Лекция 12. PR при управлении кризисом
1. Кризис и стадии жизненного цикла кризиса
2.Связи с общественность в кризисных ситуациях
Цель лекции: раскрыть роль PR при управлении кризисом
Ключевые слова: кризис, цикла кризиса, виды кризиса,преодоление кризисной ситуации, этапы PR-деятельности в кризисных ситуациях
Кризис и стадии жизненного цикла кризиса
Кризис — переломный этап в жизни организации, который несет
в себе потенциал изменений, развития организации — в стратегии, политике, структуре; может приводить к гибели организации или, наоборот, появлению новых возможностей. Организационный кризис — событие, угрожающее жизнеспособности организации.
Для кризисной ситуации характерны: неполная определенность причин возникшей ситуации; незнание результатов ближайших действий; необходимость быстрого реагирования. Одним из основных внутриорганизационных факторов кризиса является неправильный менеджмент компании, не обеспечивший ее готовность к кризису.
Кризис можно рассматривать в составе нескольких стадий жизненного цикла: созревание предпосылок; обнаружение; развитие; зрелость; спад; затухание.
По критерию скорости и времени развертывания выделяются кризисы: внезапный — проблемный для менеджеров организации, поскольку времени на анализ причин и разработку обстоятельных планов нет; назревающий - предоставляет больше времени на анализ, проработку плана действий; стабильный, или устойчивый — сохраняется в течение нескольких месяцев или лет.
Кризисные ситуации складываются из таких причин, как: угроза банкротства; забастовка работников организации, угроза дестабилизации работы предприятия; публичные протесты общественности, препятствующие осуществлению проектов организации; увольнение значительной части сотрудников; угроза террористического акта; утечка значимой конфиденциальной информации - информации о клиентах, топ-менеджерах, о стратегии поведения на рынке, о новых технологиях; потеря значимого потребителя или части рынка; изменение законодательства, имеющее серьезные негативные последствия для организации (новые законы, квоты, тарифы, пошлины, ухудшающие положение фирмы); обнаружение криминальной или недобросовестной деятельности, имеющей отношение к менеджменту и грозящей целостности организации.
Кризисы могут привести к краху целые общественные системы и огромные государства. Конечно, от него не застрахованы даже самые крупные и надежные промышленные, коммерческие и финансовые структуры. К плохой погоде лучше готовиться заранее, к кризису — тоже. Важное значение в связи с этим имеет верная оценка возможных рисков.
Риск является мерой неблагоприятного эффекта. Мы получаем информацию о возможных опасностях того или иного процесса и соотносим ее с получаемыми выгодами и возможными гарантиями, и только на этой основе способны не гадать, а судить о рисках.
Современное общество — общество риска. Риски были, и огромные, в жизни первобытного человека, почти беспомощного перед стихиями природы, были они и в более поздние цивилизованные времена. Однако тогда риски были менее разнообразны и более предсказуемы в силу примитивности человеческого общества. Люди вступали в меньшее и более статичное количество связей с окружающей средой и с элементами самой примитивной общественной структуры. Какие же факторы определяют рост рисков в современном обществе? Это, прежде всего: ускорение социальных, экономических, политических, научных, технологических, культурных и прочих изменений в обществе; дефицит времени и средств, который не позволяет произвести адекватную оценку; усиливающаяся индивидуализация и, вместе с тем, рост значимости общественного мнения.
Наряду с традиционным использованием экспертов для оценки уровня риска при создании новых товаров или применении новых технологий в настоящее время возрастают и наши возможности, усиленные современными средствами коммуникации, справляться с политическими и предпринимательскими страхами, за которыми могут стоять реальные факторы общественного развития. Угроза нового Чернобыля или риск стать жертвой террористической акции могут служить примером потенциального и реального влияния на бизнес со стороны общественных настроений.
В некотором смысле риск — это виртуальная кризисная ситуация. Есть только возможность, часто отдаленная, для многих сегодня неосязаемая негативного результата какого-то процесса. Но, вместе с тем, риск отражает реалии современного мира и чреват вполне конкретными и часто не очень приятными исходами.
Надо всегда помнить, что риск — это не только угроза отрицательного явления в будущем (скажем угроза аварии с атомной электростанцией, внезапной инфекции и т.п.). Риск — это и проблемы связанные с осознанием или переоценкой обществом существующих процессов и явлений, например, степени загрязнения окружающей среды.