Как мы узнаем, что достигли цели?

Для краткосрочных терапевтов важнее всего помочь клиенту в точном установлении цели. Говоря словами из названия одной книги, «если не знаешь куда идешь, то наверняка не придешь, куда хочешь».

Б.Кейд, В.О'Хэнлон

Мы хотим, чтобы клиенты познакомили нас со своими представлениями и идеями о решении проблемы. Что будет происходить в других сферах их жизни, когда проблема перестанет им досаждать? Иногда вопрос о будущем — это также определение лучшего будущего, что может помочь клиенту ясно разобраться в способе решения проблемы. Иногда это помогает нам четко разобраться, чего хочет клиент. Де Шазе и его группа (1986) считают, что в некоторых случаях терапия может концентрироваться главным образом на том, какую форму должны принять пути решения проблемы, при этом до детального описания проблемы дело может даже не дойти. В любом случае это является для нас важной частью процесса оценки. Поскольку мы не отталкиваемся от неких общих моделей, объясняющих или нормативных, цели и воззрения клиентов исполняют роль компаса, указывая путь к конечной инстанции. Мы стараемся как можно быстрее сконцентрироваться на ясно определенной цели, которая интересует клиента. Если мы получаем информацию, выраженную вер-бально или невербально, о том, что клиент раздражен нашей концентрацией на целях, мы объясняем, зачем это делается, или изменяем поведение, занимаясь тем, что кажется клиенту более важным.

Пример: «Может, это слегка забавное начало, но я люблю знать, куда мы двигаемся, поскольку тогда мне легче понять то, что может нам помочь. Поэтому, если вы можете, то скажите. Что в вашей жизни изменится, произойдет, если терапия приведет к позитивным результатам? Чем вы будете заниматься по завершении терапии? Как узнают другие, что вы изменились? Как вы это узнаете?

Краткосрочная психотерапия

Рекомендуется склонить клиента к тому, чтобы он формулировал свои цели в ясных категориях. Часто цели подаются в категориях времени: как часто (частота), когда (дата, период, конечный срок), где и как долго (период).

Мы считаем, что, для того чтобы над целью можно было работать, она должна быть принята пациентом и терапевтом. Оба должны признать, что она важна и достижима.

Чтобы убедиться, знают ли все стороны, когда считать цель достигнутой, мы помогаем клиентам перевести туманные слова, не основанные на чувственных указаниях, на язык действия. Клиент должен уметь представить себе цель, как если бы ее можно было видеть и слышать на видеозаписи. Конечно, вначале клиент часто говорит о цели весьма туманно, либо концентрируется, скорее, на чувствах или эмоциональных состояниях. Однако мы осторожно пытаемся перевести клиента к внешним описаниям наблюдаемых элементов, вызванных этими состояниями.

Того, кто жалуется на стеснительность, необходимо попросить описать типичную интеракцию (или ее отсутствие). Смотрит ли он в присутствии других в землю? Сидит ли одиноко на приемах? Отказывается ли от приглашений? Эти описания мы используем для того, чтобы мотивировать этого человека изменить поведение и интеракции.

Одна аноректичная молодая женщина с трудом могла описать свою цель, ее определения не выходили за рамки туманного «буду лучше себя чувствовать». Наконец, посредством «магических вопросов» она смогла установить, что первая цель будет достигнута, когда она сможет, посмотрев на свое отражение в большом зеркале в ванной, выб-

88

Б.Кейд, В.О'Хэнлон

рать одежду, которая ей нравится, а не ту, которая ее больше маскирует. Ей посоветовали, чтобы она сделала это лишь после того, как почувствует себя к этому готовой. На следующую сессию она пришла одетой в платье без рукавов и сказала, что оптимистически настроена на будущее.

Для того чтобы помочь клиентам при определении целей, мы ставим вопросы, предоставляющие возможность выбрать один из готовых ответов. Например:

Считаете ли вы, что первыми признаками улучшения может быть то, что вы будете в состоянии смотреть на себя в зеркало, не отворачиваясь от своего отражения, или наденете что-нибудь красивое, то, что нравится, а не одежду, которая вас скрывает?

Иногда необходимо проинформировать клиента, что мы ищем достижимые цели.

Я все время возвращаюсь к тому, как мы узнаем, что достигли успеха и можем перестать встречаться, поскольку я хочу быть уверенным относительно того, к чему мы стремимся.

Боюсь, что то, что мы здесь делаем, может стать частью проблемы, а не его решением. Думаю, что уточнение цели поможет этого избежать.

Спрашивая о цели, мы стараемся одновременно создать ожидание перемены и ее позитивных результатов. Наши слова являются отражением этих ожиданий. Говоря о терапевтических целях, мы пользуемся словами: будете, когда, еще.

Так, значит, вы еще не договорились о встрече ни с одной женщиной, а хотели бы это сделать? Значит, тогда вы будете чувствовать себя лучше, победите угнетенное состояние, будете раньше вставать и проводить больше времени с друзьями?

Краткосрочная психотерапия

89

Наши рекомендации