По следам великого старца
Невозможно себе представить историю нашего края без святого Макария Унженского и Желтоводского.
Любой из авторов, когда-либо писавший о Сокольском районе, обязательно упоминал его имя. Не буду и я исключением.
Это интереснейшая тема, и на сегодняшний день она ещё полностью далеко не раскрыта и заслуживает серьёзного диалога.
В его жизнеописании есть спорные моменты, допущенные многие столетия назад, даже при написании его Жития. Многое необходимо объяснить.
Пытаясь, делать это, я понимаю, что в одиночку сделать это невозможно.
Хочу поделиться известными мне разночтениями. Не считаю, что во всём сказанном я прав, но очень надеюсь вызвать интерес к этой теме.
Читая многие статьи о Сокольском обязательно встретишь строки о том, что
церковь села Устье по преданию построена в память о том, что преподобный Макарий посещал это село.
Когда же вы спросите у автора –«когда он его посещал?» он непременно ответит «Во время перехода на Унжу в 1439 году» , напомнит вам о «Чуде о лосе» и, обязательно, подчеркнёт, что предание это передаётся из поколения в поколение, в довершение добавит ,что оно передаётся из уст в уста. Это стандартное сопровождение всех легенд и преданий.
Могу понять, если речь идет о временах далёких, когда Макарий совершал свои подвиги, когда на Руси ходили седые и слепые старцы с гуслями и пели сказания о героях земли Русской. Но с развитием письменности ,если не все, то большая часть этих сказаний, легенд и преданий отражена в произведениях писателей , историков и Археологических обществ.
На что же мы ссылаемся, утверждая сей факт? На этот вопрос мне отвечали, используя, упомянутое выше, стандартное сопровождение.
Возможно, ссылка идёт на само Житие Преподобного Макария Желтоводского и Унженского, где в сносках говорится: « Вероятно, в это самое время пр. Мкакрий по преданию, останавливался на этом месте, где ныне при впадении реки Студенца в Волгу, устроено село Устье Юрьевецкого уезда, с церковью во имя освятившего своим пребыванием Унженского чудотворца.»
Если мы считаем, что это наше Устье, скажите тогда, где впадает та речка в Волгу?
Пытаясь разобраться, вспомнил игру, в которую многие из нас играли в детстве. Она называлась «Изломанный телефон».
Недоразумение, по всей видимости, произошло по неточности Н.А.Боголюбского, попутавшего в своей книге «Волга от Твери до Астрахани» правую и левую стороны Волги, после чего Семенов-Тян-Шанский в своих трудах сделал запись, заменив при этом названия уездов:
«Устье. Село Костромской губернии Макарьевского уезда к югу от уездного города на левом берегу Волги, при впадении в неё речки Студенца, между городами Юрьевцем и посадом Пучеж.
По преданию здесь останавливался в конце 14 века св. Макарий Унженский и Желтоводский, когда шел из Н.Новгорода в Решму. В память об этом событии в селе построена церковь во имя св. Макария».
В Решму, где Макарий основал свой первый монастырь, он, действительно, ходил в конце 14 века. Но у нас-то он не мог быть в это время.
Для справки, коротко: около 1375года Макарий покинул Вознесенский Печерский монастырь и в поисках уединения отправился вверх по течению Волги. Дойдя до р. Лух ,где познакомился с пр. Тихоном Луховским и поселился вместе с ним при слиянии рек Луха и Добрицы. Позже, Тихон отправился вверх по р. Лух, а Макарий вверх по р. Добрице.
Дойдя до берега Волги, близ слободы Решмы основал монастырь, но находился в нем не долго. На обратном пути, уже вниз по течению Волги, посещал село Устье, при речке Студенце. От нас, на противоположном берегу, чуть правее, были Устье большое и Устье малое Одно из них и упомянуто в Житии и в изданиях Боголюбского и Семенова-Тян-Шанского.
Если мы основываемся на этих упоминаниях, то, причем здесь 1439год? Получается, что документальных подтверждений преданиям о посещении пр. Макарием села Сокольского ( Устье) на сегодня нет, кроме статей из газеты, но все они основаны на выше изложенном.
А значит, нам ещё предстоит сильно потрудиться, что б доказать, что святой Макарий во время похода из Желтоводского монастыря на Унжу, действительно, проходил по землям нашего Сокольского района.
ЧТО ХРАНИТ ЗАБЫТАЯ ДЕРЕВНЯ
В Сокольском районе, на самой его окраине, среди лесов и болот стоит небольшая деревня с красивым и очень церковным названием - Богословка.
