Общая модель коммуникативной технологии
Коммуникативные технологии не являются исключительно сегодняшним изобретением, ведь, например, и проповедь, и книга, и шаманское пение, — все это является коммуникативной технологией разной степени интенсивности. В конечном счете все они направлены на те или иные изменения сознания. И делают это с вполне предсказуемыми последствиями.
В. Демьянков, рассматривая западные исследования по воздействию, приводит типологию по интенсивности воздействия, разграничивающий низкоинтенсивные и высокоинтенсивные технологии*.
Приведем некоторые из особенностей применения их.
• Люди, которым доверяют, имеют больший выбор стратегий воздействия, у остальных их меньше. Следовательно, первые могут пользоваться более слабыми по интенсивности средствами. Более интенсивные средства они могут использовать для ускорения воздействия.
• Реципиенты получают когнитивный стресс, когда их заставляют нарушать собственные цррмы приемлемого коммуникативного поведения.
• Есть прямая линейная зависимость между уровнем интенсивности и изменением установки.
• При пассивном восприятии сообщений низкоинтенсивная атака оказывается более эффективной при преодолении сопротивления.
Это интересное разграничение на высоко-/низкоинтен-сивные технологии мы попытаемся продолжить в наших рассуждениях.
* Демьянков В.З. Эффективность аргументации как речевого воздействия // Проблемы эффективности речевой коммуникации. — М, 1989. - С. 34-35.
Высокоинтенсивные технологии позволяют осуществлять перемены в сознании за краткий период времени. Низкоинтенсивные технологии рассчитаны на более долговременный период. В результате их действия создается благоприятный контекст для возможных будущих действий. Различие это может быть отражено следующим образом:
время | цель | |
высокоинтенсивные низкоинтенсивные | краткий период долгий период | ближайшее действие будущее действие |
Низкоинтенсивные технологии имеют преимущество в том, что их цели известны коммуникатору, но неизвестны получателю информации. В случае высокоинтенсивных технологий цель коммуникации является явной и для отправителя, и для получателя. Поэтому она может встречать сопротивление аудитории, в случае низкоинтенсивной технологии цель оказывается "спрятанной", что дает возможность подавать ее в качестве нейтральной информации.
цель | оценка реципиента | |
высокоинтенсивные низкоинтенсивные | явная скрытая | пропагандистская информация нейтральная информация |
Для тех и других технологий характерно то, что речь в них идет о тех же объектах, что и в предшествующих коммуникативных потоках. Как правило, новые объекты не вводятся, а вводится новая информация о старых объектах. Единственной разницей с предшествующим коммуникативным потоком является то, что вводится отрицательная информация о прошлых позитивных объектах или позитивная информация о прошлых негативных объектах. Сопоставление этих потоков выглядит следующим образом:
коммуникатив список ный поток объектов | позитивные объекты | отрицательные объекты |
исходный совпадает | позитивная информация | негативная информация |
изменяющий совпадает | негативная информация | позитивная информация |
Важным параметром коммуникативных технологий является удержание внимания реципиента. Если мы посмотрим на фильм или книгу как вариант низкоинтенсивной коммуникативной технологии, то их отличает способность втягивать реципиента в свое собственное пространство и время. При этом фильм и книга можно рассматривать как вариант низкоинтенсивной технологии, имеющей позитивную направленность.
В избирательных технологиях большую роль играют негативно сориентированные технологии. Как правило, они являются высокоинтенсивными, поскольку требуемые изменения ограничены четким периодом времени. Новые информационные технологии типа Интернета сегодня активно используются в целях распространения негативной информации. Глеб Павловский, представленный "Комсомольской правдой" (1999, 26 февр.) как "ветеран информационных войн", заявляет: "Интернет — идеальный инструмент для запуска в массовое сознание необходимых сюжетов. Кроме того, традиционные средства массовой информации несут ответственность за распространяемые ими сведения. Слухи же, передающиеся через Интернет, — анонимны. Но затем газеты, телевидение получают возможность ссылаться на Интернет. То есть происходит самое настоящее отмывание так называемой "черной" информации. Раньше из этой "черной" информации можно было сделать только "серую" — распространять ее в кулуарах, не более. Теперь есть возможность отмывать любую "дезу" добела".
