Хотя есть и общечеловеческие свойства в любой речевой культуре
B8 № 798. «Каждая строчка, каждое слово Дмитрия Шеварова пронизаны искренним уважением к личности Пушкина. Эмоциональное, неравнодушное отношение автора выражено с помощью та кого синтаксического средства, как _______ (предложения 7, 17), а также лексических — _______ («подлец», «пошляк», «сплетник») и _______ («честь и имя» в предложениях 18—19), _______ («звон... стали в слове...», в предложении 3, «разряд... силы» в предложении 8, «слово... отливалось в свинец» в предложении 13) придают особую образность тексту Д. Шеварова».
Список терминов:
1) риторический вопрос
2) лексический повтор
3) эмоционально-оценочные слова
4) гипербола
5) эпитеты
6) метафоры
7) вопросно-ответная форма изложения
8) сравнительный оборот
9) риторическое восклицание
(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих людей. (3)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.
(4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5) Итак, «честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6) И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести... Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью... Знал бы ты честь... Поле чести... Честь моя требует крови...».
(7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10)Самое позднее — завтра утром. (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12)Сплетник вынужден был осторожничать.(13)В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.
(14)А как же Пушкин? (15) Какая непоправимая и бессмысленная гибель...
(16)Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17)Да, «невольник чести», но ведь чести!
(18)3а год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (19) Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. (20)Всё остальное им не нужно, всё остальное — неважно. (21)Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины.
(По Д. Шеварову)
A24 № 1696. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?
В 1720 году Пётр I утвердил новые правила обмундирования войск: кафтан получил
небольшой суконный воротник, карманные клапаны с тремя пуговицами, шнур на левом
плече и 10 пуговиц по борту.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о
чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о
чём говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём
говорится во второй части.
A24 № 1734. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Уже в своих ранних произведениях Франц Шуберт использовал звукоизобразительные
возможности фортепиано: иногда в его музыке слышны вращение прялки, жужжание
пчелы, порхание бабочек.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой
части.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём
говорится во второй части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём
говорится в первой части.12.02.13 rus.reshuege.ru/test?theme=225&print=true
rus.reshuege.ru/test?theme=225&print=true 11/13
A24 № 1772. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?
После Семилетней войны особая воинская комиссия подготовила заключение: России
нужна армия не многочисленная, а небольшая, но дисциплинированная, прекрасно
обученная, в избытке обеспеченная оружием и обмундированием.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о
чём говорится в первой части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём
говорится во второй части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём
говорится в первой части.
A24 № 1810. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?
Трудно пришлось павлоградским гусарам в Шенграбенском бою 4 ноября 1805 года: полк
был окружён и отрезан от своих, гусарам пришлось пробиваться к армии Кутузова сквозь
вражеские ряды.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём
говорится в первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём
говорится во второй части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём
говорится в первой части.
A21 № 1769. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и
неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта.
1) 1, 2, 4
2) 2, 4
3) 3
4) 1, 4
A21 № 1807. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами
(3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших тёще Ипполита
Матвеевича.
1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 4
3) 1, 2, 3
4) 2, 3, 4
A21 № 1845. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых
чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо — и по нему (2)
торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.
1) 1, 2, 4
2) 1, 2, 3
3) 2, 3, 4
4) 1, 3, 4
A21 № 1883. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Мы перебрались через реку по зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2)
и пошли направо (3) держась (4) поближе к берегу.
1) 1, 2, 3
2) 1, 3
3) 1, 2, 3, 4
4) 2, 4
A21 № 1921. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Один за другим к костру (1) медленно угасающему в ночи (2) подходили кони и
неподвижно останавливались (3) глядя на нас (4) умными глазами.
1) 1, 2, 4
2) 1, 2, 3
3) 2, 3
4) 1, 3, 4
A27 № 1623. Прочитайте текст.
В большинстве современных осветительных устройств предусмотрена особая система
электронного контроля, она позволяет сберегать до 30% электроэнергии и делать свет ровным,
немерцающим. Последнее особенно важно с точки зрения сохранения здоровья людей.
Недавние исследования показали, что мерцающий свет травмирует органы зрения.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация,
содержащаяся в тексте?
1) Для современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного
контроля, которая сберегает до 30% электроэнергии и делает свет ровным, немерцающим.
