Вопрос: Картина, воспринимаемая нами в наших органах чувств, тоже изменится или останется прежней?

Есть чувственная картина моих отношений с Творцом, и есть картина, воспринимаемая моими пятью органами чувств, физическим телом. Эта картина временно служит основанием, связывающим меня с другими людьми, поскольку я ощущаю ее в своих органах чувств так же, как и все остальные.

То, что происходит, когда мы поднимаемся выше этого состояния, ощущая связь с Творцом, на данном этапе невозможно выразить словами.

Вопрос: Если эта физическая картина мира нужна мне только для того, чтобы связать меня общими ощущениями с другими людьми, то зачем мне сохранять ее, когда я установлю свои отношения с Творцом?

Ты не один на этом свете, ты принадлежишь единой системе, и твоя жизнь никогда не бывает только твоей личной жизнью. Это относится к любому человеку – как к самому большому, самому уникальному, так и к самому обычному. В любом случае, оценивается только удельный вес, вклад человека относительно всей системы. Сам по себе он не представляет никакой важности.

Тест к уроку № 2

1. Заданы ли изначально все ступени постижения?

Выберите один ответ:

a. да, человеку надо только развить желание к их постижению

b. нет, каждая ступень создается человеком в процессе восхождения

c. заданы ступени нисхождения, а ступени восхождения создаются человеком

d. заданы ступени восхождения, а ступени нисхождения создаются человеком

2. За счет чего возможен подъем с текущей ступени на высшую?

Выберите один ответ:

a. текущая ступень выталкивает нас с помощью страданий

b. у человека есть силы для этого

c. часть высшей ступени находится внутри нас

d. подъем невозможен, человек не соприкасается с высшей ступенью

Постижение совершается чувственно или разумом?

Выберите один ответ

A. Только в чувствах

B. Только в разуме

C. Ни в чувствах, ни в разуме

D. И в чувствах, и в разуме

Почему мы ощущаем только материальный мир?

Выберите один ответ:

A. фильтры на органах ощущений строят нам материальный мир

B. материальный мир воздействует на наши органы ощущений

C. материя является единственно существующей

D. другого мира нет

Как меняются законы, по которым силы нисходят сверху вниз?

Выберите один ответ:

A. Не меняются, как и законы нашего мира

B. Невозможно однозначно ответить

C. Меняются по мере перехода от мира к миру, но остаются неизменными в рамках каждого мира

D. Меняются по мере продвижения человека

Урок № 3

Предмет описания каббалы – только реальная действительность

Абстрактные названия

Реальность, заключенная в науке каббала

3.3. Вопросы и ответы

«Каббала дает высшему принципу непроизносимое имя; из него она выводит в форме эманации второй ступени четыре принципа, из которых каждый вновь разветвляется на двенадцать, а они, в свою очередь, — на 72 и так далее... до бесконечных дальнейших разветвлений, как существует бесконечное количество видов и подвидов... И в конечном итоге получается, что все Божественное можно привести к одному Первоисточнику, так же, как и весь свет, который светит исконно и сам по себе, и изображения, которые преломляются во множестве зеркал и в стольких же отдельных предметах, можно привести к одному формальному идеальному принципу — Источнику всех этих изображений».

Джордано Бруно, «Реформация небес»

Абстрактные названия

Мно­гие оши­боч­но по­ла­га­ют, что все на­зва­ния и по­ня­тия, ис­поль­зуе­мые в нау­ке каб­ба­ла, от­но­сят­ся к раз­ря­ду аб­ст­ракт­ных: то есть, эти названия просто приписываются определенным объ­ек­там, как это про­ис­хо­дит в лю­бой нау­ке – фи­зи­ке, хи­мии, биологии – где лю­бой ви­ди­мый объ­ект, дей­ст­вие или си­ла по­лу­ча­ют на­зва­ние, по­сколь­ку лю­ди так ус­ло­ви­лись.

Это оши­боч­ное пред­став­ле­ние воз­ник­ло по­то­му, что каб­ба­­ла изу­ча­ет на­хо­дящийся вне вре­ме­ни и про­стран­ст­ва Выс­ший мир, уз­реть который дано лишь ов­ла­дев­ше­му каб­ба­ли­сти­че­ской ме­то­ди­кой. По­сколь­ку лишь не­мно­гие ос­ваи­ва­ют эту нау­ку и по­сти­га­ют Выс­ший мир (то есть ощу­ща­ют объ­ект, а не просто на­зы­ва­ют его определенным образом, по­то­му что их это­му нау­чи­ли), бы­ту­ет мне­ние, что все, от­но­ся­щее­ся к Выс­шим ми­рам, яв­ля­ет­ся аб­ст­ракт­ны­ми ка­те­го­рия­ми, аб­со­лют­но ото­рван­ны­ми от дей­ст­ви­тель­но­сти.

