Характеристики эффективного руководства
Я всегда восхищался способностью откусить больше, чем можно прожевать, а потом прожевать это.
УИЛЬЯМ ДЕМИЛЬ
Мир делится на тех, кто делает дело, и тех, кто получает похвалу. Постарайтесь, если сможете, принадлежать к первой категории. Там гораздо меньше конкуренции.
ДУАЙТ МОРРОУ
Вы не станете лидером, если сначала не научитесь следовать и быть ведомым.
ТИОРИО
В |
наши дни к лидерству проявляется огромный интерес. Зайдите в любой книжный магазин, и вы увидите множество книг на эту тему. Откуда такое внимание? Почему эти книги столь популярны?
Если поставить вопрос по существу: почему людям всегда нужны лидеры — политические, деловые, культурные? Ответ: все мы живем в мире перемен. Естественная человеческая реакция в ситуации любых изменений — тревога. А когда мы волнуемся, нам нужен кто-то, кто будет вести нас, кто сможет «сдерживать» наше беспокойство. Если перемены и тревога вторгаются в бизнес, креативная работа будет осуществляться лучше, когда руководитель успешно выполняет эту сдерживающую роль. Если он неэффективный «контейнер», может возникнуть множество дисфункциональных процессов, которые в некоторых случаях ведут к гибели компании.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДСТВА 211
Перемены неизбежны |
Тому, кто не настроен на перемены, сложно быть эффективным лидером. Современное общество не дает возможности выбирать между покоем и переменами. Они неизбежны, и степень преобразований растет с каждым днем. Подумайте, например, о различии вашего образа жизни и жизни ваших дедушек. Всего лишь за два поколения мы перешли от лошади и экипажа к космическим кораблям. Или вот еще пример: один выпуск газеты Herald Tribune содержит информации больше, чем человек в средние века узнал бы за целую жизнь.
Информационный взрыв настолько силен в наши дни, особенно при наличии огромных баз данных, доступных через Интернет, что нейрохирурги поставили вопрос: какое количество информации способен обработать человеческий мозг? Может ли мозг, запрограммированный на решение задач «каменного века», таких, как охота и собирательство, хорошо работать в «век кибернетики»? Сможем ли мы и дальше справляться с увеличивающимся объемом общения через электронную почту, голосовую почту, факсы, телефоны и видеоконференции? Можем ли мы пережить стресс оттого, что понедельник мы проводим в Токио, среду в Сингапуре, а пятницу в Нью-Йорке? Достаточно ли у нас выносливости, физической и умственной, или мы уже подходим к пределам человеческих способностей?
Очевидно, что стресс возрастает по причине все увеличивающихся технологических изменений. Простой пример докажет мои слова. Один из руководителей, которого я консультировал, (глава высокотехнологичной компании), сказал мне, что когда его компьютер починили после трехдневной поломки, ему пришлось отвечать на 900 электронных писем! Это не просто избыток информации, это загрязнение информацией. Особенно сильный смог наблюдается в высокотехнологичных и финансовых компаниях.
Как я уже говорил в главе 3, в 1980-90 гг. мир корпоративного бизнеса пережил сдвиг в парадигме, который повлиял на образ действий многих компаний. Этот сдвиг стал ответом на изменения многих аспектов общества, изменения, которые до сих пор продолжаются.
* Происходят серьезные демографические изменения, такие, как
растущая урбанизация и рост так называемых «меньшинств».
* Информационные и коммуникационные технологии все больше разрастаются.
* «Новая экономика», а лучше сказать «старая экономика» с новы
ми технологиями, проявляющаяся в интернет-коммерции, меняет наш взгляд на традиционные модели бизнеса.
212 МИСТИКА ЛИДЕРСТВА
* Сильное влияние новой единой валюты евро.
* После падения «железного занавеса» в Восточной Европе и России
продолжают происходить серьезные изменения.
* Африка, страны Тихоокеанского региона и Дальний Восток столкнулись с проблемами здравоохранения, финансов, образования и правительства.
* Менеджмент все более глобализуется. Широкие реорганизации и сокращения, о которых я говорил в предыдущей главе, являются неотъемлемой частью этой тенденции. Кроме того, происходит растущая консолидация бизнеса посредством слияний, поглощений и стратегических союзов в глобальном масштабе.
Те руководители, которые поняли, что нельзя игнорировать эти перемены, в отчаянии ищут ответы на вопросы. Именно они и есть читатели бесчисленных книг по лидерству, которые заполняют магазины. Они хотят знать - им необходимо знать — какие последствия эти изменения будут иметь для их компаний. Они хотят знать, какие полномочия руководителя будут необходимы, чтобы справиться с этими последствиями, и что рыночные изменения говорят о том, как нам выбирать и растить лидеров будущего.