По результатам педагогической экспертизы учебника

Форма экспертного заключения

________________________________

(название, класс, авторский коллектив, издающая организация)

Позиция для экспертной оценки Экспертная оценка Примечание
«да» «нет»
I. Общая краткая характеристика представленного материала
I.1 Состав и полнота представленных материалов:
· представлен учебник
· представлена пояснительная записка
· представлено электронное приложение к учебнику
· представлено учебно-методическое пособие для учителя
· представлены учебники, образующие завершенную предметную линию учебников
· представлены иные дополнительные материалы к учебнику
I.2 Форма представления учебника:
· учебник представлен в форме печатного издания
· учебник представлен в форме электронного издания
I.3 Представленное издание является учебником, т.е. учебным изданием, содержащим систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части в соответствии с требованиями ФГОС?
I.4 Названия учебника соответствует названию учебного предмета, зафиксированного ФГОС (укажите какому)
I.5 В содержании учебника отсутствуют сведения, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству
I.6 Требуется дополнительная этно-региональная экспертиза содержания учебника
I.7 Оценка социально-педагогических рисков
· учебник доступен для осмысления учителем и не создаёт неоправданных трудностей для его использования в учебном процессе
· учебник не провоцирует негативных психологических и социально-педагогических эффектов (информационная и эмоциональная перегрузка, потеря интереса к предмету, блокирование самостоятельности)
· отсутствуют тексты, иллюстративный материал, задания и т.д., формирующие искаженное представление о современной действительности
II. Соответствие содержания и методического аппарата учебника (представленных материалов) требованиям ФГОС
II.1 Отобранное содержание в соответствии с требованиями ФГОС характеризуется направленностью на формирование результатов:
· личностных, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме
· метапредметных, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории
· предметных,включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
II.2 Содержание соответствует требованиям современной информационно-образовательной среды: в содержание включены ссылки (гиперссылки), предполагающие работу с использованием электронных образовательных ресурсов
II.3 Изложение учебного материала характеризуется:
· структурированностью
· систематичностью
· последовательностью
· разнообразием используемых видов текстовых и графических материалов
· наглядностью, иллюстрации (в том числе мультимедийные) соответствуют тексту и дополняют его
II.4 Содержание учебника представлено:
· на базовом уровне (для третьей ступени обучения)
· на углублённом уровне (для третьей ступени обучения)
II.5 Текстовой материал соответствует нормам современного русского языка
II.6 Соотношение между фактами и обобщениями, представленными в учебнике рационально
II.7 Понятийный аппарат учебника скоординирован
II.8 Вопросы и задания способствуют:
· овладению приемами анализа, синтеза, отбора и систематизации материала на определенную тему
· формированию навыков смыслового чтения
· развитию критического мышления
· формированию ИКТ-компетентности обучающихся
· развитию умения работы учащегося с информацией (умений работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, и пр.)
· формированию навыков самостоятельной деятельности
· формированию умения учиться и способности к организации своей деятельности (формированию умения планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку)
· организации групповой деятельности учащихся и коммуникации между участниками образовательного процесса
II.9 Имеются вопросы и задания, предусматривающие:
· установление, применение межпредметных связей
· перенос знаний, умений, навыков, опыта деятельности в другую ситуацию
· учет региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации
· работу с электронными информационными ресурсами
II.10 В учебнике присутствуют задания, организующие контрольно-оценочную деятельность учащихся с учетом четких и объективных критериев оценки учебных достижений      
II.11 Электронные учебные материалы, предназначенные для организации усвоения и контроля, характеризуются:
· разнообразием типологии заданий в тестовой форме
· наличием ответов и пояснений к заданиям и тестам и критериев их оценивания, универсальных для ученика и учителя
· наличием инструментария для фиксации и хранения результатов выполнения тестовых заданий
III. Соответствие содержания учебника возрастным и психологическим особенностям обучающихся
III.1 Объём основного материала соответствует нормам учебного времени
III.2 В содержании учтены:
· ведущая деятельность, характерная для обучающихся данной возрастной группы
· основные интересы обучающихся данной возрастной группы
· предполагаемый жизненный опыт обучающихся данной возрастной группы, в том числе опыт жителей городской и сельской местности
· гендерный подход (соблюдены интересы мальчиков и девочек)
· предполагаемый уровень личностного развития обучающихся данной возрастной группы, психологические новообразования и уровень развития абстрактного мышления для возможного адекватного восприятия
