Рациональное и иррациональное поведение

Позвольте мне показать, насколько иррациональными могут быть ру­ководители, на примере простого теста. Для этого я возьму несколько руководителей, известных всем, — людей, которые, на первый взгляд, кажутся довольно простыми.

Давайте начнем с Уолта Диснея. Вопрос: из чего обычно состоял его завтрак?

________________________ ФАКТОР НЕУДАЧ В ЛИДЕРСТВЕ________________________ 89

1. Чашка кумыса (забродившее кобылье молоко)

2. Данкин Донате с виски

3. Суши (по идее, очень полезные для кровообращения)

Правильный ответ — Данкин Донате. Вы угадали? Этот выбор, конеч­но, лишь незначительный показатель. Но он объясняет многие другие вещи. Этот человек сказал: «Никакого спиртного в моей компании» (но сам прикладывался каждый день к виски с пончиками). Этот человек сказал: «Никакой щетины в моей компании» (но сам щеголял усами). Более того, он был секретным агентом ФБР. Ясно, что Дисней был стран­ным человеком и не всегда образцом рациональности. Но это не отри­цает тот факт, что он был творческим, настойчивым, мечтательным че­ловеком. Когда его брат Рой сказал: «Не делай короткометражные мульт­фильмы со звуком», он сделал «Пароход Вилли». Когда его брат Рой ска­зал: «Не делай полнометражный мультфильм», он сделал «Белоснежку». Когда его брат Рой сказал: «Не строй тематические парки», он создал Диснейленд.

Теперь поговорим о Роберте Максвелле, покойном медиамагнате, ко­торого некоторые британские банкиры прозвали «шумным чехом». Он встретил свою смерть на побережье Канарских островов, совершив са­моубийство: спрыгнул с борта собственной яхты после того, как рас­крылось разорение пенсионного фонда, которым владела одна из его компаний. Как вы думаете, каким должно быть, по мнению Максвелла, совместное управление?

1. Прослушивание телефонов в офисе

2. Информирование служащих о финансовом состоянии его империи

3. Всегда вовремя приходить на встречи

Вы угадали? Вариант номер один. Второй вариант даже не рассмат­ривается: Максвелл никогда не информировал служащих о финансо­вом положении компании; он придерживался метода выращивания шампиньонов: держать в темноте и подбрасывать удобрения. Он не толь­ко всегда опаздывал, но и назначал встречи нескольким людям в одно и то же время. В результате его всегда ждало большое количество людей.

И последний вопрос — на этот раз о том, кто еще жив. Человек, о котором я думаю, поставил свой штамп почти на каждой дорогой вещи, на его марку работают почти 200 тысяч человек. Его зовут Пьер Карден. Вопрос: когда Карден испытывает стресс, что он предпочитает делать?

90_________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА____________________________

1. Пойти в свой ресторан «Максим» и выпить

2. Устроить встречу с девушкой по вызову

3. Переставить мебель и разобрать подвал своего дома

Учитывая предыдущие два вопроса, вы не удивитесь, узнав, что пра­вильный — последний вариант. Хотя это ничего определенного не гово­рит о том, как он управляет своей компанией, это раскрывает его личность. С помощью этих простых вопросов я пытаюсь показать, что руко­водители не такие рациональные люди, как мы думаем. Как видно из примеров с Диснеем, Максвеллом и Карденом, у многих есть иррацио­нальная сторона. Если мы будем искать только категории планирова­ния, организации, координации и контролирования, которые выдвинул Файол, мы будем разочарованы. Даже если мы расширим свой поиск и включим в него более детальную систему Минцберга, мы упустим ир­рациональную, теневую сторону поведения руководителей — сторону, которая может отрицательно сказаться на других людях в компании и, в крайних случаях, даже привести к краху самой компании.

Откуда берется эта теневая сторона? Почему абсолютно нормальные, на первый взгляд, руководители создают вокруг себя сложные ситуации

__________________ и приносят опустошение? Далее в этой главе мы

Теневая сторона может отрицательно сказаться на других людях в ком­пании и, в крайних слу­чаях, даже привести к краху самой компании

Рациональное и иррациональное поведение - student2.ru постараемся ответить на все вопросы. Но будьте уверены, что основная причина — лидерство. Когда я спрашиваю руководителей, в чем источник их стрессов, 70% говорят о дисфункциональном лидерстве. Когда я спрашиваю, почему они ушли из компании, столько же людей упоминают пробле­мы с руководством. Ряд исследований лидерства показал, что в организациях фактор неудач состав­ляет, по крайней мере, 50% — цифра, с которой я согласен. Это увеличи­вает количество неэффективных лидеров (Анкета 4.2)!

*

Наши рекомендации