Обобщенная схема управления экономическим объектом
Обобщенно деятельность большинства искусственных образований (да и естественных тоже) можно проиллюстрировать следующей схемой (рис. 1.14).
Рис.1.14. Обобщенная модель управления
В этой схеме важно выделить то, что в объектах управления могут протекать различные процессы (материальные и нематериальные), а в системах управления и каналах связи - преимущественно информационные.
Информационные процессы - процессы сбора, передачи, накопления, хранения, обработки, поиска, выдачи и доведения информации до пользователя (в Законе Об информатизации это понятие раскрывается примерно также: информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, актуализации, представления документированной информации пользователю). Поэтому управление (с точки зрения информационных процессов) можно разложить на следующие составляющие:
• выработка управляющим органом управляющей информации, которая соответствует цели (программе) управления;
• передача управляющей информации объекту управления;
• получение и анализ реакции объекта (осведомительной информации об объекте управления и его фактическом поведении);
• корректировка или выработка новой управляющей информации с целью оптимизации функционирования объекта управления.
Современная система управления экономическим объектом представляет собой человеко-машинный комплекс, в основе которого лицо, принимающее решение, со следующими семью основными подсистемами обеспечения.
1. Информационное обеспечение (informational support) -система классификации и кодирования информации, технологическая схема обработки данных, нормативно-справочная информация, система документооборота.
2. Организационное обеспечение (organizational support) - совокупность мер и мероприятий, регламентирующих функционирование системы управления, ее описание, инструкции и регламенты обслуживающему персоналу.
3. Техническое обеспечение (hardware) - комплекс используемых в системе управления технических средств, включающий ЭВМ и средства связи.
4. Математическое обеспечение (mathematical support) - совокупность методов, правил, математических моделей и алгоритмов решения задач.
5. Лингвистическое обеспечение (linguistic support) - совокупность терминов и искусственных языков, правил формализации естественного языка.
6. Программное обеспечение (software) - совокупность программ систем обработки данных и документов, необходимых для эксплуатации этих программ.
7. Правовое обеспечение (legal support) - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование системы.
Управление экономическим объектом обычно является частью (хотя и основной, но все же частью) информационной технологии решения экономической задачи. Важнейшие процедуры этой технологии условно делятся на функционально-временные стадии, ключевые из них, кроме передачи, являются: сбор, преобразование и регистрация информации; обработка и хранение; преобразование, тиражирование и использование (в том числе, принятие решения и выработка управляющих воздействий).
Экономическая информация подвергается, как правило, всем процедурам, но в ряде случаев некоторые из них могут отсутствовать. Последовательность выполнения указанных процедур также может быть различной, причем некоторые могут повторяться. Их состав и особенности выполнения во многом зависят от экономического объекта, ведущего автоматизированную обработку информации, и тех процессов, которые протекают в среде его обитания. В разнообразии содержания этих процессов можно убедиться на примере информационных процессов в бизнесе - инфобизнес (infobusiness):
• получение информации о рынке и его анализ;
• оптимизация планирования работы фирмы и управление ее деятельностью;
• выполнение основных деловых операций;
• сбор и подготовка информации для принятия управленческих решений;
• контроль и координация работы структурных подразделений фирмы и сотрудников;
• обеспечение связи с партнерами и прочими организациями.
Интуитивно понятно, что реализацию части этих процессов можно возложить на ЭВМ. В последние годы информационные технологии прошли путь от автоматизации отдельных процессов до создания систем, оказывающих непосредственное влияние на бизнес. Роль вычислительной техники в настоящее время непереоценима. Однако до сих пор актуально заявление Норберта Винера: "Вычислительная машина ценна ровно настолько, насколько ценен использующий ее человек".
Ценность пользователя определяется следующим:
• готовностью пользователя (по уровню знаний и психологически) применять современные информационные технологии;
• готовностью конкретной организации к внедрению современных информационных технологий;
• наличием развитой сферы информационных услуг в среде обитания этой конкретной организации.
До сих пор, к сожалению, главным препятствием на пути повышения эффективности использования компьютеров является не недостаток технологий, а инертность отдельных людей или целых организаций. Считается, что для успешного внедрения новых информационных технологий каждая организация должна накопить "критическую массу" энтузиастов. В небольшом коллективе из 15 человек 10 могут считать себя "критической массой", а в большом, где, например, 600 работников, - 400. А это не так уж и мало. Правда, иногда удается решить задачу с помощью меньшинства, но только в том случае, когда это меньшинство "подавляющее".