Человеку православному, однажды услышав, не возможно не запомнить её название. Когда и кем она была создана сейчас уже вряд ли кто может поведать, но отрицать, что это - одна из самых старых деревень района то же вряд ли кто посмеет.
В настоящее время в ней проживают всего три человека. Они остаются последними хранителями седой старины. Уедут они, и участь деревни будет обречена.
Находясь на пути из Юрьевца в Ветлугу, за свои долгие годы она помнит многое: и купцов с товарами и воровских казаков с кистенями. Но, кроме этого она является хранительницей другой, не менее интересной истории.
Речь пойдёт не о самой деревне, но косвенно будет её касаться. Её близкое расположение и, главное, название, по моему мнению, подчёркивают правдоподобность этой истории. Речь пойдёт о местности находящейся рядом с Богословкой. Лесники, егеря и местные жители деревень хоть когда-то захаживающие в эти леса называют эту местность конкретным сложившимся и веками укоренившимся названием. Заезжие охотники и туристы, уточняя маршрут у местных жителей, тоже непременно слышат это название Лосий дол.
Мало кто задавался вопросом - почему этот дол носит такое название. Местные считают что знают, а заезжие, возможно, просто не придают значения. Ответ на этот вопрос меня удивил и порадовал одновременно.
Местные жители поведали историю, связанную с Лосьим долом, при этом утверждалось, что эту историю они слышали от своих родителей и бабушек, и что история эта давно приобрела статус легенды и передаётся из поколения в поколение. Суть её заключается в том, что разбойники промышлявшие в этих местах изловили лося и хотели его употребить в пищу, но был пост (какой не упоминается) и они его отпустили. Спустя три дня, когда пост закончился, лось пришёл к ним сам. Рассказчики не упоминали имён, времени действия, но в правдоподобности легенды сомнений не выражали.
Вам эта легенда не напоминает другую, описанную многие века назад? Если нет, зайдите в церковь. Почитайте "Житие Святых". Эта легенда описана в Житие Преподобного Макария Унженского - основателя Монастырей: Решемского, Желтоводского и Унженского и носит конкретное название- "Чудо о лосе".
Само название Лосий дол, многие годы и многие века существовало среди местных жителей. Оно было и остается неотъемлемой частью их жизни и они, произнося это название, невольно ассоциируют его с лосем пойманным, отпущенным и вернувшимся. Да, трактовка иная, но это, скорее, следствие того, что за многие годы коммунистического воспитания из сознания людей, сегодня озвучивших легенду, всячески вышибалась церковность, да и многие ли мы в те годы читали " Житие Святых". А из старых преданий, услышанных от бабушек, у нас в сознании больше сохранились разбойники. Это, так же, следствие того, что в последние годы, сама тема разбойников стала модной и преобладает в средствах печати. Все пытаются найти их следы и их сокровища. Мы начинаем, чуть ли не с гордостью, говорить, как много их у нас было, а действия атаманов возносить до уровня подражания. Но это не вина наша. Это наша беда. Грешен и я. Моя изначальная тема то же о разбойниках.
Попробуем убрать их из рассказа местных жителей. Легенда сразу обретает вид, изложенный в Житие.
…"Путешествие иноки совершали в июне. Они шли лесом, стараясь не терять из виду Волги. В лесу ещё не было ни ягод, ни грибов, и скоро путники стали изнывать от голода. Однажды им удалось изловить лося. Голодные монахи хотели тут же заколоть его и съесть, но потом вспомнили, что идёт Петровский пост, и обратились к пр. Макарию, прося его благословить разрешение в посте. Старец не позволил им есть мясо постом. Он отпустил зверя, отрезав у того при этом ухо. И пообещал своим ученикам, что через три дня в праздник апостолов Петра и Павла, лось сам придёт к ним». «... А через три дня, когда наступил праздник, пр. Макарий удалился от своих учеников и стал молиться. Когда закончил и вернулся к спутникам, он увидел, что лось действительно выходит им навстречу из чащи. Приметив, что у этого животного нет одного уха, путешественники убедились в том, что это действительно тот самый лось».
Что это? Неужели Преподобный Макарий причастен к названию местности возле деревни Богословки? Неужели именно здесь явилось чудо, описанное в его «Житии»? Даже если ответить утвердительно, нам ещё предстоит побороться с версией, уже опубликованной в печати.
