Сервисная логистика в книжном деле
Сервис - это система обеспечения, позволяющая покупателю выбрать оптимальный вариант приобретения товара.
Можно выделить три основных направления сервиса:
Превращение дефицитного книжного рынка (рынка продавца) во всё более насыщенный (рынок покупателя) повышает значение сферы деятельности, связанной с оказанием услуг.
Услуга - это чьё-либо действие, приносящее пользу, помощь другому лицу (фирме). Работа по оказанию услуг, т.е. по удовлетворению чьих-либо нужд, называется обслуживанием или сервисом.
Оказание услуг конечным покупателям книжной продукции;
Оказание услуг одними фирмами-участниками логистической цепи другим в процессе продвижения логистических потоков от производителя потребителю;
Оказание внутрифирменных услуг разными подразделениями и работника предприятия книжного дела.
Сервисная логистика в книжном деле - это раздел логистики, в котором изучается оптимизация потоков услуг, предоставляемых предприятиями книжного дела потребителям книжной продукции, оказываемых друг другу партнерами по логистической цепи, а также внутрифирменных потоков.
Цель сервисной логистики - управление потоками услуг (и связанными с ними материальными, информационными, финансовыми, кадровыми и другими потоками) для предоставления «внутренним» и «внешним» клиентам возможности получать требующиеся им услуги в соответствии с логистическим правилом «семи Н».
Отличительные особенности услуг:
неосязаемость;
неотделимость от производства. Услуги сначала продают, затем производят и потребляют, причём процесс производства и потребления совпадают во времени.
Для того чтобы предприятие книжного дела могло правильно сформировать комплекс оказываемых им услуг, ему необходимо иметь информацию о том, какие виды услуг уже существуют на рынке.
Наиболее распространенными логистическими услугами, оказываемыми предприятиями книжного бизнеса (издательствами и оптовыми книготорговыми фирмами) розничным книготорговым структурам, являются:
наличие товарных запасов на складе и поиск отсутствующих товаров у других поставщиков;
исполнение заказа, в том числе подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц и другие операции;
взятие на себя риска, связанного с хранением запасов книжных товаров;
информационное обеспечение товародвижения;
обеспечение эффективности товародвижения (в том числе транспортировка товаров);
предоставление кредитов, системы скидок и т.д.
Современное розничное предприятие предъявляет к поставщикам запросы на следующие услуги:
обмен информацией в едином электронном формате;
поставка товара с предварительной электронной накладной по установленной форме;
поставка «с колёс», минуя склад, на основе разработанных стандартов наличия товара в торговом зале;
метод автозаказа книжных товаров;
сканирование по издательскому штрих-коду при приёме товара и оплате покупки;
осуществление предпродажной подготовки поставщиком: распаковка пачек, проставление розничной цены, наклейка защитных этикеток на продукцию.
Наиболее важными услугами, оказываемыми покупателям розничными книготорговыми предприятиями, являются направления логистического сервиса, связанные с обеспечением максимально широкого ассортимента предлагаемых товаров и с совершенствованием информационного обеспечения процесса розничной продажи.
Классификация видов услуг в розничной книжно» торговле
Классификационный признак | Виды услуг |
По времени существования | Предпродажные ' Оказываемые в процессе продажи Послепродажные |
По форме оплаты | Платные (дополнительные) Бесплатные |
По степени связанности с процессом продажи книг | Непосредственно связанные Имеющие косвенное отношение |
По степени адаптированности к запросам потребителей | Стан дартизиро ванные Индивидуальные |
По форме организации | Собственными силами С привлечением других фирм По принципу самообслуживания |
По масштабу охвата клиентов | Местные Региональные Национальные Международные |
Из таблицы следует, что по видам осуществления все работы в области логистического обслуживания можно
разделить на три группы:
предпродажные (в основном информационное обслуживание покупателей и подготовка товаров к продаже);
работы по оказанию логистических услуг, осуществляемые в процессе продажи товаров (праздничная упаковка, доставка и т.д.);
послепродажный сервис (услуги, необходимые для обеспечения эффективной эксплуатации товаров, обмен дефектной продукции и т.д.).
Логистический сервис — это баланс (разумный компромисс) между приоритетом высококачественного обслуживания потребителей и соответствующими затратами, необходимыми для его обеспечения.
Задача специалиста-логиста заключается в поиске оптимального уровня сервиса.
Существует диапазон, в котором любая фирма может найти оптимальный для себя уровень сервиса. Начальной точкой диапазона является «минимальный уровень сервиса» - оказывая услуги ниже этого уровня, фирма не будет восприниматься рынком, т.е. потребители не будут пользоваться ее услугами. Конечная точка диапазона — точка, в которой повышение уровня сервиса становится нечувствительным для потребителя и при этом начинает приносить убытки фирмам.