Четыре благородные истины и эмоции
Введение.
Текст, с которого почерпнуто это учение по вопросу эмоций, был составлен Ламой Чагме Ринпоче. Это только 1 глава из большой работы, состоящая из практических советов, главным образом предназначенных для тех, кто все время практикует в ритрите в горах. Эта отдельная глава озаглавлена "Большой Павлин", который побеждает яды. Здесь мы можем найти много бесценных инструкций о том, что делать с 5 ядами: как избегать их, контролировать и трансформировать их, как осознать в них их истинную природу мудрости и, наконец, как использовать их на нашем пути.
Автор начинает с почитания Будды Шакьямуни: он простирается перед Шакьямуни с глубокой преданностью телом, речью и умом. Он считает его совершенным Буддой, который знает все, что можно познать о вселенной и который первый разделил это понимание с другими в форме 4 благородных истин.
Затем автор продолжает объяснением того, что инструкции, данные в этой главе, обязаны своим происхождением просьбе одного из его учеников, Ламы Карма Тсундру Гьямцо. Он пришел к автору в отчаянии, потому что несмотря на все его старания, он не смог освободить свой ум от 5 ядов и поэтому любезно попросил Чагме Ринпоче быть добрым дать ему некое специальное руководство, которое дало бы ему возможность избегать влияния этих эмоций. Глава, которая здесь представлена, - это ответ Чагме Ринпоче.
Мы находим в ней 4 главных раздела. Мы должны начать с отказа от 5 ядов, и потом научиться контролировать их через применение методов, подходящих каждому яду. Позже мы будем способны осознать, что истинной природой эмоции является энергия мудрости, которая приведет нас в конце концов к использованию эмоций, так что они станут одним из путей содействия нашему духовному прогрессу.
Учение об оставлении эмоций пронзает сердце тем, что с ними неправильно. Если мы хотим работать с эмоциями, мы должны начать с понимания того, почему мы должны что-либо делать с ними. Это может показаться очевидным, но на самом деле это не так просто. Некоторые эмоции довольно приятны, а существование без них непостижимо. Что происходит с нами, когда у нас нет ничего?
Особое учение Ваджраяна говорит нам, что эмоция сама по себе - не проблема. Это просто ментальная активность, энергия в движении, которая становится либо позитивной либо негативной в соответствии с нашей реакцией на нее. Если эта энергия ума проявляется в состоянии запутанности, прилипания или сопротивления, то мы имеем то, что мы обычно называем эмоциями, которые порождают по очереди разные формы страдания. Если однако, эта же (самая) энергия проявляется без запутанности, она полностью избегает того, чтобы стать эмоциональной и действует как мудрая активность, которая помогает живым существам.
Для западных людей особенно важно понять это, чтобы избежать неправильного истолкования идеи о свободе от эмоций. Поэтому часто благоразумнее начать с некоторого теоретического знания ваджраянского подхода, поэтому когда мы говорим об освобождении от эмоций, мы знаем, что это не означает стать как тупой, бесчувственный зомби. Это означает оставить запутанные реакции, которые мы имеем в ответ на активность натуральной (природной) энергии нашего ума.
Другой важный пункт, это очень ясно представлять, что мы понимаем под отказом от эмоции. Это значит осознавать, что эмоция - это нечто, что оканчивается страданием. Поскольку, говоря в общем, страдание - это именно то, чего мы пытаемся максимально избегать, то мы должны развить набор позиций, которые дадут возможность нашему уму быть свободным от эмоций настолько, насколько возможно. Отказ от эмоций не означает запретить им проявляться. Если мы очень напрягаем наш ум, держим его в большом напряжении, отказываясь осознать наши эмоции и развивая тонкий слой защиты против всей эмоциональной активности в уме мы кончим тем, что у нас будет ум настолько напряжен, что он будет лежать открытым глубоким психологическим нарушениям. По этой причине мы должны быть осторожны в том, чтобы не путать отказ от эмоций с их подавлением.
Понимание неприятной стороны наших эмоций делает нас более готовыми к тому, чтобы отказаться от них. Мы уменьшаем силу эмоций тем, что воспринимаем их как нечто менее важное. Делая таким образом, мы создаем определенную дистанцию между нами и эмоцией, как она появляется. При таком подходе вместо того, чтобы просто следовать эмоции, когда она появляется, как мы обычно делаем, мы останавливаемся и думаем:
"Посмотри на эту эмоцию. Если я буду следовать ей, страдание будет единственным последствием, поэтому я не позволю ей пройти незамеченной". Это отодвигает самого человека от эмоции - это то пространство, которое позволяет нам работать с ней.