«Если верить старообрядческой легенде, преподобный Макарий оказался причастен к созданию одного из самых известных скитов старообрядческого Заволжья-Оленёвского. Связывают этот сюжет с так называемым "чудом о лосе". В старообрядческой версии лось этот превратился в оленя - будто бы в память об этом событии преподобный и основал Оленёвский скит.»
Журнал «Православные Монастыри Путешествие по святым местам» №22.
Меня предадут Анафеме жители села Большое Оленёво Семёновского района Нижегородской области, но я всё же попытаюсь поспорить.
Начну по порядку:
1. Старообядцев в Сокольском районе того времени было больше чем предостаточно. Известный Вам Высоковский монастырь, что стоит на границе Сокольского и Ковернинского районов, когда-то, тоже был старообрядческим скитом, и стоял он на одной дороге с Богословкой, но никому не пришла в голову мысль называть тот дол Оленёвым. Люди через века пронесли его истинное название: Лосий дол, созвучное с "чудом о лосе".
2. Ни где в « Житии» не говорится о создании Преподобным Оленёвского скита. Не допускаю мысли, что при описании деятельности святого такого уровня, летописцы могли упустить подобный факт. Само старообрядчество на Руси началось на два столетия позже времени, когда Преподобный Макарий совершал путь, на котором его братия встретила лося. Могу допустить другую мысль: скит создавали люди со всеми их добродетелями и пороками и, при создании, просто устранили пробел- сказание о чуде есть, а святыни нет.
История не терпит сослагательного наклонения, но в нашем случае, для ясности позволю это сделать. Если бы эта тема была опубликована даже сто лет назад, «Чудо о лосе» в описании Оленёвского скита не нашло бы места.
3. Развернём карту и найдём Большое Оленёво. Что бы встретить того лося, путникам надо было сделать крюк в "семь лаптей по карте", двигаясь из Лыскова до Унжи, верст на пятьдесят отклониться от Волги, хотя в пути они не упускали её из виду, что следует из описания того похода в "Житии".
4. Даже если допустить часть первую пункта второго, скит был создан ...В память о том событии..., но не на месте события, а это вещи разные.
И последнее. Люди, озвучившие легенду о Лосьем доле, упомянувшие разбойников, отпустивших лося из-за того, что был пост, по простоте своей, видимо ещё верят в добрых разбойников, что борются за народ против бояр. Этот образ создавался, когда мы были пионерами, но и он далёк от образа Робин Гуда. Где бы в истории России почитать о разбойниках соблюдающих посты. Но, согласитесь, люди не зная "Жития пр. Макария", один в один пересказывают "Чудо о лосе", пусть с другими персонажами, но и это объяснимо. Важно другое. В памяти народа живущего в этих деревнях легенда всё же сохранилась и связана она с конкретным местом, что свидетельствует о её достоверности. Позже удалось записать ту же историю с указанием имени атамана. Его звали Макарий. Может такое совпадение быть случайным? Нет. Возможно, люди более старшего поколения, уехавшие из Родинки, Софоновой Пожни и Богословки и сейчас ещё пересказывают эту легенду без разбойников, так как она звучала изначально.
С большим интересом читал о Макарии -Унженском, это было связано с причастностью нашего района к Макарьевскому уезду, и, следовательно, касалось его имени.
Его жизнь и всё, что связано с его именем в истории России, имеет огромное значение. Монастыри, созданные им, на протяжении веков считались лучшими в России, а их духовный авторитет был так высок, что в 17 веке Желтоводский монастырь считался Лаврой. Ярмрка, носящая его имя, имела мировое значение.
Драматична история обретения мощей Преподобного Макария, длившееся более трёх столетий: с1671 по 2005год. Она тесно переплетается с судьбой самой России и, вполне, заслуживает отдельного повествования.
Дойдя до места, где описывается путешествие иноков "..Они шли лесом, стараясь не терять из виду Волги.." невольно потянулся к карте, был уверен, что этот поход не мог пройти мимо нашего района, надеялся ,что где то он должен был быть отмечен, но тщетно. Когда прочитал про Оленёвский скит, был удивлён и не мог согласиться. Услышанная позже легенда о Лосьем доле, укрепила мою уверенность, и, надеюсь, сможет поставить точку в этой, возможно, спорной истории. Причём здесь Богословка? Деревня с таким названием не могла возникнуть здесь случайно, Само её название, убеждён, и, надеюсь, смог объяснить почему, подтверждает изложенную версию. "Имейте живую веру",- говорил преподобный Макарий своим ученикам, и чудеса, которые творились по его молитве, убеждали их в истинности этих слов. Основатели деревни, давая ей название, верили в силу слова Божьего, знали о «Чуде о лосе» и знали, где-то чудо происходило. Теперь и мы с Вами это знаем.