На са­мом де­ле все как раз на­обо­рот. Каб­ба­ла не опи­сы­ва­ет ни­че­го, что не от­ра­жа­ло бы ре­аль­ную дей­ст­ви­тель­ность, по­сти­гае­мую каб­ба­ли­ста­ми. От­ку­да они во­об­ще бе­рут то, что опи­сы­ва­ют? Имен­но из ре­аль­но­го по­сти­же­ния этой дей­ст­ви­тель­но­сти.

Не­пре­лож­ный за­кон всех уче­ных-каб­ба­ли­стов гла­сит: «Толь­ко дей­ст­ви­тель­ное по­сти­же­ние опи­сы­вай и толь­ко ему да­вай на­зва­ние. То, что не по­стиг­ну­то, нель­зя на­звать по име­ни и оп­ре­де­лить сло­ва­ми» (Бааль Сулам, статья «Суть науки каббала»).

"Каббалистическое постижение сути вещей"

Вопрос: Картина, воспринимаемая нами в наших органах чувств, тоже изменится или останется прежней? - student2.ru 05_Видеофрагмент

Вопрос: Картина, воспринимаемая нами в наших органах чувств, тоже изменится или останется прежней? - student2.ru 05_Аудиофрагмент

Сна­ча­ла мы по­сти­га­ем объ­ект: ощу­ща­ем его в сво­ем же­ла­нии, по­то­му что же­ла­ние яв­ля­ет­ся на­шей су­тью. Кро­ме то­го, мы на­чи­на­ем из­ме­рять свое же­ла­ние, своекли. Мы из­ме­ря­ем его на­пол­не­ние по ко­ли­че­ст­ву и по ка­че­ст­ву, по глу­би­не, по яр­ко­сти, по всем свой­ст­вам, и из по­сти­же­ния это­го кли да­ем на­зва­ние пред­ме­ту.

Мы изу­ча­ем объект на основе ге­мат­рии. Любая частичка творения имеет одну конструкцию, один скелет: (י– ה– ו – ה(«юд-кей-вав-кей»или ну­ле­вая (точ­ка бу­к­вы юд), пер­вая, вто­рая, тре­тья и чет­вер­тая сту­пе­ни раз­ви­тия кли. За­тем, ко­гда кли пол­но­стью раз­ви­то, оно на­пол­ня­ет­ся све­том. И мы из­ме­ря­ем на­пол­не­ние в ка­ж­дой из этих час­тей:

· точ­ка бу­к­вы юд – это ке­тэр, ну­ле­вая ста­дия,

· юд – это хох­ма, пер­вая ста­дия,

· кей – би­на, вто­рая ста­дия,

· вав – зэир ан­пин (З”А), тре­тья ста­дия,

· кей – это мал­хут, чет­вер­тая ста­дия.

Вопрос: Картина, воспринимаемая нами в наших органах чувств, тоже изменится или останется прежней? - student2.ru

Рисунок 3.1.1.

Лю­бое кли долж­но со­сто­ять из всех пя­ти час­тей. Ну­ле­вая часть, точ­ка выступает по отношению ко всему кли как представитель Творца, мал­хут – это по­лу­чаю­щая часть, а остальные три час­ти (хох­ма, би­на, ЗА) – это по­сред­ни­ки, про­ме­жу­точ­ные свой­ст­ва ме­ж­ду Твор­цом и тво­ре­ни­ем.

Свет, ко­то­рый пе­ре­да­ет­ся от Твор­ца к тво­ре­нию, вклю­чая и об­рат­ный свет, идущий от тво­ре­ния к Твор­цу, яв­ляет­ся на­пол­не­ни­ем кли. На­пол­не­ние кли плюс его же­ст­кая кон­ст­рук­ция «юд-кей-вав-кей», аб­со­лют­но оди­на­ко­вая у всех нас, и да­ют имя объ­ек­ту.

Вопрос: Картина, воспринимаемая нами в наших органах чувств, тоже изменится или останется прежней? - student2.ru

Рисунок 3.1.2.