2) Система электронного контроля осветительных устройств, позволяющая сберегать до 30%
электроэнергии, делает свет ровным, немерцающим, что травмирует органы зрения.
3) Мерцающий свет травмирует органы зрения, поэтому сегодня используются современные
осветительные устройства.
4) Система электронного контроля осветительных устройств позволяет не только экономить
электроэнергию, но и устранять мерцание света, вредное для зрения.
A27 № 1661. Прочитайте текст.
Радиатор автомобиля представляет собой замкнутую систему, в связи с чем зимой возникают
трудности. При температуре ниже нуля обычная вода замерзает и перекрывает патрубки
радиатора, из-за чего мотор перегревается, и, что ещё хуже, замёрзшая вода расширяется и может
взорвать патрубки. Поэтому воду для радиатора смешивают с антифризом — содержащей сахар
жидкостью, не позволяющей воде превратиться в лёд даже при минусовой температуре.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация,
содержащаяся в тексте?
1) Антифриз — это содержащая сахар жидкость, не позволяющая воде превратиться в лёд.
2) Радиатор автомобиля — это замкнутая система, требующая использования воды, которая
препятствует перегреву мотора и помогает сохранить целостность патрубков радиатора.
3) При температуре ниже нуля обычная вода замерзает и перекрывает патрубки радиатора, что
может привести к неисправностям, поэтому зимой в радиаторе автомобиля вместо воды
необходимо использовать антифриз.
4) Чтобы предотвратить приводящее к перегреву мотора и разрыву патрубков замерзание воды
в радиаторе автомобиля, при минусовой температуре её смешивают с антифризом —
содержащей сахар жидкостью.12.02.13 rus.reshuege.ru/test?theme=228&print=true
rus.reshuege.ru/test?theme=228&print=true 16/20
A27 № 1699. Прочитайте текст.
Когда мы смотрим на окрашенный предмет, то видим не его собственный цвет, а цвет того света,
который от этого предмета отражается. Большая часть солнечного света (а это смесь всех
цветов), падающего на предмет, поглощается, остаётся внутри. И только отражённый свет
попадает в наши глаза, и мы воспринимаем его как цвет предмета.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация,
содержащаяся в тексте?
1) Глядя на окрашенный предмет, человек воспринимает отражённый предметом солнечный свет
как его цвет.
2) Солнечный свет — это смесь всех цветов, поглощаемых предметом.
3) Когда мы смотрим на предмет, то видим поглощённые им цвета солнечного света.
4) Большая часть солнечного света попадает в глаза человека.
A27 № 1737. Создание хорошо защищенной компьютерной системы невозможно без тщательного
анализа потенциальных угроз для её безопасности. Специалисты составили перечень действий,
которые необходимо провести в каждом конкретном случае, чтобы представлять сценарии
возможных нападений на компьютерную систему. Оказалось, что при проведении анализа
потенциальных угроз безопасности компьютерной системы эксперт ставил себя на место
злоумышленника, пытающегося проникнуть в эту систему, то есть специалисту необходимо было
понять, что представляет собой злоумышленник, от которого нужно защищаться.
Прочитайте текст.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация,
содержащаяся в тексте?
1) Создание хорошо защищенной компьютерной системы невозможно без тщательного анализа
потенциальных угроз для её безопасности.
2) Специалисты в области защиты компьютерных данных составили перечень действий, которые
необходимо провести в каждом конкретном случае для тщательного анализа потенциальных
угроз.
3) Чтобы проанализировать возможные угрозы для безопасности компьютерной системы,
эксперт, стремясь понять злоумышленника, от которого надо защищаться, ставит себя на его
место.
4) Моделирование ситуации, когда компьютерной системе угрожает опасность проникновения,
создаёт надёжную защиту от злоумышленников.
A27 № 1775. Прочитайте текст.
Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов — одного или
нескольких. С древнейших времён люди использовали этц материалы: они изготавливали ткани
из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы,
создавая различные предметы. Современный человек, использующий природные материалы
сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация,
содержащаяся в тексте?
1) Сделанные из природных материалов предметы использовались древними людьми в быту, и
сегодня многие предметы, которые нас окружают, также сделаны из камня и металла, дерева и
натуральных волокон.
2) Современный человек должен помнить, что запасы природных материалов, используемых с
древних времён по сегодняшний день, не безграничны.
3) Люди должны помнить о том, что запасы природных материалов могут иссякнуть, поэтому
нужно использовать и искусственно созданные материалы.
