Специализированные гостиницы
Среди перечисленных гостиниц особое место занимают следующие:
— кемпинг — лагерь для автотуристов, расположенный в загородной местности, оснащенный летними домиками или палатками;
— ротель — передвижная гостиница, представляющая собой вагон с одно-, двухместными номерами. В дневное время туристы знакомятся с различными городами и их достопримечательностями, а ночуют в поезде;
— ботель — небольшая гостиница на воде (неплавающая), в качестве которой может использоваться соответствующим образом оборудованное судно;
— флотель — плавающая гостиница, представляющая собой специально оборудованное судно; туристам предоставляются комфортабельные номера-каюты, услуги активного отдыха, залы для переговоров, конференций, конгрессов, средства связи, многочисленные бары и рестораны. Флотели используются для организации круизного отдыха, который получил бурное развитие в 1990-х гг. Число морских пассажиров в последние десятилетия во всем мире устойчиво возрастает, и в 1990 г. оно превысило 1,5 млн человек, а в 1996 г. достигло 6,5 млн человек;
— ботокемпинги предназначены для обслуживания водных туристов в походе. К этому типу учреждений относятся «водные станции», получившие распространение в Польше, и «летние туристские городки» в Германии. Определенный опыт по строительству средств размещения на воде накоплена России. На Городецкой судоверфи построены два крупнейших на Волге плавучих мотеля. Эта своеобразная база для моторных лодок может принять до 200 катеров;
— отели при казино. Современные тенденции в зарубежном гостиничном деле успешно используют и такой сравнительно новый источник привлечения клиентуры, как строительство гостиниц при казино. Особо интересный опыт накоплен в США. Так, с 1991 года, когда в экономике США начался новый подъем, индустрия отдыха и развлечений стала важнейшим фактором потребительского бума. Самым быстрорастущим сектором этой индустрии является игорный бизнес, ведь он официально узаконен. Легальный игорный бизнес стремительно разрастается. Среди факторов, заставивших власти пойти на официальное разрешение этого бизнеса и не противиться его развитию, следует указать прежде всего на экономические: потребность изыскания новых источников доходов, необходимость трудоустройства людей и стимулирование туризма. Чтобы убедиться в экономических возможностях казино, стоит только взглянуть на следующие цифры: в 1991 году казино в Атлантик-Сити принесли 3,4 млрд долларов чистой прибыли, что означало для города 570 млн долларов через налоговые отчисления и трудоустройство для 49-ти тысяч людей.
По сравнению с обычными отели при казино гарантируют мощный приток наличности и высокий уровень прибыльности. Благодаря своей специфике они также характеризуются высокой заполняемостью, Лас-Вегас в 1992 году посетили 21,8 млн человек, и каждый пробыл там в среднем 3,3 суток. В результате этого среднегодовая заполняемость городских отелей составила 83,9%.
Сейчас казино привлекают гостей низкими ценами за гостиничный номер, дешевизной ресторанов и фантастическими увеселениями. Про казино в Атлантик-Сити справедливо замечено, что пока ты играешь, все остальное приложится — пусть не совсем задаром, но по невероятно низким ценам.
Наряду с компанией Рromus, корпорация Hilton Ноtel тоже извлекает большой доход из игорного бизнеса. Еще в 1970 году Конрад Хилтон почувствовал, что казино суждено стать самым прибыльным сегментом гостиничного бизнеса. Он приобрел контрольный пакет акций Flaminqo и1п1еrпаtioпа1 Hotel, теперь известного как Las Vegas Hilton. В те годы это был крупнейший в мире отель-казино общей площадью игровых залов 3716 м2. Корпорация Hilton Ноtel , являющаяся теперь одной из ведущих гостиничных компаний мира, получает 2/3 своего дохода от казино, среди которыхFlaminqo, Hilton и Las Vegas Hilton в Лас-Вегасе,два отеля в Рено, а также два плавучих казино на Среднем Западе. Через свои отделения она управляет казино в Куинсленде (Австралия) и еще в 12-ти странах, включая Турцию, Индонезию, Египет, Гонконг, Грецию, Бельгию, Великобританию, Малайзию, Уругвай.
Социально-культурные услуги включают большое число услуг, среди которых особое место занимают туристические и экскурсионные, санаторно-оздоровительные услуги.
Туристические и экскурсионные услуги.
Сервисная деятельность по оказанию туристических и экскурсионных услуг обеспечивает потребителям возможность отдыха в регионах с наиболее привлекательными геоклиматическими условиями или в процессе путешествий.
Туризм — это временные выезды (путешествия) граждан из мест постоянного проживания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
Туристом является гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 ч до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки.
