Что включает в себя теоретическая готовность?
Что представляет собой содержание теоретической готовности учителя, педагога? Содержание психолого-педагогических знаний определяется государственным образовательным стандартом высшего педагогического образования и конкретизируется в соответствующих учебных программах и планах к ним.
Эта готовность проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, что в свою очередь предполагает наличие аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений.
Аналитические умения представлены такими частными умениями, как:
• анализировать педагогические явления, т.е. расчленять их на составляющие части (условия, причины, мотивы, средства, формы проявления и т. д.);
• осмысливать каждый элемент педагогического явления в связи с целым и во взаимодействии с другими элементами;
Прогностические умения связаны с четким представлением в сознании учителя (который является субъектом управления) цели своей деятельности в виде предвидимого им результата.
В зависимости от объекта прогнозирования прогностические умения объединяются в три группы:
1) прогнозирование развития коллектива (его уровня, динамики, структуры, системы взаимоотношений; изменение положения актива и отдельной личности в коллективе и т. д.);
2) прогнозирование развития личности (интегративных личностных качеств, чувств, воли, поведения, возможные отклонения в развитии и поведении личности; трудности в установлении контактов и взаимоотношениях со сверстниками);
3) прогнозирование педагогического процесса (образовательных, развивающих и воспитательных возможностей содержания образования, затруднений учащихся в учении и других видах деятельности; прогнозирование результатов использования тех или иных методов, средств и приемов образования).
Проективные умения могут реализовываться при разработке проекта образовательного процесса. Они включают умения:
• планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможностей (материальных в том числе), интересов, средств, опыта и собственных качеств личности;
• определять форму и структуру образовательного процесса в зависимости от сформулированных педагогических задач и особенностей участников;
• определять отдельные этапы педагогического процесса и задачи, характерные для них;
• планировать индивидуальную работу с учащимися для оказания своевременной дифференцированной помощи, для развития способностей;
• отбирать формы, методы и средства обучения и воспитания для получения качественного педагогического результата;
Планирование требует от педагога овладения рядом узко методических умений, которые обычно приобретаются в практической деятельности.
Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью педагога, направленной на себя.
Рефлексия может пониматься как специфическая форма теоретической деятельности, направленная на осмысление и анализ своих собственных учительских действий. Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие участники образовательного процесса (учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают его как педагога, его личностные особенности, эмоциональные реакции, профессиональные способности и возможности. Педагогу очень важно установить, в какой мере полученные (положительные или отрицательные) результаты являются следствием его собственной деятельности.
Содержание практической готовности учителя, педагога можно увидеть (определить) в наблюдаемых (внешних, предметных) действиях, которые проявляются через две группы умений — организаторские и коммуникативные.
Организационная (организаторская) деятельность педагога связана с включением учащихся в различные виды деятельности и организацией деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъект образования.
Коммуникативные умения учителя — это взаимосвязанные группы умений педагогического (вербального) общения и умений и навыков педагогической техники [11, с. 72].
Считается, что умения педагогического (вербального) общения связаны со следующим:
А. Осуществлением коммуникативного процесса, привлечение к себе внимания четырьмя способами (по В. А. Кан-Калику), а именно:
1) речью (вербальным обращением к учащимся);
2) паузами в речи с активным внутренним общением (требованием внимания);
3) развешиванием наглядных пособий, таблиц, записями на доске и т. д. (использование знаково-двигательного варианта);
4) смешанным вариантом, включающим в себя элементы трех предыдущих.
Б. Установлением психологического контакта с классом, способствующего эффективной передаче и восприятию информации, проявляется в умениях учителя:
• создавать обстановку коллективного поиска, совместной творческой деятельности;
• вызывать настроенность воспитанников на общение с педагогом и предметом, который он преподает.
В. Управлением общением в педагогическом процессе, которое предполагает органично и последовательно действовать в публичной обстановке, т. е. умение общаться на людях. К данной группе умений относятся умения:
• организовать совместную с учащимися творческую деятельность;
• целенаправленно поддерживать общение введением элементов беседы, риторических вопросов;
• распределять и поддерживать внимание;
• выбирать наиболее подходящий по отношению к классу и отдельным учащимся способ поведения и общения, который готовил бы их к восприятию информации, снимал психологический барьер, приближал ученика к учителю;
• анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях;
• создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия в классном коллективе.
Педагогическая техника — это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера) (по Л. И. Рувинскому).
Педагогическая техника может быть представлена следующими умениями и навыками (по В. А. Мижерикову и М. Н. Ермоленко):
• выбора правильного тона и стиля в обращении с воспитанниками и другими субъектами педагогического взаимодействия;
• управления их вниманием;
• чувством темпа;
• владения словом, правильными дикцией, дыханием, мимикой и жестикуляцией (т. е. развитой культурой речи);
• управления своим телом, умением снимать мышечное напряжение;
• регулирования своего психического состояния (вызывания «по заказу» чувства удивления, радости, гнева и т. д.);
• владения техникой интонирования для выражения разных чувств;
• умения расположить к себе собеседника;
• образной, красочной передачи информации.
Таким образом компетентность интегрирует (объединяет в себе) целый комплекс качеств (как профессиональных, так и личностных) , которыми должен обладать педагог, чтобы успешно осуществлять свою деятельность.
Личные качества можно посмотреть по ОПМ, (доминантные , периферийные).