4) Древние люди использовали только природные материалы: изготавливали ткани из
натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы.
A22 № 781. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложениях должны стоять запятые?
Что обозначают диалектные слова? Безусловно (1) многие диалектные слова относятся к
сельским реалиям: словом «голбец» (2) например (3) в северных областях называют
пристройку около русской печи. Однако (4) гораздо больше таких слов, которые служат
местными названиями для повсеместно распространённых предметов.
1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 2, 3
3) 3, 4
4) 1, 3
A22 № 819. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложениях должны стоять запятые?
Язык (1) по мнению лингвистов (2) сложная система, которая включает более простые
системы: фонетическую, морфологическую, лексическую. Было бы неправильно (3)
однако (4) полагать, что каждая из этих систем независима от других: они взаимосвязаны и
взаимообусловлены.
1) 1, 2
2) 2, 3
3) 3, 4
4) 1, 2, 3, 4
A22 № 857. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложениях должны стоять запятые?
Здесь (1) по рассказам очевидцев (2) когда-то стояло богатое село. Следователь сумел
восстановить именно (3) по рассказам очевидцев (4) последовательность событий.
1) 1, 2
2) 1,2,3,4
3) 3,4
4) 1, 3
A22 № 896. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложениях должны стоять запятые?
Память о том, как принял его первую книгу В.Г. Белинский, осталась с Ф.М. Достоевским (1)
видимо (2) навсегда. Писатель всегда (3) исключительно (4) с благодарностью вспоминал
о восторженном признании его таланта известным критиком.
1) 1, 2
2) 1, 3
3) 3, 4
4) 1, 2, 3, 4
A22 № 934. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложениях должны стоять запятые?
Иногда Ивану Петровичу Аргунову (1) всё-таки (2) удавалось целиком отдаться
вдохновению. В такой радостный час (3) наверное (4) и создал он портрет неизвестной
молодой женщины в праздничном крестьянском платье.
1) 1, 2
2) 1, 2, 3, 4
3) 1, 3
4) 3, 4
A19 № 19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для
него в жизни главным.
2) Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому
(ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.
3) Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и
(ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.
4) ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно
оценить его философские взгляды ТАК(ЖЕ), как и литературное творчество.
A19 № 56. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) (ПО)ЧЕМУ, глядя на один портрет, мы (НА)ДОЛГО засматриваемся, любуясь изображением, и
равнодушно скользим быстрым взглядом по другому?
2) Даже после смерти Баха в ТОМ(ЖЕ) магистрате его педагогическая деятельность, ТАК(ЖЕ),
как и композиторская, не получила должной оценки.
3) Многие произведения Левитана проникнуты грустью, может быть, (ПО)ТОМУ, что природа в
изображении художника КАК(БУДТО) находится в дисгармонии с жизнью человека.
4) КОЕ(ГДЕ) (В)ДАЛИ желтеет поспевающая рожь.
A19 № 94. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Я тебя (НЕ)ВСТРЕВОЖУ (НИ)ЧУТЬ.
2) Рецензия является жанром литературной критики, но в ТО(ЖЕ)время ее считают и жанром
библиографии, (ПО)СКОЛЬКУ она возникла из библиографического описания книги.
3) Доброта для души ТО(ЖЕ), что здоровье для тела, она ТАК(ЖЕ)необходима человеку.
4) Когда (НА)ВСТРЕЧУ гостям вышел старик, я (ТОТ)ЧАС узнал его.
A19 № 132. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (ИЗ)ДАЛЕКА, всё КАК(БЫ) пригибая на своём пути, покатился гром.
2) Цветущая сирень распространяла (ВО)КРУГ свой (НЕ)ПОВТОРИМЫЙ аромат.
3) Мы так часто ищем смысл жизни, забывая о близких людях, (ПО)ЭТОМУ ТАК(ЖЕ), как и смысла в
жизни, не находим взаимопонимания.
4) Бывают любимые женщины, чьи глаза воздействуют на нас не(В)ПРЯМУЮ, а позже, КАК(ТО)
неожиданно.
A7 № 7. Прочитайте текст и выполните задания A7–A12.
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
(1)… (2)Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек. (3)Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4)При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. (5)… промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины. (6) Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.
Спрятать текст
1) Ненадёжность первых паровых машин и их размеры вызывали у моряков довольно скептическое отношение.
