Перспективы развития электронной коммерции

Ком­пьютерные технологии управления информационными потоками повсе­местно используются на всех этапах изготовления продукции от замысла до производства и сбыта.

Сеть Интернет перестала существовать как обо­собленная среда, а стала универсальной коммуникационной структурой, совмещающей цифровое видео, аудио, веб-страницы, финансовые трансак­ции, удаленную идентификацию и многое другое. Это привело к тому, что объединившись с обычной коммерцией, электронная коммерция позволит в традиционных магазинах оплачивать покупки не наличными деньга­ми, а электронными.

Среди технологий электронной коммерции, широкое применение ко­торых ожидается в ближайшем будущем, можно выделить:

· механизмы взаиморасчетов на основе электронных денег;

· реализацию концепции электронного правительства;

· технологии групповой работы географически распределенных учас­тников совместной деятельности (телеработа, виртуальные предпри­ятия);

· технологию виртуального агента, создающую эффект постоянного присутствия в Сети информационного робота, запрограммирован­ного хозяином на сбор и фильтрацию необходимой информации, на поиск контрагентов (людей, организаций, других виртуальных агентов, отвечающих заданным критериям), на проведение с ними определенной стадии переговоров и т. п. Данная технология позво­лит снизить информационную нагрузку на участников сетевой эко­номики, повысить скорость и эффективность процедур установле­ния контактов, проведения переговоров, осуществления соглаше­ний и т. п.

Особо пристальное внимание специалистов в области информацион­ных технологий и потребителей их услуг направлено на использование виртуальных компьютерных технологий в сфере торговли.

Существенно упростить ведение электронной коммерции должна стан­дартизация предоставления информации о товарах и услугах. Она позволит создать системы автоматического поиска нужной продукции по всему миру (на основе технологии виртуальных агентов). Динамически генерируемые каталоги по запросу пользователя будут собирать информацию из базы данных раз­личных производителей, и предлагать осуществить заказ тут же на странице каталога, автоматически связываясь с электронными кошельками покупа­теля и продавца.

Наименьшие препятствия существуют для продажи по Сети информа­ции и предоставления услуг, например продажи туристических услуг — компьютерные системы бронирования в этой области существуют и ис­пользуются на протяжении уже многих лет.

Другие цифровые продукты и услуги имеют значительный потенциал для роста, но их долгосрочный успех связан с защитой авторских прав и усовершенствованием инфраструктуры сети Интернет. Владельцы интеллекту­альной собственности — разработчики программного обеспечения, ком­пьютерные художники и записывающие компании, киностудии, авторы и издатели беспокоятся, что цифровые копии, продаваемые или передавае­мые через сеть Интернет, могут быть уязвимы перед нарушениями авторских прав и пиратством.

Сеть Интернет представляет собой естественный и дешевый канал рас­пространения этой цифровой продукции, но рост сбыта сдерживается не­надежностью защиты от несанкционированного копирования. Компании используют технологические решения, такие, например, как «водяные знаки» и «цифровые идентификаторы объекта», чтобы иметь возможность держать под контролем сбыт продукции через Сеть.

Основные направления развития электронной коммерции:

1. В течение ближайших лет предприятия начнут менять программное обеспечение, используемое для ведения бизнеса, и эти изменения приведут к тому, что Интернет станет основой всех бизнес-процессов. Веб-ориентированные методы работы будут поддерживаться производителями программного обеспечения и индустриальными группами, определяющими стандарты и технологии, при помощи которых программы обмениваются информацией.

Многие компании сосредоточат внимание на веб-сер­висах. Веб-сервисы будут интересны компаниям, которые оказались изолированными внутри собственных информационных систем и стремятся перейти с громоздких мейнфреймов на распределенные сети. Использова­ние веб-сервисов — эффективный способ организации взаимодействия ранее несовместимых между собой информационных систем.

2. Отдельное направление, имеющее большие перспективы роста, создание виртуальных предприятий. Технологии электронной коммерции позволяют им обеспечивать более высокий, чем в традиционном секторе экономики, уровень конкурентоспособности. Это становится возможным из-за низких издержек организации производства, высокой адаптации к конъюнктуре рынка и возможности постоянного технологического совер­шенствования, основанного не на капиталоемкой замене оборудования и переобучении персонала, а на перестройке производственных связей и вовлечении новых членов виртуального предприятия.