Экскурсия — это временные выезды (путешествия) граждан из мест постоянного проживания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период менее 24 ч и без ночевки в посещаемой стране (месте) временного пребывания.
Экскурсантом является гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период менее 24 ч и без ночевки.
Потребителям туристических услуг предлагаются разнообразные туры:
— оздоровительные (туры оздоровительного характера с отдыхом или лечением на курорте);
— познавательные (туры с экскурсионной программой — посещение музеев, осмотр достопримечательностей, участие в культурных мероприятиях);
— профессионально-деловые (туры с участием в работе заседаний, конференций, конгрессов, торговых ярмарок и выставок, с выступлениями, лекциями, концертами, с участием в профессиональных мероприятиях, переговорах для заключения контрактов, семинарах, профессиональных специальных курсах, а также с целью продвижения товаров на рынке и увеличения их сбыта, обучения и исследовательской деятельности, за исключением случаев оплачиваемой работы в месте временного пребывания);
— спортивные (туры для занятия непрофессиональным спортом — пешеходным, конным, лыжным, водным, велосипедным, подводным плаванием и другими водными видами спорта, рыбалкой, охотой и проч., а также с целью участия и присутствия на спортивных соревнованиях);
— религиозные (туры с паломническими целями, участие в религиозных мероприятиях, маршруты с посещением святых мест);
— туры с другими целями.
В зависимости от используемых транспортных средств формы туризма подразделяются на авиатуризм, автобусный, железнодорожный, автомобильный и морской туризм.
В зависимости от времени года различается зимний и летний туризм. Спрос на туристические услуги подвержен сезонным колебаниям в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристическим сезоном, период спада путешествий — межсезоньем. Туристические сезоны в разных регионах не совпадают.
При международном туризме существуют сторона, направляющая туриста, и сторона, принимающая туриста.
Направляющая сторона — это организация или индивидуальный предприниматель, направляющие туристов в страну (место) их временного пребывания и действующие при этом на основании договоров, заключенных с туристом и принимающей стороной.
Принимающая сторона — это организация или индивидуальный предприниматель, принимающие туристов, прибывших в страну (место) их временного пребывания, и действующие при этом на основании договоров, заключенных с туристом и/или направляющей стороной и организациями, предоставляющими услуги.
Согласно ГОСТ Р 50690-2000 "Туристические услуги. Общие требования" существует внутренний туризм, въездной, выездной, самодеятельный.
Внутренний туризм — это путешествия в пределах государства лиц, постоянно проживающих в этом государстве.
Выездной туризм — это путешествия лиц в другую страну.
Въездной туризм — это путешествия в пределах государства лиц, не проживающих постоянно в этом государстве.
Самодеятельный туризм — это путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно.
В рамках сервисной деятельности организации предлагают туристическо-экскурсионное обслуживание, которое направлено на удовлетворение потребностей населения и иностранных граждан в туристических и экскурсионных услугах Комплекс услуг, предлагаемых потребителям, называется туристическим продуктом. В качестве туристического продукта выступает туристический тур. Туристический продукт реализуют потребителям туроператоры и турагенты.
Сервисная деятельность включает оказание следующих видов услуг:
• услуги туроператора по организации внутреннего, выездного, въездного туризма;
• услуги турагента;
• услуги при самодеятельном туризме;
• экскурсионные услуги.
Туристическая услуга — это результат деятельности организаций или индивидуальных предпринимателей по удовлетворению потребностей туристов в организации и осуществлении тура или его отдельных составляющих.
Экскурсионная услуга — это туристическая услуга по удовлетворению познавательных интересов туристов (экскурсантов), включая разработку и внедрение программ экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, организацию и проведение экскурсий.
Деятельность по реализации туристическо-экскурсионных услуг выполняют туроператоры итурагенты.
Туроператор — это организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на основании лицензии деятельность по формированию, продвижению и реализации тура.
Турагент — это организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на основании лицензии деятельность по продвижению и реализации тура.
Туристические путешествия и экскурсии организуются по маршруту путешествия, в соответствии с которым туристы посещают разнообразные географические пункты и места.
Сведения о туристическом путешествии, перечне услуг и условиях обслуживания указываются в программе путешествия — документе, содержащем исчерпывающую информацию о предоставляемых туристу услугах и времени их предоставления по маршруту путешествия.
Туристические услуги оказываются на основе договора, заключаемого между туроператором или турагентом и туристом. Документом, подтверждающим факт оплаты тура, является туристическая путевка. Документом, устанавливающим право туриста на услуги, входящие в состав тура и подтверждающим факт их оказания, является туристический ваучер.
