Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Московский государственный юридический университет
Имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
Кафедра судебных экспертиз
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общее языкознание и современный русский язык
Направление подготовки: Судебная экспертиза
Квалификация (степень) выпускника: специалист
Форма обучения: очная
Москва 2011
Цели освоения учебной дисциплины
В рамках учебной дисциплины «Общее языкознание и современный русский язык»осуществляется подготовка к профессиональной деятельности специалиста в области судебно-экспертной деятельности. Цели освоения курса «Общее языкознание и современный русский язык» при подготовке судебных экспертов: формирование у студентов целостного представления об основных тенденциях развития языкознания, об исследовательских принципах и концептуальном аппарате общего языкознания, структурной типологии языков и теории языковых универсалий, генеративной лингвистики и контрастивного языкознания; формирование у обучаемых фундаментальных знаний о современном русском языке, его структуре и системе как основы специальных знаний в области судебных речеведческих экспертиз.
Студент должен готовиться решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в области экспертной деятельности:
приобрести специальные знания в области языкознания и современного русского языка для производства речеведческих судебных экспертиз по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях;
для производства лингвистических исследований по заданиям правоохранительных органов и других субъектов правоприменительной деятельности;
в области научно-исследовательской деятельности:
приобрести навыки проведения прикладных научных исследований в соответствии с профилем своей будущей профессиональной деятельности.
Учебная дисциплина «Общее языкознание и современный русский язык»формируетследующие общекультурные компетенции:
способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, прикладные программные средства, современные средства телекоммуникации, автоматизированные информационно-справочные, информационно-поисковые системы, базы данных, автоматизированные рабочие места (ОК-16).
профессиональные компетенции:
в области экспертной деятельности:
способностью использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы, криминалистики при производстве судебных экспертиз и исследований (ПК-1);
способностью применять методики судебных экспертных исследований в профессиональной деятельности (ПК-2).
в области технико-криминалистической деятельности:
способностью участвовать в качестве специалиста в следственных и других процессуальных действиях, а так же в непроцессуальных действиях (ПК-7).
в области организационно-методической деятельности:
способностью консультировать субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых правонарушений (ПК-18).
в области научно-исследовательской деятельности:
способность применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-20).
Место учебной дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Общее языкознание и современный русский язык» относится к дисциплинам профессионального цикла ООП.
Предшествующие дисциплины: С1.Б.4 «Логика», С.1.Б.6 «Философия», С1.Б.9 «Русский язык в деловой документации» и С.1.ДВ.1 «Язык и мышление», в рамках которых заложены основы формирования ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК 13.
Для изучения дисциплины «Общее языкознание и современный русский язык» студент должен обладать способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК-13).
Дисциплина «Общее языкознание и современный русский язык» подготавливает студентов к изучению следующих курсов: С.3.В.11 «Основы стилистики и культурологи», С.3. В.12 «Лингвистический анализ», С1. ДВ 2. «Социолингвистика», С3 +Б.1 «Судебное речеведение»,
С3 +Б.3 «Судебная лингвистическая экспертиза», С3 +Б.4 «Судебная автороведческая экспертиза» С3 +Б.5 «Судебная фоноскопическая экспертиза».
3. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов.
Тематический план
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
Лек | Пр | СРС | ||||
Раздел I | ||||||
Модуль №1 | ||||||
Язык как объект языкознания | лекция-презентация, интерактивная беседа, метод проектов | БАРС | ||||
Проблема сущности языка в исторической перспективе | лекция-презентация, дискуссия, работа в малых группах, метод проектов, практика публичного выступления | БАРС защита проектов | ||||
Язык в семиотическом, когнитивном и социальном аспектах | лекция-презентация, видео-лекция, лекция-дискуссия, беседа, дискуссия, метод проектов, работа в малых группах, ролевая игра, практика публичного выступления | БАРС, защита проектов и рефератов | ||||
Основные дихотомии. Дихотомия язык и речь | - | лекция-презентация, интерактивная беседа | БАРС, тестирование, письменная графическая работа, программированный контроль | |||
Модуль №2 | ||||||