3. Дальнейшее развитие технологий электронного правитель­ства связано интеграцией их с геоинформационными системами.

Развитие информационных технологий приводит к изменениям в ха­рактере общественного производства, распределения, обмена и потребле­ния. К основным технологическим факторы, вызывающим эти изменения, относятся:

· развитие индустрии мобильной связи и карманных компьютеров позволяет пользователю всегда быть на связи (он-лайн), получать лю­бую информацию и осуществлять финансовые расчеты в электрон­ной форме;

· появление высокоскоростных сетей передачи информации позволя­ет значительно увеличить ее объемы, использовать преимущества мультимедиа технологий, встраивать в карманные компьютеры ви­деокамеры для видеоконференций и т. д.;

· создание интеллектуальной бытовой техники, подключаемой к сети Ин­тернет, позволяет дистанционное управление бытовыми прибора­ми, их программирование, например, холодильник, соответственно кулинарным пристрастиям хозяина может самостоятельно заказы­вать в электронном магазине заканчивающиеся продукты, вместе с другими приборами оплачивать счета за электроэнергию, сообщать хозяину, что можно приготовить на ужин и т. п. Для этого не нужна встроенная видеокамера, достаточно сканера, штрих-кодов, счи­танные коды продуктов холодильник может сопоставить с базой данных электронного магазина, где продукты были куплены, полу­чить информацию об их хранении и приготовлении. Приборы, нахо­дящиеся в загородном доме, могут самостоятельно договариваться о покупке электроэнергии у мобильной электростанции, находящей­ся у одного из соседей, и т. д.;

· электронные системы навигации уже сегодня позволяют определить географическое положение, составить кратчайший путь к нужному пункту, получить информацию о близлежащих магазинах, театрах, ресторанах, гостиницах и т. п. Следующий шаг — возможность ин­терактивного заказа, например заказ услуг или покупка товара (за­каз столика в ресторане и выбор необходимых блюд, при этом счет также может поступать на мобильный компьютер, и, поев, пользо­ватель дает компьютеру команду оплатить счет);

· развитие электронных систем распознавания речи делает возмож­ным вербальное общение с компьютером. Эта технология, допол­ненная технологией распознавания графических образов, способна дать новый толчок в переходе на использование электронных техно­логий в сферах производства, распределения, обмена и потребле­ния общественного продукта;

· развитие робототехники позволит использовать электронные технологии не только в сфере хранения и обработки информации, но и в организации физических процессов (складская работа, комплектование заказов, производство, организация доставки, погрузочно-разгрузочные операции и т. п.);

· электронные системы взаиморасчетов уже сейчас позволяют в считан­ные секунды совершить финансовые операции между контр­агентами, находящимися в разных частях земного шара. В ближай­шее время произойдет повсеместный переход к их использованию.

ЛЕКЦИЯ 2.

ТЕМА 1.2 Сущность Интернета и его структура

Сеть Интернет – это всемирная система объединенных компьютерных ceтей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных. Интернет, образуя глобальное информационное пространство, служит физической основой для глобальной сети.

Существует много различных определений понятия Интернет.

Точное определение сформулировал 24 октября 1995 г. Федеральный Совет по информационным сетям США (Federal Networking Соunсil).

Internet - это глобальная информационная система, части которой логически взаимосвязаны посредством уникального адресного пространства, основанного на сетевом протоколе Internet Protocol (IP) или его последующих расширениях.

Эта система способна поддерживать связь с использованием комплекса сетевых протоколов Transmission Control Protocol / Internet Protocol (TCP /IP), их последующих расширений или других IP-совместимых протоколов.

Иначе говоря, Internet-это взаимосвязь сетей, базирующихся на едином коммуникационном протоколе TCP /IP.

Существуют два основных вида сетей:

1) глобальная сеть — это сеть, охватывающая большие территории;

2) локальная сеть, т. е. сеть, расположенная географически в одном месте (регионе).