Туроператоры и турагенты организуют туры различной продолжительности.
Однодневные путешествия могут составлять менее 3 ч, 3~5 ч, 6-8 ч, 9~11 ч, 12 и более часов.
Путешествия с пребыванием более суток могут составлять от 1 до 3 сут., от 4 до 7 сут., от 8 до 28 сут., от 29 до 91 сут., от 92 до 365 сут.
Продолжительные путешествия, как правило, дополняются транспортными услугами и экскурсиями.
Отдельные услуги туроператора и турагента могут включать:
• услуги по организации проживания туристов;
• услуги по организации питания туристов;
• услуги по организации перевозок туристов различными видами транспорта;
• услуги по организации спортивных, развлекательных, познавательных, оздоровительных экскурсионных и других мероприятий;
• услуги гидов-переводчиков.
Услуги при самодеятельном туризме могут включать:
• предоставление информационных материалов, туристических схем, описаний маршрутов естественных препятствий, объектов;
• консалтинговые услуги, включающие вопросы организации туризма, обеспечения безопасности на туристических маршрутах и др.;
• посреднические услуги по обеспечению безопасности на туристических маршрутах;
• обучение основам туристических и альпинистских навыков.
Экскурсионные услуги могут включать организацию экскурсий и услуги экскурсовода.
В рамках обслуживания туристам может предоставляться трансфер — услуга по перевозке туриста от места его прибытия в страну (место) временного пребывания до места размещения и обратно, а также любой другой перевозке в пределах страны (места) временного пребывания, предусмотренной программой путешествия. В качестве перевозчика выступают организация или индивидуальный предприниматель, предоставляющие услуги по перевозке туристов различными видами транспорта.
Санаторно-оздоровительные услуги.
Сервисная деятельность по оказанию санаторно-оздоровительных услуг обеспечивает потребителям возможность отдыха и восстановления здоровья в наиболее благоприятных для этого рекреационных зонах Земли.
Потребность в санаторно-оздоровительных услугах возникла с развитием медицины, доказавшей положительное влияние климатических условий ряда регионов на здоровье человека.
Курорт — это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
К природно-лечебным ресурсам относятся минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний, организации отдыха.
Санаторно-оздоровительные услуги представляют собой гармоничный комплекс услуг:
• по проживанию;
• лечению в санаториях;
• санаториях-профилакториях;
• пансионатах с лечением;
• курортных поликлиниках;
• бальнеологических лечебницах;
• грязелечебницах круглогодичного действия. Санаторно-оздоровительные услуги предоставляются в
санаториях, санаториях-профилакториях, пансионатах, бальнеологических лечебницах.
Санаторий — это учреждение для лечения и отдыха людей с использованием благоприятных природных условий.
Пансионат — это учреждение (гостиница), предназначенное для проживания и отдыха людей.
Бальнеологическая лечебница — это учреждение для лечения и отдыха людей с использованием вод из минеральных природных источников.
Потребление санаторно-оздоровительных услуг носит сезонный характер. Высокий спрос на услуги в России сохраняется 7-8 месяцев в году. На потребление санаторно-оздоровительных услуг большое влияние оказывает их стоимость и стоимость переезда до места оказания услуг.
Сервисные организации, оказывающие санаторно-оздоровительные услуги, обеспечивают потребителей дополнительными услугами:
• медицинскими;
• транспортными;
• парикмахерскими;
• услугами по уборке;
• услугами химической чистки и прачечной;
• услугами по прокату и аренде;
• услугами общественного питания.
Услуги общественного питания в санаториях предлагаются в ресторанах, столовых.
Услуги розничной торговли предоставляются во многих санаториях, пансионатах, домах отдыха. Посетителям предлагаются товары повседневного спроса, товары для личного комфорта и гигиены, одежда, сувениры, периодические печатные издания и книги. Торговля ведется с помощью торговых автоматов или через киоски.
В состав дополнительных услуг, предлагаемых отдыхающим, входят социально-культурные услуги:
• демонстрация видеофильмов;
• услуги игровых автоматов, бильярда, боулинга.
Предоставление санаторно-оздоровительных услуг осуществляется на основе путевок. Продолжительность отдыха составляет от 12 до 24 дней.
Гостиничные услуги создают условия для временного проживания людей в условиях рабочих командировок, на отдыхе и в других случаях.
Основной услугой является услуга по обеспечению временного проживания людей.
Гостиничные услуги предоставляются на базе гостиничных объектов (гостиниц) — зданий различных типов и видов, приспособленных специально для временного проживания людей.
Деятельность по предоставлению гостиничных услуг регламентируется Правилами предоставления гостиничных услуг в РФ.
