Тема 2. Теоретическая база имиджелогии
Имидж существует в сознании человека как взаимосвязанный последовательный поток информации, программирующий образную и эмоциональную реакцию. Работа по созданию имиджа ведется различными средствами по каждому из каналов восприятия:
Визуальный - формирует внешний образ: соответствие нормам деловой и официальной одежды, прическа, манера поведения, мимика, жесты.
Вербальный – это культура общения, публичные выступления, доклады интервью, статьи, деловая переписка, умение вести беседу по телефону.
Событийный измерение – это нормативно-этическая сторона поступков, поведения, деятельности в целом, т.е. репутации человека.
Контекстный - рассматривают как присоединение имиджей других людей, что оказывает влияние на репутацию человека и имидж в целом.
Соответственно существуют три подхода к имиджу
Функциональный - выделяет разные типы имиджа, исходя из его различного функционирования.
Контекстный – выделяет разные контексты реализации функциональных типов.
Сопоставительный – осуществляет сравнение близких имиджей.[1]
Имидж выполняет следующие функции:
1. Функция социального тренинга помогает человеку приспособить собственное поведение к выполнению групповых ролей.
2. Функция социально-символического опознавания, когда через имидж человек демонстрирует другим членам группы готовность к выполнению определенных социальных ролей.
3. Иллюзорно-компенсаторная функция проявляется в том, что имиджи позволяют разнообразить повседневность, создавая различные иллюзии
Отдельно необходимо выделить функции позиционирование и создание мотивации.
Позиционирование является основой для создания у аудитории мотивации оценивать субъект имиджа определенным образом и соответственно этому действовать. Позиционирование – это в числе прочего вопрос самоидентификации, процесс отбора и трансляции таких имиджформирующих качеств, которые будут выгодно выделять его в коммуникативной среде и являться его конкурентными преимуществами.
Разграничивают функциональные и психологические преимущества субъекта имиджа. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ преимущества раскрывают: ради чего существует данный объект, например, одежда дает тепло, дом – кров, машина – средство передвижения и т.д. К ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ преимуществам относится удовлетворение иных нужд: одежда дорогих брендов демонстрирует статусность, большой дом приверженность к роскошной жизни. Позиционирование состоит в передвижении интересующего объекта к позитивному или негативному полюсу, в зависимости от поставленной задачи.
Поэтому при определенных условиях потребности человека могут служить источником для создания имиджа. Потребности по Маслоу в порядке их очередности таковы:
1. Физиологические потребности (потребности существенные для физического выживания индивида.
2. Потребности в безопасности и защите (потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий, в свободе от угрозы болезни, страха, хаоса.
3. Потребности принадлежности и любви (потребность любить и быть любимыми.
4. Потребности самоуважения, делиться на два типа:
- самоуважение;
- уважение другими;
Удовлетворение этих потребностей порождает чувство уверенности в себе, чувство достоинства, осознание своей пользы и необходимости этому миру. Неудовлетворение – приводит к чувству бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости.)
5. Потребности самоактуализации, или потребности высшего совершенства характеризуется потребностью человека стать тем, кем он может стать. Человек достигший этого уровня добивается полного использования своих талантов, способностей потенциала личности.).
В основе этой схемы лежит допущение, что потребности расположенные вначале должны быть более-менее удовлетворены до того, как человек может быть мотивирован потребностями, расположенными далее. Удовлетворение потребности расположенной внизу иерархии, делает возможным осознание потребности более высокого уровня и делает возможным их участие в мотивации.
Имиджи связанные с тремя верхними этажами «пирамиды» - это имиджи ориентированные на удовлетворение высших потребностей служат удовлетворению психологических целей.
Для таких имиджей:
- внешняя оценка имеет небольшое значение;
- для их образования используются групповые нормы и ценности;
- при создании таких имиджей предпочтение отдается поощряемым в рамках данной группы моделям поведения, копированию поведения и внешнего вида других членов группы.
Литература
Основная
1. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. – М.: «Омега-Л», 2009.
2. Почепцов Г. Имиджелогия . – М.: «Рефл-бук», 2006.
Дополнительная
1. Шепель В.М. Профессия имиджмейкер. Серия: Бизнес-образование; Издательство: Феникс, 2008 г.
2. Горчакова В.Г. Прикладная имиджелогия. Серия: Высшее образование. Издательство: Феникс , 2010 г.