Совесть как орган равновесия в отношениях
«Совесть» в данном случае является термином, применяемым при описании системных динамик в теории Хеллингера. Согласно этой теории, существует три вида совести: 1) «личная» совесть, которая диктуется принятой в обществе моралью и помогает разделять «хорошее» и «плохое» 2) «коллективная» совесть, которая позволяет включать исключенных членов системы (независимо от их «морального облика») .скрытая коллективная совесть- она не осознается. В силу этого она часто находится в противоречии с личной совестью. Коллективная совесть также имеет свои ограничения, поскольку она включает в себя только членов группы, которой она управляет. и 3) «духовная» совесть, которая включает всех, стирая различия между «хорошим» и «плохим». Она обращена ко всем в равной мере. Духовная совесть ведет нас за пределы границ личной совести через свою любовь для всего и для всех. Она также защищает нас от последствий пренебрежения законами коллективной совести, Она чтит законы приоритета особым образом, поскольку, следуя движениям духа, мы ощущаем себя соединенными со всеми людьми равным образом. Мы ступаем на землю наравне со всеми.
Все попытки искупить вину – это движение совести. На уровне совести решения нет.
Феноменологическое восприятие
«На пути феноменологического познания, вы погружаете себя во множество частных явлений в пределах какого-то горизонта наблюдения, не выбирая между ними и не придавая ни одному из них никакого особенного значения. Этот способ познания требует освобождения от всего предвзятого, от внутренних склонностей и предпочтений, будь то эмоции, намерения, суждения. Это восприятие направленное и не направленное, собранное и опустошенное в одно и то же время.
Феноменологическое отношение требует от нас держать себя в состоянии, содержащем в себе готовность к действию, но без самого действия. Через это внутреннее напряжение, мы приходим в высшее состояние собранности и готовности. Выдерживая это напряжение, вы обнаружите через некоторое время, что разнообразие в пределах наблюдаемого горизонта ведет к единому центру, и неожиданно вы увидите взаимосвязи, возможно даже особый порядок вещей, некоторую истину и даже, может быть, следующие шаги, которые нужно предпринять. Это видение приходит как бы извне, и воспринимается как дар». (Б.Хеллингер).
Техника расстановок
Делать расстановку системы можно только в том случае, если речь идет о серьезном, то есть о том, что действительно требует решения. Расстановка, сделанная из любопытства, эффекта не дает. Работая с расстановками, мы касаемся самых глубин. Поэтому необходимо, чтобы в группе была атмосфера внимательного сопутствия. Во время процесса расстановки никто не должен ничего говорить: ни расставляющий, ни расставляемые.
Терапевт. Чтобы расстановка удалась, терапевт должен освбодиться от своих замыслов и представлений. Должна быть готовность принять реальность, как она проявляется, без преувеличения и преуменьшения, и без намерения интерпретировать.
Интервью. Феноменологическое восприятие удается лучше всего, если клиенту задаются только самые необходимые вопросы, причем непосредственно перед расстановкой.
1. Кто входит в состав семьи?
2. Были ли в семье рано умершие дети, мертворожденные, абортированные дети; были ли в семье особые судьбы, например, инвалидность?
3. Были ли раньше у родителей, у бабушек и дедушек прочные связи, был ли кто-нибудь из них в браке или других значимых длительных отношениях?
Необходимая информация должна давать ответы на следующие вопросы:
• Кого в системе не хватает и кто должен быть включен, чтобы развязался какой-то узел?
• Кого тянет уйти из системы, куда его тянет и от кого он хочет уйти или, может быть, вместо кого он уходит? Кого нужно отпустить, чтобы могли остаться другие; кто способен остановить динамику ухода или смерти, если на него посмотрят и примут его любовь?
• Чья судьба, как при уравновешивании во зле, "требует" своего повторения, как будто человек может сохранить с кем-то связь, только если не будет жить лучше, чем жил тот?
