Вопрос: Картина, воспринимаемая нами в наших органах чувств, тоже изменится или останется прежней?
Есть чувственная картина моих отношений с Творцом, и есть картина, воспринимаемая моими пятью органами чувств, физическим телом. Эта картина временно служит основанием, связывающим меня с другими людьми, поскольку я ощущаю ее в своих органах чувств так же, как и все остальные.
То, что происходит, когда мы поднимаемся выше этого состояния, ощущая связь с Творцом, на данном этапе невозможно выразить словами.
Вопрос: Если эта физическая картина мира нужна мне только для того, чтобы связать меня общими ощущениями с другими людьми, то зачем мне сохранять ее, когда я установлю свои отношения с Творцом?
Ты не один на этом свете, ты принадлежишь единой системе, и твоя жизнь никогда не бывает только твоей личной жизнью. Это относится к любому человеку – как к самому большому, самому уникальному, так и к самому обычному. В любом случае, оценивается только удельный вес, вклад человека относительно всей системы. Сам по себе он не представляет никакой важности.
Тест к уроку № 2
1. Заданы ли изначально все ступени постижения?
Выберите один ответ:
a. да, человеку надо только развить желание к их постижению
b. нет, каждая ступень создается человеком в процессе восхождения
c. заданы ступени нисхождения, а ступени восхождения создаются человеком
d. заданы ступени восхождения, а ступени нисхождения создаются человеком
2. За счет чего возможен подъем с текущей ступени на высшую?
Выберите один ответ:
a. текущая ступень выталкивает нас с помощью страданий
b. у человека есть силы для этого
c. часть высшей ступени находится внутри нас
d. подъем невозможен, человек не соприкасается с высшей ступенью
Постижение совершается чувственно или разумом?
Выберите один ответ
A. Только в чувствах
B. Только в разуме
C. Ни в чувствах, ни в разуме
D. И в чувствах, и в разуме
Почему мы ощущаем только материальный мир?
Выберите один ответ:
A. фильтры на органах ощущений строят нам материальный мир
B. материальный мир воздействует на наши органы ощущений
C. материя является единственно существующей
D. другого мира нет
Как меняются законы, по которым силы нисходят сверху вниз?
Выберите один ответ:
A. Не меняются, как и законы нашего мира
B. Невозможно однозначно ответить
C. Меняются по мере перехода от мира к миру, но остаются неизменными в рамках каждого мира
D. Меняются по мере продвижения человека
Урок № 3
Предмет описания каббалы – только реальная действительность
Абстрактные названия
Реальность, заключенная в науке каббала
3.3. Вопросы и ответы
«Каббала дает высшему принципу непроизносимое имя; из него она выводит в форме эманации второй ступени четыре принципа, из которых каждый вновь разветвляется на двенадцать, а они, в свою очередь, — на 72 и так далее... до бесконечных дальнейших разветвлений, как существует бесконечное количество видов и подвидов... И в конечном итоге получается, что все Божественное можно привести к одному Первоисточнику, так же, как и весь свет, который светит исконно и сам по себе, и изображения, которые преломляются во множестве зеркал и в стольких же отдельных предметах, можно привести к одному формальному идеальному принципу — Источнику всех этих изображений».
Джордано Бруно, «Реформация небес»
Абстрактные названия
Многие ошибочно полагают, что все названия и понятия, используемые в науке каббала, относятся к разряду абстрактных: то есть, эти названия просто приписываются определенным объектам, как это происходит в любой науке – физике, химии, биологии – где любой видимый объект, действие или сила получают название, поскольку люди так условились.
Это ошибочное представление возникло потому, что каббала изучает находящийся вне времени и пространства Высший мир, узреть который дано лишь овладевшему каббалистической методикой. Поскольку лишь немногие осваивают эту науку и постигают Высший мир (то есть ощущают объект, а не просто называют его определенным образом, потому что их этому научили), бытует мнение, что все, относящееся к Высшим мирам, является абстрактными категориями, абсолютно оторванными от действительности.
На самом деле все как раз наоборот. Каббала не описывает ничего, что не отражало бы реальную действительность, постигаемую каббалистами. Откуда они вообще берут то, что описывают? Именно из реального постижения этой действительности.
Непреложный закон всех ученых-каббалистов гласит: «Только действительное постижение описывай и только ему давай название. То, что не постигнуто, нельзя назвать по имени и определить словами» (Бааль Сулам, статья «Суть науки каббала»).