Для тех, кто «и без моих предположений это знает», замечу. Так долго скрывать такую информацию, возможно, спорную, но достойную обсуждения - преступление.
В выше изложеном если и открыл новое, в первую очередь, для себя. Искренне делюсь с теми, кому это, действительно, интересно. С теми, кто хочет знать и гордиться тем, что наш край посещали не только люди лихие, но и Святые, чья жизнь, дела и помыслы достойны подражания и не должны предаваться забвению.
«Как надругались над святыней»
«Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Известный Российский политик.
Хорошая штука Интернет. Сидишь у компьютера и, не выходя из дома, «путешествуешь» по просторам необъятной России. Достаточно войти на сайт администрации любого районного центра и можно познакомиться с его историей от эпохи неолита до настоящего времени. Пиарменеджеры районов постарались, дабы привлечь туристов взглянуть на достопримечательности своего края.
Войдя на сайт администрации Сокольского района Нижегородской области, ознакомившись с рекламой Голиковских ключиков, твёрдо решил: еду! Надо успеть до того, как Золотое кольцо России закрутят восьмёркой, прокладывая маршрут, чтобы соотечественники и гости из ближнего и очень дальнего зарубежья могли тот ключик посетить. Возможно, где-нибудь удастся встретить того пиарменеджера, и открыть ему маленький секрет, что … Унжа (ныне Макарьев) – это неправильно. Это два разных города. И узнать по секрету, когда это через Мурзино в тот Макарьев дорога пролегала?
Можно и дальше иронизировать на эту тему, но это будет кощунством.
О Голиковских ключиках узнал я, как и многие после 2005 года. Чтоб узнать больше, в районной библиотеке ознакомился с имеющейся там информацией о них. Авторы постарались, что б придать святости этому источнику. Но, наряду с тем, что писали средства массовой информации,
доводилось слышать другое мнение от простых жителей Сокольского края. Это мнение сильно отличается от официального. Кратко процитирую: «… Всю жизнь были эти ключики, а тут вдруг сразу стали целебными. И такую шумиху подняли…». «…Ключики находились, не там где их сейчас построили, а совсем в другом месте; …А кто у нас что спрашивал. Построили, где захотели…». Это не всё. Более ёмкое я процитирую позже.
Очень хотелось, но обстоятельства не позволили приехать 7 августа в день, когда весь мир православный отмечает день памяти Преподобного Макария, в чью честь якобы и воссоздан упомянутый источник.
Пригласив с собой жену, она тоже хотела побывать на святом месте, попросил Владимира Машихина отвезти нас к ключику.
Дорогой говорили об источниках. Сколько их по России. В каждом районе он не один, и многим из них приписывают чудодейственную силу. У каждого из них своя история, своя легенда, изначально известная только местным жителям.
В нашем районе не мало таких ключиков. Да и как иначе, если он граничит с Керженскими, и Брымскими лесами, откуда берёт начало не один десяток больших и малых рек. Сюда в период церковного раскола уходили старообрядцы. Они уходили к истокам. К истокам рек и истокам веры.
На Летней базе мне рассказали историю.
Есть в тех лесах небольшой дол.
Когда-то давно жил там то ли монах, то ли беглый каторжник. Звали его Степаном. Но, поскольку человеком он был очень добрым, называли его ласково - Степушка. Ухаживал он за ключиком, к которому жители местных деревень за целебной водой ходили. Так и повелось .Это место по сей день так и зовут- Степушкин дольчик.
Въехав в Мурзино, надеялись найти какой-нибудь указатель, указывающий направление. Где уж там. Спрашиваем продавца в магазине, едем, но снова не туда, возвращаемся в деревню и снова спрашиваем.
Наконец, добрались.
То, что открылось нашему взору передать сложно. Ехали, в надежде увидеть красивое, то что может запомниться, а стали свидетелями
надругательства над природой, и если кто хотел создать святыню -надругательства над святыней. Нет, я не сгущаю краски. Возможно, те, кто присутствовал здесь раньше, при открытии, когда доски ещё пахли смолой, возразят мне сейчас. Съездите и посмотрите.
