Процесса формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования
Качество формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования определяется рациональной организацией учебно-воспитательного процесса, начиная от оптимального выбора и теоретического анализа исследуемых параметров, определения первоначального состояния изучаемого объекта, реализации сконструированной и научно обоснованной педагогической системы, и анализа полученных результатов.
На первоначальном этапе организации процесса формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования можно использовать следующие методы исследования: анализ существующих принципов и форм организации образовательного процесса, средств и технологий, программных средств, способных повысить эффективность процесса формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования; логическое осмысление возможности разработки системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования. Определение уровня готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования можно проводить с использованием следующих методов:
· наблюдение за деятельностью учителей и учащихся сельских школ в процессе обучения;
· анализ содержания процесса формирования готовности учащихся к получению профессионального образования в сельских школах;
· интервью с учителями и администрацией сельских школ;
· анализ основных затруднений учителей, возникающих в процессе формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования;
· выявление уровня готовности учащихся к получению профессионального образования при помощи специально разработанной технологии компьютеризации мониторинга уровня готовности учащихся к получению профессионального образования, определение основных затруднений учащихся по каждому показателю данной готовности;
· анализ полученных результатов; сравнительный анализ.
Достоверность полученных результатов достигается использованием комплексного подхода в применении методов подтверждения достоверности результатов, длительность наблюдений.
В процессе формирующего эксперимента реализуется система формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования, включающая в себя следующие компоненты: целеполагание, ранжирование, реализация, обобщение и анализ, коррекция. Эффективность формирования готовности учащихся к продолжению образования во многом зависит от своевременности проведения мониторинга уровня данной готовности, поскольку управляемость указанного процесса включает в себя наличие связей между целеполаганием, ранжированием, реализацией, анализом и проведением коррекции рассматриваемого процесса. В соответствии со структурой системы, для каждого ее компонента логично использовать следующие методы исследования:
- мониторинг уровня готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования, анкетирование, анализ выполнения специальных заданий, эвристическая беседа, сочинение, собеседование и интервьюирование;
- применении технологии организации процесса формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования с учетом специфики сельских школ;
- выбор технологий, соответствующих выделенным группам учащихся с различным уровнем развития показателей готовности к получению профессионального образования;
- анализ изменения уровня готовности учащихся сельских школ в результате применения системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования.
Достоверность указанных методов можно определить путем анализа результатов внедрения экспериментальной системы в практику в экспериментальных и контрольных группах учащихся.
На завершающем контрольном этапе педагогического эксперимента по формированию готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования можно реализовывать следующие исследовательские методы:
- фиксирование результатов формирования готовности учащихся к получению профессионального образования;
- статистическая обработка результатов педагогического эксперимента;
- сравнительный анализ.
Достоверность методов определялась при помощи количественного описания педагогического объекта, измерений и статистической обработки результатов.
Охарактеризуем более подробно содержание некоторых методов экспериментальной проверки эффективностипроцесса формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования.
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволяет определить уровень готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования, выявить их учебные затруднения, определить наличие и характер взаимосвязи между компонентами данной готовности.
Опросные методы (интервьюирование, анкетирование, сочинения) можно использовать в целях выявления мнения учащихся о качестве, необходимости и эффективности образования, а так же о потребности и стремлении продолжать свое образование после окончания школы.
Многомерное отображение результатов экспериментальных данных позволило проанализировать большое количество экспериментальных данных с помощью специальной методики использования сводных таблиц для оценки уровня готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования.
Прогностический метод применяется в процессе формирования готовности учащихся к получению профессионального образования в процесса использования разработанного алгоритма составления прогноза изменения уровня готовности учащихся к получению профессионального образования.
Вопросы и задания
1. Какими методами можно определять уровень готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования?
2. В соответствии со структурой системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования для каждого ее компонента перечислите необходимые методы исследования.
3. Назовите методы завершающего, контрольного этапа формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования.
4. Чем определяется достоверность исследовательских методов на каждом этапе формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования.
5. Охарактеризуйте содержание методов экспериментальной проверкиэффективностипроцесса формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования: анализ и многомерное отображение результатов формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования, опросные и прогностические методы.