Суть лю­бо­го объ­ек­та оп­ре­де­ля­ет­ся све­том, ко­то­рый он в се­бе в ка­ж­дый конкретный мо­мент мо­жет про­явить, ак­ку­му­ли­ро­вать, осоз­нать, ощу­тить. Это и есть его имя. Сна­ча­ла каб­ба­ли­сты по­сти­га­ют сво­им кли, сво­им же­ла­ни­ем, ске­ле­том юд-кей-вав-кей ка­кое-то ду­хов­ное со­стоя­ние, ощу­ща­ют его в се­бе, осоз­на­ют в се­бе это на­пол­не­ние, из­ме­ря­ют его и да­ют на­зва­ния всем объ­ек­там и дей­ст­ви­ям в ду­хов­ном ми­ре.

Отсюда принцип: «толь­ко то, что по­сти­га­ем, мо­жем оп­ре­де­лить сло­ва­ми и дать это­му имя» (РАБАШ, «Шамати», статья №3). Ина­че от­ку­да взяться имени? Ес­ли ты не по­сти­га­ешь, зна­чит, этого для те­бя не су­ще­ст­ву­ет. Мы не мо­жем ви­деть или чув­ст­во­вать то­, че­го не ви­дим или не чув­ст­ву­ем. По­это­му в каб­ба­­ле не мо­жет быть аб­ст­ракт­ных объ­ек­тов, по­ня­тий, оп­ре­де­ле­ний: все они яв­ля­ют­ся след­ст­ви­ем по­сти­же­ния, при­чем каб­ба­лист все­гда ука­зы­ва­ет, на ка­кой глу­би­не он по­сти­га­ет то или иное ду­хов­ное свой­ст­во, объ­ект, со­стоя­ние.

Восприятие мира ребенком существенно отличается от постижений, знаний о нем взрослого человека. Так же и на ка­ж­дой духовной сту­пе­ни: мож­но на нее взой­ти и быть ре­бен­ком, а мож­но на ней же пребывать уже взрос­лым че­ло­ве­ком. Про­ход на сле­дую­щую сту­пень воз­мо­жен лишь то­гда, ко­гда ты по­сти­га­ешь данную сту­пень с аб­со­лют­ной пол­но­той, и она ста­но­вит­ся для те­бя предпосылкой ро­ж­де­ния на сле­дую­щей сту­пе­ни. Ты по­сти­га­ешь ее на­столь­ко, что по­­н­и­­маешь, ка­ким об­ра­зом из нее за­ро­ж­да­ет­ся сле­дую­щее твое со­стоя­ние. Это и на­зы­ва­ет­ся по­сле­до­ва­тель­ной при­чин­но-след­ст­вен­ной связью. Сле­дую­щее со­стоя­ние пол­но­стью обу­словлено пре­ды­ду­щим, вы­те­ка­ет из пре­ды­ду­ще­го, по­ро­ж­да­ет­ся им по за­ко­ну от­ри­ца­ния от­ри­ца­ния.

Каб­ба­ли­сты по­сти­га­ют каждую сту­пень аб­со­лют­но – без это­го они не мо­гут под­нять­ся на сле­дую­щую. По­это­му в ка­ж­дом со­стоя­нии совершается ду­хов­ное по­сти­же­ние до пол­ной глу­би­ны – в ра­зу­ме и чув­ст­вах, слитых воедино. Это и есть то един­ст­вен­ное, что мы на­зы­ва­ем по­сти­же­ни­ем.

3.2. Ре­аль­ность, за­клю­чен­ная в нау­ке каб­ба­­ла

В ма­те­ри­аль­ной дей­ст­ви­тель­но­сти, пред­стаю­щей в на­ших ощу­ще­ни­ях, также су­ще­ст­ву­ют ре­аль­ные явления, суть ко­то­рых нам не да­но по­стичь да­же в во­об­ра­же­нии. Та­кие яв­ле­ния, на­при­мер, как элек­три­че­ст­во и маг­не­тизм. Су­ще­ст­ву­ет мно­жество сил, о существовании ко­то­рых мы до­га­ды­ва­ем­ся, ко­то­рые мы от­час­ти улав­ли­ва­ем, от­час­ти мо­жем с ни­ми взаи­мо­дей­ст­во­вать, управ­лять ими, при­спо­саб­ли­вать для се­бя. Но во­круг нас есть и си­лы, ко­то­рых мы еще не ощу­ща­ем. Ко­гда мы их ощу­тим – не­из­вест­но, нам даже кажется, что, мо­жет быть, и ни­ко­гда.