Глобальные сети объединяет ресурсы компьютеров, расположенных на таком удалении, что простым кабельным соединением не обойтись и приходится добавлять специальные устройства, позво­ляющие передавать данные без искажения и по назначению.

Через всю эту сеть Интернет движется информационный продукт. Технология работы сети получила название «Всемирная паутина» — «World Wide Web» (сокращенно WWW). Такое название закрепилось за этой технологией, потому что каждый пользователь может свободно переключаться от одного сервера к другому незави­симо от географического местоположения сервера, как бы «опуты­вая» Землю паутиной своих переходов.

Под начальными условиями понимается совокупность сложив­шихся к началу периода (планового или исследуемого) значений экономических переменных, последующие значения которых определяются в ходе решения задачи.

Информация, передаваемая по сети Интернет, носит название трафик (англ. traffic — движение, количество радиопрограмм и т. п.).

Фактически Интернет представляет собой иерархию глобаль­ной и сильно децентрализованной сети, в которой нет единого цент­ра управления и к которой подключены серверы — компьютеры провайдеров и пользователей. Провайдер — это поставщик Интернета.

Сети, входящие в Интернет, занимают по своему назначению и возможностям разные уровни иерархии. Верхний уровень занимает высокоскоростная магистральная сеть. Другие сети Интернет вливаются в эту магистраль через точки обмена трафиком. К этим точ­кам относятся, например, точки сетевого доступа, получившие на­звание NAP (network access points).

При интенсивном трафике точки сетевого доступа (NAP) становятся узким местом для обмена. Поэтому многие провайдеры обмениваются трафиком, минуя эти точки.

Пользователи сети Интернет подключаются к сети через компьюте­ры специальных организаций, которые называются поставщиками услуг сети Интернет. Такие организации являются провайдерами.

Провайдер (англ. provider — поставщик) представляет собой мозговой центр, в котором аккумулируется информация о потребностях клиента и который координирует страхование связи.

Мелкие провайдеры подключаются к более крупным провайдерам. Все провайдеры, соединенные между собой высокоскоростны­ми линиями связи, обрабатывают базовую часть сети Интернет, называемую хребет (backbon). Если провайдер подключен непосредственно к хребту, то скорость передачи максимальная.

Компьютеры, подключенные к сети Интернет, называют узлами, или сайтами (англ. site — место). Многие хозяйствующие субъекты создают в Интернете Web-узлы (англ. web — паутина, сеть, сплете­ние). Узел, установленный у провайдера, обеспечивает пользователю доступ в сеть Интернет.

Основным элементом Интернета следует считать локальную сеть, подключение которой к Интернету означает, что каждая рабочая стан­ция этой сети тоже подключена к Интернету. Кроме того, существуют хост-компьютеры (от англ. host - хозяин). Хост-компьютер — это компь­ютер, самостоятельно подключенный к сети Интернет.

Интернет это не что иное, как множество компьютеров, на которых установлены различные программы и ко­торые соединены между собой линиями связи.

Интернет появился как программа повышения устойчивости системы обороны США в начале 1970-х гг. Его появление связано с созданием Агентством перспективных исследований проектов (ARPA) Министерством обороны США в 1969-1977 гг. сети ARPANET.

Принципы, заложенные в основу функционирования сети ARPA­NET, оказались наиболее подходящими для разработки сети Интернет.

Такими принципами являются:

· обеспечение сохранения коммуникаций при разрушении ли­ний связей. Это означает, что при выходе из строя хотя бы од­ной линии связи система должна уметь переключиться на дру­гую линию;

· облегчение сотрудничества всех пользователей сети Интернет.

Основателем Интернета является Билл Гейтс, который в 1976 г. уч­редил компанию Micro-soft (США), позже зазвучавшую как Microsoft, и создал операционную систему Windows.

Построение сети Интернет проходило по следующим этапам.

Встраивание в систему ARPANET программ перемещения файлов и электронной почты. Файл (англ. file — дело, досье) — это совокупность, последовательность однородных, однотемных записей, информационных сведений, составляющих еди­ное целое и хранящихся, как правило, во внешней памяти ЭВМ. Электронная почта напоминает обычную почту и бу­дет рассмотрена далее.

