Характеристики эффективного руководства

Характеристики эффективного руководства - student2.ru Я всегда восхищался способностью откусить больше, чем можно прожевать, а потом прожевать это.

УИЛЬЯМ ДЕМИЛЬ

Мир делится на тех, кто делает дело, и тех, кто получает похвалу. Постарайтесь, если сможете, принадлежать к первой категории. Там гораздо меньше конкуренции.

ДУАЙТ МОРРОУ

Вы не станете лидером, если сначала не научитесь следовать и быть ведомым.

ТИОРИО

В

наши дни к лидерству проявляется огромный интерес. Зайдите в любой книжный магазин, и вы увидите множество книг на эту тему. Откуда такое внимание? Почему эти книги столь популярны?

Если поставить вопрос по существу: почему людям всегда нужны лидеры — политические, деловые, культурные? Ответ: все мы живем в мире перемен. Естественная человеческая реакция в ситуации любых изменений — тревога. А когда мы волнуемся, нам нужен кто-то, кто будет вести нас, кто сможет «сдерживать» наше беспокойство. Если пе­ремены и тревога вторгаются в бизнес, креативная работа будет осуще­ствляться лучше, когда руководитель успешно выполняет эту сдержи­вающую роль. Если он неэффективный «контейнер», может возникнуть множество дисфункциональных процессов, которые в некоторых слу­чаях ведут к гибели компании.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДСТВА 211

Характеристики эффективного руководства - student2.ru Перемены неизбежны

Характеристики эффективного руководства - student2.ru Тому, кто не настроен на перемены, сложно быть эффективным ли­дером. Современное общество не дает возможности выбирать между покоем и переменами. Они неизбежны, и степень преобразований растет с каждым днем. Подумай­те, например, о различии вашего образа жизни и жизни ваших дедушек. Всего лишь за два поколения мы перешли от лошади и экипажа к космическим кораблям. Или вот еще пример: один выпуск газеты Herald Tribune содержит информа­ции больше, чем человек в средние века узнал бы за целую жизнь.

Информационный взрыв настолько силен в наши дни, особенно при наличии огромных баз данных, доступных через Интернет, что нейрохи­рурги поставили вопрос: какое количество информации способен обрабо­тать человеческий мозг? Может ли мозг, запрограммированный на реше­ние задач «каменного века», таких, как охота и собирательство, хорошо ра­ботать в «век кибернетики»? Сможем ли мы и дальше справляться с увели­чивающимся объемом общения через электронную почту, голосовую по­чту, факсы, телефоны и видеоконференции? Можем ли мы пережить стресс оттого, что понедельник мы проводим в Токио, среду в Сингапуре, а пят­ницу в Нью-Йорке? Достаточно ли у нас выносливости, физической и ум­ственной, или мы уже подходим к пределам человеческих способностей?

Очевидно, что стресс возрастает по причине все увеличивающихся тех­нологических изменений. Простой пример докажет мои слова. Один из ру­ководителей, которого я консультировал, (глава высокотехнологичной ком­пании), сказал мне, что когда его компьютер починили после трехдневной поломки, ему пришлось отвечать на 900 электронных писем! Это не про­сто избыток информации, это загрязнение информацией. Особенно силь­ный смог наблюдается в высокотехнологичных и финансовых компаниях.

Как я уже говорил в главе 3, в 1980-90 гг. мир корпоративного бизне­са пережил сдвиг в парадигме, который повлиял на образ действий мно­гих компаний. Этот сдвиг стал ответом на изменения многих аспектов общества, изменения, которые до сих пор продолжаются.

* Происходят серьезные демографические изменения, такие, как
растущая урбанизация и рост так называемых «меньшинств».

* Информационные и коммуникационные технологии все больше разрастаются.

* «Новая экономика», а лучше сказать «старая экономика» с новы­
ми технологиями, проявляющаяся в интернет-коммерции, меняет наш взгляд на традиционные модели бизнеса.

212 МИСТИКА ЛИДЕРСТВА

Характеристики эффективного руководства - student2.ru * Сильное влияние новой единой валюты евро.

* После падения «железного занавеса» в Восточной Европе и России
продолжают происходить серьезные изменения.

* Африка, страны Тихоокеанского региона и Дальний Восток столкнулись с проблемами здравоохранения, финансов, образования и правительства.

* Менеджмент все более глобализуется. Широкие реорганизации и сокращения, о которых я говорил в предыдущей главе, являются неотъемлемой частью этой тенденции. Кроме того, происходит растущая консолидация бизнеса посредством слияний, поглощений и стратегических союзов в глобальном масштабе.

Те руководители, которые поняли, что нельзя игнорировать эти перемены, в отчаянии ищут ответы на вопросы. Именно они и есть читатели бесчис­ленных книг по лидерству, которые заполняют магазины. Они хотят знать - им необходимо знать — какие последствия эти изменения будут иметь для их компаний. Они хотят знать, какие полномочия руководителя будут не­обходимы, чтобы справиться с этими последствиями, и что рыночные из­менения говорят о том, как нам выбирать и растить лидеров будущего.

Наши рекомендации