По назначению гостиницы делятся на 5 типов:
• гостиницы для отдыхающих;
• туристические пригородные гостиницы;
• курортные гостиницы;
• пансионаты;
• мотели.
Гостиницы для отдыхающих предназначены для людей, пребывающих на отдыхе. Гостиницы для отдыхающих размещаются в населенных пунктах с благоприятными природными условиями (рядом с морем, рекой, озером, лесными массивами) или в местах, имеющих архитектурно-историческую ценность, культурных центрах.
Гостиницы для туристов обеспечивают временное пребывание и отдых в дневное или ночное время людей, путешествующих по железной дороге или автотрассе на автомашине. Туристические гостиницы располагаются вблизи автотранспортных магистралей, аэродромов, железнодорожных вокзалов.
Мотели обеспечивают временное проживание, автостоянку туристам и автотуристам. При мотелях могут оказываться услуги автосервиса. Мотель включает гостиницу и прилегающую к ней территорию с автостоянкой. Автостоянка располагается недалеко от входа, на участке между подъездом и основной полосой движения прилегающей магистрали. Размер стоянки зависит от вместимости мотеля.
Курортные гостиницы обеспечивают временное проживание и предлагают санаторно-оздоровительные услуги. Гостиницы располагаются в курортных местностях с благоприятными природно-климатическими условиями.
Сервисная деятельность основывается на технологии гостиничного обслуживания.
Технология гостиничного обслуживания — совокупность операций и процессов по предоставлению услуг размещения посетителям и система рациональных приемов использования зданий, сооружений, оборудования гостиниц.
Обслуживание гостиничного комплекса и проживающих людей требует наличия квалифицированного персонала различных специальностей. С целью организации эффективной работы гостиничного комплекса персонал объединяется в структурные подразделения, выполняющие обслуживание номеров, обслуживание проживающих людей, административное управление, поддерживающие безопасность гостиницы, медицинское обслуживание, инженерно-техническую работу.
Структура подразделений, соподчиненность и количество работников определяются в зависимости от типа и категории гостиницы, количества мест для проживающих.
Современный гостиничный комплекс — это здание, оснащенное современным оборудованием и инвентарем. Оборудование и инвентарь гостиниц включают:
• мебель, бытовые приборы, аудио- и видеотехнику, средства связи (телефоны), размещаемые в номерах гостиницы;
• постельное белье и принадлежности, столовое белье, драпировки на окнах и дверях;
• технологическое оборудование для поддержания микроклимата;
• оборудование и инвентарь для приготовления пищи;
• лифты;
• технические средства учета и регистрации посетителей и оформления кассовых операций;
• средства для уборки помещений, стирки и глажения белья.
Гостиницу можно разделить на жилую, общую и служебную зоны.
Жилая зона обычно располагается на верхних этажах гостиницы. Общая зона, как правило, размещается на первом и втором этажах. К общей зоне можно отнести вход и выход, помещения для приема посетителей, оформления и размещения проживающих, хранения их багажа, расчетов с проживающими, выдачи справок, вестибюльные помещения.
Вестибюльные помещения включают сам вестибюль, гардероб, камеру хранения, комнату дежурного администратора, помещение портье, помещения для хранения документов, 2-3 служебные комнаты, отделение связи, магазины, киоски, бары, иногда отделения банка, бюро обслуживания, помещения персонала, обслуживающего вестибюль, кабины телефонов-автоматов, общие санитарные узлы и т.д.
Для придания интерьеру вестибюльных помещений индивидуального облика используются произведения искусства (скульптура, живопись), изделия народных художественных промыслов, растения. Состав и площадь этих помещений во многом зависят от назначения гостиницы, ее вместимости и категории.
Гостиницы имеют зону для служебного сообщения, через которую обслуживающий персонал транспортирует постельное белье, посуду, продукты питания для проживающих в номерах.
Структура жилых номеров устанавливается с учетом типа гостиницы. Например, в гостиницах для отдыхающих необходимо больше двухместных номеров, а в городских гостиницах — больше одноместных. Номер гостиницы является основным элементом жилой зоны. Качество номеров гостиницы определяет комфортность проживания в гостинице. Номера имеют разную площадь, архитектурно-планировочные решения, санитарно-техническое оборудование, меблировку.
В современных нормативах предусматриваются следующие площади номерного фонда:
— однокомнатных одноместных номеров:
• 8 кв. м для гостиниц однозвездочных, двухзвездочных;
• 10 кв. м для гостиниц трехзвездочных;
• 12 (16) кв. м для гостиниц четырехзвездочных;
• 14 (18) кв. м для гостиниц пятизвездочных.