Создание сети Национального научного фонда США (NSF — National Science Foundation). Сеть NSFNET объединила на­учные центры США.

Создание в 1987 г. хребта сети NSFNET, состоящего из 13 цен­тров, соединенных высокоскоростными линиями связи.

Замена сети APRANET в течение 1987-1990 гг. сетью NSFNET. Ликвидация этой сети означала появление в США сети Интернет.

Создание в других странах мира национальных сетей.

Объединение в 1990-х гг. национальных сетей всех стран в одну глобальную сеть, что и привело к появлению сети Интернет в её нынешнем виде.

Интернет до 1998 г. представлял собой смесь разнотипных файлов, для передачи которых использовались сложные команды. С по­явлением World Wide Web пользователи стали воспринимать ее как весь Интернет, так как с этого момента информация стала доступ­ной непрофессионалам. WWW дало возможность просмотра цвет­ных изображений и перемещения от объекта к объекту с помощью одного щелчка мыши. Таким образом, развитие электронного про­странства в системе перешло от преимущественно текстовой плат­формы к динамически совершенствующемуся миру графических об­разцов.

С созданием WWW-среды начали формироваться разнообраз­ные он-лайновые модели — электронные газеты, книги, реклама и др.

Все это способствовало тому, что сеть Интернет превратилась в дополнительное средство средств массовой информации (СМИ) со своей особой характеристикой и новыми параметрами, такими как:

· пользовательская аудитория;

· интерактивность;

· CTR, т. е. пропорция «щелчков» и «нажатий».

Сегодня основные деньги провайдеры зарабатывают не на сеансовом (dial-up) подключении, которым пользуется большинство обычных потребителей, а на постоянном подключении. Постоянное подключение означает, что пользователь (обычно фирма, компа­ния) покупает специальное оборудование и организует выделенный канал связи для узла провайдера.

В Российской Федерации Интернет стал развиваться с 1996 г.

По данным ассоциации «Интернет и бизнес» число пользователей Интернета в России в 2008 году превысило 40 миллионов человек, увеличившись за год на 10-15%. При этом число активной аудитории Рунета, пользующейся глобальной сетью хотя бы один раз в неделю, составило 30 миллионов человек. В Москве охват Интернетом населения старше 19 лет составляет 62%, в возрасте от 14 до 30 лет ежедневно пользуются Интернетом 90% москвичей. В регионах в крупных городах активная аудитория в возрасте от 14 до 30 лет превышает 70% населения.

По прогнозу вышеупомянутой ассоциации, в 2009 году темп роста аудитории Рунета замедлится и не превысит 10%, а резерв роста аудитории Рунета заключается в жителях регионов старше 30 лет и жителей Москвы старше 40 лет.

В 2008 году в Рунете было зарегистрировано 8,5 миллиона блогов. Основной тенденцией развития этой среды является сокращение количества активных блогов и развитие микроблогинга.

В минувшем году в социальных сетях было зарегистрировано 90 миллионов профилей (увеличение составило 200%), причем треть из них - в популярной социальной сети «Одноклассники.ру». Две трети пользователей Рунета имеют хотя бы один профиль в социальных сетях, а большинство из них - несколько профилей.

Суммарное количество почтовых ящиков в Рунете в минувшем году приблизилось к 120 миллионам. Ежедневно российские почтовые сервисы просматривало около 15 миллионов человек.

Российские фотохостинги содержат 3 миллиарда фотографий, видеохостинги - 25 миллионов видеороликов, ежедневно пользователи загружают более 1 миллиона видеороликов.

В России свыше 21,5% домохозяйств (11,4 миллиона) подключены к широкополосному доступу в сеть Интернет, за год рост составил 174% и был обеспечен, в основном, за счет регионов. На долю регионов приходится 57% домашних подключений к широкополосному доступу.

Тарифы на услуги передачи данных и услуги телематических служб, в том числе и предоставляемых с использованием сети Интернет, законодательством Российской Федерации не регулируются. Их введение является прерогативой самих Интернет-провай­деров.