Эти си­лы вро­де бы ре­аль­ны, ведь мы поль­зу­ем­ся ими. До­пус­тим, элек­три­че­ст­во: кто его ви­дит? Мы ощу­ща­ем на се­бе толь­ко ре­зуль­тат его про­яв­ле­ния. Са­мо­го элек­три­че­ст­ва я не чув­ст­вую, не ощу­щаю, не обо­няю, не мо­гу по­про­бо­вать на вкус. Я мо­гу толь­ко обнаружить его с по­мо­щью при­бо­ров или ощу­тить на се­бе элек­три­че­ский удар, я ощу­щаю толь­ко про­яв­ле­ние маг­нит­ной си­лы или ра­диа­ции и так далее. Чем си­лы мощнее, тем они ме­нее за­мет­ны, тем в большей степени они ус­коль­за­ют от нас. Од­на­ко мы вос­при­ни­ма­ем их по их воз­дей­ст­вию – иногда и не­га­тив­но­му.

Однако кто ска­жет, что они не ре­аль­ны? Зна­ния об их про­яв­ле­ни­ях нас аб­со­лют­но удов­ле­тво­ря­ют, и нам со­вер­шен­но не важ­но, что мы не име­ем ни ма­лей­ше­го пред­став­ле­ния об их су­ти. Их на­зва­ния так ре­аль­ны и близ­ки нам, буд­то мы дей­ст­ви­тель­но их ощу­ща­ем – на­столь­ко, что да­же ма­лень­ким де­тям слово «элек­три­че­ст­во» зна­ко­мо так же хо­ро­шо, как слова «хлеб» и «са­хар».

Мы жи­вем сре­ди этих сил, ощу­щая лишь их след­ст­вия, в ос­нов­ном по­ло­жи­тель­ные – те, ко­то­рые же­ла­ем для се­бя рас­крыть. Мы ни­ко­гда не по­сти­га­ем сам пред­мет, а толь­ко его воз­дей­ст­вие на нас, толь­ко взаи­мо­дей­ст­вие с нашими ор­га­на­ми чувств. Я не мо­гу ска­зать, ка­кой вид име­ет этот ста­кан на са­мом де­ле, су­ще­ст­ву­ет ли он на са­мом де­ле. В действительности он мо­жет быть чем-то совершенно не­во­об­ра­зи­мым, хотя мо­им ор­га­нам чувств он пред­став­ля­ет­ся привычным об­ра­зом. Я со­вер­шен­но не мо­гу знать, ка­ко­ва на са­мом де­ле его суть.

Во­прос есть, но от­ве­та на не­го нет, по­то­му что без ука­за­ния субъ­ек­та, ощу­щающего тот или иной предмет, бес­смыс­лен­но го­во­рить, что этот предмет собой представляет. Нуж­но знать, кто его воспринимает и ка­ким об­ра­зом он его оп­ре­де­ля­ет.

Итак, о лю­бо­м объ­ек­те, свой­ст­ве, мыс­ли, дей­ст­вии – ма­те­ри­аль­но­м или ду­хов­но­м – мы мо­жем го­во­рить толь­ко в связи с по­сти­гаю­щим, а вне по­сти­гаю­ще­го никаких объектов не су­ще­ст­ву­ет. Су­ще­ст­ву­ет толь­ко си­ла, на­зы­вае­мая Твор­цом. По­че­му она су­ще­ст­ву­ет? Она су­ще­ст­ву­ет, по­то­му что оп­ре­де­лен­ным об­ра­зом про­яв­ля­ет­ся в мо­их ощу­ще­ни­ях. А ес­ли не про­яв­ля­ет­ся? Ес­ли не про­яв­ля­ет­ся, то и не су­ще­ст­ву­ет.

Итак, все наши суждения исходят из одного за­ко­на: «Для нас существует лишь то, что мы по­сти­га­ем. Только это мы мо­жем име­новать и определить по свойствам, при­чем толь­ко от­но­си­тель­но се­бя» (Барух Ашлаг, «Шамати», статья 3). Этот закон на­до очень чет­ко уяс­нить и при­вык­нуть к не­му, по­то­му что его несоблюдение ввергает че­ло­ве­ка во все­воз­мож­ные ил­лю­зии. Мы можем говорить толь­ко о том, что мы по­сти­га­ем на­уч­ным ме­то­дом в на­шем или в ду­хов­ном ми­ре. Толь­ко на это мы мо­жем опи­рать­ся, толь­ко это­го долж­ны при­дер­жи­вать­ся. Все ос­таль­ное нуж­но вы­чер­ки­вать – это­го не су­ще­ст­ву­ет.