Обычная коммуникативная кампания, как правило, состоит из трех составляющих:
- планирование,
- проведение,
- оценка.
Коммуникативная кампания длится ограниченный период времени. Ее эффективность напрямую зависит от правильности разработанного плана. Г. Мендельсон считает, что не публику нужно винить в неудаче кампании, а ее планировщиков, которые в недостаточной степени учитывают результаты коммуникативной теории и практики. Успешная кампания, по его мнению, должна учитывать следующие условия*:
* WindaM S., Signitzer В. Using Communication Theory. An Introduction to Planned Communication. — London etc., 1992. — P. 113.
1. Кампания должна иметь реалистические цели, поскольку аудиторию может вовсе не интересовать предлагаемое сообщение.
2. Недостаточно просто предоставлять информацию в период кампании, следует учитывать поддерживающую ее межличностную коммуникацию, объединяя ее с массовой.
3. Планировщики должны видеть в аудитории разные целевые группы со своими типами каналов, оценок, демографических и психологических особенностей.
В рамках этапа планирования основными являются два шага: анализ проблемы и определение целей*. В первом случае речь идет об оценке проблемы с коммуникативной точки зрения, с рассмотренмия того, возможно ли ее решение в рамках коммуникативной кампании. Сделав правильно этот шаг, коммуникатор получает возможность четко увидеть целевые группы и понимает, каким образом достичь нужной цели.
В рамках проведения речь идет о создании сообщения. Это включает в себе определение базового сообщения, подбор формата под него (игровой, свидетельский и т.п.), определение источника сообщения (например, собачью еду в США рекламируют звезды), отбор тем.
Необходимо также определить каналы коммуникации и такие составляющие кампании, как частота, время и охват. Здесь следует решить, с какой частотой будет появляться сообщение, в какое время и какое число людей из избранной аудитории получит данное сообщение.
Высоко- и низкоинтенсивные технологии решают разные типы задач. Комбинация и тех, и других позволяет осуществлять широкий круг конкретных заданий. Высокоинтенсивные технологии более серьезным образом разрушают имеющуюся систему ценностей, чего нельзя сказать о низкоинтенсивных технологиях.
Следует признать принципиально неверной типичную схему коммуникации с направлением стрелки только от коммуникатора к получателю. Подобная модель не отображает особенностей коммуникативного воздействия. Более
* Solomon D.S., Carditto ВЛ. The Elements and Process of Communication Campaigns // Discoures and Communication. — Berlin etc., 1985).
значимым является обоюдное воздействие на коммуникативное событие и коммуникатора, и получателя.
Получатель дает о себе информацию по двум основным параметрам. Чтобы коммуникация была успешной, коммуникатор должен учесть:
а) предпочитаемые каналы коммуникации,
б) предпочитаемые аргументы, которые вытекают из демографических, психологических и других характеристик получателя.
Можно ввести понятие коммуникативного квадрата, которое отражает однотипно важную роль как коммуникатора, так и получателя информации.
Единственной разницей становится осознанный/неосознаваемый характер выдачи информации. Получатель информации также ее порождает, но в ином режиме, без этой информации коммуникация не могла бы быть завершена успешно. Можно сформулировать такое правило: чем больший объем информации идет от получателя, тем успешнее результат. Подобного же правила нет со стороны коммуникатора, поскольку большой объем необязательно ведет к позитиву. Информация о получателе должна включать среди прочего его символы, его разрешенные, запрещенные темы.
Коммуникатор также отвечает за управление коммуникативной ситуацией, чего нельзя сказать о получателе. Одной из центральных задач управления является определение начала/конца процесса: коммуникатор не должендать возможность получателю ни отключиться от процесса раньше времени, ни включиться позже, чем это требуется. В этом случае речь идет, в первую очередь, об управлении вниманием аудитории. Эта проблема не так болезненна для низкоинтенсивных технологий, поскольку они реализуется во множестве последовательных коммуникативных актов. Высокоинтенсивные технологии представляют собой единичный коммуникативный акт с вполне конкретными последствиями. Для описания этого можно воспользоваться понятиями иллокуции и перлокуции из сегодняшней прагматики. Иллокутивный акт описывает потенциал воздействия, перлокутивный — потенциал реального изменения поведения.
