Транспортная логистика. Важным компонентом логистики является организация транспортного обслуживания
Важным компонентом логистики является организация транспортного обслуживания. На уровне логистического менеджмента управление транспортировкой состоит из нескольких этапов:
Выбор вида и типа транспорта. В качестве критериев при выборе транспортных средств принимают: надежность соблюдения графика доставки, время транспортирования, стоимость перевозки, вместимость и грузоподъемность, универсальность, гибкость, сохранность грузов, доступность в географическом плане, расходы на упаковку и страхование и др. Студенту необходимо проанализировать и предложить наиболее эффективный вид транспорта для данного предприятия и его грузов. Целесообразно при этом использовать метод индексации потребительской удовлетворенности.
Использование собственной транспортной службы или выбор перевозчиков и логистических партнеров по транспортировке (транспортная функция выводится на аутсорсинг). Для решения комплекса транспортных проблем любое предприятие может использовать собственную транспортную службу или специализированные транспортные предприятия. При выборе альтернативы транспортировки необходимо исходить из системы критериев:
· затраты на создание и эксплуатацию собственного парка транспортных средств (аренду, лизинг подвижного состава);
· затраты на оплату услуг транспортных, транспортно-экспедиционных фирм и других логистических посредников по транспортировке;
· скорость и качество транспортировки (надежность доставки, сохранность грузов и т.п.).
Студент должен проанализировать функции и обязанности, выполняемые транспортной службой предприятия, привести в пример договоры перевозки и/ или транспортной экспедиции (в приложении), определить провозную плату, исследовать ответственность и риски при перевозке грузов. При выборе перевозчиков или транспортно-экспедиционных фирм целесообразно пользоваться рейтинговой оценкой выбора логистических партнеров по транспортировке. В качестве критериев выборов перевозчика могут выступать: надежность времени доставки, тарифы транспортировки, время транзита, финансовая стабильность перевозчика, наличие дополнительного оборудования по грузопереработке, готовность перевозчика к переговорам об изменении тарифа, наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке грузов, сохранность грузов, квалификация персонала, отслеживание отправок, готовность перевозчика к переговорам об изменении сервиса, гибкость схем маршрутизации перевозок, качество организации продаж транспортных услуг и др.
Рассчитывая рейтинги для разных перевозчиков и экспедиторов, и сравнивая итоговые значения, определяют наилучшего транспортного партнера.
Следует учитывать, что формы организации перевозок зависят от мощности грузопотоков и объема грузооборота. Для их выбора, а также расчета необходимого количества средств транспорта на планируемый период целесообразно составлять шахматную ведомость перевозок и строить эпюры грузопотоков.
Определение рациональных маршрутов доставки. При перевозке продукции с предприятий-производителей или предприятий оптовой торговли используют два варианта организации маршрутов доставки: маятниковый (при котором путь следования автомобиля между двумя грузовыми пунктами неоднократно повторяется) и кольцевой (следование автомобиля по замкнутому кругу, соединяющему нескольких получателей). Студенту необходимо определить рациональный маршрут, используя карту с расположением пунктов доставки.
Определение транспортных издержек. Студент должен определить и рассчитать издержки на транспортировку по калькуляционным статьям. К транспортным издержкам относятся: затраты на топливо, смазочные материалы, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, содержание производственно-технической базы и инфраструктуры различных видов транспорта, амортизация, заработная плата водителей и управленческого персонала, накладные и прочие расходы и т.д. Логистические составляющие издержек на международную перевозку грузов включают расходы согласно базисным условиям поставки «Интеркомс».
Рекомендуемые источники по разделу:
а) основная литература: [4, 5, 8, 9].
б) дополнительные источники: [2, 3, 5, 7, 8, 9, 12,].
Логистика запасов
Материальные запасы – это товары и сырье, находящиеся на разных стадиях обращения, ожидающие вступления в процесс личного или производственного потребления.
Студенту необходимо исследовать, имеет ли предприятие материальные запасы и в каких целях их использует. В качестве основных мотивов создания материальных запасов могут быть:
· снижение негативных последствий из-за колебаний спроса;
· сезонность;
· скидки за покупку крупных партий;
· спекуляции, снижение издержек, связанных с размещением и транспортировкой заказа (льготные условия транспортировки, административные расходы), с производством продукции;
· вероятность нарушения установленного графика поставок;
· возможность немедленного обслуживания покупателей;
· более полное удовлетворение спроса покупателей и т.д.
Студент должен изучить материальные запасы на предприятии с точки зрения различных классификационных признаков.
Основным вопросом в логистике запасов является определение оптимального размера заказываемой предприятием партии материальных ресурсов. Студенту следует рассчитать оптимальный размер заказа по критерию минимизации совокупных затрат на выполнение заказа и хранение запасов в соответствии с формулой Вильсона.
Необходимо проанализировать способ пополнения запасов, существующий на предприятии, и дать рекомендации по совершенствованию системы контроля запасов. Классическими являются два способа пополнения и контроля запасов:
- управление запасами на основе постоянного объема заказа. Заказы на одно и то же фиксированное количество материальных ресурсов делаются тогда, когда уровень имеющихся запасов достигает определенной критической величины (порогового уровня запасов). С ростом потребления частота заказов в такой системе будет расти, а при снижении – падать. Интервалы времени, через которые производится размещение заказов, могут быть разными.
- управление запасами на основе постоянного интервала времени между заказами. При данной системе на изменение темпов потребления реагируют посредством изменения объема заказа. Объем запасов контролируется через определенные постоянные интервалы времени, и каждый раз рассматривается вопрос: «Нужно ли изменить объем заказа?». Если нужно, то «На сколько?». Размер заказываемой партии материальных ресурсов определяется разностью между предусмотренным нормой максимальным товарным запасом и фактическим запасом на момент проверки с учетом размера ожидаемого расхода за период исполнения заказа.
Рассмотренные подходы не являются единственно возможными. Студент может предложить другие подходы по управлению запасами на предприятии. По выбранной системе управления запасами следует осуществить графическое моделирование.
В рамках тем курсовой работы, связанных с управлением запасами, целесообразно также рассматривать вопросы хранения материалов, для чего одним из самых эффективных является метод ABC и XYZ – анализа.
Рекомендуемые источники по разделу:
а) основная литература: [2, 5, 6, 8, 9].
б) дополнительные источники: [1, 4, 7, 9, 10, 11].