Основные методы и направления в языкознании | - | лекция-презентация, интерактивная беседа, работа в малых группах, метод проектов, практика публичного выступления | БАРС, глоссарий | |||
Основы контрастивного языкознания.Генеалогическая классификация языков | лекция-презентация, дискуссия, работа в малых группах, метод проектов, практика публичного выступления | БАРС, лингвистиче-ская карта, защита проектов | ||||
Проблема языковой нормы и её вариантов в современном русском языке | лекция-презентация, лекция-дискуссия, работа в малых группах, метод проектов, круглый стол, практика публичного выступления | БАРС, защита проектов, эссе, тестирование, программированный контроль | ||||
Модуль №3 | ||||||
История языкознания. Основные лингвистические традиции | - | лекция-презентация с элементами беседы, видео-лекция | БАРС, глоссарий | |||
Языкознание Средних веков и Эпохи Возрождения | - | лекция-презентация с элементами беседы | БАРС | |||
Зарождение исторического и сравнительного языкознания | - | лекция-презентация с элементами беседы | БАРС | |||
Вильгельм фон Гумбольдт – основоположник языкознания как науки | лекция-презентация с элементами беседы, диспут, беседа | БАРС, конспект | ||||
Европейское языкознание XIX в. | - | лекция-презентация, метод проектов, работа в малых группах | БАРС | |||
История русского языкознания | лекция-презентация с элементами беседы, дискуссия, техника «аквариума», беседа, практика публичного выступления, метод проектов, работа в малых группах | БАРС, конспект, защита проектов | ||||
Концепция Фердинанда де Соссюра – новый этап в развитии языкознания | лекция-презентация с элементами беседы, практика публичного выступления, метод проектов, работа в малых группах | БАРС, конспект | ||||
Лингвистика XX в. Современные школы языкознания | лекция-презентация, практика публичного выступления, метод проектов, работа в малых группах, техника «аквариума» | БАРС, защита проектов и рефератов, тестирование программированный контроль, эссе | ||||
Всего за семестр | ||||||
Раздел II | ||||||
Модуль №4 | ||||||
Основы общей фонетики | лекция-презентация с элементами беседы, практическая работа, метод проектов, практика публичного выступления, фронтальная беседа, тренинг, кейс-задания | БАРС, защита проектов и рефератов, контрольная работа | ||||
Основы общей фонологии | лекция-презентация с элементами беседы, дискуссия, метод проектов, практика публичного выступления, техника «аквариума», работа в малых группах, займи позицию | БАРС, защита проектов и рефератов | ||||
Основы общей теории письма (грамматологии) | лекция-презентация, метод проектов, практика публичного выступления | БАРС, защита проектов, контрольная работа | ||||
Основы морфемики и словообразования | лекция-презентация с элементами беседы, тренинг, кейс-задания, фронтальная беседа | БАРС, защита проектов, тестирование, программированный контроль | ||||
Модуль №5 | ||||||
Основы общей лексикологии и семантики | лекция-презентация, с элементами беседы. тренинг, кейс-задания, метод проектов, практика публичного выступления | БАРС, защита проектов, контрольная работа | ||||
Основы общей морфологии | лекция-презентация, с элементами беседы, фронтальная беседа, тренинг, метод проектов, практика публичного выступления | БАРС, защита проектов, эссе, контрольная работа | ||||
Основы общего синтаксиса | лекция-презентация, с элементами беседы, тренинг, фронтальная беседа | БАРС, письменная работа | ||||
Современный русский язык: инновации и традиции | лекция-презентация, работа в малых группах, дискуссия | БАРС, программированный контроль, итоговая письменная работа | ||||
Экзамен | 36 ч | |||||
Всего за семестр |
Содержание дисциплины (программа курса)
Раздел I
Модуль №1
Тема 1. Язык как объект языкознания
Тема 2. Проблема сущности языка в исторической перспективе
Тема 3. Язык в семиотическом, когнитивном и социальном аспектах
Тема 4. Основные дихотомии, язык и речь
Модуль №2
Тема 5. Основные методы и направления в языкознании
Тема 6. Основы контрастивного языкознания
Тема 7. Проблема языковой нормы и её вариантов в современном русском языке
Модуль №3
Тема 8. История языкознания. Основные лингвистические традиции
Тема 9. Языкознание Средних веков и Эпохи Возрождения
Тема 10. Зарождение исторического и сравнительного языкознания
Тема 11. Вильгельм фон Гумбольдт – основоположник общего языкознания
Тема 12. Европейское языкознание XIX в.
Тема 13. История русского языкознания
Тема 14. Концепция Фердинанда де Соссюра – новый этап в развитии языкознания
Тема 15. Лингвистика XX в. Современные школы языкознания
Раздел II
Модуль №4
Тема 16. Основы общей фонетики
Тема 17. Основы общей фонологии
Тема 18. Основы общей теории письма (грамматологии)
Тема 19. Основы морфемики и словообразования
Модуль №5
Тема 20. Основы общей лексикологии и семантики
Тема 21. Основы общей морфологии
Тема 22. Основы общего синтаксиса
Тема 23. Современный русский язык: инновации и традиции
3.2. Лекции
Раздел I
Модуль № 1