Взявшись за перо, я ожидал, что оппоненты у меня будут, поэтому имею на руках и фото и видеосъемку. Что бы опровергнуть сказанное мной сейчас, потребуется снести то убожество и отстроить всё заново, а на это у создателей, похоже слабы коленочки.
Святыни создаются либо всем миром, либо одарёнными одиночками, но, обязательно, от чистого сердца. Комсомольцам – энтузиастам это не под силу.
В пятидесятые годы житель деревни Голиково, исцелившись от болезни, поставил возле ключика крест и повесил ковшик. Без шума и пышных речей. Потому что - от сердца, потому что - от души. Но мы и сейчас только вскользь упоминаем его имя, вместо того чтоб отдать должное, простому доброму человеку Ивану Кубышеву. А мы даже отчества его не упомянули. Нам надо, чтоб если имя, то обязательно святого. Как на свадьбу, не ниже генерала.
Беседовал со многими бабушками, уехавшими из Голикова в разное время, чьё детство и годы до переезда прошли в этой деревне и деревнях близ лежащих. С какой любовью и добротой они отзываются об этом, ставшим родным для них источнике. С каким поразительным сходством они рассказывают, как били водяные струйки: «…Как пальчики шевелятся…», и даже пытались их сосчитать: «...то ли двенадцать их было, то ли больше…» Да, действительно, лечились. И исцелялись. Потому что верили. Но ни одна из них не подтверждает причастность преподобного Макария к ключику, потому как не кривят душой и говорят правду. Хотите сказать, что родители этих бабушек скрыли от них то, что поведали самому старому жителю этой деревни? Это вызывает как минимум улыбку. Не слышали об этом, так и говорят, что не слышали, и с их стороны это нравственно.
А нравственно ли к сомнительному делу привлекать детей? По сути, обманывать их в очередной раз. Нам наши родители так не лгали, пережив 37й год и войну. Молчали о многом, не договаривали, но не лгали. Мы же за последние годы столько вранья принесли нашим детям. В том числе и по истории Родного края. Они же сочинения по нашему вранью пишут: про Текун, ключики и пытаются привязать… «быстроходные судёнышки»… к названию нашего посёлка. Что же вы хотите получить взамен? Я не буду говорить о тех, кто финансировал столь сомнительный проект. Я так же не буду называть имён энтузиастов. За меня это сделал тот пиарменеджер, опубликовавший в Интернете рекламу. Назову их просто и абстрактно - создатели. Они создали поистине шедевр русского деревянного зодчества. Кижи отдыхают! Хотелось бы задать вопрос зодчим: на Ваших дачах есть подобные творения? Если есть, я Вам искренне сочувствую.
Два сооружения в стиле « Аля дровяник» с покосившимися крестами красуются над водой. Наверное, покосились от времени. А сколько того времени прошло со дня, когда отслужили молебен в честь открытия святыни? Не более пятилетки. Когда же отзвучали фанфары о ней, как водится, забыли. Один из них уже подпёрт двумя досками, чтоб не рухнул. Похоже, так мы готовились к празднику.
Не поверю, если мне скажут что в краю лесном, среди потомков создателей «ботырей», потомков Зиринова, среди тех, кто и сейчас обустраивает дачное Подмосковье, не нашлось достойных мастеров способных, действительно, создать шедевр. Просто, никто тех мастеров и не искал.
Когда в семье рождается желанный ребёнок, родители знают, что он будет требовать внимания и заботы. И не только в день его рождения, а каждодневно. А Вы, господа, действительно, этого не знали?
Вы, действительно, не знали, что, создав святыню и, сопроводив, её текстом «этот источник старше источника созданного Серафимом Саровским» и прочими громкими сравнениями, его надо содержать на должном уровне? Вы через Интернет в гости людей приглашаете. Для чего? Посмотреть на очередной неудавшийся проект? Мы хотели, но у нас не получилось?
Похоже, правы люди, говоря о том что « …Здесь просто отмывались деньги…».
Похоже, и последняя цитата имеет подтверждение: «…Создали место для пикников с фейерверками». Стол, сооруженный возле источника, создан добротно и впечатляет размерами. Для сравнения: Есть пушка, и есть Царь пушка; есть колокол, и есть Царь колокол. Здесь есть не просто стол. За Царь стол, по замыслу зодчих, бабушки, пришедшие сюда, присядут перекусить или просто попить воды из источника.
Это раньше ключевую воду пили с ладоней, да ещё и стоя на коленях.