Глава I
Отказ от эмоций.
Первый раздел - об отказе от 5 ядов или эмоциональных центров на основе 4 благородных истин, данных Буддой в его первом учении. В нем он дал определение страдания и указал его причину. Он продолжал объяснение, чтобы положить конец страданию, необходимо положить конец его причине. Путь, ведущий к этому основан на добродетельном образе жизни. "Возьмите себя за основу измерения", - предписывал он "Обращайтесь с другими так, как вы хотели бы, чтобы обращались с вами. Совершенно ясно, что мы не хотим быть обиженными, чтобы нам вредили, поэтому мы можем легко понять, что другие чувствуют то же, и перестать вредить им.
Закон кармы.
Будда учил нас, что все во вселенной, все, что бы это ни было, есть естественный результат одной или нескольких разных причин. Благодаря этому естественному закону, закону кармы, мы можем научиться понимать себя самих и мир, в котором мы живем как результат наших предыдущих действий. Мир создается нашим умом и мы воспринимаем его в соответствии с иллюзией, основанной на наших предыдущих действиях, на нашей карме. Вид мира, который наш ум проецирует как сон, будет зависеть от нашей кармы. Например, определенные существа переживают такие состояния, когда они постоянно страдают, нет даже ни единого крошечного момента счастья. Мы находим их в адах, в сфере голодных духов или животных. Так происходит из за того что долгое время они ни разу не совершали никаких позитивных действий. Их мир или их существование есть результат долгого периода негативной активности, которая создала переживание мира, характеризуемого страданием.
В учениях Будды мы читаем: "Откуда берется пылающий расплавленный металлический пол в аду, что порождает пламя в аду? Они происходят единственно из эгоцентрического ума ". Эгоцентризм - это такой склад ума, который вызывает негативные действия. Мир, в котором мы живем, это просто иллюзорное проявление нашего ума. Именно наш ум создает мир, в котором мы находимся и если наш ум полон негативной кармы, результатов наших прошлых негативных действий, то тогда мир, проецируемый этим умом, будет неприятным и полным страдания.
Существует не один единственный ад, но 18 адов, каждый - со своим собственным особенным видом страдания. Почему это так? Так происходит потому, что каждое живое существо, рожденное в подобном состоянии, имеет свои индивидуально накопленные в прошлом разнообразные в разной степени вредные действия, и поэтому нет только одного единственного состояния адского страдания, но их 18. То же приложимо и к сфере голодных духов. Считается, что существуют 4 специфических категории голодных духов, каждая - со своей особой формой страдания, но все они связаны с голодом или жаждой. Мы также можем наблюдать для себя великое разнообразие тех, кто принадлежит к сфере животных. Мы знаем, что некоторые живут в море, некоторые - на земле, некоторые проводят свои жизни во воздухе. Некоторые из них терпят особые муки - быть собственностью человека и подвергаться эксплуатации, другие свободны, но живут в постоянном страхе стать добычей других.
Если мы обратим наше внимание от низших сфер существования к высшим, мы увидим то же. В нашей собственной сфере, человеческой, мы можем видеть, что некоторые люди счастливы, в то время как жизни других содержат гораздо большую долю страдания. Это так потому, что в прошлом те, кому было предназначено родиться в качестве человеческих существ, совершали смесь позитивных и негативных действий, которые созревают спорадически в течение человеческой жизни как счастье или страдание, поэтому этот мир не является тотальным счастьем либо тотальным страданием.
Считается, что существа низших сфер столь многочисленны как частички почвы, находящейся на большом участке земли, в сравнении с которыми те, которые перерождаются как люди или боги, столь многочисленны как песчинки, покрывающие поверхность размером с ноготь. Причина этого в том, что слишком мало существ во вселенной, совершающих позитивные действия; отсюда эта несоразмерность населения различных сфер.
Вы можете иметь такое мнение, что лучше не думать о страдании, поскольку, делая это, мы только повергаем себя в депрессию. Но такая позиция целиком ложна. Мы просто обманываем себя. Если мы избегаем мыслей о страдании, мы никогда не сможем быть действительно счастливыми, поскольку мы сохраняем живой запутанность ума, которая есть корень нашего теперешнего страдания. Стоит только нам оценить количество страдания во вселенной, мы почувствуем стимул сделать что-нибудь, чтобы положить этому конец. Будет верно сказать, что нашими лучшими союзниками в наших усилиях достичь состояния Будды являются те, кто в настоящий момент терпят мучения адов; потому что именно уясняя для себя те страдания, которые они должны терпеть, мы получаем стимул достичь состояния Будды так скоро, как возможно. Их боль - это наша духовная стимуляция, и поэтому как таковая она очень ценна для нас.
