Тема: «I этап сестринского ухода: сбор информации о пациенте»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПМ.04 «Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», раздел 2: «Решение проблем пациента».
Уважаемый студент!
Для успешного усвоения предмета от Вас потребуется творческая активность при подготовке к занятиям и на занятиях. К каждому занятию предлагаются задания, часть из которых Вы должны выполнить письменно и оформить в дневнике так, чтобы работу можно было легко проверить. Самостоятельная работа оценивается в итоговом рейтинге занятия. На занятии Вы должны быть готовы защищать собственную точку зрения, для чего необходима аргументация каждого положения.
Правила ведения дневника
Лицевой лист:
Дневник практических занятий
по разделу: «Решение проблем пациента» студента I курса ... группы
Ф.И.О.
1я страница:
График практических занятий:
№ | Дата | Время | Место | Тема занятия | Оценка | Подпись |
Тема: «Современная методология сестринского ухода: понятия и
Термины».
Продолжительность: 6 часов.
Место проведения: доклинический кабинет.
Обучающиеся должны
уметь определить нарушения в удовлетворении потребностей пациента; знать:
- фундаментальные потребности человека;
- основные факторы риска и их влияние на здоровье человека;
- факторы, повышающие способность человека к адаптации;
- понятие «современная методология сестринского ухода»; этапы сестринского ухода.
Изучая данную тему, необходимо устно ответить на следующие вопросы:
1. Что такое потребности человека?
2. Перечислите фундаментальные потребности человека (по В.Хендерсон).
3. Как распределяются потребности по В.Хендерсон в иерархии Маслоу?
4. Что такое образ жизни и от чего он зависит?
5. Что такое здоровый образ жизни, факторы риска? Назовите группы факторов риска.
6. Роль медсестры в восстановлении нарушенного равновесия в здоровье пациента.
Задания для самоподготовки:
Задание № 1: пользуясь материалом лекций по разделам «Развитие
сестринского дела в России и за рубежом», «Решение проблем пациента посредством сестринского ухода», составьте в дневнике глоссарий терминов:
· “сестринское дело”-
· “медсестра”-
· “пациент”-
· “образ жизни” –
· “здоровый образ жизни”-
· “потребность человека”-
· “адаптация”-
· “факторы риска”-
· “генетические (неустранимые) факторы риска”-
· “выборочные (устранимые) факторы риска”-
Оценка: 0-10 баллов.
Задание № 2: рассмотрите приведённую схему и укажите роль медсестры в поддержании здоровья человека в динамической гармонии с окружающей средой (устно):
факторы риска |
способность к адаптации
равновесие:
нарушенное равновесие: *предболезнь *болезнь |
*здоровье
деятельность м/с |
*смерть |
*гармоничное развитие
*ремиссия болезни
Задание №3: приведите по одному примеру действий медсестры (устно):
- по уменьшению вредного влияния окружающей среды на пациента,
- по использованию положительного влияния окружающей среды на пациента,
- по повышению человека к адаптации (обучение, убеждение, помощь).
Задание №4: приведите по одному примеру влияния на образ жизни (устно):
- возраста,
- социально-культурного окружения человека,
- экологии.
Задание №5: ответить на вопросы (устно):
1. Определить отличие направленности деятельности врача и деятельности современной медсестры.
2. Привести примеры деятельности медсестры на каждом из 4х уровней (укрепление здоровья, сохранение здоровья, восстановление утраченного здоровья, облегчение страданий).
3. Привести примеры физиологических, психологических, социальных потребностей человека.
4. Дать пояснения термину «холистический подход к пациенту».
Задание №6: воспользуйтесь лекциями по предмету «Введение в специальность» и впишите ответы на вопросы под соответствующими цифрами.
Кем из медсестёр - лидеров сестринского дела впервые высказана мысль, что:
1. Содержание сестринского дела - это удовлетворение 14 фундаментальных потребностей пациента.
2. Сестринское дело - использование факторов внешней среды, окружающей пациента, в целях содействия выздровлению.
3. Цель сестринского дела - максимальная адаптация пациента к его заболеванию (состоянию) и уменьшение влияния стресса.
4. В основе сестринского дела лежит принцип холизма.
5. Сестринское дело - это уход не только за больными, но и за здоровыми людьми.
6. Уход за больным - это помощь ему жить возможно более полноценной жизнью, приносящей удовлетворение.
7. Сестринское дело включает непосредственный уход за недееспособными пациентами, обучение пациентов самоуходу и руководство людьми, осуществляющими уход.
8. Цель сестринского дела - избавление от страданий.
Оценка: 0-8 баллов.
Рекомендуемая литература:
1. Лекции по разделам «Развитие сестринского дела в России и за рубежом», «Решение проблем пациента посредством сестринского ухода».