— однокомнатных двухместных номеров:
12 кв. м, 14 кв. м, 14 (20) кв. м для гостиниц четырехзвездочных.
Номер, предназначенный для приема большого числа гостей, имеет площадь, установленную из расчета 6 кв. м на каждое дополнительное место (норматив установлен для гостиниц одно- и двухзвездочных).
Номера гостиниц делятся на несколько типов:
• однокомнатные номера на одного человека; однокомнатные номера на 2 чел.;
• однокомнатные номера типа "дубль", рассчитанные на возможность легко изменить вместимость номера в зависимости от спроса;
• одно-двухкомнатные номера на 3-4 чел.; одно-двухкомнатные номера на 5 чел. и более (номера-общежития);
• номера с повышенным комфортом из двух-трех комнат, а иногда и более (номера "люкс" и "апартаменты").
Количество и удельный вес одноместных и двухместных номеров зависят от типа гостиницы, уровня ее комфортабельности и других факторов. В отечественных гостиницах удельный вес одноместных номеров составляет от 30 до 50%, в зарубежных гостиницах — до 60-80%, в туристических и курортных гостиницах двухместные номера могут составлять до 75-100%, что объясняется преобладанием среди потребителей семей, включающих 2-3 человека.
Номер гостиницы состоит из жилой комнаты (или комнат), передней, санитарного узла. В номере гостиницы протекают различные процессы жизнедеятельности (сон, отдых, прием пищи, гостей, хранение вещей и другие процессы).
Комфортабельность номера зависит от архитектурно-планировочного решения, звукоизоляционных свойств номера, освещения, меблировки, санитарно-технического оборудования, оснащенности бытовой техникой, системами поддержания микроклимата, теле- и радиоаппаратурой, средствами связи. По желанию проживающих людей в номер за дополнительную плату устанавливаются персональный компьютер или факс, второй телефон.
В современном гостиничном номере обычно выделяется несколько функциональных зон: зона для сна, рабочая зона, зона дневного отдыха.
При размещении в номере мебели учитываются исходные габаритные размеры, антропометрические характеристики, удобство прохода и уборки, гигиенические требования и минимально необходимые расстояния между мебелью, между мебелью и стенами.
В гостиницах различных типов и категорий проживающим предоставляются услуги общественного питания, для этого, как правило, на первом и втором этажах размещаются рестораны, кафе (экспресс-кафе, кафе-шоу), бары (молочные, винные, пивные, ночные), коктейль-холлы, столовые, буфеты.
Согласно нормативам, в гостиницах всех типов и категорий число мест для посетителей в ресторанах должно составлять 45-68%, в кафе — 13-28%, в буфетах — 7-9%, в барах — 13-24% общего числа посадочных мест, предназначенных для лиц размещенных в гостинице.
Проживающим в гостинице предлагаются социально-культурные услуги кинозалов, Интернет-кафе, услуги по организации конференций, семинаров, услуги дискотек, бильярдных, кегельбана, казино.
Бытовые услуги предоставляются в центре бытового обслуживания персоналом гостиницы или методом самообслуживания в гладильных комнатах, прачечной самообслуживания, с помощью автоматов для чистки обуви и др.
В перечень бытовых услуг, предоставляемых в гостинице, могут входить услуги химической чистки и прачечной, ремонта одежды и обуви, фотоуслуги.
Служебная зона гостиницы включает помещения для персонала, обслуживающего номера гостиницы, размещенные на жилых этажах, которые могут включать комнату дежурного персонала, комнату глажения и чистки одежды, кладовые для хранения чистого и грязного белья, сервировочную, комнату для горничных, санитарный узел. В помещениях для персонала устанавливаются шкафы для чистого постельного белья, столовые подносы, мойка и мебель для сидения, средства связи. При этих помещениях предусматриваются мусоропровод, централизованная система пылеудаления, в некоторых гостиницах — бельепровод или специальный лифт для спуска грязного белья в центральную бельевую комнату или прачечную.
На этаже может размешаться стойка дежурного администратора, который осуществляет операции по управлению номерным фондом на этаже.
Прачечная гостиницы располагается в удалении от жилой зоны, поскольку является источником повышенного шума и испарений.
К служебным помещениям можно отнести технологические помещения ресторанов, кафе и баров.
Отдельную группу помещений занимают служба безопасности, инженерно-технические подразделения, отвечающие за работу систем поддержания микроклимата, тепло- и энергоснабжения, освещения, связи и др.
Рабочее место исполнителя должно быть оснащено комплектом оборудования, инструментов, приспособлений, отвечающих требованиям безопасности, производственной санитарии, эстетики и эргономики.