Основы редакционно-издательского маркетинга. Особенности, цели, задачи, направления

Маркетинг – (рынок) – изучение рынка для продвижения товаров и услуг к их потребителям, получение информации, определяющей изменение процесса производства.

Редакционно-издательский маркетинг - особый вид редакционной деятельности, связанной с продвижением периодического издания на рынок, направленной на обеспечение существования издания и на удовлетворение информационных потребностей его читателей, телезрителей, радиослушателей.

Цели РИМ:

1. удовлетворение информационных потребностей запросов аудитории

2. создание для этого условий для его продвижения на рынок

3. обеспечение существования периодического издания и его редакции

Задачи маркетинга:

- изучение рынка периодических изданий, на который д/выйти газета, ТВ, РВ программы

- исследование целевой аудитории

- изучение самой газеты, телепрограммы, их соответствие требованиям рынка особенностям аудитории читателей, телезрителей, радиослушателей.

- изучение конкурентных изданий

Изучение рынка – установление его потенциальной емкости, характера, размеров спроса на СМИ, определение региона распространения, возможностей доставки на рынок и сбыта, времени выхода на рынок.

Изучая рынок исходят из его сегментации. Сегмент – часть рынка, отличная от других его частей, общей для нее особенностью.

На рынке периодического издания можно выделить несколько сегментов: газеты, журналы, ТВ и РВ программы для женщин. Быстро развивается сегмент – деловая и коммерческая пресса, спортпечать, сатирические издания и т.д.

Позиционирование издания – определение места в избранном рыночном сегменте (оптимальной информац. ниши). Ниша – часть сегмента рынка периодического издания, представляющая наилучшие условия для выпуска газеты, ТВ, РВ, их распределения, для получения наибольших доходов и прибыли.

Направления:

- исследование рынка покупателей – выявление целевой аудитории СМИ и определение всех характеристик (кто может стать/уже стал читателем)

- исследование проводиться в границах региона распространения периодического издания.

Направления изучения рынка:

- определение границ региона распространения издания и его территориальная характеристика (информация о населении, его численности, сосредоточения в городах, расселения в селах, данные об особенностях экономики региона, какие хозяйственной отрасли преобладают)

- анализ аудитории : действительная – которая уже пользуется, и потенциальная. Результаты изучения реальной аудитории дают информацию, имеющую жизненное значение для редакции. Исследование аудитории по составу, соц. Статусу, пол, возраст, демограф. Анализ населения региона: возраст, половые группы, нац. Состав.

- достоинства/недостатки конкурентов

- структура номера, программ

- дизайн издания

- система распространения издания

-сеть пунктов, доставка тиража, подписки.

Анализ своего издания:

Главная задача – генерального менеджера: реализация тиража газеты, результаты подписки, результаты опроса, рейтинги программы.

Маркетинг – непрерывный процесс. Изучение рынка приводит к необходимости непрерывного наблюдения за своим изданием, определяет его конкурентоспособность.

******Журналистика - творчество и производство одновременно. Чтобы иметь возможность отражать событийную картину мира, давать по возможности объективный анализ социальных проблем с целью их разрешения, необходимо включить средство массовой информации в рынок, рассматривая журналистскую информацию в качестве товара. Для чего следует освоить редакционно-издательский маркетинг и менеджмент, разбираться в финансовых вопросах. Вот почему люди динамичные, деловые, обладающие рыночным мышлением, так активно занялись информационным бизнесом (тем более, что в начале девяностых годов для этого появились и правовые, и экономические предпосылки). Серьезные коллективы сегодня не начнут ни один проект, пока не изучат рынки периодических изданий и потребителей информации, не познакомятся с потенциальными конкурентами, занимающими или претендующими занять выбранную издателем информационную нишу. Подчеркнем - серьезные коллективы, поскольку большинство сегодняшних владельцев и учредителей СМИ, директоров редакций, редакторов изданий, оперируя терминами маркетинга, порой не знают сути предмета.

Новые подходы к выпуску, закреплению Имиджа и продвижению на рынок периодического издания - на основе редакционно-издательского маркетинга и менеджмента - должны быть увязаны с духовной, этической доминантой, поскольку механический перенос законов экономики в сферу массовой коммуникации чреват потерями для человека, входящего в некий социум и представляющего определенный его сегмент. Абсолютный приоритет прав личности над правами общества также губителен для человечества, поскольку нередко индивидуальное право (к примеру, владельца издания), диктат потребителя (люмпена) может вступать в противоречие с жизненными интересами общества.

В связи с повышением роли смыслового восприятия визуальной информации в газете одним из ведущих ее типологических признаков становится дизайн. Дизайн (построенный на основе композиционно-графического моделирования, способствующего оптимальной организации вербальных и невербальных компонетов издания, ориентированный на конкретную аудиторию с ее социально-демографическими и психологическими особенностями) является элементом фирменного стиля издания - одного из ключевых понятий редакционно -издательского маркетинга

Наши рекомендации