Системные исследования
На этапе системных исследований должен быть сформулирован вывод о возможности реализации (осуществимости) системы. Для этого необходимо рассмотреть следующие главные вопросы:
1. действительно ли имеется проблема или есть беспроблемные альтернативы;
2. целесообразно ли создание новой информационной системы;
3. действительно ли ее можно реализовать.
Схема последовательности шагов и содержание этапа системных исследований:
Выбор стратегии для планирования системы:
1. ознакомление с особенностями организации;
2. ознакомление с описаниями существующих формальных или готовых реальных проектов и с другими примерами решения аналогичных проблем.
Изучение осуществимости:
1. предварительное определение информационных потребностей реальных пользователей;
2. определение осуществимости разработки новой или возможности улучшения существующей информационной системы;
3. создание плана разработки.
4. Отчет об осуществимости:
5. обработка материалов предварительного исследования, их компактное описание (документирование результатов исследования);
6. доведение результатов предварительного исследования до пользователей и руководителей.
Системный анализ.
Этап системного анализа ставит цель сформулировать функциональные требования к будущей системе. Продуктом этапа является документ «Требования к системе». Здесь изучаются информационные потребности конечных пользователей, влияние окружающей среды, роль существующей информационной системы. Требования должны быть определены и документированы не только по системе в целом, но и по отдельным ее ресурсам (оборудование, телекоммуникации, программное обеспечение, базы данных), но также и по отдельным информационным процессам (ввод данных, хранение, обработка, вывод, управление данными).
Схема последовательности шагов и содержание этапа системного анализа:
Анализ организационного окружения:
детальный анализ информационных потребностей
1. конечных пользователей главного учреждения,
2. конечных пользователей отдельных подсистем,
3. системного окружения.
Анализ существующих систем:
анализ того, что имеет существующая система из:
1. ресурсов (компьютеры, средства связи, программы, базы данных, персонал),
2. информационных продуктов,
3. информационных процессов.
Анализ требований системы:
определение того, что должно быть из ресурсов:
1. компьютеры,
2. оборудование,
3. средства связи,
4. программы,
5. базы данных,
6. персонал;
определение того, что должно быть из процессов:
ввода (источники, способы сбора данных, методы ввода, формы, объемы данных, режимы),
обработки (правила, критические сроки, объем операций),
1. вывода (способы, форматы, средний и критический объемы, образцы, размещение адресатов, сроки)
2. хранения (организация, структура базы данных, ее объем, режим и частота запросов, сжатие, обновление, удаление),
3. управления данными (точность, законность, безопасность, секретность, целостность и неприкосновенность).
Системные требования:
логически связанные и документированные требования к новой системе со стороны: ресурсов, ввода, обработки, вывода, хранения, управления данными.
Системное проектирование.
Этап системного проектирования завершается созданием детальных спецификаций по каждому элементу информационной системы. Создаются спецификации оборудования (основного и дополнительного), программного обеспечения, спецификации персонала (всех категорий пользователей, которые буду работать с новой системой), спецификации ресурсов данных (документов и баз данных), спецификации информационных продуктов (форм экранов, форм документов).
Типы и содержание спецификаций этапа системного проектирования:
Спецификации пользовательского интерфейса:
Информационные объекты, ориентированные на пользователей:
1. форматы экранов,
2. форматы и шаги интерактивных диалогов,
3. формы всех входных и выходных документов.
Спецификации базы данных:
концептуальная и внешние схемы, структура, состав, словарь, таблицы соответствия, описание методов управления доступом.
Спецификации программного обеспечения:
1. программные пакеты, которые необходимо закупить,
2. прокладные программы, разработанные для формирования информационных продуктов
3. программы контроля и управления процессами.
Спецификации оборудования и средств обслуживания:
1. перечень компьютерного оборудования, средств связи, вспомогательных средств и материалов,
2. точные физические характеристики каждого из элементов спецификации.
Спецификации персонала:
1. перечень должностей, необходимых для работы с информационной системой,
2. перечень требований к каждой должности.
Спецификации системной документации:
Перечень системных документов всех разделов проекта.
Перечень и содержание всех технологических инструкций для пользователей и технического персонала информационной системы.
Внедрение.
Этап внедрения (ввода в эксплуатацию) завершается созданием работоспособной системы. На этом этапе выполняются следующие мероприятия:
1. приобретается (или разрабатывается) и устанавливается оборудование и программное обеспечение;
2. проводится тестирование системы и ее документирование;
3. проводится обучение персонала;
4. осуществляется переход на новую систему.
Сопровождение.
Этап сопровождения (обслуживания) информационной системы следует за внедрением проекта. Текущее сопровождение охватывает мониторинг (слежение) системы и ее модификацию для проведения необходимых улучшений. Частью этого процесса является после установочный осмотр для определения того, насколько система соответствует целям ее создания. Ошибки в новой информационной системе исправляются путем соответствующего системного обслуживания. Кроме того, сопровождение охватывает такой вид после установочных работ, как модификация системы в связи с изменениями в сфере деятельности организации или в связи с изменениями законодательства (например, изменение налоговой ставки вызывает изменения в системе бухгалтерского и финансового учета организации).
TEXT 8