Мероприятий налогового контроля
У проверяемого налогоплательщика в ходе проведения выездной проверки есть ряд прав, которые связаны с действиями проверяющих в процессе осуществления проверочных действий.
Так, каждый проверяемый налогоплательщик имеет право присутствовать при проведении выездной проверки, а также представлять пояснения по исчислению и уплате налогов (пп. 7, 8 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Таким образом, вы вправе наблюдать за действиями проверяющих на вашей территории в ходе проверки и комментировать обнаруженные ими факты.
Кроме того, при проведении конкретных мероприятий налогового контроля вы имеете право требовать от проверяющих соблюдения процедуры. Приведем основные правила, которые должны соблюдать проверяющие в ходе отдельных мероприятий.
Мероприятие налогового контроля | Основные правила процедуры для налоговиков | Регулирующие нормы |
Допрос свидетеля | - оформляется протоколом <*>; - свидетель должен быть предупрежден о даче заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе с подписью свидетеля. Примечание О допросе свидетеля подробно рассказано в разд. 10.8.1 "Допрос свидетелей" | ст. ст. 90, 99 НК РФ |
Осмотр | - производится в присутствии понятых <**>; - оформляется протоколом <*>; - проводится в присутствии налогоплательщика (его представителя); - может присутствовать приглашенный специалист. Примечание Процедура осмотра подробно описана в разд. 10.8.4 "Осмотр". Об участии понятых в ходе мероприятий налогового контроля рассказано в разд. 22.4 "Участие понятых в налоговых проверках" | ст. ст. 92, 98, 99 НК РФ |
Истребование документов | - запрещается истребование подлинников, уже представленных ранее документов, нотариально удостоверенных копий; - осуществляется посредством вручения требования о представлении документов. Примечание Об истребовании документов в ходе выездной проверки подробно рассказано в гл. 13 "Требование налоговыми органами документов при выездной проверке" | п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ |
Выемка документов и предметов | - производится на основании мотивированного постановления; - не может производиться в ночное время; - производится в присутствии понятых <**>; - производится в присутствии налогоплательщика (его представителя); - возможно участие специалиста; - оформляется протоколом <*>; - копия протокола должна быть выслана налогоплательщику; - перед выемкой налоговики обязаны предложить выдать документы и предметы добровольно; - налоговики обязаны избегать повреждения запоров, дверей и других предметов, если это не вызвано необходимостью; | п. 14 ст. 89, ст. ст. 94, 98, 99 НК РФ |
- при изъятии подлинников документов налоговики обязаны передать проверяемому их заверенные копии в течение пяти дней с момента изъятия; - все изъятые документы и предметы должны быть предъявлены понятым и другим присутствующим при проведении мероприятия лицам. Примечание Процедура выемки подробно описана в разд. 10.8.3 "Выемка документов и предметов". Об участии понятых в ходе мероприятий налогового контроля рассказано в разд. 22.4 "Участие понятых в налоговых проверках" | ||
Экспертиза | - проводится на основании постановления проверяющего лица, с которым налогоплательщик должен быть ознакомлен; - налоговики должны разъяснить проверяемому его права: а) заявить отвод эксперту; б) просить назначить эксперта из числа указанных им лиц; в) задать свои вопросы эксперту; г) с разрешения налоговиков присутствовать при производстве экспертизы и давать пояснения; д) знакомиться с заключением эксперта; - проверяющие должны предоставить налогоплательщику возможность: а) ознакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение; б) дать свои объяснения или заявить возражения; в) просить о постановке дополнительных вопросов эксперту; г) просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы. Примечание Подробную информацию об экспертизе вы можете найти в разд. 10.8.2 "Экспертиза" | ст. 95 НК РФ |
Инвентаризация | - проводится на основании распоряжения руководителя проверяющего налогового органа; - проводится при участии должностных, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика; - в описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и отсутствие к членам комиссии каких-либо претензий. Примечание Процедура инвентаризации подробно описана в разд. 10.8.5 "Инвентаризация имущества в ходе выездной проверки" | п. 13 ст. 89 НК РФ, Приказ Минфина России N 20н, МНС России N ГБ-3-04/39 от 10.03.1999 |
--------------------------------
<*> Налогоплательщику, а также понятым и другим участвующим в мероприятии лицам должна быть обеспечена возможность ознакомиться с протоколом и внести в него свои замечания (п. 3 ст. 99 НК РФ).
<**> Понятых должно быть не менее двух. При этом в качестве понятого не может выступать сотрудник налогового органа или заинтересованный в исходе дела человек (ст. 98 НК РФ).
Все перечисленные требования налоговики обязаны выполнять. Однако зачастую требования процедуры не выполняются. К сожалению, нарушение ни одного из них не является безусловным основанием для отмены решения по итогам проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ) <3>.
--------------------------------
<3> Безусловным основанием для отмены решения, принятого по результатам налоговой проверки, является нарушение права налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать свои объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).
В то же время существенные нарушения (отсутствие понятых, несообщение налогоплательщику о мероприятии) могут привести к тому, что полученное в ходе соответствующего мероприятия доказательство суд признает недопустимым (ч. 3 ст. 64 АПК РФ, Письмо ВАС РФ от 25.05.2004 N С1-7/УП-600). Если при этом у налоговиков не будет других доказательств, суд может признать доначисление и привлечение к ответственности неправомерным.
Примечание
Подробнее о последствиях нарушения процедуры проведения мероприятий налогового контроля в ходе налоговой проверки см. разд. 10.9 "Последствия нарушений законодательства при проведении мероприятий налогового контроля в ходе выездной проверки".