловой анализ, выделив основные положения, выдвигаемые автором первичного документа, полученные результаты и выводы.

Составление текста обзора (синтез информации).Полученные в результате формализованного анализа текстов конспекты ПД – «выжимки» его основного смыслового содержания позволяют осуществить их систематизацию, т.е. упорядочить их в соответствии с планом обзора. Иными словами, в однородные группы должны быть подобраны фрагменты, освещающие связанные по смыслу вопросы, темы, т.е. к каждому пункту плана обзора надо подобрать подходящие по смыслу фрагменты ПД. Итогом этой процедуры является составление «квазиобзора», т.е. его черновика, заготовки. Последующая работа носит сугубо интеллектуальный характер: от автора аналитического обзора требуется избежать пересказа, описательности, чтобы работа не превратилась в сборник цитат. Иными словами, нужен критический, творческий анализ, обобщение и оценка обнаруженных в литературе сведений, профессиональная интерпретация фактов и явлений, подчинение их авторскому замыслу и плану обзора, включение в текст обзора собственных рассуждений, комментариев по поводу чужих точек зрения.

Глава II

Описание методик диагностики креативных способностей

Основные принципы диагностики креативных способностей:

а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;

б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;

в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.

Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение таких основных параметров креативной среды, как:

      • отсутствие ограничения по времени;
      • минимизация мотивации достижения;
      • отсутствие соревновательной мотивации и критики действий;
      • отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество.

Условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей.

В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции.

Методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.

Методика 1

«Диагностика невербальной креативности»(методика Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994)

Условия проведения

Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на “оригинальность”, возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 - 2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

В тесте используются следующие показатели креативности:

    1. Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа). При этом следует помнить, что двух идентичных изображений не бывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В прилагаемом ниже атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации данного теста, отражающие общую существенную характеристику изображения. Следует учесть, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, названия картинок, предложенные испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.
    2. Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).

Инструкция к тесту

Перед вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их, обязательно включая предложенные элементы в контекст и стараясь не выходить за ограничительные рамки рисунка. Дорисовывать можно что угодно и как угодно, бланк при этом можно вращать. После завершения рисунка необходимо дать ему название, которое следует подписать в строке под рисунком.

Обработка результатов тестирования

Для интерпретации результатов тестирования ниже представлен атлас типичных рисунков. К каждой серии рисунков рассчитан индекс Ор по выборке. Для оценки результатов тестирования испытуемых, предлагается следующий алгоритм действий.

Необходимо сопоставить дорисованные картинки с имеющимися в атласе(Приложение 1), обращая внимание при этом на использование сходных деталей и смысловых связей; при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1,00, т.е. она уникальна. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех картинок, индекс уникальности – как сумма всех уникальных картинок. Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов по результатам контрольной выборки, можно определить показатель невербальной креативности данного человека как его место относительно данной выборки:

0% 20% 40% 60% 80% 100%
0,95 0,76 0.67 0,58 0,48 0,00
'

Примечание:

1 - процент людей, результаты которых превышают указанный уровень креативности;
2 - значение индекса оригинальности;
3 - значение индекса уникальности.

Пример интерпретации:
пусть первый из анализируемых Вами рисунков схож с картинкой 1.5 атласа. Ее оригинальность - 0,74. Второй рисунок схож с картинкой 2.1. Ее оригинальность - 0,00. Третий рисунок ни на что не похож, но первоначально предлагаемые к дорисовке элементы в рисунок не включены. Такая ситуация интерпретируется как уход от задания и оригинальность данного рисунка оценивается 0. Четвертый рисунок отсутствует. Пятый рисунок признан уникальным (не имеет аналогов в атласе). Его оригинальность - 1,00. Шестой рисунок оказался схожим с картинкой 6.3 и его оригинальность 0,67. Таким образом, индекс оригинальности для данного протокола:

2,41 / 5 = 0,48

Индекс уникальности (количество уникальных картинок) данного протокола - 1. Результаты рассмотренного выше протокола показывают, что испытуемый находится на границе между 60 и 80% людей, чьи результаты приведены в атласе. Это означает, что примерно у 70% испытуемых из данной выборки невербальная креативность выше, чем у него. При этом индекс уникальности, показывающий, насколько действительно новое может создать человек, в этом анализе является вторичным из-за недостаточной дифференцирующей силы данного индекса, поэтому определяющим здесь служит суммарный индекс оригинальности.

Наши рекомендации