Низкоинтенсивные технологии имеют увеличенный период воздействия, высокоинтенсивные — короткий период. Отсюда следует ориентация на создание фона в первом случае и создание сообщения во втором. В случае низкоинтенсивной технологии ее начало и конец не так четко будут идентифицироваться аудиторией, как в случае высокоинтенсивной технологии.
Наиболее удачной коммуникативной кампанией следует считать сочетание низкоинтенсивной с высокоинтенсивной технологиями. Сначала вступает в действие низкоинтенсивная технология, создавая положительный контекст для последующего вступления в действие высокоинтенсивной технологии. Мы можем изобразить это в следующем виде:
1 этап | 2 этап |
Низкоинтенсивная технология | |
Высокоинтенсивная технология |
По этой модели, например, вводилась перестройка. Гласность с этой точки зрения может трактоваться как предварительное проведение низкоинтенсивной технологии, которая задала смену необходимых координат общества. Как только эта смена касалась недопустимых с точки зрения того общества тем, она сразу приостанавливалась. Например, вынос тела Ленина из Мавзолея. Но саму возможность обсуждения задачи такого рода вносили именно низкоинтенсивные технологии.
Сходно можно рассматривать как вариант проверочной" ситуации различного рода утечки информации, которые позволяют проверить реакцию населения и масс-медиа на те или иные события. Отрицательная реакция позволяет "отречься" от возможного развития событий, положительная — провести их в действие. Утечка дает редкую возможность экспериментальной проверки, каким будет общественное мнение, если условия изменятся. Д. Уотте называет еще одну функцию утечки: выпуск негативной информации (например, плохих экономических показателей) заранее, чтобы общественное мнение могло к ним привыкнуть, а рынки не прореагировали бы в панике*. То есть и в том, и в другом случае утечка является экспериментальным проигрыванием будущей ситуации.
Интересно, что и слухи являются своего рода "мягкой" коммуникативной технологией, где важна не столько передача самой информации, как передача чаще всего негативной эмоциональной реакции. Очень часто задачей коммуникативных технологий, как и в данном случае, является создание пересказываемого текста. Это создание текста с точки зрения следующего этапа коммуникативного процесса (посткоммуникации). Учет этих иных с точки зрения первичной коммуникации требований, позволяет осуществлять эффективное управление ситуациями посткоммуникации. Процессы утечки и процессы посткоммуникации мы можем изобразить как расположенные в следующем временном порядке этапы кампании:
Паблик рилейшнз (ПР) также функционирует в рамках низкоинтенсивных технологий, скорее задавая контексты будущих событий, чем сами события. Рабочий характер этих технологий уже и на территории СНГ можно продемонстрировать двумя высказываниями "действующих лиц". С. Ястржембский сказал следующее (программа "Времечко", ТВ-Центр, 1999, 3 марта): по субботам в администрации президента происходили планерки, где мы планировали ПР-действия администрации на следующую неделю. Кстати, на сегодняшнем
* Watts D. Political Communication Today. — Manchester etc., 1997. — P. 106.
своем посту в мэрии Москвы он несет ответственность за ПР, имидж мэрии и мэра. А вот мнение нынешнего руководителя управления Президента РФ по связям с общественностью: "если пресс-служба всегда работает "вбелую", официально, без интриг, то управление по связям с общественностью такие интриги себе позволяет, вплетая время от времени в общий информационный поток некоторые сведения без ссылки на источник"*.