Сегодня в РФ существуют различные технические решения, позволяющие организовать доступ к сети Интернет без использова­ния и в обход местной телефонной сети, что может снизить сто­имость услуги. К этим решениям относятся:

· системы абонентского радиодоступа;

· цифровые системы уплотнения телефонных абонентских линий;

· выделенные каналы связи;

· физические линии.

Поясним использованные здесь и ниже термины, понятия и определения.

Сетевой протокол, коммуникационный протокол - это набор правил, определяющий принципы обмена данными между различными компьютерными программами или самими компьютерами, устанавливающий тип используемых данных, стандарты связи, правила обработки ошибок.

Существует множество сетевых протоколов:

CSMA/CD, SLIP, РРР, UUCP, ISO, OSI, ТСР/IP.

Наиболее распространенным и популярным в настоящее время является протокол TCP/IP. Сетевой протокол записывается в компьютер в виде специальной программы. Протоколы применительно к сети Интернет создаются и утверждаются мировой общественностью, занятой разработкой и внедрением сетевых технологий и сетевого программного обеспечения.

Условие, что все программные продукты должны придерживаться протоколов, сделало возможным существование Internet вообще.

Коммутация пакетов. Необходимые для передачи данные разбиваются на части. К каждой части присоединяется заголовок, содepжащий полную информацию о доставке пакета по назначению.

Коммутация каналов. На время передачи информации два компьютера соединяются «один с одним». В период соединения происходит передача всeгo объема информации.

Скорость передачи информации. Этот параметр измеряется в битах в секунду (бит/с). Кроме этих единиц есть кратные единицы: килобит в секунду (Кбит/с), мегабит в секунду (Мбит/с), гигабит в секунду (Гбит/с) и т. д. Скорость передачи данных в сетях от десятков килобайт до десятков мегабайт в секунду.

Бит binary digit, двоичная цифра, 0 или 1, минимальная единица измерения количества информации.

Байт - единица измерения количества информации, содepжащая 8 бит. Позволяет закодировать одну из 28 комбинаций (256), этого количества хватает для кодировки pycскoгo и латинского алфавитов, цифр и т. д.

Килобайт состоит из 1024 байт (210), мегабайт из 1 048 576 байт (1 Кб х 1 Кб, т. е. 1024 х 1024 == 210 Х 210 == 220).

Следует обратить внимание на то, что в десятичной системе счисления «кило» означает тысячу, а «Мега» миллион (тысяча тысяч, или тысяча в квадрате). В вычислительной технике используется двоичная система счисления, где основой выступает степень двойки, поэтому приходится принимать за двоичную тысячу самое приближенное к десятичной тысяче число. Таковым является число 210, которое составляет 1024. Соответственно мегабайт, т. е. тысяча тысяч байтов, составляет 210 Х 210 == 220.

Гигабайт (Гб) содержит тысячу миллионов байт, а терабайт (Тб) тысячу гигабайт (тысячу тысяч миллионов байт 240), далее идут петабайт и экзабайт.

Сервер. Это понятие берет свое начало в архитектуре работы компьютеров и компьютерных сетей. Изначально сервер означает программу или процесс, выполняющий работу для другой программы или процесса. В этом случае получатель результатов работы сервера именуется клиентом. Высокопроизводительные компьютеры, на которых работают программы серверы, также принято именовать серверами.

Сервер - компьютер, обслуживающий клиентов. Он предоставляет им какие-то ресурсы в пользование, например место на диске, вычислительную мощность, соединение с Интернетом, документы, базы данных, сайт. Сервером может служить как обычный компьютер, так и специализированный, с большой памятью и дисками, с каналами сети, с уникальными ресурсами.

Клиент - это получатель услуг. Клиентом принято называть программу, которая использует ресурсы программы сервера (или многих серверов). Человек, управляя программой клиентом, получает возможность обратиться к ресурсам программ серверов.

WWW (WORLD WIDE WEB) - всемирная паутина, всемирное информационное пространство. Надстройка над Интернетом, которая уже стала почти синонимом Интернета. Информация в www организована в виде гипертекста, т. е. нелинейно: в одном документе встречаются ссылки (указатели) на другие источники информации. Причем ссылки могут быть в пределах одного документа, сайта или указывать на любой другой документ по всему миру. Это самый популярный и удобный вид предоставления и получения информации в глобальной компьютерной сети Internet.