"Каббалистическое постижение сути вещей"
05_Видеофрагмент
05_Аудиофрагмент
Сначала мы постигаем объект: ощущаем его в своем желании, потому что желание является нашей сутью. Кроме того, мы начинаем измерять свое желание, своекли. Мы измеряем его наполнение по количеству и по качеству, по глубине, по яркости, по всем свойствам, и из постижения этого кли даем название предмету.
Мы изучаем объект на основе гематрии. Любая частичка творения имеет одну конструкцию, один скелет: (י– ה– ו – ה(«юд-кей-вав-кей»или нулевая (точка буквы юд), первая, вторая, третья и четвертая ступени развития кли. Затем, когда кли полностью развито, оно наполняется светом. И мы измеряем наполнение в каждой из этих частей:
· точка буквы юд – это кетэр, нулевая стадия,
· юд – это хохма, первая стадия,
· кей – бина, вторая стадия,
· вав – зэир анпин (З”А), третья стадия,
· кей – это малхут, четвертая стадия.
Рисунок 3.1.1.
Любое кли должно состоять из всех пяти частей. Нулевая часть, точка выступает по отношению ко всему кли как представитель Творца, малхут – это получающая часть, а остальные три части (хохма, бина, ЗА) – это посредники, промежуточные свойства между Творцом и творением.
Свет, который передается от Творца к творению, включая и обратный свет, идущий от творения к Творцу, является наполнением кли. Наполнение кли плюс его жесткая конструкция «юд-кей-вав-кей», абсолютно одинаковая у всех нас, и дают имя объекту.
Рисунок 3.1.2.
Суть любого объекта определяется светом, который он в себе в каждый конкретный момент может проявить, аккумулировать, осознать, ощутить. Это и есть его имя. Сначала каббалисты постигают своим кли, своим желанием, скелетом юд-кей-вав-кей какое-то духовное состояние, ощущают его в себе, осознают в себе это наполнение, измеряют его и дают названия всем объектам и действиям в духовном мире.
Отсюда принцип: «только то, что постигаем, можем определить словами и дать этому имя» (РАБАШ, «Шамати», статья №3). Иначе откуда взяться имени? Если ты не постигаешь, значит, этого для тебя не существует. Мы не можем видеть или чувствовать то, чего не видим или не чувствуем. Поэтому в каббале не может быть абстрактных объектов, понятий, определений: все они являются следствием постижения, причем каббалист всегда указывает, на какой глубине он постигает то или иное духовное свойство, объект, состояние.
Восприятие мира ребенком существенно отличается от постижений, знаний о нем взрослого человека. Так же и на каждой духовной ступени: можно на нее взойти и быть ребенком, а можно на ней же пребывать уже взрослым человеком. Проход на следующую ступень возможен лишь тогда, когда ты постигаешь данную ступень с абсолютной полнотой, и она становится для тебя предпосылкой рождения на следующей ступени. Ты постигаешь ее настолько, что понимаешь, каким образом из нее зарождается следующее твое состояние. Это и называется последовательной причинно-следственной связью. Следующее состояние полностью обусловлено предыдущим, вытекает из предыдущего, порождается им по закону отрицания отрицания.
Каббалисты постигают каждую ступень абсолютно – без этого они не могут подняться на следующую. Поэтому в каждом состоянии совершается духовное постижение до полной глубины – в разуме и чувствах, слитых воедино. Это и есть то единственное, что мы называем постижением.
3.2. Реальность, заключенная в науке каббала
В материальной действительности, предстающей в наших ощущениях, также существуют реальные явления, суть которых нам не дано постичь даже в воображении. Такие явления, например, как электричество и магнетизм. Существует множество сил, о существовании которых мы догадываемся, которые мы отчасти улавливаем, отчасти можем с ними взаимодействовать, управлять ими, приспосабливать для себя. Но вокруг нас есть и силы, которых мы еще не ощущаем. Когда мы их ощутим – неизвестно, нам даже кажется, что, может быть, и никогда.
Эти силы вроде бы реальны, ведь мы пользуемся ими. Допустим, электричество: кто его видит? Мы ощущаем на себе только результат его проявления. Самого электричества я не чувствую, не ощущаю, не обоняю, не могу попробовать на вкус. Я могу только обнаружить его с помощью приборов или ощутить на себе электрический удар, я ощущаю только проявление магнитной силы или радиации и так далее. Чем силы мощнее, тем они менее заметны, тем в большей степени они ускользают от нас. Однако мы воспринимаем их по их воздействию – иногда и негативному.
