Технология пикетирования
Пикетирование -форма прямой агитации, проводимой в публичных местах, группой сторонников кандидата. Обычно пикет состоит из 2-5 человек, которые раздают печатные материалы, призывают поддержать их кандидата или список кандидатов избирательного объединения (блока), разъясняют их позицию избирателям, собирают подписи под воззваниями или обращениями. Особенность пикетов состоит в их мобильности: пикетчиков легко перевезти в людные места – на рынки, автобусные остановки, к проходным крупных предприятий и т.п. Утром пикет может агитировать у проходной завода, днем – на рынке, а вечером у платформы электрички. Кроме того, если в ходе «плакатной» войны время жизни плаката составляет в среднем два часа, то на пикетах он «работает» весь световой день. Пикетчики легко получают доступ к тем категориям избирателей, которые неохотно открывают двери своих квартир – части электората, занятой в народном хозяйстве. По своей эффективности десяток активных пикетов может быть более успешным, чем «регулярная» армия агитаторов-наемников, которые «отрабатывают» задание начальства. Особенно это относится к пикетам Партии, которые оформлены в едином стиле, сами партийные пикетчики легко узнаются по униформе
Резко повышает эффективность пикетирования участие в агитации самого кандидата. Известен случай, когда администрация предприятий не пускала кандидата на встречи с трудовыми коллективами, так как он был неугоден администрации. Тогда кандидат провел кампанию пикетирования проходных крупных предприятий, что сделало его сразу же «страдальцем» за народные интересы и резко повысило его рейтинг.
Основные цели пикетирования состоит в том, чтобы вовлечь граждан в избирательный процесс, продемонстрировать доминирование кандидата или избирательного объединения (блока) в социальном пространстве, вызвать поддержку их инициатив со стороны избирателей. Сила пикета состоит в том, что он позволяет создать эффект совмещения различных форм агитации: посредством плакатов и листовок, с помощью живого слова, используя язык действий, символику униформы, а иногда и музыкальные средства воздействия. В том случае, если пикет привлекает внимание СМИ, его воздействие усиливается многократно.
Вторая особенность пикетирования состоит в том, что это активная, иногда даже провокативная форма воздействия на избирателей. Пикетчики должны привлечь к себе внимание, завязать общественную дискуссию, генерировать информационные волны. К пикету подходят люди, чтобы взять агитационную литературу, задать вопросы, высказать свое мнение. Это вызывает дискуссию, которая обязательно привлекает внимание других людей, проходящих мимо и может даже не думающих о выборах. Пикет будит их интерес к политике и политикам. Часто пикетчикам удается не просто привлечь на сторону кандидата избирателей, но привлечь к работе добровольных агитаторов.
В результате получается дискуссионный клуб под открытым небом. Особенностью публичной дискуссии является активное ее воздействие на еще не определившихся с избирателей, т.е. тех, которые еще не решили за кого из кандидатов они будут голосовать на предстоящих выборах. В Москве во время президентских выборов 1996 года вокруг пикета в 20 человек на Пушкинской площади скапливалось до 250 человек. А в целом по Москве в последние 10 дней до первого тура голосования в избирательной кампании по выборам президента России с 17 до 20 часов президентской командой выставлялось до 60 пикетов общей численностью свыше 300 человек.
Но пикеты действенны только в крупных городах, где имеются скопления людей. На селе пикетчиков будут считать просто бездельниками.
Концепция и планирование кампании
Обычно пикеты выставляются в многолюдных местах в часы скопления горожан: у станций метро, остановок общественного транспорта, у вокзалов, на перекрестках, у проходных предприятий, у рынков и крупных магазинов. Пикеты бывают постоянно действующие в течение длительного периода времени и организованные по конкретному поводу (проведение праздничного мероприятия, приезд соперников кандидата на предприятие, протест против заявления конкурирующей партии и т.п.). Кроме того, они бывают стационарные и передвижные (на автомобиле). Пикеты эффектны, когда они проводятся одновременно во многих местах, по всему избирательному округу. Это создает впечатление мощной поддержки кандидата. Пикеты могут работать в течение всей избирательной кампании, но могут продолжаться 2-3 дня. Чаще всего кампания по пикетированию начинается в период сбора подписей в поддержку кандидата или списка кандидатов избирательного объединения (блока). В период высшего напряжения избирательной кампании уже ближе ко дню голосования также активно прибегают к помощи пикетчиков.
Укажем также на то, что пикеты могут выставляться в поддержку инициативы кандидата (избирательного объединения (блока)) или же против действий соперников. Позитивные пикеты (пикета “за”) не должны быть пассивны. Эффект есть тогда, когда пикетчики энергично раздают литературу, собирают подписи в поддержку инициатив кандидата, фотографируют желающих с плакатом кандидата и т.п. Только в этом случае они будут замечены избирателями и окажут на них нужное воздействие. Пикеты “против” весьма эффективны сами по себе, так как позволяют обрушить накопившийся общественный протест на недостойное поведение политиков и руководителей, неспособных решить коммунальные проблемы, задерживающих выплаты пенсий и зарплат и т.п.
Таким образом, эффективность пикетирования зависит, прежде всего, от того, насколько насколько важны и злободневны вопросы, которые поднимают кандидат или избирательное объединение (блок) для обсуждения. Более того, пикетчики агитируют не столько за кандидата как такового (или список кандидатов), сколько за предлагаемые ими решения общественных проблем. Эта содержательная сторона дела имеет колоссальное значение. Если содержания нет, то не о чем и спорить.
Кампания по пикетированию должна быть вписана в общую стратегию и концепцию кампании всей избирательной кампании. Функционально, пикетирование призвано усилить информационные волны, генерируемые сбором подписей, обращениями кандидата (или избирательного объединения (блока) к избирателям в средствах массовой информации и т.д. План кампании по пикетированию является частью общего стратегического плана.