В основе всемирного информационного пространства www лежит огромное количество разбросанных по всему миру Web-серверов, которые наполнены информацией и готовы в любой момент переслать ее Web-клиентам.

При работе с www пользователь использует средства просмот­ра страниц. Под средством просмотра Web-страниц понимается любое приложение, при помощи которого можно просматривать Web-страницы. Таким приложением является, например, програм­ма Internet Explorer. Просмотр начинается с начальной и с первой страницы.

Начальная страница — это самая первая страница, кото­рая появляется на экране компьютера, когда он подключен к опреде­ленному серверу WWW. Первая страница — это страница, которая появляется в окне при запуске программы просмотра. Связью меж­ду страницами является любой выделенный фрагмент Web-страни­цы, при помощи которого можно перейти к другой странице. Сам переход производится путем щелканья по связям мышью компьюте­ра или путем нажатия клавиши на клавиатуре компьютера.

Адрес, который в сети Интернет определяет Web-страницу или ка­кой-то другой ресурс, представляет собой локатор ресурсов URL (Universal Resource Locator). Все документы WWW описываются и создаются специальным языком — языком разметки гипертекста HTML (Hyper Text Markup Language).

HTML представляет собой стандартный набор кодов, используе­мый для создания Web-документов. Установленный на компьютере броузер пользователя при помощи HTML определяет, в каком виде выводить на экран текст, графику и прочие элементы мультимедиа.

Гипертекстовые страницы (WEB-страницы, WWW-страницы, HTML-страницы) — это страницы, содержащие помимо простых текстов так называемые «активные» тексты — слова, которые содер­жат невидимую ссылку на другой документ или в другое место теку­щего документа и дают возможность, щелкнув на них мышкой, уви­деть новую страницу или другую часть текущей страницы. Всемирное информационное пространство World Wide Web дало жизнь понятию гипертекстовые страницы — страницы текста, содержащие слова со ссылками на документы, которые могут быть распо­ложены на других Web-сайтах, на других компьютерах, в других горо­дах и частях планеты. Гипертекстовые страницы именуют также Web-страницами и HTML-страницами по имени пространства рас­положения и языка создания соответственно. С развитием компью­терных технологий в Web-страницы, помимо гипертекстов, стало возможно встраивать изображения, видеоэффекты, аудиоэффекты, интерак­тивные элементы.

Броузер (или Web-броузер) — это программное обеспечение, ко­торое позволяет связываться с сервером для получения доступа к HTML-документам и соответствующим файлам (т. е. Web-страни­цам) в WWW или других сетях, а также следовать по цепочке от документа к документу или от страницы к странице. В состав броу­зера часто входят дополнительные приложения, предназначенные для обработки файлов и документов определенного типа (напри­мер, электронный бумажник).

Web-сервер или WWW- сервер. Это понятие имеет в первую очередь технический смысл: под ним понимают компьютер или программу, которая выполняет обслуживание Wеb-клиентов.

Web-клиент. Для просмотра содержимого всемирной паутины WWW существуют специальные программы Wеb-клиенты, другое нaзвание Wеb-браузер (от анrл. browser) или программа просмотра WWW.

Технология «клиент-сервер» - технология, при реализации которой работа разделяется на две части: формирование информации - сервер, использование информации - клиент. Используется в базах данных, в сети Интернет и в других сферах.

Работа по принципу вопрос-ответ (клиент задает вопрос, сервер на него отвечает). Сервер и кли­ент здесь не физические понятия, а логические, т. е. программы, ко­торые могут выполняться на одном или нескольких компьютерах.

Сайт. WEB-caйm (WWW-сайт). Понятие «сайт» принято связывать с некоей областью, обособленной частью более обширного простран­ства. Именно так характеризуется Web-сайт, как некая логически и ин­формационно замкнутая система гипертекстовых страниц, часть все­мирного информационного пространства World Wide Web (WWW), место в сети Интернет. Как правило, сайт состоит из страничек. Бывают новостные, игровые, поисковые, программные и другие сайты. Сайт содержит информацию о фирме, ее продукции или о чем-то другом. Любой человек или фирма может завести свою страничку в сети Интерне­т. Сайт — это развитие странички, в ряде случаев для этого выделяет­ся отдельный компьютер (сервер) или даже несколько компьютеров. Например, сайт фирмы Microsoft состоит из 350 серверов. Один сервер может содержать несколько сайтов. У сайта есть свой уникальный ад­рес в сети Интернет, набрав который, пользователь попадает на этот сайт. На сайт также можно попасть по ссылке с другого сайта.

