Системные исследования

На этапе системных исследований должен быть сформулирован вывод о возможности реализации (осуществимости) системы. Для этого необходимо рассмотреть следующие главные вопросы:

1. действительно ли имеется проблема или есть беспроблемные альтернативы;

2. целесообразно ли создание новой информационной системы;

3. действительно ли ее можно реализовать.

Схема последовательности шагов и содержание этапа системных исследований:

Выбор стратегии для планирования системы:

1. ознакомление с особенностями организации;

2. ознакомление с описаниями существующих формальных или готовых реальных проектов и с другими примерами решения аналогичных проблем.

Изучение осуществимости:

1. предварительное определение информационных потребностей реальных пользователей;

2. определение осуществимости разработки новой или возможности улучшения существующей информационной системы;

3. создание плана разработки.

4. Отчет об осуществимости:

5. обработка материалов предварительного исследования, их компактное описание (документирование результатов исследования);

6. доведение результатов предварительного исследования до пользователей и руководителей.

Системный анализ.

Этап системного анализа ставит цель сформулировать функциональные требования к будущей системе. Продуктом этапа является документ «Требования к системе». Здесь изучаются информационные потребности конечных пользователей, влияние окружающей среды, роль существующей информационной системы. Требования должны быть определены и документированы не только по системе в целом, но и по отдельным ее ресурсам (оборудование, телекоммуникации, программное обеспечение, базы данных), но также и по отдельным информационным процессам (ввод данных, хранение, обработка, вывод, управление данными).

Схема последовательности шагов и содержание этапа системного анализа:

Анализ организационного окружения:

детальный анализ информационных потребностей

1. конечных пользователей главного учреждения,

2. конечных пользователей отдельных подсистем,

3. системного окружения.

Анализ существующих систем:

анализ того, что имеет существующая система из:

1. ресурсов (компьютеры, средства связи, программы, базы данных, персонал),

2. информационных продуктов,

3. информационных процессов.

Анализ требований системы:

определение того, что должно быть из ресурсов:

1. компьютеры,

2. оборудование,

3. средства связи,

4. программы,

5. базы данных,

6. персонал;

определение того, что должно быть из процессов:

ввода (источники, способы сбора данных, методы ввода, формы, объемы данных, режимы),

обработки (правила, критические сроки, объем операций),

1. вывода (способы, форматы, средний и критический объемы, образцы, размещение адресатов, сроки)

2. хранения (организация, структура базы данных, ее объем, режим и частота запросов, сжатие, обновление, удаление),

3. управления данными (точность, законность, безопасность, секретность, целостность и неприкосновенность).

Системные требования:

логически связанные и документированные требования к новой системе со стороны: ресурсов, ввода, обработки, вывода, хранения, управления данными.

Системное проектирование.

Этап системного проектирования завершается созданием детальных спецификаций по каждому элементу информационной системы. Создаются спецификации оборудования (основного и дополнительного), программного обеспечения, спецификации персонала (всех категорий пользователей, которые буду работать с новой системой), спецификации ресурсов данных (документов и баз данных), спецификации информационных продуктов (форм экранов, форм документов).

Типы и содержание спецификаций этапа системного проектирования:

Спецификации пользовательского интерфейса:

Информационные объекты, ориентированные на пользователей:

1. форматы экранов,

2. форматы и шаги интерактивных диалогов,

3. формы всех входных и выходных документов.

Спецификации базы данных:

концептуальная и внешние схемы, структура, состав, словарь, таблицы соответствия, описание методов управления доступом.

Спецификации программного обеспечения:

1. программные пакеты, которые необходимо закупить,

2. прокладные программы, разработанные для формирования информационных продуктов

3. программы контроля и управления процессами.

Спецификации оборудования и средств обслуживания:

1. перечень компьютерного оборудования, средств связи, вспомогательных средств и материалов,

2. точные физические характеристики каждого из элементов спецификации.

Спецификации персонала:

1. перечень должностей, необходимых для работы с информационной системой,

2. перечень требований к каждой должности.

Спецификации системной документации:

Перечень системных документов всех разделов проекта.

Перечень и содержание всех технологических инструкций для пользователей и технического персонала информационной системы.

Внедрение.

Этап внедрения (ввода в эксплуатацию) завершается созданием работоспособной системы. На этом этапе выполняются следующие мероприятия:

1. приобретается (или разрабатывается) и устанавливается оборудование и программное обеспечение;

2. проводится тестирование системы и ее документирование;

3. проводится обучение персонала;

4. осуществляется переход на новую систему.

Сопровождение.

Этап сопровождения (обслуживания) информационной системы следует за внедрением проекта. Текущее сопровождение охватывает мониторинг (слежение) системы и ее модификацию для проведения необходимых улучшений. Частью этого процесса является после установочный осмотр для определения того, насколько система соответствует целям ее создания. Ошибки в новой информационной системе исправляются путем соответствующего системного обслуживания. Кроме того, сопровождение охватывает такой вид после установочных работ, как модификация системы в связи с изменениями в сфере деятельности организации или в связи с изменениями законодательства (например, изменение налоговой ставки вызывает изменения в системе бухгалтерского и финансового учета организации).

TEXT 8

Наши рекомендации