Так же мы от­но­сим­ся к все­воз­мож­ным верованиям и к их на­став­ле­ни­ям. С этой точ­ки зре­ния, мы – аб­со­лют­ные ма­те­риа­ли­сты, объ­ек­ти­ви­сты (или же, по сравнению с наукой, субъ­ек­тив­исты). Для нас существует толь­ко то, что мы по­сти­га­ем. По­это­му и в ду­хов­ном плане мы стре­мим­ся исключительно к ду­хов­но­му по­сти­же­нию. По­сти­же­ние яв­ля­ет­ся по­след­ней, наи­выс­шей сту­пе­нью по­зна­ния, ко­гда ты по­зна­ешь не толь­ко сам объ­ект, но и то, от­ку­да и по­че­му он про­изо­шел, для че­го он су­ще­ст­ву­ет и в ка­кую фор­му об­ра­тит­ся в бу­ду­щем, то есть абсолютно все, что мож­но от­но­си­тель­но не­го оп­ре­де­лить.

Однако как не да­но нам по­стичь суть Выс­шей управ­ляю­щей си­лы, точ­но так же нам не да­но по­стичь и суть соз­дан­ных ею тво­ре­ний. Ма­те­ри­аль­ные ве­щи, ко­то­рые мы мо­жем по­щу­пать ру­ка­ми (это са­мое простое из дос­туп­ных нам ис­сле­до­ва­ний), мы по­сти­га­ем лишь на основании впе­чат­ле­ни­я, которое получаем в ре­зуль­та­те взаи­мо­дей­ст­вия на­ших ор­га­нов чувств с этими вещами. И это нас полностью удов­ле­тво­ряет, не­смот­ря на то, что у нас нет ни­ка­ко­го пред­став­ле­ния о са­мой их су­ти.

Нам дос­та­точ­но ощу­щать не­кий объ­ект и скла­ды­вать свои пред­став­ле­ния о нем по на­шим ощу­ще­ни­ям, не по­сти­гая его су­ти. Это­го нам хва­та­ет, хо­тя мы и по­ни­ма­ем, что по­сти­га­ем не сам объ­ект, а толь­ко его влия­ние на на­ши ор­га­ны чувств, или, точ­нее, ре­ак­цию на­ших ор­га­нов чувств на этот объект. Так ­же нам не да­но по­стичь и су­ти са­мих се­бя: все, что нам из­вест­но о се­бе, – лишь ре­зуль­тат дей­ст­вий, ис­хо­дя­щих из на­шей су­ти.

В действительности нет ничего, кроме Творца, Высшей силы. По­это­му сказано: «нет ни­ко­го, кро­ме Не­го» (Дварим 4:35). Мы же в на­ших ощу­ще­ни­ях по­сти­га­ем лишь то, что в них про­яв­ля­ет­ся от су­ти Твор­ца. Такое по­сти­же­ние проявления су­ти Твор­ца и есть для нас по­сти­же­ни­е са­мих себя и, яко­бы, су­ще­ст­вую­ще­го вокруг нас ми­ра. За­тем мы по­сти­га­ем, что не су­ще­ст­ву­ет ни ми­ра, ни нас са­мих в сегодняшней форме, есть лишь состояние, воз­мож­ность ска­зать, что мы это по­сти­га­ем.

По­это­му, все на­зва­ния и тер­ми­ны, встре­чаю­щие­ся в каб­ба­ли­сти­че­ских кни­гах, ре­аль­ны, не­смот­ря на то, что мы не по­сти­га­ем их су­ти. Изу­чаю­щие их испытывают пол­ное удов­ле­тво­ре­ние от за­вер­шен­но­го зна­ния. Правда, это все­го лишь по­сти­же­ние проявлений, возникших в ре­зуль­та­те взаи­мо­дей­ст­вия Выс­шей управ­ляю­щей си­лы с по­сти­гаю­щим ее че­ло­ве­ком. Од­на­ко, это­го зна­ния нам вполне дос­та­точ­но, у нас не воз­ни­ка­ет ощу­ще­ния не­пол­но­цен­но­го зна­ния. Так же, как не воз­ни­ка­ет у нас по­треб­но­сти в шес­том паль­це на ру­ке, по­сколь­ку нам впол­не дос­та­точ­но пя­ти.

Мы та­ки­ми соз­да­ны. Мо­жем ли мы пред­ста­вить се­бя су­ще­ст­вую­щи­ми в дру­гом ви­де, как буд­то у нас дей­ст­ви­тель­но шесть паль­цев? Что мы мог­ли бы най­ти, оп­ре­де­лить и ощу­тить, имея шестой палец? Это­го мы не зна­ем. У нас нет желания, направленного на это. На­ше же­ла­ние подстать на­шим пя­ти ор­га­нам чувств, не более того. Оно мо­жет повес­ти нас вглубь только тогда, ко­гда эти пять ор­га­нов чувств пре­об­ра­зу­ют­ся в пять сфи­рот и да­лее – до пя­ти наи­выс­ших час­тей пря­мо­го све­та.