Будда также учил нас, что если мы хотим узнать наше прошлое, мы просто должны посмотреть на то, кем мы являемся сейчас, и чтобы увидеть, чем мы станем в будущем, нам нужно просто посмотреть на наши сегодняшние действия. Это означает, что если мы действительно хотим знать, каким человеком мы были в наших прошлых жизнях, нам следует посмотреть на нашу настоящую жизнь; сколько страдания мы имеем, сколько счастья мы переживаем, и мы будем способны сделать ясный вывод о тех действиях, которые мы совершали до начала этой жизни. И если мы хотим увидеть, что случиться с нами после смерти, стоит только нам узнать, что все, что мы делаем в этой жизни, будет определять тип нашего будущего существования. Один взгляд на наше поведение в этой жизни покажет нам, что из нас выйдет. Поэтому закон кармы есть нечто совершенно беспристрастное. Любое произведенное действие повлечет за собой одинаковый результат для каждого, кто бы ни сделал его. Среди действий, которые мы осуществляем, нет потерянных или забытых. Каждое действие порождает соответствующий ему результат рано или поздно.
Нашим знаниям этого закона кармы мы обязаны всезнанию Будды. Увидя работу этого закона в своей глубокой медитации, он затем однозначно включил его в свое учение для того, чтобы это знание было полезно и могло использоваться другими для формирования своего будущего.
Для нас трудно думать о неведении как об эмоции, но если мы тщательно подумаем, то мы, может быть, подвержены влиянию неведения просто так же, как желанию или гневу. Неведение - это не что-то нейтральное без результатов и последствий, это определенное состояние ума, которое заставляет нас действовать определенным образом.
Неведение - это когда мы не способны видеть вещи такими, какими они реально являются. (какие они есть на самом деле) . Это может быть сознательным или бессознательным, неспособность понимать, что происходит, иногда восхваляется как наивность, или определенное чувство равнодушия даже преднамеренное, обдуманное нежелание знать. Оно может колебаться от общей запутанности в том, что реально происходит, до формирования определенных неверных взглядов. Здесь есть также определенный элемент привязанности. Невежество может даже казаться, чувствоваться довольно удобным ("неведение есть блаженство..."). Если мы посмотрим на самих себя поближе, мы обнаружим этот подход во многих видах нашего поведения. С буддийской точки зрения неведение - это что угодно, но не блаженство и наивность. В самом деле, это главная причина нашего страдания, поэтому мы находим его - определенно, твердо включенным в 5 ядов.
Четыре благородные истины и эмоции.
Мы видим, что всем нашим страданием мы обязаны нашим негативным действиям. Любое действие, осуществляемое когда ум находится под влиянием одного или другого из 5 ядов, автоматически является негативным действием и приведет к страданию. Такие действия, мотивируемые мешающими эмоциями, это то, от чего мы должны отказаться. До тех пор пока мы их делаем, мы будем вынуждены переживать страдание, даже в этом настоящем существовании(?). Полностью оценить это - это первая из 4 благородных истин - благородная истина страдания.
Благодаря устойчивой тенденции, мы привязываемся к идее "себя" или "эго", мы рассматриваем наше собственное тело с его 5 психофизическими составляющими (1) как себя.
Это - наша собственная персона, мы отождествляем себя с ним. Этот подход - это причина нашего страдания; потому что через него наш ум будет постоянно возбуждаться эмоциями, и это именно то, что заставляет нас действовать негативным образом, принося страдание на своем хвосте. Узнавание, признание этого факта - это благородная истина причины страдания. 5 ядов являются причиной нашего страдания, потому что именно через них мы совершаем негативные действия.
Если мы будем способны положить конец эмоциональным волнениям в нашем уме, мы сможем тогда быть свободными от страдания. Это благородная истина прекращения страдания.
Если мы будем прорабатывать различные ступени данного Буддой пути, то в конце концов мы будем в состоянии достичь просветления. Тогда все препятствия, включая 5 ядов, будут, наконец, преодолены. Это - благородная истина пути, пути, ведущего нас за пределы страдания.
Это кратко изложенные основные пункты первого цикла учения, которое Будда Шакьямуни дал в Бенаресе через несколько дней после своего просветления.