Процесса формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования

Качество формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования определяется рациональной организацией учебно-воспитательного процесса, начиная от оптимального выбора и теоретического анализа исследуемых параметров, определения первоначального состояния изучаемого объекта, реализации сконструированной и научно обоснованной педагогической системы, и анализа полученных результатов.

На первоначальном этапе организации процесса формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования можно использовать следующие методы исследования: анализ существующих принципов и форм организации образовательного процесса, средств и технологий, программных средств, способных повысить эффективность процесса формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования; логическое осмысление возможности разработки системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования. Определение уровня готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования можно проводить с использованием следующих методов:

· наблюдение за деятельностью учителей и учащихся сельских школ в процессе обучения;

· анализ содержания процесса формирования готовности учащихся к получению профессионального образования в сельских школах;

· интервью с учителями и администрацией сельских школ;

· анализ основных затруднений учителей, возникающих в процессе формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования;

· выявление уровня готовности учащихся к получению профессионального образования при помощи специально разработанной технологии компьютеризации мониторинга уровня готовности учащихся к получению профессионального образования, определение основных затруднений учащихся по каждому показателю данной готовности;

· анализ полученных результатов; сравнительный анализ.

Достоверность полученных результатов достигается использованием комплексного подхода в применении методов подтверждения достовер­ности результатов, длительность наблюдений.

В процессе формирующего эксперимента реализуется система формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования, включающая в себя следующие компоненты: целеполагание, ранжирование, реализация, обобщение и анализ, коррекция. Эффективность формирования готовности учащихся к продолжению образования во многом зависит от своевременности проведения мониторинга уровня данной готовности, поскольку управляемость указанного процесса включает в себя наличие связей между целеполаганием, ранжированием, реализацией, анализом и проведением коррекции рассматриваемого процесса. В соответствии со структурой системы, для каждого ее компонента логично использовать следующие методы исследования:

- мониторинг уровня готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования, анкетирование, анализ выполнения специальных заданий, эвристическая беседа, сочинение, собеседование и интервьюирование;

- применении технологии организации процесса формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования с учетом специфики сельских школ;

- выбор технологий, соответствующих выделенным группам учащихся с различным уровнем развития показателей готовности к получению профессионального образования;

- анализ изменения уровня готовности учащихся сельских школ в результате применения системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования.

Достоверность указанных методов можно определить путем анализа результатов внедрения эксперименталь­ной системы в практику в экспериментальных и контрольных группах учащихся.

На завершающем контрольном этапе педагогического эксперимента по формированию готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования можно реализовывать следующие исследовательские методы:

- фиксирование результатов формирования готовности учащихся к получению профессионального образования;

- статистическая обработка результатов педагогического эксперимента;

- сравнительный анализ.

Достоверность методов определялась при помощи количественного опи­сания педагогического объекта, измерений и статистической обра­ботки результатов.

Охарактеризуем более подробно содержание некоторых методов экспериментальной проверки эффективностипроцесса формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволяет определить уровень готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования, выявить их учебные затруднения, определить наличие и характер взаимосвязи между компонентами данной готовности.

Опросные методы (интервьюирование, анкетирование, сочинения) можно использовать в целях выявления мнения учащихся о качестве, необходимости и эффективности образования, а так же о потребности и стремлении продолжать свое образование после окончания школы.

Многомерное отображение результатов экспериментальных данных позволило проанализировать большое количество экспериментальных данных с помощью специальной методики использования сводных таблиц для оценки уровня готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования.

Прогностический метод применяется в процессе формирования готовности учащихся к получению профессионального образования в процесса использования разработанного алгоритма составления прогноза изменения уровня готовности учащихся к получению профессионального образования.

Вопросы и задания

1. Какими методами можно определять уровень готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования?

2. В соответствии со структурой системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования для каждого ее компонента перечислите необходимые методы исследования.

3. Назовите методы завершающего, контрольного этапа формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования.

4. Чем определяется достоверность исследовательских методов на каждом этапе формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования.

5. Охарактеризуйте содержание методов экспериментальной проверкиэффективностипроцесса формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования: анализ и многомерное отображение результатов формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования, опросные и прогностические методы.

Наши рекомендации