К числе низкоинтенсивных технологий можно отнести мифологические, когда происходит создание той или иной базовой системы ценностей. Практически все периоды нашей истории связаны с той или иной системой мифологических ценностей, которые в свою очередь позволяют интерпретировать события следующих уровней. К примеру, В. Легойда пишет: "В Советском Союзе роль светской идеи, призванной скреплять общество, долгое время выполняло представление о противоборстве двух систем. Биполярный мир, который идеологемы послевоенного мира и экономические интересы военно-промышленного комплекса привели к гонке ядерных вооружений, очень четко делил всех и вся на своих и чужих. В идеологическом отношении Советский Союз и Соединенные Штаты были зеркальным отражением друг друга. Показательны даже лексические совпадения (в обоих полушариях были в ходу выражения "империя зла" и "гарант мировой безопасности")"**. То есть единые условия порождают единый тип интерпретации ситуации, вплоть до совпадения лексики для описания этих ситуаций в совершенно разных обществах, что говорит о работе на базовом уровне.
Мифологическую коммуникацию можно трактовать как ведущую свое происхождение от базовых, ядерных структур. По этой причине мифологические высказывания непроверяемы на истинность/ложность, они могут соответствовать или не соответствовать базовым структурам. Например, такой базовой мифологемой советского времени было высказывание "американские империалисты — враги". В явном
* Цит. по Чумиков А.Н. Креативные технологии "паблик рилейшнз". — М., 1998. - С. 193.
** Легойда В. Главная опасность нашего времени // "Pro et Contra". — 1998. - Т. 3., - № 4. - С. 111.
виде оно нигде не присутствовало, на поверхностном уровне были разного рода трансформации, вытекающие из данного высказывания типа "американские империалисты развязали гонку вооружений", "американские империалисты ведут войну в Индокитае" и т д. Если данные высказывания вытекают из базового, которое от них не зависит, то базовое высказывание коррелирует с другими высказываниями своего уровня, где в качестве других опорных точек выступали "все прогрессивное человечество", "советский народ" и др. То есть базовые и небазовые высказывания вступают во взаимоотношения только на своем уровне. "Советский народ" порождал свои типы высказываний: "Советский народ строит коммунизм", "Советский народ помогает братскому вьетнамскому народу", "Советские люди протягивают руку помощи".
Мифологическая структура отличается наличием подобного базового уровня, не подлежащего проверке на истинность/ложность, а принимаемого как данность. Отсюда следует необходимость низкоинтенсивных технологий на первом этапе воздействия при необходимости разрушения мифологической системы. В случае перестройки и гласности на первом этапе вводилась негативная информация о позитивных объектах данной системы, чтобы подвергнуть ее разрушению. Все ключевые ценности (например, партия, Ленин, комсомол и под.) были выведены из позитивного полюса общества в негативный.
В коммуникативной системе общества есть еще один, сближающийся по ориентации на базовый уровень тип коммуникации. Это поэзия. Ролан Барт, принципиально разделяя их, все же ставит вместе, говоря следующее: "В то время как миф стремится к сверхзнаковости, к амплификации первичной системы, поэзия, напротив, пытается вернуться к дозна-ковому, пресемиологаческому состоянию языка. То есть она стремится к обратной трансформации знака в смысл, и идеалом ее является в тенденции дойти не до смысла слов, но до смысла самих вещей"*. Как видим, даже отрицая нахождение рядом, Р. Барт все же подчеркивает, что поэзия работает на определенном базовом уровне, даже не на уровне слов, а на уровне вещей. В другом месте Р. Барт подчеркивает: "Носи-
* Барт Р. Мифологии. — М., 1996. — С. 259-260.
телем мифического слова может служить все — не только письменный дискурс, но и фотография, кино, репортаж, спорт, спектакли, реклама. Миф не определяется ни своим предметом, ни своим материалом, так как любой материал можно наделить значением: если для вызова на поединок противнику вручают стрелу, то эта стрела тоже оказывается
словом"*
М. Элиаде считал, что роман в современных обществах занял место мифологического рассказа**. Вероятно, в еще большей степени это можно сказать и о кино, где герой в детективе, например, Брюс Уиллис в "Крепком орешке" и "Крепком орешке-2" сражается против современного варианта многоголового дракона, убивая поочередно те или иные его "головы". При этом он восстанавливает исходный порядок, замыкая сюжет на норму. Мифологическая коммуникативная технология как раз и призвана доказать незыблемость и правильность данного устройства мира, показать невозможность отклонений от установленного порядка. Ьущнственно, что в современных вариантах мы сближены со сказкой из-за наличия счастливого конца. Герой саг, например, погибал***. Сага более приближена к мифу, поскольку в ней герой живет в мире, управляемом Богом и судьбой, герою сказки для победы хватает друзей и покровителей.
