Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии
Различать миссию и вербовку: Мнения священнослужителей
Архангельское Областное собрание депутатов 21 октября будет рассматривать законопроект о миссионерской деятельности. Главная его цель – затруднить вербовку в секты.
Законопроект предполагает, что человек, желающий заниматься миссионерской деятельностью в Поморье, должен будет прийти в уполномоченный орган в правительстве области и заявить, что он представитель той или иной зарегистрированной религиозной организации. У миссионера должно быть удостоверение о принадлежности к своей организации и план работы на территории области.
«Несколько тысяч обращений поступили в Областное собрание. Люди просят ограничить деятельность деструктивных культов и сект, — рассказал инициатор законопроекта депутат Александр Дятлов. — Горожане жалуются на так называемых миссионеров, которые звонят в квартиры, а в случае отказа разговаривать начинают грубить, хамить. Они звонят по телефону, пристают на улицах, хватают за руки, дают литературу. Что это за литература — никто не понимает. Между тем есть ряд решений судов по некоторым организациям, изъятая литература признана экстремистской. Люди просят на законодательном уровне оградить их от навязчивого домогательства».
Руководитель отдела Архангельской епархии по взаимоотношениям Церкви и общества игумен Феодосий (Нестеров) отметил, что часто нетрадиционные религиозные организации мимикрируют под светские структуры. Кроме того, на первых порах сектанты часто предлагают «поговорить о Боге», не указывая, какую, собственно, веру они намерены проповедовать. Если законопроект будет принят, такая «религиозная анонимность» станет правонарушением.
По информации регионального управления ФСБ России, в Архангельской области 198 официально зарегистрированных религиозных организаций и более 46 не имеющих регистрации религиозных групп.
Напомним, сектанты – частые персонажи криминальной хроники. Только за последнее время в России арестована верхушка последователей так наз. «бога Кузи»: главу секты и его ближайших сподвижников арестовали за мошенничество (кстати, эти сектанты часто выдавали себя за православных). На днях нашумел также жуткий случай в штате Нью-Йорк, где сектанты забили до смерти подростка за отказ «исповедоваться», а его брата серьезно изувечили.
«Как бы вы прокомментировали законопроект? Затруднит ли он вербовку в секты? Не станет ли он «намордником» для верующих вообще – так что, например, православный, не имеющий специального разрешения, вынужден будет молчать о своей вере?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
* * *
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии
Хорошо, что государство хочет разобраться в этой ситуации.
Русская Православная Церковь ничего не скрывает, наши миссионеры имеют удостоверения. По крайней мере, в нашей епархии так. Наших священников знают, они контактируют с госорганами, в том числе с силовыми структурами, если появляется информация об экстремистских организациях. Сейчас обстановка ведь не самая мирная.
Что касается сект, понятное дело, что нужна очень строгая регистрация и обязательное обозначение деятельности. Действительно, несведущие люди легко попадают в их сети, думая, что это традиционная религиозная система – и это очень серьезно. Есть ведь секты, которые используют православные иконы и церковнославянские шрифты.
В Рязанской епархии весьма активны миссионерский отдел и наш отдел религиозного образования. Нас приглашают на разные обсуждения, с нами советуются директора школ. Так что наводить порядок надо опираясь на Русскую Православную Церковь и другие традиционные конфессии. Нужно вести просветительскую работу, чтобы граждане знали, какие бывают секты, и не надо стесняться их так называть.
К сожалению, наши госорганы запаздывают в понимании духовной жизни наших граждан. Духовная жизнь развивается, никогда не стоит на месте. Вот в связи с ИГИЛ сейчас начали работать, - но ведь если бы была нормальная просветительская деятельность, был бы нормальный контакт с религиозными организациями в системе образования, культуры, то этой проблемы бы не возникло или было бы намного проще ее сейчас решать. А в создавшейся ситуации мы только вдогонку можем предпринимать ограничительные меры. Это вызывает сожаление.
Дай Бог, чтобы правильно была выстроена юридическая деятельность, а это произойдет только при условии теснейшего сотрудничества с РПЦ и другими традиционными конфессиями.
* * *