Деструктивные характеристики стиля спора

Организация коммуникаций в условиях конфликта.

Проблема коммуникаций в конфликтных ситуациях.

Необходимо иметь в виду, что само общение, как сложный социально-психологический процесс, характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и перцептивным.

Коммуникативный аспект отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией, интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении, а перцептивный аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствовании, сопереживании.

Особое место коммуникаций в конфликте занимают целевые установки конфликтантов. С одной стороны, соперники особенно нуждаются в том, чтобы правильно понять друг друга. А с другой стороны, такому взаимопониманию мешает отсутствие должного доверия между ними, их “закрытость” по отношению друг к другу, обусловленная осознанной или неосознанной самозащитой в конфликте. Для обеспечения конструктивного общения в конфликте необходимо создать атмосферу взаимного доверия, сформировать у себя целевую установку на сотрудничество. При этом нужно помнить психологический закон общения: “Кооперация вызывает кооперацию, конкуренция – конкуренцию”.

Факторы, способствующие выравниванию напряжения

· Предоставление партнеру возможности выговориться.

· Вербализация эмоционального состояния:

– своего состояния;

– состояния партнера.

Результат вербализации – освобождение от негативной эмоции, осознание своего состояния, экономия энергии.

· Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, положения, единство целей и др.).

· Проявление интереса к проблемам партнера.

· Подчеркивание значимости партнера в Ваших глазах.

· В случае неправоты – немедленное признание ее.

· Предложение совместного поиска выхода из сложившейся ситуации или конкретного выхода из сложившейся ситуации.

· Обращение к фактам.

· Техника сочувствия и психологической поддержки.

Методика конструктивного спора, стиль спора

· Конкретность: в споре имеется предмет; нападение или защита сводится к конкретному поведению ”здесь и теперь”.

· Вовлеченность: обе стороны увлечены; наносят и получают сильные удары.

· Коммуникации: ясная, открытая; каждый говорит за себя; думает, что говорит, его можно понять и ответить ему, хорошая “обратная связь”.

· Корректность или “честная игра”: не допускать удары ниже пояса; принимается во внимание, сколько партнер может вынести.

Методика конструктивного спора, результат спора

· Информативность: что-то узнал или получил: научился чему-то новому (способу отстаивать свое мнение).

· Отреагирование: исчезла напряженность; уменьшилась злобность; выяснены претензии.

· Сближение: спор привел к взаимопониманию и сближению партнеров, есть ощущение, что так и должно быть; сохраняют свое достоинство.

· Улучшение: устранение проблемы, разрешение ситуации; оправдания, извинения; планы на будущее.

Коммуникации как источник конфликта.

Коммуникация – информационное взаимодействие субъектов, которое характеризуется следующими признаками: суверенитетом участников взаимодействия; суверенитетом их ценностных ориентаций, интересов, представлений о предмете взаимодействия и отношения к нему; технологической обеспеченностью равноправного информационного обмена; технологической обеспеченностью равного уровня информационной полноты о ситуации и предмете взаимодействия.

Конфликты по коммуникативной направленности разделяются на горизонтальные, в которых участвуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинении друг у друга; вертикальные, т.е. те, участники которых связаны теми или иными видами подчинения. Эти конфликты могут быть и смешанными, представляя отношения подчинения и неподчинения. Особую печать несет вертикальный конфликт (как “сверху вниз”, так и “снизу вверх”), выражающий обычно неравенство сил конфликтующих сторон, различия между ними по иерархическому уровню и влиянию (например, руководитель – подчиненный, работодатель – работник). В этом случае может иметь силу неодинаковый статус и ранг, что, конечно, скажется на ходе и развязке конфликта.

Факторы, способствующие возникновению напряжения

При разговоре

· Перебивание партнера.

· Принижение партнера, негативная оценка его личности.

· Подчеркивание разницы между собой и партнером.

· Преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.

· Резкое убыстрение темпа беседы.

· Избежание пространственной близости и контакта глаз с партнером.

· Обвинения, угрозы, наказания.

· Принижение проблемы.

Деструктивные характеристики стиля спора

· Обобщение, поведение называется “типичным”.

· Ссылка на прошедшие события или не имеющие отношения к делу.

· Один из участников не задействован, находится в стороне от спора.

· Оскорбляется, прекращает спор преждевременно.

· Слишком частое повторение своих доводов.

· Малое внимание к доводам оппонента.

· Скрытые признаки непонимания, указывающие на укрытие за другими.

· Аргументы не относятся к предмету спора.

· Аргументы нацелены на чувствительное место.

Наши рекомендации