2) Ещё в первой трети XIX века морские сражения мало отличались от тех, что происходили за сто лет до этого.
3) Наряду с артиллерией появились и другие виды морского оружия.
4) Впервые паровые машины приняли участие в боевых действиях во время Крымской войны.
A7 № 44. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
(1)... (2)Так, к началу XIX века на Земле проживал один миллиард человек, а к концу XX века — уже шесть миллиардов человек. (3)Такой быстрый рост населения за короткий исторический период называется демографическим взрывом. (4)Но рассчитана ли биосфера Земли на подобные взрывы? (5)Учёные установили, что наша планета рассчитана только на 200 миллионов человек. (6)... человек превысил свою долю в биосфере в несколько раз.
Спрятать текст
1) Быстрый рост населения планеты называют демографическим взрывом.
2) Население планеты растёт медленно.
3) Население планеты очень быстро увеличивается.
4) По мнению учёных, биосфера Земли рассчитана на неограниченное количество человек.
A7 № 82. Какое место в этом тексте должно занимать пропущенное предложение?
Хотя есть и общечеловеческие свойства в любой речевой культуре.
(1)Каждый народ за века своего существования выработал свою речевую культуру. (2)Поэтому то, что свойственно речевой культуре одного народа, может быть совсем не свойственно речевой культуре другого народа. (3)Так, например, у каждого народа обязательно есть представления о правильности речи, её эталоне. (4)В каждой речевой культуре есть правила вежливости, хотя сами эти правила могут различаться. (5)... можно говорить о русской, английской, китайской и других речевых культурах как общечеловеческом феномене.
Спрятать текст
1) После 1-го предложения
2) После 2-го предложения
3) После 3-го предложения
4) A7 № 120. Прочитайте текст и выполните задания А7 — А12.
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
(1)... (2)Например, в Голландии, Бельгии городское население составляет 90%% всего населения. (3)Фактически эти страны превратились в города-государства. (4)К этому близки и другие крупные индустриальные страны. (5)Не исключение и наша страна: за последние десять лет процесс урбанизации достиг высокого уровня. (6)... можно сказать, что городская среда становится главной средой обитания человечества.
Спрятать текст
1) В странах с высокоразвитой индустрией концентрация городского населения невелика.
2) В странах с высокоразвитой индустрией концентрация городского населения уже сегодня практически достигла максимума.
3) В странах с низкоразвитой индустрией концентрация городского населения уже сегодня достигла максимума.
4) В странах с низкоразвитой индустрией концентрация городского населения уже сегодня достигла минимума.После 4-го предложения
A7 № 196. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
(1)... (2)В ходе дискуссии выяснилось, что такой модели «оптимального города», которая была бы удобна для всех стран мира и даже для разных регионов одной страны, нет и быть не может. (3)Это обусловлено тем, что для разных условий существуют разные критерии оптимальности. (4)... дискуссия приняла другое направление. (5)Речь стала идти об оптимизации расселения, о таких научных основах планирования и проектирования в градостроительстве, которые бы позволили снять остроту и масштабы экологических проблем города. (6)Одна из формул «оптимального расселения» определяется следующим образом: необходимо обеспечить экономичность застройки и сохранение окружающей среды.
Спрятать текст
1) «Оптимальный город» разрешил все социальные проблемы.
2) Много лет идёт дискуссия архитекторов об «оптимальном городе» — городе, который бы разрешил все социальные проблемы.
3) Модель «оптимального города» найдена!
4) Много лет идёт дискуссия политиков о том, как решить социальные проблемы мирового устройства.
A20 № 20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в
предложении.
М. В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов ( ) и в
дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской
науки.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
A20 № 57. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
В России континентальный климат () и здесь особенно суровая зима.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
A20 № 95. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Окислительно-восстановительные реакции с участием металлов ( ) и их ионов можно
использовать для получения электрического тока.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
A20 № 133. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Стало нестерпимо душно () и пришлось открыть все окна.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
A20 № 171. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Белый теплоход уверенно рассекал невысокие волны ( ) и только по лёгкому дрожанию
корпуса пассажиры догадывались о начале морской качки.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом Изапятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом Инужна запятая.
A20 № 209. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
На определённом этапе своего развития город вынужден был защищать себя рвами () и
валами с деревянными оборонительными сооружениями.12.02.13 rus.reshuege.ru/test?theme=221&print=true
rus.reshuege.ru/test?theme=221&print=true 2/10
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.