Костровище возле стола говорит о том, что люди говорят правду. Вы только вдумайтесь: пикник на святом месте!
А в Церковь с барбекю и шампурами не пробовали?
Ни сколько не сомневаюсь в целебности Голиковских ключиков, ( тех, что были до новостроя) поскольку сознаю, что это вопрос веры. Без неё и самые дорогие лекарства не помогут. С глубоким уважением отношусь к жителям окрестных сёл и, надеюсь, что многие из них, разделяют мою точку зрения, просто не имеют возможности её высказать. Много по России ключиков и родников. И ни один из них, не потерял святости и целебных свойств, имея по старинке: скамейку, крест и деревянный ковшик.
Не будет лишним напомнить пиарменеджеру о ключике на территории Макарьевско- Унженского монастыря с которым он хочет поравнять Голиковский ключик. Смело. Но очень не скромно.
Приведу текст из « Истории г. Макарьева на Унже», где описан упомянутый источник.
« Что побудило преподобного вырыть колодец. Кроме веры, что он будет для всех приходящих с верою целительным и лечебным местом, другого ответа быть не может. Если бы не эта цель, то воду около хижины найти можно было в пяти шагах от этого колодезя. Тут течет довольно порядочный ручей, а слева протекает саженях в двадцати от горы, на которой стоит монастырь сама река Унжа.
Но это тайна самого святого. И правда - ни ручей, ни река Унжа исцелений не дают богомольцам; вода же колодезная до сих пор считается целебной.»
Какую же тайну заложили вы?
Меня уверяли, что в Мурзинской школе имеется богатый материал по Голиковским ключикам.
Но кроме газетной статьи, где текст один в один совпадает с текстом из Интернета, мне ничего больше предъявить не смогли, сказав при этом - «что нам дали, то мы и храним».
При этом подтвердили, что ключики, действительно, воссозданы не там, где были изначально.
Как вы думаете, если источник Серафима Саровского или колодезь Макария кому-то вздумается перенести на километр в сторону, одни закопать, а другие вырыть - они также останутся целебными?
Так же мне сказали, что «наш народ ведом (его надо вести) и хочет во что- то верить. Вот и создали эти ключики». Откровенно. Но ещё более не скромно.
А может я правильно назвал энтузиастов «создателями» и писать их надо с большой буквы?
… А КЛЮЧИК ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЕСТЬ…
А ключик, что освящал преподобный Макарий, в нашем районе, действительно, есть. Просто там, к счастью, нет энтузиастов. Об этом есть скромный материал в Районной библиотеке, об этом же говорят люди, живущие в соседних деревнях.
В прошлом году на автобусной станции разговорился с бабушками, ожидавшими автобус на Гари. Затронул тему святых источников. Они то мне и поведали о том, что связь Голиковских ключиков с Макарием Унженским не более, чем выдумка. Настоящий ключик, по их утверждению, находится в деревне Соличное. Это, с их стороны, не была ревность. Я очень пожалел, что при себе на тот момент не было диктофона. Летом мы с Владимиром Машихиным ездили к этому источнику. Моё мнение субъективно но, полагаю, бабушки правы. Подтверждением их правоты может служить то, что над ключиком стоит старая церковь, не просто так возникшая на этом месте.
Церковь «Божьей матери казанская» построена в камне в 1817году имеет придел Преподобного Макария-Унженского. В такие случайные совпадения я не верю. Когда-то давно это было очень большое село. Имело две школы, магазины и даже кабак. Сейчас там проживают два человека.
Ежегодно,7 августа в день поминовения преподобного Макария, возле ключика проводился молебен. Так было, когда Церковь была действующей, так же было и после того, как её закрыли. Сходились люди с окрестных деревень, приезжали те, кто по разным причинам уехал из Соличного в Балахну и Заволжье. Организовывала эти богослужения Лидия Логгиновна Вахаева. Светлая ей память. Она была старостой в Церкви деревни Воскресенье. Не хотите ли Вы сказать, что она знала меньше голиковского старожила? Только после её ухода из жизни богослужения прекратились, но люди, чьи корни из Соличного, приезжают по сей день именно на Макария.
Я рассказал это не для того, чтоб завтра очередные четверо из ларца сломя голову поспешили в администрацию с предложением профинансировать обустройство святого источника. Упаси Боже. Я рассказал это, что бы показать, что след преподобного Макария достаточно отмечен на Сокольской земле и не стоит сочинять нового. Надо просто бережно хранить то, что уже имеем.