2. М. Мельникова, Т. Валькова, Н. Решетникова «Современная методология сестринского ухода» (учебное пособие).
3. Т. Обуховец, Т. Склярова «Основы сестринского ухода», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010 г, стр. 14-21, 63-79.
Предполагаемое время для самоподготовки: 3 часа.
Рейтинговая оценка задания: 0-18 баллов.
Тема: «I этап сестринского ухода: сбор информации о пациенте».
Продолжительность: 6 часов.
Место проведения: доклинический кабинет.
Обучающиеся должны уметь:
- провести расспрос пациента по схеме,
- определить артериальное давление, пульс, частоту дыхательных движений,
провести оценку водного баланса.
знать источники информации для сестринского обследования, основные правила его проведения.
Изучая эту тему, необходимо устно ответить на следующие вопросы:
1. Определение «современная методология сестринского ухода», история его возникновения.
2. Перечислить и дать краткую характеристику этапов сестринского ухода.
3. Сестринское обследование: источники информации, различия сестринского и врачебного обследования.
Задания (выполняются письменно):
Задание № 1: Какие из перечисленных характеристик Вы считаете относящимися к современной медсестре (укажите буквы тех ответов, которые Вы считаете правильными ):
A. Только исполнитель врачебных распоряжений, помощник врача во всех лечебно-профилактических мероприятиях.
Б. Активный член медицинской бригады, выполняющий отведённую ему самостоятельную роль при оказании лечебно-профилактической помощи.
B. Специалист, выполняющий функции врача в ситуациях, когда врач отсутствует.
Г. Самостоятельный организатор квалифицированного ухода за пациентом.
Д. Специалист, позволяющий организовать наиболее доступные формы оказания
медико-социальной помощи престарелым и инкурабельным больным.
Е. Специалист, деятельность которого направлена на уменьшение страданий больного человека.
Ж. Специалист, выполняющий исключительно административно - хозяйственные
функции в лечебном учреждении.
З. Специалист, одной из главных задач которого является повышение престижа
сестринского дела путём совершенствования сестринской помощи.
И. Профессионал, заинтересованный в проведении научных исследований и разработке передовых технологий в области ухода.
К. Педагог, воспитатель, наставник.
Оценка: 0-2 баллов.
Задание № 2: Какое из определений современной методологии сестринского ухода Вы считаете наиболее важным:
1. Современная методология сестринского ухода - это способ организации сестринской помощи, повышающий значимость сестринского персонала в современной системе здравоохранения;
2. Современная методология сестринского ухода - это способ гуманизации современного здравоохранения;
3. Современная методология сестринского ухода - это структура, позволяющая медсестре продемонстрировать свои возможности;
4. Современная методология сестринского ухода - это структура, позволяющая осуществлять постоянный контроль за деятельностью медсестёр.
Задание № 3: задачи сестринского обследования (указать буквы правильных ответов):
A. Определить патоморфологический источник страданий больного человека. Б. Констатировать наличие страданий (дискомфорта) у пациента.
B. Определить нарушение удовлетворения потребностей пациента.
Г. Определить заболевание, ставшее причиной нарушения удовлетворения потребностей.
Оценка: 0-2 балла.
Вопросы для теоретического разбора:
1. Методика измерения артериального давления.
2. Пульс и его характеристика. Методика определения характеристик пульса.
3. Наблюдение за дыханием. Подсчет частоты, ритма, глубины дыхательных движений.
4. Измерение суточного диуреза и определение водного баланса.
Задание:
Перепишите в дневник 4 стандарта сестринских манипуляций из учебника Т.П.Обуховец, Т.Скляровой «Основы сестринского ухода»:
1. «Подсчет артериального пульса на лучевой артерии и определение его свойств» стр. 173-175).
2. «Измерение артериального давления» (стр. 177-180).
3. «Подсчет частоты, ритма, глубины дыхательных движений» (стр. 184185).
4. «Учет водного баланса» (стр. 186-190).
Оценка: 0-4 балла.
Рекомендуемая литература:
1. В. А. Галкин «Внутренние болезни», М., «Медицина», 2006 г., стр. 47-60.
2. Лекции по разделам «Развитие сестринского дела в России и за рубежом», «Решение проблем пациента посредством сестринского ухода».
3. М. Мельникова, Т. Валькова, Н. Решетникова «Современная методология сестринского ухода» (учебное пособие).
4. Т. П. Обуховец, Т. Склярова «Основы сестринского ухода», Ростов-на- Дону, «Феникс», 2010 г, стр. 79-87, 170-190.
Предполагаемое время для самоподготовки: 3 часа.
Рейтинговая оценка задания: 0-8 баллов.