Коммуникативные технологии помогают усилить имеющиеся положительные характеристики и скрыть, уменьшить влияние негативных характеристик. Иногда же в рамках коммуникативных технологий происходит "привязывание" объекта к тем или иным негативных событиям. Так, Дж. Буш в период предвыборной гонки с Б. Клинтоном был привязан к своему обещанию не повышать налоги, что на фоне реального их повышения стало обвинением Дж. Буша. С. Фаер, например, говорит о привязке кандидата к поддержке маргиналов, где задачей становится создание впечатления, что кандидат поддерживается маргиналами, находящимися на краю социальной нормы****. Это в чем-то мифологический прием, который можно трактовать как работу на
* Там же. - С. 234.
** Элиаде М. Аспекты мифа. - М., 1995. - С. 189.
*** Элиаде М., указ. соч. - С. 195.
****Фаер С. Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы. — СПб., 1998. - С. 49.
базовом уровне, где определяется, кто есть друг, кто враг, кто свой, кто чужой.
Есть примеры воздействия тех или иных коммуникативных форматов на восприятие аудиторией. Например, Р. Горбачева* говорит о негативизме к ее образу как о следствии из той ситуации, когда впервые жена советского руководителя появилась на экране телевизора. А затем этот ее образ стал картой, которая была разыграна против Горбачева-президента.
В рамках единой коммуникативной кампании могут быть низкоинтенсивные и высокоинтенсивные элементы. Одни из них сориентированы на долговременный результат, другие — на кратковременные. Одни действуют косвенно, другие прямо. Примером такого долговременного элемента в рамках высокоинтенсивной технологии выборов может служить тема. Как справедливо отмечает группа харьковских избирательных технологов: "Тема не просто лозунг, ее цель — показать избирателям, что кандидат знает об их проблемах и способен решить их оптимальным способом"**. Именно долговременные элементы позволяют системным образом соединить элементы кратковременного воздействия.
При этом более удачной с точки зрения воздействия является реакция на низкоинтенсивные элементы, поскольку они не требуют существенных сдвигов в сознании. Социальная психология формулирует этот результат в следующем виде: "Если какое-то сообщение существенно расходится с собственной позицией человека, то оно оказывается как бы вне "диапазона приемлемости" данного человека и не повлияет на него слишком сильно"***. Низкоинтенсивная технология представляет собой минивлияние в отличие от максивлия-ния высокоинтенсивной технологии. Э. Аронсон говорит также о центральному и периферийном пути воздействия на человека****, что также может быть связано с высокоинтенсивными и низкоинтенсивными технологиями.
* "Герой дня без галстука", НТВ, 1998, 26 дек.
** Душин И. и др. Выборы: технологии избирательных кампаний. — Харьков, 1998. - С. 72.
*** Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. - М., 1998.-С. 117.
****Там же. - С. 93.
Еще одной особенностью становится "мимикрия" под наиболее эффективные риторические решения. Например, сообщения-новости изобилуют цифровыми данными (и верными, и неверными), чтобы обозначить точность сообщения и тем самым его объективность*. Т. ван Дейк подчеркивает, что речь идет лишь о моделировании точности, поскольку никогда в газетах данные вчерашнего дня, если даже они были ошибочными, не исправляются**. Вероятно, это также связано с феноменом существования газеты только в одной временной точке — сегодняшнем дне. Вчерашние газеты отсутствуют как фактор в обществе и культуре, хотя существуют вчерашние романы или фильмы, для которых этот параметр вообще не является существенным.
Функцией газетной новости является информирование, а не убеждение. На это работают ряд стратегий. Журналисты ссылаются на достоверные источники, пересыпают свое сообщение цифрами. "Цифровая игра прессы сигнализирует принятие экспертизы более властных инсппуций"***. То есть идет подключение к имеющейся в обществе расстановке сил. В другой своей работе он отмечает расхождение в цифрах, на которое никто не обращает внимание, что говорит о риторическом средстве достижения точности****.