В довершение скажу. Есть версия, и она имеет основание, что преподобный Макарий, во время перехода на Унжу, посещал Сокольское, село которое в то время носило то же самое название. Возможно, кто-то улыбнётся, но об этом в следующем повествовании.
Василий Тёмный уничтожил все уделы в Московском княжестве. В его правление была отвергнута уния православной церкви с католической, провозглашенная Флорентийским собором 1439г. По его воле митрополитом был избран русский епископ Иона, что знаменовало провозглашение независимости русской церкви от константинопольского патриарха.
Будучи глубоко набожным человеком, во время гонений он не однажды посещал преподобного Макария, подвизавшегося у Желтоводского озера.
Об этом сказано во всех известных источниках.
По ряду свидетельств, большую помощь в обустройстве Троицкого Желтоводского монастыря Преподобному Макарию оказал Василий Темный.
Их личное, близкое знакомство, позволяет предполагать, что во время перехода на Унжу Преподобный мог посетить Сокольское, которое, как мы знаем, принадлежало тогда его матери Софье Витовтовне.
Не мог же он, находясь рядом, пройти мимо владений человека, которому оказывал помощь и от которого помощь получал. Можно даже предположить, что, отправляясь в путь, он уже знал, как тот путь будет проходить.
То, что путь лежал по землям, принадлежащим сегодня нашему Сокольскому району, становится бесспорным с прочтения самого Жития святого:
«Впрочем, избегая прежней славы, он выразил желание остановиться не на прежнем месте близ реки Луха, а на другом- рядом с рекой Унжей».
Если в Решму он шел правым берегом Волги, то в этот раз было решено идти левым берегом.
Далее читаем: «Но на этом пути грозила опасность от врагов, тогда Макарий решился со своей братией идти по новому пути, по непроходимым лесам и болотам, не теряя из виду течения Волги»».
Утверждение, что Макарий, опасаясь татар, шел по непроходимым чащам, прячась от них не верно. Весть о том, что Улу-Мухамед отпустил святого с пленниками, облетела ханство быстро и без современных Интернет технологий. И кто бы тогда посмел ослушаться хана.
Преподобный с иноками шел по разоренной земле. Этот поход был не просто походом, что бы сменить место жительства. Это не был крестный ход. Нет. Но это был поход православия. На всем пути, седой старец нёс людям веру. В Бога. В Русский Народ. Стараниями таких людей Русь сбросила иго. Имя святого Макария вспоминали и в 1612 году, и двумя столетиями позже. Хочется описать красиво и патриотично. Сейчас очень этого не хватает. Но я не литератор. Я просто излагаю суть.
Во время похода к путникам примыкали люди из сожженных селений, кто- то шел дальше, кто- то отставал в других селениях, кто- то примыкал вновь, и кто- то вновь оставался. Так на пути образовывались новые селения. Так в тех селениях сохранялась память о великом старце, множилась и передавалась потомкам.
Если одной линией соединить церкви, где есть приделы в честь преподобного Макария, то этот путь прослеживается очень даже отчетливо. Эти церкви находились в Соличном, Якунькино, Сокольском(Устье) и Валах.
Возможно возле Сокольского (правильно, там, где стоит ныне действующая церковь) он по обычаю крестил иноверцев, что делал в водах Желтого озера и только здесь принял решение идти дальше, а не форсировал Волгу и не отправился на Буй или Кадый. Только он сам знал, как будет проходить тот путь и где тот путь окончится.
Ране, в Соличном он освятил ключик, вода которого чиста и вкусна до сегодняшних дней. Для оппонентов поясню: Макарий с иноками мог посетить это село. Об этом говорит само его название и название речки что там протекает. Она звалась Солешенка. Нетрудно догадаться, что там добывали соль.
Это подтверждает народные предания, связанные с созданием этих церквей. Память народа сильнее времени. Она явно отражена в названиях приделов указанных церквей. Хотите возразить, мол, в Юрьевце в церкви то же есть придел его имени, но он не мог быть там во время того похода. Да, но кто утверждает, что он не был там ранее, во время пути к Желтому озеру по возвращению из Решмы?
Народная память о Макарии сохранилась и в названии местности возле деревни Богословка. Лосий дол. Место, где происходило описанное в его Житии «чудо о лосе».
Здесь я вынужден остановиться.