Однако кто скажет, что они не реальны? Знания об их проявлениях нас абсолютно удовлетворяют, и нам совершенно не важно, что мы не имеем ни малейшего представления об их сути. Их названия так реальны и близки нам, будто мы действительно их ощущаем – настолько, что даже маленьким детям слово «электричество» знакомо так же хорошо, как слова «хлеб» и «сахар».
Мы живем среди этих сил, ощущая лишь их следствия, в основном положительные – те, которые желаем для себя раскрыть. Мы никогда не постигаем сам предмет, а только его воздействие на нас, только взаимодействие с нашими органами чувств. Я не могу сказать, какой вид имеет этот стакан на самом деле, существует ли он на самом деле. В действительности он может быть чем-то совершенно невообразимым, хотя моим органам чувств он представляется привычным образом. Я совершенно не могу знать, какова на самом деле его суть.
Вопрос есть, но ответа на него нет, потому что без указания субъекта, ощущающего тот или иной предмет, бессмысленно говорить, что этот предмет собой представляет. Нужно знать, кто его воспринимает и каким образом он его определяет.
Итак, о любом объекте, свойстве, мысли, действии – материальном или духовном – мы можем говорить только в связи с постигающим, а вне постигающего никаких объектов не существует. Существует только сила, называемая Творцом. Почему она существует? Она существует, потому что определенным образом проявляется в моих ощущениях. А если не проявляется? Если не проявляется, то и не существует.
Итак, все наши суждения исходят из одного закона: «Для нас существует лишь то, что мы постигаем. Только это мы можем именовать и определить по свойствам, причем только относительно себя» (Барух Ашлаг, «Шамати», статья 3). Этот закон надо очень четко уяснить и привыкнуть к нему, потому что его несоблюдение ввергает человека во всевозможные иллюзии. Мы можем говорить только о том, что мы постигаем научным методом в нашем или в духовном мире. Только на это мы можем опираться, только этого должны придерживаться. Все остальное нужно вычеркивать – этого не существует.
Так же мы относимся к всевозможным верованиям и к их наставлениям. С этой точки зрения, мы – абсолютные материалисты, объективисты (или же, по сравнению с наукой, субъективисты). Для нас существует только то, что мы постигаем. Поэтому и в духовном плане мы стремимся исключительно к духовному постижению. Постижение является последней, наивысшей ступенью познания, когда ты познаешь не только сам объект, но и то, откуда и почему он произошел, для чего он существует и в какую форму обратится в будущем, то есть абсолютно все, что можно относительно него определить.
Однако как не дано нам постичь суть Высшей управляющей силы, точно так же нам не дано постичь и суть созданных ею творений. Материальные вещи, которые мы можем пощупать руками (это самое простое из доступных нам исследований), мы постигаем лишь на основании впечатления, которое получаем в результате взаимодействия наших органов чувств с этими вещами. И это нас полностью удовлетворяет, несмотря на то, что у нас нет никакого представления о самой их сути.
Нам достаточно ощущать некий объект и складывать свои представления о нем по нашим ощущениям, не постигая его сути. Этого нам хватает, хотя мы и понимаем, что постигаем не сам объект, а только его влияние на наши органы чувств, или, точнее, реакцию наших органов чувств на этот объект. Так же нам не дано постичь и сути самих себя: все, что нам известно о себе, – лишь результат действий, исходящих из нашей сути.
В действительности нет ничего, кроме Творца, Высшей силы. Поэтому сказано: «нет никого, кроме Него» (Дварим 4:35). Мы же в наших ощущениях постигаем лишь то, что в них проявляется от сути Творца. Такое постижение проявления сути Творца и есть для нас постижение самих себя и, якобы, существующего вокруг нас мира. Затем мы постигаем, что не существует ни мира, ни нас самих в сегодняшней форме, есть лишь состояние, возможность сказать, что мы это постигаем.
