Особенности информационных продуктов и услуг

Усложнение научно-практической деятельности, с одной стороны, и информатизация общества, с другой, породили значительные изменения спроса на информационном рынке. Это выразилось в расширении номенклатуры предоставляемых услуг, а также вовлечении в информационную сферу новых учреждений, в том числе и тех, которые по основному профилю собственно информационными не являются. В этих условиях, как никогда ранее, сотрудникам служб научно-технического института, маркетинговых подразделений и библиотек необходимо уметь ориентироваться на информационном рынке. Это позволит им решить ряд проблем, возникающих в процессе их деятельности:

приобретать именно те информационные товары, которые по содержанию и качеству удовлетворяют потребности обслуживаемых групп и являются для них приемлемыми по цене;

рационально организовать собственную работу, то есть предоставлять те услуги, которые в наибольшей степени соответствуют реальному спросу и отсутствуют на информационном рынке;

гарантировать качество и соответствие потребительских свойств информационных продуктов и услуг заявленной категории товара и его стоимости;

облегчить создание совместимых и дополняющих друг друга информационных систем взаимообмена информационной продукцией на региональном, всероссийском и международном уровнях;

облегчить взаимопонимание сотрудников самых различных учреждений, предоставляющих информационные продукты и услуги.

Это чисто практические причины необходимости постоянного слежения за изменениями, происходящими на информационном рынке. Но следует указать и исследовательскую задачу: через изменение номенклатуры, содержания и качества информационных продуктов становится возможным определить сферу и пределы социального влияния научно-информационной деятельности, указать те потребности, которые она должна удовлетворять.

Одним из действенных средств упорядочения разнохарактерных объектов и явлений с целью ориентации в их совокупности являются классификации. Попытки разработки классификации информационных продуктов и услуг предпринимались неоднократно в различных сферах деятельности: сначала в библиотечной, а затем и в сфере научно-информационной деятельности. Классификация информационных продуктов и услуг в сфере библиотечной деятельности ограничилась рамками лишь тех продуктов и услуг, которые предлагаются библиотеками. Достоинство классификации, составленной специалистами в области информатики, состоит в рассмотрении всех информационных товаров, вне зависимости от типа учреждений, их предлагающих. Удачным является и выбор принципа классификации направлений научно-информационной деятельности, по видам продукции и услуг (например, аналитическая, патентно-лицензионная, переводческая и другие направления работы). Однако, являясь линейной, эта схема не предназначена для многомерной характеристики информационных товаров и помимо направлений деятельности учитывает лишь вид (форму) конечного продукта.

Можно выделить некоторые направления деятельности, результатом которого является создание информационного продукта:

предоставление текстов документов (документальное обслуживание);

библиографический поиск и аналитико-синтетическая переработка информации (библиографическое обслуживание);

фактографический поиск и аналитико-синтетическая переработка информации (фактографическое обслуживание);

информационные исследования;

переводческая деятельность;

консультационная деятельность.

Примером информационного продукта является информационный ресурс. Информационный ресурс как товар - это объект социально-экономических отношений, характеризующих процесс товарно-денежных отношений, осуществляемых в результате успешного завершения информационного производства. Под успешным завершением информационного производства подразумевается получение информационного продукта, способного донести до потребителя неизвестные ему полезные данные, то есть способного удовлетворять общественную потребность.

Информационный продукт отличается от традиционных материальных в силу того, что информационные ресурсы обладают рядом специфических свойств, которые в процессе производства переходят на информационный продукт. Основное свойство информационных ресурсов, которое определяет новизну информационного товара с точки зрения объекта экономических отношений, состоит в том, что по своей природе информация нематериальна, невещественна, не имеет физической природы, что предполагает многообразие форм ее материального воплощения.

Материальная и нематериальная стороны информации, делающие ее благом особого рода, проявляются в ее связи с материальными носителями. Информация, как основная составляющая информационного продукта, не имеет физического выражения, а это значит, что в процессе производства и потребления конечными пользователями информационный продукт не исчезает и может быть использован многократно. Это не характерно для товаров сферы материального производства потому, что они вещественны: поскольку покупается товар, то все вещество, его составляющее, переходит от одного собственника к другому. Для информационного ресурса как идеального феномена, принявшего документарную, электронную, устную или какую либо иную форму, вещественно-энергетическая сторона его материального носителя не играет принципиальной роли, она не входит или почти не входит в его стоимость, и его отчуждение в процессе товарообмена не означает отчуждения от прежнего владельца.

Возникает вопрос, как оценить потребительские качества информационного продукта, если материальный носитель выступает лишь как средство хранения и передачи информации? В этом случае важную роль играет такое понятие как полезность информации. Полезность информационного продукта прямопропорционально влияет на его стоимость или ценность.

Свойство полезности присуще всем видам продуктов как материальным, так и нематериальным - информационным. В случае с материальными продуктами субъективная полезность для потребителя определяется на основе анализа физических показателей данного продукта. При оценке полезности нематериальных продуктов, не имеющих физической формы, используются такие абстрактные характеристики как достоверность, новизна, актуальность и оперативность.

Полезность информационного ресурса в значительной степени «ориентирована» на новизну. «Новая» информация обладает высокой степенью полезности, так как представляет собой продукт, не имеющий аналогов на рынке. Ценность ее может быть сформирована без учета издержек прежнего исследовательского труда. Это также отличает информационный ресурс как товар от товаров материального производства, где к вновь создаваемой стоимости причастны прежде использованные факторы производства.

Новизна товара играет важную роль и в материальном производстве, где она повышает его конкурентоспособность. Но здесь она не столь принципиальна: неновый вещественный товар все же может быть куплен, тогда как устаревшую информацию покупать просто бессмысленно. Полезность информационного продукта прямопропорционально зависит от степени новизны содержащейся в нем информации.