• Чья судьба требует повторения, поскольку ее утаивают и она стремится выйти на свет или поскольку ей не отдают должного и она ищет признания?
• Кого судьба "вырвала" из жизни, так что жизнь этого человека кажется "незавершенной" и, возможно, стремится быть завершенной другими? Где не было возможности попрощаться ни с мертвыми, ни с живыми?
• Чья жертва остается без внимания и уважения и требует, чтобы этому человеку уподобился кто-то из вошедших в систему позже? Или кого из системы, совершившего что-то скверное, не признают, и кто-то другой стремится пойти за ним во зле?
• Нет ли в системе нарушений порядка, например, базовой иерархии братьев и сестер? Соблюдается ли преимущество новой системы, например, нынешней семьи перед родительской или второго брака перед первым?
• Не утрачена ли надежность отношений в семье: дети, например, стремятся исполнять роли родителей или родители роли детей, или дети желают делать для своих родителей что-то не подобающее им, или родители не обеспечивают безопасность детей?
Процедура расстановки. В семейной расстановке клиент выбирает из людей, присутствующих в группе, заместителей для представления значимых членов своей семьи, например, отца, матери, братьев и сестер, а также для себя самого. В большинстве случаев заместители не знакомы с клиентом. На свободном месте клиент размещает заместителей относительно друг друга в соответствии со своим внутренним чувством непосредственно на данный момент. Клиент как бы забывает самого себя и пробуждается из этого самозабвения, когда все расставлены по своим местам. Расстановка начинается с небольшого количества участников, отталкиваясь от которых, она постепенно развивается дальше. И через это размещение начинают проявляться вещи, иногда удивительные, даже для того, кто сам произвел эту расстановку. Этот процесс соединяет человека со знанием, которое до этого оставалось недоступным ему.
Заместитель.От заместителей требуется внутренний отказ от собственных представлений, намерений и страхов. Он внимательно следит за всеми переменами, которые происходят в их физическом состоянии и ощущениях. Например, может усилиться сердцебиение, появится желание смотреть в пол, чувство ярости или печали. Нужно обращать внимание на возникающие образы и прислушиваться к внутренним звукам и напрашивающимся словам. Некоторые заместители говорят «любезности», полагая, что они утешат клиента и этим ему помогут. Такие заместители не находятся в контакте с происходящим и терапевту нужно сразу же заменить их другими.
Как только заместители занимают свое место в расстановке, они начинают испытывать чувства, которые представляются весьма похожими на то, что испытывают те реальные люди, которых они замещают, вплоть до проявления телесных симптомов. В расстановках проявляется, что клиент является частью своего рода знающего поля, общего с другими членами его семейной системы, и это знание становится доступным просто через участие, без какой-либо информации, поступающей извне. Это самое удивительное, как заместители, которые почти ничего не знают о членах семьи клиента и никак не могут на это влиять, могут получить доступ к тому, что есть в этой системе.
Обнаружение семейной динамики. Ядром расстановочной работы является следование за реакциями заместителей, за тем, что терапевт "видит" и чувствует, а также соответствующие перестановки и дополнения. Здесь шаг за шагом проявляется то, что отягощает душу группы и держит семью в тисках скверной судьбы, а также то, что способно развязать узел переплетения и привести незавершенные процессы в семье к избавительному завершению.
Способы изменений в процессе расстановки:
• позволить реализовать имеющийся импульс к какому-то действию:
• повернуть друг к другу или развернуть друг от друга членов системы;
• включить в расстановку или вывести из нее кого-то из членов системы;
• поставить напротив или рядом;
• установить порядок внутри одной системы согласно базовому иерархическому порядку или среди различных систем согласно правилу приоритета новой системы;
• велеть кому-то из членов системы лечь (в случае смерти, имеющей большое значение
• обняться;
• склониться или поклониться;
• включить в поле зрения;
• произнести фразы, проливающие свет на что-то скрытое и называющие это, а также фразы, освобождающие и исцеляющие.