Поэтому, все названия и термины, встречающиеся в каббалистических книгах, реальны, несмотря на то, что мы не постигаем их сути. Изучающие их испытывают полное удовлетворение от завершенного знания. Правда, это всего лишь постижение проявлений, возникших в результате взаимодействия Высшей управляющей силы с постигающим ее человеком. Однако, этого знания нам вполне достаточно, у нас не возникает ощущения неполноценного знания. Так же, как не возникает у нас потребности в шестом пальце на руке, поскольку нам вполне достаточно пяти.
Мы такими созданы. Можем ли мы представить себя существующими в другом виде, как будто у нас действительно шесть пальцев? Что мы могли бы найти, определить и ощутить, имея шестой палец? Этого мы не знаем. У нас нет желания, направленного на это. Наше желание подстать нашим пяти органам чувств, не более того. Оно может повести нас вглубь только тогда, когда эти пять органов чувств преобразуются в пять сфирот и далее – до пяти наивысших частей прямого света.
Рисунок 3.2.1.
3.3. Вопросы и ответы
Вопрос: Почему нам достаточно постижения всех предварительных свойств, составляющих полное знание, кроме сути, а суть нам не нужна?
Вопрос о сути, на самом деле, в нас тоже есть. Но для того, чтобы возникла потребность ответить на него, чтобы мы ощутили, что нам недостает самой сути, нужно сперва постичь все составляющие самой последней ступени.
Сутью является сам Творец. Написано: «по Твоим действиям, обращенным на меня, я познаю Тебя, постигну Твою мысль» (Шир hа-Ихуд). Говоря «Тебя», я имею в виду, что я постигаю Его, саму суть. Если я совершаю над собой все действия, которые совершает надо мной Творец, если я делаю все, что делает Он, то, изучая эти действия, я начинаю понимать Его мысли, Его замысел относительно меня. Но все равно эта мысль, это знание, этот замысел существует относительно меня. Он нужен для того, чтобы создать меня и совершить надо мной все метаморфозы, которые я прохожу. То, что не относится к замыслу Творца относительно меня, то, что находится выше этого, я не постигаю. По крайней мере, так утверждают каббалисты.
Хотя, с другой стороны, они говорят о существовании какой-то другой реальности и после окончательного исправления, то есть после полного постижения на себе всех действий Творца. Полностью исправив себя, я абсолютно уподобляюсь во всех действиях Творцу, то есть полностью копирую Его действия, перенимая таким образом Его замысел, Его мысль – все, что можно назвать Творцом относительно творения – и становлюсь в этом равным Ему. Каббалисты говорят, что за этим существует следующая реальность.
Какова эта реальность, они нам не говорят, потому что там существуют совершенно другие келим (возможности, свойства, ощущения), находящиеся выше точки нашего сознания. Что мы там постигаем и каким образом – неизвестно, нам это не описывается. Наша цель – уподобиться Творцу. Каким образом это сделать, объясняется в науке каббала. О дальнейшем ничего не говорится. Говорится лишь, что процесс бесконечен, то есть каждое состояние мгновенно сменяется более совершенным.
Вопрос: Мы говорим, что Высший мир от нас скрыт. Почему он называется «Высшим»?
Нас окружает нечто. Это окружение называется Творцом, и кроме Него ничего нет. Мы ощущаем Творца. Кто такие «мы»? Единственное, что создано Им, – желание получить, насладиться, наполниться.
Мы ощущаем Творца в зависимости от того, насколько наше желание подобно Ему по свойствам отдачи. В зависимости от того, насколько наше желание получить противоположно Его свойству отдачи, мы ощущаем сокрытие. Это и есть наша реальность. Сокрытие может быть таким, что мы его даже не ощущаем, – так называемое «двойное сокрытие», сокрытие сокрытия.
В принципе, и в нашем мире мы постигаем нечто, изменяя свои свойства. Наше постижение зависит от ощущений в пяти органах чувств и от разума, способного объяснить то, что мы ощущаем. Разум собирает всевозможные впечатления, запоминает их и выдает нам образы, стандарты, чтобы мы впоследствии распознавали подобное тому, что когда-то ощущали. Так мы устроены, и исходя из этого мы исследуем, кто мы и где мы.
Все, что мы постигаем в данный момент, называется «этот мир». Все, что мы сможем постичь в следующий момент, называется «будущий мир». Таково самое простое определение этого и будущего миров. Если я вооружусь телескопами, микроскопами, компьютерами, большим знанием, пониманием, я смогу ощутить вокруг себя много больше, и это будет означать, что я ощущаю следующий мир, раздвигаю границы познания вне себя.