Кроме того, что информация должна быть новой, она в первую очередь должна быть достоверной, а также актуальной. Достоверность информационного продукта, определяется степенью соответствия имеющейся информации существующей реальности. Актуальность проявляется в субъективной значимости информационного ресурса для потребителя в пространственном и временном аспекте.

Взятая в отдельности каждая из перечисленных характеристик полезности информационного продукта, не будет оказывать определяющего значения на мнение потребителя. Лишь в совокупности эти характеристики способны влиять на степень полезности и, тем самым, формировать потребительную стоимость информационного продукта.

Информационные продукты в силу утраты новизны и актуальности имеют свойство со временем изнашиваться. Старение информационного ресурса в процессе его движения отнюдь не мешает ему быть товаром, более того, этим он даже не отличается от многих продуктов материального производства, которые также изменяются в процессе хранения, транспортировки и т. п.

Среди отличительных особенностей информационных продуктов от материальных выделяют, по мнению некоторых экономистов, то, что производство информационных продуктов, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. С этим нельзя не согласиться. Тем не менее, относительно информационных продуктов данных факт создает, в частности, немало проблем в связи с определением прав собственности в рамках сферы информационной деятельности.

Важная особенность информации как товара состоит в ее способности приносить пользу, функционально не связанную с затратами на ее производство. В традиционном производстве его объемы пропорциональны капитальным затратам, но индустрия информационного общества не подчиняется этому классическому постулату экономической теории.

Подводя итоги рассмотрения свойств информационного продукта, хотелось бы отметить еще одну его особенность. Так как информация не исчезает при потреблении, она накапливается и может быть использована в дальнейшем для различных целей. Тот факт, что информация легко хранится и может быть структурирована, дает возможность производителю информационных продуктов более полно удовлетворять потребности покупателей, создавая информационные продукты, отвечающие индивидуальным требованиям заказчиков. В век развития и глобального использования информационных технологий такая перспектива становится еще более реалистичной.

Качество информационной продукции и услуг определяется, прежде всего, базой, использованной для их подготовки. Поэтому описание конкретного информационного продукта предусматривает характеристики привлеченных ресурсов. Это могут быть:

совокупные информационные ресурсы региона и страны;

зарубежные БД и документальные собрания;

личностные знания специалистов-экспертов, привлеченных к созданию информационного продукта.

В любой сфере изготовление по индивидуальному заказу уникального товара, требует больших временных и материальных затрат и обходится дороже. Для того чтобы учесть эту характеристику информационной продукции и услуг, введены нормы "Основание для осуществления обслуживания", включившие следующие признаки:

индивидуальные запросы пользователей;

повторяющиеся запросы (запросы аналогичного или близкого содержания, исходящие от разных пользователей, позволяющие тиражировать информационную продукцию, т.е. повторно или многократно использовать ее для обслуживания);

типовые запросы или меню (запросы, сформулированные обслуживающим учреждением; абонент имеет право выбора услуг из предложенного ассортимента) [13].

Выбор вида услуг, ресурсов, подлежащих привлечению, критериев отбора материала и глубины его аналитической переработки, формы представления сведений зависит от причин, побудивших людей обратиться к информации, от особенностей их потребностей и уровня компетентности. Иногда цели обслуживания связывают со сферой деятельности людей (научно-исследовательская, производственная, педагогическая или учебная, любительская, сфера досуга), иногда - с характером решаемых задач (разработка новых объектов, их внедрение в практику, принятие управленческих решений и т.д.). Цель "Обучение пользователей навыкам информационного самообслуживания" вытекает из особенностей, действующих на рынке информационной продукции и услуг. Они проявляются в необходимости обеспечения общедоступности информации как неотъемлемого права человека демократического общества, с одной стороны, и во все возрастающей стоимости информационных продуктов и услуг, с другой. В этих условиях создание благоприятных возможностей для информационного самообслуживания ведет если не к устранению, то хотя бы к уменьшению трудностей, вызываемых указанными противоречиями. Успешное же самообслуживание требует повышения уровня информационной культуры личности.

Это лишь некоторые универсальные нормы важные для анализа и описания любой продукции и услуг, но не названы специализированные, значимые для характеристики отдельных групп однородных товаров. Так, например, для приобретения или продажи БД важны указания на используемое программное обеспечение и состав справочников и подсказок (помощи), их совместимости с другими системами. Для характеристики информационных услуг, предоставляемых с помощью внешних БД, необходимы сведения о возможной глубине ретроспективного поиска и периодичности актуализации БД.

Информационный продукт - документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и представленная в форме товара. Информационными продуктами являются программные продукты, базы и банки данных и другая информация.

Список использованной литературы

1. Алекс Экслер. Microsoft Office 2003: Word, Excel, Outlook. Изд-во: НТ Пресс, 2005. - 176 с.

2. Алексей Шадрин, Андрей Френкель. Color Management System (CMS) в логике цветовых координатных систем.

3. Википедия – свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/.

4. Вонсовский С.В. Современная естественно-научная картина мира. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2005. - 680 с.

5. Здир О. Microsoft Word 2003: русская версия. Учебный курс. Изд-во: Питер, 2005. 352 с.

6. Информатика, математика лекции учебники курсовые студенту и школьнику.

7. Ленинская теория отражения и современность, София, 1969; Тюхтин В.С.

8. Программное обеспечение персонального компьютера.

9. Прохоров А. Н. Учебный курс Работа в современном офисе.

10. Работа с MS Excel.

11. Учебник по курсу "Информатика и информационные технологии".

12. Энциклопедия персонального компьютера.

Наши рекомендации