III.3 Содержание способствует развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся
III.4 Стиль изложения материала доступен и понятен обучающимся данной возрастной группы
III.5 В материалах присутствуют механизмы персонализации содержания
III.6 Формы предъявления основного и дополнительного учебного материала (текстовая, текстографическая, мультимедийная):
· продуманы с точки зрения физиологии ребёнка данного возраста
· комфортны для применения в обучении
· ориентированы на обеспечение различных нужд обучающихся
III.7 Реализованный в учебнике аппарат организации усвоения и контроля характеризуется:
· соответствием познавательным возможностям обучающихся данной возрастной группы
· обоснованностью пропорций репродуктивных и развивающих заданий
· направленностью на учет индивидуальных особенностей обучающихся
III.8 Оформление учебного издания соответствует возрастным особенностям школьников
IV. Соответствие содержания учебника задачам духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося
IV.1 Содержание имеет воспитывающий характер, способствующий духовно-нравственному развитию обучающихся
IV.2 Содержание способствует становлению российской гражданской идентичности обучающихся, содействует формированию у них патриотизма, любви и уважения к Отечеству, своему народу, своему краю
IV.3 Содержание имеет поликультурный характер, отражает многообразие и единство национальных культур народов России, культуры других народов, содействует формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу.
IV.4 Содержание отвечает задачам обучения и воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей: · патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине); · социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство); · гражданственность (служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания); · семья (любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); · жизнь человека (осознание ценности человеческой жизни, здорового образа жизни, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу физическому, социально-психологическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности); · труд и творчество (уважение к труду и людям труда, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость); · наука (ценность знания, стремление к истине, научная картина мира, инновационность научного знания); · искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие); · природа (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание); · человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество)
IV.4 Присутствуют вопросы и задания, обеспечивающие координацию воспитательных усилий школы и семьи, включение родителей в учебно-воспитательный процесс в рамках данного предмета, актуализация их жизненного и нравственного опыта
V. Преемственность учебников
V.1 Принадлежность учебника к системе учебников, обеспечивающих
· сохранение основной структуры учебника в рамках ступени/линии/системы
· единство общего стиля изложения материала учебника в рамках ступени/линии/системы
· сбалансированность сложности содержания учебника соответственно возрастным особенностям обучающихся
· единство методического аппарата, художественного оформления, инструментов навигации
VI. Оценка учебно-методического пособия учителя
VI.1 Наличие методических рекомендаций по каждому разделу учебника
VI.2 Наличие методических рекомендаций по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся
VI.3 Наличие методических рекомендаций по использованию электронных учебных материалов
VI.4 Наличие методических рекомендаций по формированию ИКТ-компетентности учащихся
VI.5 Наличие методических рекомендаций по оценке образовательных достижений обучающихся
VII. Требования к электронным материалам
VII.1 Наличие возможности индивидуализации образования:
· наличие в содержании компоненты, обеспечивающей реализацию уровневой дифференциации – нескольких уровней сложности, соответствующих уровням усвоения учебного материала;
· наличие возможности изменения последовательности и темпа подачи материала для поддержки традиционных и внедрения новых методик обучения;
· наличие разнообразных средств ведения диалога – вопросы в произвольной форме, ключевые слова, форма с ограниченным набором символов и др.;
VII.2 Наличие инструментария для работы с текстовой информацией (заметки, закладки)
VII.3 Наличие инструментария для поиска информации, создания собственных коллекция электронных ресурсов (избранное)
VII.4 Полнота использования возможностей компьютера в обработке и представлении информации там, где это необходимо с точки зрения взаимодействия с пользователем:
· необходимость и достаточность предложенного уровня мультимедийности;
· необходимость и достаточность предложенного уровня интерактивности;
VII.5 Соответствие требованиям качества экранного дизайна:
· четкость представления текста и графики;
· соответствие цветовых, текстовых, звуковых решений, информационной насыщенности экранов эргономическим требованиям, учитывающим возрастные психолого-педагогические особенности учащихся;
VII.6 Удобство интерфейса
                     


   
   

Наши рекомендации