Мой знакомый, когда прочёл «чудо о лосе», не без иронии заметил: «Неужели лось девяносто километров шел за путниками, чтоб его съели?» Когда я возмутился, он пояснил, что имел в виду. Расстояние дневного перехода на Руси называлось ДНИЩЕ. Для пешего оно равнялось примерно тридцати километрам. С момента, когда лось был отпущен, до второй встречи с ним прошло три дня и как указывает летописец в житии путники не стояли, а именно шли. И как отмечает летописец: «даже бодрее чем прежде». Ирония моего знакомого имела основание. Возможно, и сегодня он не одинок в таком суждении.
Тогда я ещё не знал, что окажусь в этих лесах, и многое станет понятным и очевидным. Именно с теми, кто сомневается, хочу поделиться своей версией. Она будет чуть расходиться с изложением летописца, но многое пояснит.
Последнее село, что посетил преподобный Макарий, в нынешнем Сокольском районе по этой версии- село Валы, где позже находилась церковь с престолом его имени. Далее его путь лежал через леса за сегодняшней Летней Базой. И проходил, действительно, через непроходимые леса и болота. Это и отражено летописцем.
Взгляните на карту этой местности и многое станет понятным.
Пройти, и не упереться в болото с первой попытки было невозможно. Возможно, не получилось и со второй и с третьей. И сколько тех попыток было знают только путники. В житие же вошло только то, что «шли через непроходимые леса и болота» и то, что «путники стали роптать». Летописец, не посмел сказать прямо, что они попросту заблудились в этих лесах. Но те, кто бывал здесь, знают, что в этом нет ни чего удивительного.
Нет сомнения, что первая и вторая встреча с лосем произошла в этих лесах. Теперь мы знаем где. И ирония на этот счёт становится неуместной.
Я начал с предположения, что Макарий посещал Сокольское. Нет, я не оговорился, именно Сокольское, а не Устье, как принято считать. Было ли селение Устье, нам доподлинно не известно. Сокольское же уже было. Это факт. Логичным будет полагать, что строительство церкви на месте предполагаемого, но очень возможного крещения, повлекло за собой образование села Устье , впоследствии тесно слившегося с Сокольским.
Не настаиваю, но, признаюсь, хочется верить, что всё было именно так. Может, узнав об этом, больше людей, а, особенно молодых, захотят знать, или просто почитают, кто же был Макарий Унженский и Желтоводский- Святой к которому часто, даже после его смерти, за помощью и благословлением обращались не только простые люди но и цари. Он, по-прежнему, остаётся духовным покровителем нашего Сокольского края.
Материалы, использованные при написании текста:
Н. Карамзин «История государства Российского».
По изд.2007г.
С.М. Соловьёв «История России с древних времён».т. 3,4
По изд.1989 г.
И.В.Херсонский «Летопись Макарьевско-Унженского монастыря»
Изд.1888г.
В.В.Беляев «История города Макарьева на Унже и о пребывании в нем царя Михаила Федоровича»1907г
В. Даль «Толковый словарь Русского языка».
«Список населенных мест Российской Империи».т 18.
«Список населённых мест Костромской губернии».
1887г.; 1907.г.
«Житие Преподобного Макария Желтоводского и Унженского»
« Статистические данные Костромской Епархии» 1889г.
«Материалы по изучению костромского края собранные археологической комиссией» от 1881года.
Барсуков А.П. «Род Шереметевых» 1881г. кн. 1-8.
Н.А.Боголюбов «Волга от Твери до Астрахани» 1862г.
«О купеческом судостроении в России речном и прибрежном»1859г.
«Волга и Поволжье»1875г.
П.П.Семенов-Тян-Шанский
«Географическо-статистический словарь Российской Империи» 1863-65г.
А.Н.Сахаров «Степан Разин(Хроника17 века)»1988г.
Ильин И.А. «Из русской старины: Бунт Стеньки Разина» 1906г.
Журнал «Эпоха» №3 за 1864год.
ОТ ПРЕДАНИЯ К РЕАЛЬНОСТИ.
Совсем недавно в «ЛЕГЕНДАХ РОДНОГО КРАЯ» мной была высказана версия о происхождении названия посёлка Сокольское. Среди тех, кто с ней ознакомился, есть сторонники. Так же есть и противники. И это более чем нормально. Более важным считаю, чтоб было меньше равнодушных.
Радует, что очень многим читателям не безразлична эта тема. Я готов продолжить её. Не буду скромничать и готов сделать ещё более смелое заявление, связанное с местом, где мы живём. Это же и послужит подтверждением всему, что было сказано раньше.