Вопрос: Картина, воспринимаемая нами в наших органах чувств, тоже изменится или останется прежней? - student2.ru

Рисунок 3.2.1.

3.3. Вопросы и ответы

Во­прос: По­че­му нам дос­та­точ­но по­сти­же­ния всех пред­ва­ри­тель­ных свойств, со­став­ляю­щих пол­ное зна­ние, кро­ме су­ти, а суть нам не нуж­на?

Во­прос о су­ти, на са­мом де­ле, в нас тоже есть. Но для то­го, что­бы воз­ник­ла по­треб­ность ответить на него, чтобы мы ощутили, что нам недостает са­мой су­ти, нужно сперва постичь все со­став­ляю­щие са­мой по­след­ней сту­пени.

Су­тью яв­ля­ет­ся сам Тво­рец. Написано: «по Тво­им дей­ст­виям, обращенным на меня, я познаю Те­бя, постигну Твою мысль» (Шир hа-Ихуд). Говоря «Те­бя», я имею в виду, что я по­сти­гаю Его, са­му суть. Ес­ли я со­вер­шаю над собой все дей­ст­вия, ко­то­рые со­вер­ша­ет надо мной Тво­рец, если я де­лаю все, что де­ла­ет Он, то, изучая эти дей­ст­вия, я на­чи­наю по­ни­мать Его мыс­ли, Его за­мы­сел от­но­си­тель­но меня. Но все рав­но эта мысль, это зна­ние, этот за­мы­сел существует от­но­си­тель­но ме­ня. Он ну­жен для то­го, что­бы соз­дать ме­ня и совершить на­до мной все ме­та­мор­фо­зы, ко­то­рые я про­хо­жу. То, что не от­но­сит­ся к за­мыс­лу Твор­ца от­но­си­тель­но ме­ня, то, что на­хо­дит­ся вы­ше это­го, я не по­сти­гаю. По край­ней ме­ре, так утверждают каб­ба­ли­сты.

Хо­тя, с дру­гой сто­ро­ны, они го­во­рят о су­ще­ст­во­ва­нии ка­кой-то дру­гой реаль­но­сти и по­сле окончательного исправления, то есть по­сле пол­но­го по­сти­же­ния на се­бе всех дей­ст­вий Твор­ца. Пол­но­стью ис­пра­вив се­бя, я аб­со­лют­но упо­доб­ля­юсь во всех дей­ст­ви­ях Твор­цу, то есть пол­но­стью ко­пи­рую Его дей­ст­вия, пе­ре­ни­мая та­ким об­ра­зом Его за­мы­сел, Его мысль – все, что мож­но на­звать Твор­цом относи­тель­но тво­ре­ния – и ста­нов­люсь в этом рав­ным Ему. Каб­ба­ли­сты говорят, что за этим су­ще­ст­ву­ет сле­дую­щая ре­аль­ность.

Какова эта ре­аль­ность, они нам не го­во­рят, по­то­му что там су­ще­ст­ву­ют со­вер­шен­но дру­гие ке­лим (воз­мож­но­сти, свой­ст­ва, ощу­ще­ния), на­хо­дящие­ся вы­ше точ­ки на­ше­го соз­на­ния. Что мы там по­сти­га­ем и ка­ким об­ра­зом – не­из­вест­но, нам это не опи­сы­ва­ет­ся. На­ша цель – упо­до­бить­ся Твор­цу. Ка­ким об­ра­зом это сде­лать, объясняется в нау­ке каб­ба­­ла. О даль­ней­шем ни­че­го не го­во­рит­ся. Го­во­рит­ся лишь, что про­цесс бес­ко­не­чен, то есть ка­ж­дое со­стоя­ние мгно­вен­но сме­ня­ет­ся бо­лее со­вер­шен­ным.

Во­прос: Мы го­во­рим, что Выс­ший мир от нас скрыт. По­че­му он на­зы­ва­ет­ся «Выс­шим»?

Нас ок­ру­жа­ет не­что. Это ок­ру­же­ние на­зы­ва­ет­ся Тво­рцом, и кро­ме Не­го ни­че­го нет. Мы ощу­ща­ем Твор­ца. Кто та­кие «мы»? Един­ст­вен­ное, что соз­да­но Им, – же­ла­ние по­лу­чить, на­сла­дить­ся, на­пол­нить­ся.