Происходит "подделка" под более эффективный вариант коммуникативного воздействия.
Коммуникативные технологии являются именно технологиями, поскольку дают большую долю вероятности в достижении планируемого результата. Это не случайный, а системный процесс, направленный на безусловное воздействие на аудиторию. Есть конкретные правила, подтвержденные в экспериментах и на практике, которые отражают наиболее эффективные стратегии воздействия. Например, эксплуатация страха. Э. Аронсон пишет: "Вызывающие страх сообщения, содержащие конкретные инструкции (как, когда и где предпринять необходимые действия), оказались
* Ван Дейк ТА. Язык. Познание. Коммуникация. — М., 1989. — С. 133. »* Van Dijk ТА. Critical News Analysis // "Critical Studies". - 1989. -Vol. 1. - N 1. - P. 117.
*** Ibid. - P. 118.
****Van Dijk ТА. Semantics of a Press Panic: The Tamil 'Invasion' // "European journal of communication". — Vol. 3. — 1988. — P. 182.
гораздо эффективнее предупреждений, в которых подобные инструкции отсутствовали"*.
Массовый отказ молодежи от курения в США показывает реальность подобных методологий. Практически те же методы лежат в основе психологических операций как воздействия не на свое, а на чужое население**.
Применение коммуникативных технологий в военной сфере также требуют отдельного рассмотрения. Привнесение их качественно изменило военную стратегию и тактику. Так, исследователи отмечают, что сегодня, с одной стороны, исчезают четкие границы между разными уровнями военных действий***, с другой, возникают новые связи, когда в ответ на военные действия могут последовать чисто информационное воздействие, которое сможет вывести из строя Нью-йоркскую биржу или Федеральную резервную систему****. Осуществляется расширения пространства военного воздействия и сокращение его времени, в результате чего исчезает географически заданный традиционный театр военных действий. Оперативные и тактические действия в информационном пространстве теперь предваряют чисто физические действия
Аналитики предлагают ряд базисных положений, задающих порождение информационного продукта в военных целях+:
• Информационные ресурсы должны охраняться с той же степенью предосторожности, что и ядерное оружие;
• Информационные операции нарушают баланс сил;
• Информационные операции слабо распознаются в начальный период войны;
* Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. - М., 1998. - С. 108.
** Птенцов Г.Т. Психологические / информационные операции. — М., 1999.
*** Pfaligraff R.L., Jr., Shultz R.H., Jr. Future Actors in a Changing Security Environment // War in the Information Age: New Challenges for U.S. Security Policy. — Washington etc., 1997. — P.10.
*"*Vickers M.J. The Revolution in Military Affairs and Military Capabilities //
Ibid. - P. 33. + Thomas T.L. The Threat of Information Operations: A Russian Perspective
// Ibid. - P. 65-68.
• Точные информационные операции не несут экологического ущерба, потому могут быть скорее использованы, чем ядерное оружие;
• Информационные операции могут быть направлены на разрушение экономической системы;
• Информационные операции могут вести к деградации национального сознания;
• Информационные операции могут приводить нации к неверным суждениям и решениям;
• Информационные операции и технологии существенным образом усиливают военную эффективность систем оружия.
Страны СНГ находятся сегодня в столь невыгодном положении, что для них наиболее значимой должна стать разработка доктрины информационного сдерживания, которая должна порождать не только ответы на угрозы (быть реактивной), но и самостоятельно и активно порождать информацию, которая бы уменьшала уровень угроз (быть проак-тивной). Быть самодостаточными странам СНГ позволяет то, что практически любое действие в информационной сфере характеризуется определенной асимметрией. Именно по этой причине, например, террористы, будучи малой силой, могут держать в напряжении большое государство, являющееся большой силой.
Доктрина информационного сдерживания должна поддерживаться специалистами, которые в состоянии на сегодня проделывать ряд информационных действий в режиме быстрого реагирования. Среди этих действий можно назвать следующие:
• порождение ответов на негативные сообщения,
• собственное порождение негатива об объектах противника,
• порождение позитивных сообщений о своих объектах,
• умение использовать в информационной борьбе слухи,
• умение использовать листовки,
• постоянное проведение мониторинга информационного пространства.
