Рассогласование поведения
Одним из значимых признаков обмана может быть несимметричная поза тела, несимметричные жесты, несимметричное выражение эмоций на лице. Но это не единственный вариант рассогласования, который должен привлечь ваше внимание.
Важной информацией о персоне является одежда человека. Люди, выбирая одежду достигают совершенно определенных целей. Мы не можем носить одежду другого социального уровня, окружающие не поймут манекенщицу в норковом шубке разъезжающую ночью в пустом трамвае.
Обращая внимание на детали вы, как истинный специалист дедуктивного метода сможете сделать массу интересных открытий. Наблюдая помните, что в человеке все должно быть … нет не прекрасно, как сказал Чехов, а согласовано. Дорогие часы требуют дорогих туфель. Если ботинки истоптаны и просят каши можете быть уверены – часы подделка.
Символы и метки
Особое значение имеют различная символика и метки. Эта информация может рассказать так много, что потребуется тетрадь, чтобы все записать.
Украшения и аксессуары.
Украшения выполняют роль финансового сигнала, дескать: «смотри сколько я потратил на этот перстень, не сомневайся у меня еще осталось». Золотые цепи на широкой мужской шее могут обозначать только одно – «я один из вас». Кто поверит человеку, что он входит в серьезную группировку, если у него даже цепки нет!
Дорогие часы, авторучки, другие аксессуары говорят о своем хозяине красноречивее его бухгалтера.
Впрочем, вы знаете, что украшения могут использоваться, как камуфляж. Значит надо быть начеку.
Мобильный телефон все еще продолжает быть показателем статуса обладателя. Даже сотовый оператор, к которому подключен телефон может сказать скуп ли эго обладатель или ценит настоящую мобильность, готов ли он жертвовать качеством ради незначительной экономии. Человек, подключившийся к самому экономичному тарифу должен, обязан быть экономичным во всем остальном.
Одежда.
Одежда отражает социальное положение ее обладателя. Чем выше статус, чем выше доходы, тем строже требования к одежде. Наступает такой момент. когда человек должен соответствовать своему кругу, либо окружение отвергнет его.
Человек представляющийся вам финансистом должен выглядеть, как финансист, не как скупщик краденого.
Состояние одежды покажет вам и семейное положение и уровень культуры. Если человек склонен к демонстративному поведению это обязательно найдет свое отражение в его костюме.
Татуировка.
Трудно сказать, когда впервые человек нанес рисунок на свою кожу. Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы.
При этом не составляет труда догадаться о причинах, побудивших его это сделать. Мотивы, вероятно, те же самые, что и у наших современников. Татуировка – это сигнал для посвященных. Такой сигнал здорово отличается от обычного – для всех. Возглас удивления, крик от боли, агрессивное шипение – это тоже сигналы, но их способен понять каждый. В некотором смысле, люди даже способны понимать язык (сигналы) животных, когда говорят: «Собака сердится» или «Котенок испугался».
Однако бываю случаи, когда надо передать сигнал не всем, а только избранным. Что делать? Люди большие выдумщики, они придумали сленг, символы, знаки. Частью этого стала и татуировка.
Мы не ставим целью составить полную классификацию видов татуировок. Для нашего разговора достаточно следующих?
Клановые татуировки – самая большая группа татуировок. Сюда входят и криминальны, и армейские, и культовые и многие другие.
Декоративные татуировки – вариант, когда тело используется, как холст в живописи или глыба мрамора в скульптуре.
Какую информацию, какой сигнал передают те или иные татуировки? Опять же для получения исчерпывающей информации надо обратиться к соответствующей литературе или специалистам. Но, в целом:
· Криминальные татуировки говорят: «Посмотри кто я, ты видишь каков мой статус, теперь ты знаешь на что я способен…:»;
· Армейские татуировки говорят: «Вот так я провел пару лет, вот здесь я был, вот это я делал».
· Профессиональные татуировки говорят: «Так я зарабатываю на жизнь…»
· Татуировки малых групп говорят: «Понимаешь, кто мои друзья?…»
· Модные татуировки говорят: «Я тебе слабо?…»
Получив то или иное послание посредством татуировки, попробуйте понять, каков среднестатистический представитель этой группы людей. Насколько они склонны ко лжи, насколько умело могут маскировать свои эмоции.
Если вы знаете на что надо смотреть и какой смысл в ом, что вы видите, то ваша проницательность будет поражать не только других людей, но часто и вас самих.
Убеждения и ценности
Зная убеждения человека, вы можете с высокой вероятностью прогнозировать его поведение. Убеждения человека в общении проявляются через те или иные высказывания. Часто они носят форму лозунгов: «Нельзя обижать сирот», «Деньги не пахнут», «Каждый сам за себя» и т.д.
Чтобы узнать и понять убеждения человека в рамках беседы с ним, когда вы ограничены в выборе инструментов исследования вы можете использовать:
1. Особые структурированные вопросы.
Вы можете попросить собеседника по-рассуждать на заданную тему, например: «Что вы думаете о пенсионной реформе?», «Считаете, что США справедливо нанесли удар по Афганистану», «Чтобы вы сделали, если бы нашли кошелек с деньгами ночью на пустыре».
Собеседник, очевидно не готовился к таким вопросам и оказывается перед сложным выбором: говорить то что он думает на самом деле или экспромтом выдумывать социально-ожидаемый ответ.
В первом случае вы узнаете некоторые убеждения человека, во втором – убеждаетесь, что он опытный лгун и решаете: хотите ли продолжить беседу.
Перед беседой приготовьте несколько таких специальных вопросов, которые поднимали бы интересующую вас сферу личных убеждений будь то чувство ответственности, профессионализм, честность и что угодно еще.