Мы ощу­ща­ем Твор­ца в за­ви­си­мо­сти от то­го, на­сколь­ко на­ше же­ла­ние по­доб­но Ему по свой­ст­вам от­да­чи. В за­ви­си­мо­сти от то­го, на­сколь­ко на­ше же­ла­ние по­лу­чить про­ти­во­по­лож­но Его свой­ст­ву от­да­чи, мы ощу­ща­ем сокры­тие. Это и есть на­ша ре­аль­ность. Сокры­тие мо­жет быть та­ким, что мы его да­же не ощу­ща­ем, – так на­зы­вае­мое «двой­ное сокры­тие», сокры­тие сокры­тия.

В прин­ци­пе, и в на­шем ми­ре мы по­сти­га­ем не­что, из­ме­няя свои свой­ст­ва. На­ше по­сти­же­ние за­ви­сит от ощу­ще­ний в пя­ти ор­га­нах чувств и от ра­зу­ма, способного объ­яс­нить то, что мы ощу­ща­ем. Ра­зум со­би­ра­ет все­воз­мож­ные впе­чат­ле­ния, за­по­ми­на­ет их и вы­да­ет нам об­ра­зы, стан­дар­ты, что­бы мы впо­след­ст­вии рас­по­зна­ва­ли по­доб­ное то­му, что ко­гда-то ощу­ща­ли. Та­к мы уст­рое­ны, и ис­хо­дя из это­го мы ис­сле­ду­ем, кто мы и где мы.

Все, что мы по­сти­га­ем в дан­ный мо­мент, на­зы­ва­ет­ся «этот мир». Все, что мы смо­жем по­стичь в сле­дую­щий мо­мент, на­зы­ва­ет­ся «бу­ду­щий мир». Таково са­мое про­стое оп­ре­де­ле­ние это­го и бу­ду­ще­го ми­ров. Ес­ли я воо­ру­жусь те­ле­ско­па­ми, мик­ро­ско­па­ми, ком­пь­ю­те­ра­ми, боль­шим зна­ни­ем, по­ни­ма­ни­ем, я смо­гу ощу­тить во­круг се­бя ­мно­го боль­ше, и это бу­дет означать, что я ощу­щаю сле­дую­щий мир, раз­дви­гаю гра­ни­цы по­зна­ния вне се­бя.

Во­прос: Чем же от­ли­ча­ет­ся ма­те­ри­аль­но­е по­зна­ние от ду­хов­но­го?

Тем, что рас­ши­рять ма­те­ри­аль­ное по­зна­ние мы мо­жем, не ме­няя свой­ст­ва сво­ей ис­кон­ной ма­те­рии – эго­из­ма. Мы изобретаем все­воз­мож­ные при­бо­ры и ин­ст­ру­мен­ты, рас­ши­ряю­щие диа­па­зон восприятия ок­ру­жаю­ще­го нас, и получаем больше возможностей про­счи­ты­вать то, что ощу­ща­ем, не ме­няя при этом сво­его изна­чаль­но­го свой­ст­ва.

Сам человек ос­та­ет­ся тем же, он толь­ко снаб­жа­ет до­пол­ни­тель­ны­ми, все бо­лее тон­ки­ми «на­сад­ка­ми» свои пять ор­га­нов чувств и до­пол­ни­тель­ны­ми воз­мож­но­стя­ми свой мозг, что в ито­ге по­зво­ля­ет ему ощу­щать и по­ни­мать боль­шее про­стран­ст­во во­круг не­го. Однако ни­ко­гда по­доб­ное расширение ощу­ще­ния на­ше­го ми­ра не по­мо­жет ему про­ник­нуть за его пре­де­лы, за тот барь­ер, где вла­ст­ву­ет при­ро­да, об­рат­ная на­шей.

В на­шем ми­ре мы по­зна­ем объ­ек­ты посредством упо­доб­ле­ния им: для то­го, что­бы ощу­тить бо­лее тон­кие виб­ра­ции, я дол­жен соз­дать у се­бя бо­лее тон­кий ор­ган их вос­при­ятия. При­чем этот ор­ган вос­при­ятия дол­жен про­из­во­дить виб­ра­ции того же свойства, что и те, ко­то­рые я хо­чу уло­вить. При по­до­бии мое­го эгои­сти­че­ско­го сен­со­ра че­му-то внеш­не­му я улав­ли­ваю это внеш­нее воз­дей­ст­вие. Однако все это на­хо­дит­ся в пре­де­лах мое­го эгои­сти­че­ско­го сен­со­ра, мо­их пя­ти ор­га­нов чувств.