Все эти виды действий позволяют современному государству находиться в защищенном состоянии от угроз, исходящих изнутри или извне. Важной составляющей также должно быть обучение и переподготовка специалистов в области информационных войн.
Заключение
Коммуникативные технологии достигли своего пика именно в двадцатом столетии, которое отличается возникновением целого ряда профессий, специализирующихся на воздействии на индивидуальное и массовое сознание. По крайней мере три фактора способствовали этому. Во-первых, стороны, двадцатый век отличается большой технологичностью, поэтому воздействующая сфера также не могла остаться без выработки наиболее эффективных технологий, обеспечивающих нужный результат за счет меньших интеллектуальных и материальных ресурсов. Во-вторых, человечество в принципе смещается в сторону информационной цивилизации, что коренным образом отражается на пересмотре основных его силовых линий. В-третьих, именно в двадцатом веке наблюдается феномен новой роли общественного мнения, которое сегодня никто не может сбрасывать со счетов. Успех той или иной политики, эффективность того или иного бизнеса напрямую сегодня связаны с поддержкой их обществом.
Коммуникативные технологии стали такой же приметой нашей цивилизации, как, например, средства транспорта. И тут и там присутствует серьезное разнообразие, приспособленное под те или иные потребности. В результате нужный эффект достигается за счет минимума материальных и интеллектуальных ресурсов.
ЛИТЕРАТУРА
Алешина И. Паблик рилейшнз для менеджеров и марке-теров. — М., 1997
Арнольд Н. Тринадцатый нож с спину российской рекламе и public relations. — М., 1997
Баркеро Кабреро Х.Д. Связи с общественностью в мире финансов. — М., 1996
Батра Р. и др. Рекламный менеджмент. — М. — Спб. — К., 1998
Белановский СА. Метод фокус-групп. — М., 1996
Блажное ЕЛ. Паблик рилейшнз. Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. -М.,
Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. — Ростов-на-Дону,
Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? — М., 1990 Браун Л. Имидж — путь к успеху. — СПб., 1996 Борисов Б.Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти. — Рига, 1997
Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations. —
СПб., 1995
Ганжин В. Т. Паблик рилейшнз. Что это значит? Введение в средоведческую коммуникацию. — М., 1998
Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. —
М., 1995
Герцштейн Р.Э. Война, которую выиграл Гитлер. — Смоленск, 1996
Дейвис Ф. Ваш абсолютный имидж. — М., 1997 Джеймс Дж. Эффективный самомаркетинг. Искусство создания положительного образа. — М., 1998
Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. - М., 1998
Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. — М., 1996 Доценко Е.Л. Психология манипуляции. — М., 1996 Душин И., Сысун А., Ложкин Б. Выборы: технологии избирательных кампаний. — Харьков, 1998
Жмыриков А.Н. Как победить на выборах. — Обнинск,
Зарецкая Е.Н. Логика речи для менеджера. — М., 1997
Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. — М., 1998
Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. — СПб., 1997
Зяблюк Н.Г. Индустрия управляемой информации ("Паб-лик рилейшнз" — система пропаганды большого бизнеса США). - М., 1971
Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. — М., 1994
Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. — М., 1995
Крылов И. В. Маркетинг. Социология маркетинговых коммуникаций. — М., 1998
Курбатов В.И. Как успешно провести переговоры. — Ро-стов-на-Дону, 1997
Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. — М., 1997.