Драйвер — программа, управляющая каким-либо внешним или внутренним устройством компьютера (сканером, мышью, клавиату­рой, дисководом). Драйвер является промежуточным звеном между устройством и операционной системой. Сменив или добавив устрой­ство, нужно сменить или установить его драйвер. После этого опера­ционная система и программы смогут работать с этим устройством. Программу или операционную систему при этом менять не надо.

Операционная система — программа (система программ), позво­ляющая пользователю работать с компьютером и запускать другие программы. Операционная система загружается при включении компьютера и выполняет совокупность операций, необходимых для приведения компьютера в рабочее состояние.

Интерфейс — взаимодействие с системой. Взаимодействовать мо­гут человек, программа и аппаратная часть компьютера во всех ком­бинациях, человек и программа, человек и аппаратная часть компью­тера, программа и программа, программа и аппаратная часть компьютера, аппаратная часть компьютера и аппаратная часть компьютера. Интерфейс — это внешний вид системы, за которым скры­вается ее внутреннее устройство. Говорят: «дружественный интер­фейс», «сложный интерфейс».

Интерактивность — взаимодействие с обратной связью. Дейст­вия оператора изменяют реакцию системы. Программы для компью­теров почти все интерактивные.

Диалоговый режим — вид интерфейса, в котором взаимодействие организовано в виде диалога (вопрос-ответ). Обычно реализуется в виде экранных форм.

Экранные формы — окна, появляющиеся на экране для осуществ­ления диалога с пользователем: сообщения о событии, ввода инфор­мации.

Командная строка — интерфейс, в котором взаимодействие с сис­темой осуществляется вводом команд и параметров к ним; в ответ производится некоторое действие. Обладает меньшей наглядностью для восприятия в отличие от пиктограмм виндусообразных про­грамм.

Меню — вид интерфейса, допускающего выбор действия из нескольких пунктов.

Инсталляция — установка программы на компьютер. Программы распространяются в дистрибутиве — своего рода упаковке. Перед на­чалом работы большинство программ требуют инсталляции. При этом они копируют нужные файлы на жесткий диск компьюте­ра и регистрируются в операционной системе.

База данных (БД) — структурированное хранилище информации. В реляционных базах данных информация хранится в таблицах, свя­занных между собой.

Система управления базами данных (СУБД) — специальная програм­ма, которая позволяет создать и поддерживает работу базы данных.

Поле — столбец таблицы реляционной (т. е. табличной) базы дан­ных или маленькое окошко для ввода информации в диалогах.

Провайдер — организация, фирма, предоставляющая доступ в сеть Ин­тернет (от англ. provide — предоставлять). Для осуществления этой функции фирма должна владеть каналом доступа в сети Интернет (ка­бель, оптоволокно, радиоканал, спутник, телефонная сеть и др.).

Формат — способ хранения, представления информации. Есть следующие форматы файлов: графические (BMP, JPG), музыкальные (WAV, MPG, MIDI), текстовые (TXT, DOC), базы данных (MDB, DBF), странички Интернета (HTML) и другие.

Утилита — вспомогательная программа, выполняющая некоторое действие, например, архиватор, программа просмотра картинок, утилита проверки диска и т. д. Операционные системы содержат в се­бе много утилит.

Сжатие — уменьшение объема информации. Сжимают информа­цию специальными программами — архиваторами. Сжатие может производиться программно или с помощью аппаратной части, на­пример модемами.

Архиватор — программа, которая позволяет сжимать информа­цию путем устранения избыточности (пробелов, повторов и т. д.). Сжатие бывает с потерями и без потерь. Сжимать можно все что угодно: текст, музыку, видео, фото и др. При этом, чем более однород­на информация, тем лучше она сжимается.