Вопрос: Чем же отличается материальное познание от духовного?
Тем, что расширять материальное познание мы можем, не меняя свойства своей исконной материи – эгоизма. Мы изобретаем всевозможные приборы и инструменты, расширяющие диапазон восприятия окружающего нас, и получаем больше возможностей просчитывать то, что ощущаем, не меняя при этом своего изначального свойства.
Сам человек остается тем же, он только снабжает дополнительными, все более тонкими «насадками» свои пять органов чувств и дополнительными возможностями свой мозг, что в итоге позволяет ему ощущать и понимать большее пространство вокруг него. Однако никогда подобное расширение ощущения нашего мира не поможет ему проникнуть за его пределы, за тот барьер, где властвует природа, обратная нашей.
В нашем мире мы познаем объекты посредством уподобления им: для того, чтобы ощутить более тонкие вибрации, я должен создать у себя более тонкий орган их восприятия. Причем этот орган восприятия должен производить вибрации того же свойства, что и те, которые я хочу уловить. При подобии моего эгоистического сенсора чему-то внешнему я улавливаю это внешнее воздействие. Однако все это находится в пределах моего эгоистического сенсора, моих пяти органов чувств.
Вокруг меня существует сфера, обладающая противоположным мне свойством – альтруистическим. Чтобы уловить ее, я должен перестроить себя, стать ей подобным. Перестройка естественного, эгоистического восприятия мира (наполнение ради себя) на восприятие в намерении отдачи, в сокращении своего эгоизма называется переходом махсома.
Это очень сложный фазовый переход, человек не в состоянии проделать это сам над собой. Только Высший свет, Высшая сила может дать нам эту энергию фазового перехода, перескока от эгоизма в альтруизм, от восприятия в себе в восприятие вне себя. Это совсем другая природа; мы ее не понимаем, не ощущаем до тех пор, пока у нас не образуется соответствующий орган чувств.
До этого никакие рассказы и никакие объяснения не помогут. Мы можем себе представлять что угодно: все равно все наши представления ограничены нашим же эгоизмом, который не может воспроизвести никакого альтруистического свойства, объекта, действия, мысли.
Допустим, существуют люди, которые перешли этот махсом, фазовый скачок, и начали ощущать Высший мир. Если они все ощущают в противоположном нам органе восприятия, как же мы можем их понять, о чем они могут нам рассказать? Это не просто «Алиса в зазеркалье», это мир, построенный не на зеркальном отображении, а на совершенно иных, чем наши, принципах.
Тяжело представить, как можно объяснить законы притяжения законами отталкивания, а законы поглощения – законами выделения. Все иное: принцип мысли, работа, принцип взаимоотношений, действий, свойств. Причина, действие и следствие этого действия совершенно иные, поскольку цели являются иными.
Тест к уроку № 3
1. Какими данными оперирует наука каббала?
Выберите один ответ:
a. каббала оперирует абстрактными (оторванными от действительности) данными.
b. каббала оперирует данными, которые реально постигли (ощутили) каббалисты;
c. каббала оперирует непроверяемыми данными;
d. каббала оперирует данными в разуме, в отрыве от ощущений;
2. Когда дается имя объекту в науке каббала?
Выберите один ответ:
a. когда объект четко ощущается в кли каббалиста и четко измерены параметры наполнения;
b. когда об объекте приобретено максимальное знание, но он еще не ощущается;
c. когда объект ощущается, но не измерен;
d. имя объекту дается в зависимости от возможности его использования.
3. Что человек ощущает?
Выберите один ответ:
a. воздействие сил;
b. реакцию органов ощущения на воздействие сил;
c. суть сил;
d. суть самого себя.
4. Постигается ли суть какого-либо объекта?
Выберите один ответ:
a. суть не постигается.
b. постигается суть себя;
c. постигается суть сил;
d. постигается суть Творца;
5. Кли состоит?
Выберите один ответ:
a. количество частей зависит от времени.
b. из 5 частей;
c. из 3 частей;
d. из 4 частей;
Урок № 4
Закон корня и ветви
4.1. Трудность выражения Высшего постижения
4.2. Закон корня и ветви в мирах
«Каббалистический подход к Библии — это герменевтика, которая отвечает в убедительной форме самостоятельности, чудесной оригинальности, многогранности, всеобъятности, неизмеримости ее содержания».
И. В. Гете, «Материалы к истории