Во­круг ме­ня су­ще­ст­ву­ет сфе­ра, об­ла­дающая про­ти­во­по­лож­ным мне свой­ст­вом – аль­труи­сти­че­ским. Что­бы уло­вить ее, я дол­жен пе­ре­стро­ить се­бя, стать ей по­доб­ным. Пе­ре­строй­ка ес­те­ст­вен­но­го, эгои­сти­че­ско­го вос­при­ятия мира (на­пол­не­ние ради се­бя) на вос­при­ятие в намерении от­да­чи, в со­кра­ще­нии сво­его эго­из­ма на­зы­ва­ет­ся пе­ре­хо­дом мах­со­ма.

Это очень слож­ный фа­зо­вый пе­ре­ход, че­ло­век не в со­стоя­нии про­де­лать это сам над со­бой. Толь­ко Выс­ший свет, Выс­шая си­ла мо­жет дать нам эту энер­гию фа­зо­во­го пе­ре­хо­да, пе­ре­ско­ка от эго­из­ма в аль­тру­изм, от вос­при­ятия в се­бе в вос­при­ятие вне се­бя. Это со­всем дру­гая при­ро­да; мы ее не по­ни­ма­ем, не ощу­ща­ем до тех пор, по­ка у нас не об­ра­зу­ет­ся соответствующий ор­ган чувств.

До это­го ни­ка­кие рас­ска­зы и ни­ка­кие объ­яс­не­ния не по­мо­гут. Мы мо­жем се­бе пред­став­лять что угод­но: все рав­но все на­ши пред­став­ле­ния ог­ра­ни­че­ны на­шим же эго­из­мом, ко­то­рый не мо­жет вос­про­из­ве­сти ни­ка­ко­го аль­труи­сти­че­ско­го свой­ст­ва, объ­ек­та, дей­ст­вия, мыс­ли.

До­пус­тим, су­ще­ст­ву­ют лю­ди, ко­то­рые пе­ре­шли этот мах­сом, фа­зо­вый ска­чок, и на­ча­ли ощу­щать Выс­ший мир. Ес­ли они все ощу­ща­ют в про­ти­во­по­лож­ном нам ор­га­не вос­при­ятия, как же мы мо­жем их по­нять, о чем они мо­гут нам рас­ска­зать? Это не про­сто «Али­са в за­зер­ка­лье», это мир, по­стро­енный не на зер­каль­ном ото­бра­же­нии, а на со­вер­шен­но иных, чем на­ши, прин­ци­пах.

Тяжело пред­став­ить, как мож­но объ­яс­нить за­ко­ны при­тя­же­ния за­ко­на­ми от­тал­ки­ва­ния, а за­ко­ны по­гло­ще­ния – за­ко­на­ми вы­де­ле­ния. Все иное: прин­цип мыс­ли, ра­бо­та, прин­цип взаи­мо­от­но­ше­ний, дей­ст­вий, свой­ст­в. При­чи­на, дей­ст­вие и след­ст­вие это­го дей­ст­вия со­вер­шен­но иные, по­сколь­ку це­ли являются иными.

Тест к уроку № 3

1. Какими данными оперирует наука каббала?

Выберите один ответ:

a. каббала оперирует абстрактными (оторванными от действительности) данными.

b. каббала оперирует данными, которые реально постигли (ощутили) каббалисты;

c. каббала оперирует непроверяемыми данными;

d. каббала оперирует данными в разуме, в отрыве от ощущений;

2. Когда дается имя объекту в науке каббала?

Выберите один ответ:

a. когда объект четко ощущается в кли каббалиста и четко измерены параметры наполнения;

b. когда об объекте приобретено максимальное знание, но он еще не ощущается;

c. когда объект ощущается, но не измерен;

d. имя объекту дается в зависимости от возможности его использования.

3. Что человек ощущает?

Выберите один ответ:

a. воздействие сил;

b. реакцию органов ощущения на воздействие сил;

c. суть сил;

d. суть самого себя.

4. Постигается ли суть какого-либо объекта?

Выберите один ответ:

a. суть не постигается.

b. постигается суть себя;

c. постигается суть сил;

d. постигается суть Творца;

5. Кли состоит?

Выберите один ответ:

a. количество частей зависит от времени.

b. из 5 частей;

c. из 3 частей;

d. из 4 частей;

Урок № 4

Закон корня и ветви

4.1. Трудность выражения Высшего постижения

4.2. Закон корня и ветви в мирах

«Каббалистический подход к Библии — это герменевтика, которая отвечает в убедительной форме самостоятельности, чудесной оригинальности, многогранности, всеобъятности, неизмеримости ее содержания».

И. В. Гете, «Материалы к истории

Наши рекомендации