Ценность сети Интернет заключается в возможности коммуникаций в режиме реального времени с любым источником информации. Информация является ценной только тогда, когда она доходит до нужного адресата в нужное время. Поэтому для функци­онирования сети Интернет особое значение имеют элементы инф­раструктуры, т. е. те ресурсы, та система, которые позволяют пользо­вателю получить в конечном итоге необходимую ему информацию и от которых зависит качество сети Интернет. Это преж­де всего система адресаций и протоколов.

Важным моментом функционирования сети Интернет является указание пользователя: куда надо направить информацию, и какие использовать правила работы сети Интернет.

Поэтому основными понятиями, используемыми в сети Интернет, являются:

· адрес;

· протокол.

Адрес (фр. adresse) — это код, указывающий местоположение информации в электронной вычислительной машине. Любой компьютер, подключенный к сети Интернет, имеет свой уникальный (т. е. един­ственный в своем роде, исключительный) адрес.

Адрес должен иметь формат, позволяющий вести обработку ад­реса автоматически, а также нести определенную информацию о своем владельце.

С этой целью для каждого компьютера устанавливаются два ад­реса: цифровой и доменный (рис.3).

Цифровой адрес удобен для обработки на компьютере. Он имеет длину 32 бита, разделенную на 4 блока по 8 бит каждый, которые можно записать в десятичном виде. Цифровой адрес удобен для машинной обработке, но не пригоден для использования человеком. Поэтому цифровой адрес дополняют доменным (фр. Domaine – владение) адресом.

В настоящее время в качестве доменного используют DNS (Domaine Name System). DNS представляет собой приложение к цифровому адресу, который является основным элементом адресации. Система доменных адресов строиться по иерархическому принципу

На основе доменных имен строятся адреса электронной почты, а также доступ ко многим информационным ресурсам сети Интернет.

Функционирование технологии всей сети Интернет напрямую зависит от протокола.

Протокол это набор правил, оговариваю­щих все, что связано с работой сети. Он определяет, как приложения получают доступ к сети, как данные из приложения разбиваются на пакеты для передачи по кабелю и какие электрические сигналы представляют данные в сетевом кабеле.

Перспективы развития электронной коммерции - student2.ru

Рис. 3. Иерархия доменных адресов

Стандартные протоколы заставляют разные компьютеры использовать один и тот же язык. Это дает возможность подключать к сети Интернет компьютеры разных типов и работающие под управ­лением различных операционных систем.

На нижнем уровне иерархии доменных адресов два протокола:

· протокол Интернета (IP);

· протокол управления передачей (TCP).

Поскольку эти два протокола тесно взаимосвязаны, то их объединяют вместе под названием базовый протокол TCP/IP.

Протоколы управляют работой сети.

Разделение семейства протоколов на отдельные уровни сделано с целью, чтобы один протокол можно было бы легко заменить на другой. Семейства протоколов называют стеками протоколов по причине графического представления семейства протоколов в виде вертикального уровня.

При разработке протокола определяется, каким образом он будет обмениваться данными с соседними уровнями.

Протокол TCP разбивается на пакеты, т. е. на информационные порции. Пакет - это данные, сгруппированные для передачи по цифровой сети. Кроме самих данных пакет содержит также контрольную информацию о них. Каждый пакет нумеруется, чтобы при получении можно было бы правильно собрать всю информацию.

Каждый пакет имеет заголовок TCP, где указывается адрес получателя, содержится информация об исправлении ошибок и о после­довательности передачи пакетов.

Затем пакеты TCP разделяются на еще более мелкие пакеты IP.

Пакеты состоят из трех различных уровней, каждый из которых содержит:

· данные приложения;

· информацию TCP;

· информацию IP.

Перед отправкой пакета протокол TCP вычисляет контрольную сумму. При поступлении снова рассчитывается контрольная сумма, если пакет поврежден, то запрашивается повторная передача. Затем принимающая программа объединяет пакеты IP в пакеты TCP. Протоколы TCP/IP обеспечивают передачу информации TCP/IP между компьютерами. Все остальные протоколы с их помощью реа­лизуют самые разнообразные услуги сети Интернет.

Наши рекомендации