Лебедева Т.Ю. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски. — М., 1996
Лебедева Т.Ю. Путь к власти. Франция: выборы президента. — М., 1995
Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. — М., 1996
Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория. — М., 1998
Невзлин Л.Б. "Паблик рилейшнз" — кому это нужно?. — М., 1993
Почепцов Г.Г. Информационные войны. — М., 1999
Почепцов Г.Г. Имидж: от фараонов до президентов. — Киев, 1997; М., 1999
Почепцов Г.Г. Имидж и выборы. — Киев, 1997
Почепцов Г.Г. Как становятся президентами. Избирательные технологии XX века. — Киев, 1999
Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. — М., 1998
Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. — Киев, 1998
Почепцов Г.Г. Психологические/информационные войны. — М., 1999
Почепцов Г.Г. Символы в политической рекламе. — Киев, 1997
Почепцов Г.Г. Спиндоктор, который умеет "лечить" события. — М., 1999
Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. — М., 1998
PR: международная практика. — М., 1997
Рожков И.Я. Реклама: планка для "профи". — М., 1997
Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. — М., 1998
Соколов И. Технологии популярности, или паблик рилейшнз. — Минск, 1999
Сэндидж Ч. И др. Реклама: теория и практика. — М., 1989
Тульчинский Г.Л. Public relations. Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство. — СПб., 1994
Фрюминг Р., Лаком Ж. Взаимодействие ради результата. Практикум делового общения. — Ростов-на-Дону, 1997
Чалдини Р. Психология влияния. — СПб., 1999
Честара Дж. Деловой этикет. Паблик рилейшнз. — М., 1997
Чумиков А.Н. Креативные технологии "паблик рилейшнз". - М., 1998
Фаер С. Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы. - СПб., 1998
Шампань П. Делать мнение. Новая политическая игра. — М., 1997
Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. — М., 1994
Яковлев И. Паблик рилейшнз в организациях. — СПб., 1995
Aronson M., Spetner D. Public Relations Writer's Handbook. - New York, 1993
Bignel J. Media Semiotics. An Introduction. — Manchester etc., 1997
Brown J.A. C. Techniques of Persuasion. From Propaganda to Brainwashing. — Harmondsworth, 1963
Bruce B. Images of Power. How the Image Makers Shape Our Leaders. — London, 1992
Jones N. Soundbites and Spin Doctors. How Politicians Manipulate the Media — and Vice Versa. — London, 1996
Kurtz H. Spin Cycle. How the White House and the Media Manipulate the News. — New York, 1998
Maltese JA. Spin Control. The White House Office of Communications and the Management of Presidential News. — Chapel Hill etc., 1992
Military Propaganda. Psychological Warfare and Operations. — New York, 1982
Rawnsley G.D. Radio Diplomacy and Propaganda. The BBC and VOAin International Politics, 1956-64. — Houndmffls, 1996
Rogers E.M. A History of Communication Study. A Biographical Approach. — New York etc., 1994
TaylorP.M. Munitions of the Mind. A History of Propaganda from the Ancient World to the Present Day. — Manchester etc.,
Taylor P.M. War and the Media. Propaganda and Persuasion in the Gulf War. — Manchester etc., 1992
War in the Information Age: New Challenges for U.S. Security Policy. — Washington etc., 1997
Watts D. Political Communication Today. — Manchester etc., 1997
Wilcox D.L., Nolte L. W. Public Relations. Writing and Media Techniques. — New York, 1995
Wittiamson J. Decoding Advertisements. Ideology and Meaning in Advertising. — London etc., 1978
Woodward B. The Choice. How Clinton Won. — New York,
Об авторе
Почепцов Г.Г., доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой международных коммуникаций и связей с общественностью Института международных отношений Киевского университета им. Т. Шевченко, президент Украинской ассоциации паблик рилейшнз. Автор книг: Коммуникативные аспекты семантики (Киев, 1987), Тоталитарный человек. Очерки тоталитарного символизма и мифологии (Киев, 1994), Имиджмейкер. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов (Киев, 1995), Теория коммуникации (Киев, 1996), Национальная безопасность стран переходного периода (Киев, 1996), Паблик рилейшнз (Киев, 1996), Символы в политической рекламе (Киев, 1997), Имидж: от фараона до президента (Киев, 1997), Имидж и выборы (Киев, 1997), Профессия: имиджмейкер (Киев, 1998), История русской семиотики до и после 1917 года (Москва, 1998), Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением (Москва, 1998), Теория и практика коммуникации (Москва, 1998), Как становятся президентами. Избирательные технологии XX века (Киев, 1999), Информационные войны. Основы военно-коммуникативных исследований (Киев, 1999), Психологические/информационные операции (Киев, 1999).