"Разрешающие" фразы. Разрешающие фразы терапевт может задавать сам или предоставлять заместителям найти их. Главное, чтобы они вытекали непосредственно из процесса расстановки и отвечали происходящему. Они приходят из проникновения в глубокие душевные процессы семьи.
Ритуалы в семейной расстановке. Ритуал – повторяемое и остающееся неизменным действие – соединяет нас с глубокими пластами действительности. Ритуал позволяет познать те силы души, о которых невозможно рассказать только при помощи языка без потери смысла. Это поклон, "лечь рядом с мертвыми", ряд предков и др.
Установление порядка внутри системы. В большинстве случаев расстановка ведет к созданию нового порядка в системе: скорее внешнего нового порядка, проявляющегося в образе-решении и указывающего каждому правильное и "разрешающее" место в системе, и скорее внутреннего нового порядка, следующего из фраз или жестов, которыми обмениваются члены системы.
Упорядочивание расстановки и приведение ее к образу-решению происходит по определенным правилам, которые доказали свою эффективность для решения в очень многих расстановках.
Упорядочивание расстановки и приведение ее к образу-решению происходит по определенным правилам, которые доказали свою эффективность для решения в очень многих расстановках. Я назову некоторые стандартные правила, допускающие, разумеется, множество вариаций:
• Дети стоят напротив родителей. В большинстве случаев четкое разделение уровней детей и родителей и возможность при этом видеть друг друга оказывает самое "разрешающее" воздействие.
• Дети ставятся рядом друг с другом, согласно базовому порядку, то есть сначала идет старший ребенок, за ним – второй и т.д.
• В образе-решении базовый порядок проявляется в расстановке членов системы по часовой стрелке. Вошедшие в систему раньше стоят справа, вошедшие позже по старшинству – слева.
• Первое место (справа) занимает тот из родителей, кто в большей степени отвечает за безопасность семьи, или тот, кто особенно много (в смысле судьбы или собственности) приносит в нынешнюю семью из своей родительской семьи, или тот, у кого уже есть дети из предыдущих отношений.
• Иногда, если для одного из родителей существует опасность самоубийства, нужно, чтобы другой гарантировал детям безопасность. В этом случае детей ставят рядом с тем из родителей, кто может обеспечить им безопасность.
• В случаях разрыва между родителями место детей часто находится между родителями. Первое место получает тот из родителей, кто остался.
• Иногда родителям бывает нужно получить "подкрепление" от предков, прежде всего в том случае, если они рано умерли; за родителями можно поставить бабушку и дедушку, иногда и других предков.
• Иногда большое значение для решения имеют стоящие рядом с одним или обоими из родителей их рано умершие родители, или братья и сестры, или другие родственники, особенно в случае, когда нужно снова дать течь потоку любви и на некоторое время дать место рядом с живыми тем членам семьи, на которых раньше не смотрели.
• Если у родителей раньше были другие стабильные отношения без совместных детей, отец встает между предыдущим партнером матери и матерью, а мать – между прежней партнершей отца и отцом. Это оказывается невозможным, если прежняя любовь еще очень сильна. Такая позиция "между" невозможна и в том случае, если от предыдущих связей есть дети. Если муж, например, разошелся с первой женой, от которой у него двое детей, снова женился и от второй жены у него тоже есть ребенок, тогда порядок будет такой: сначала идет первая жена, затем дети от первого брака, отец, его вторая жена и потом ребенок от второго брака. При этом не следует забывать о том, что первая жена, хотя и занимает в системе более высокое место, по отношению ко второй жене она рангом ниже. Дети от первого брака занимают более высокое место и обладают более высоким рангом.
• Иногда вследствие тяжелой вины, например, убийства, кто-то должен покинуть систему семьи. В этом случае нужно считаться с тенденцией этого человека к уходу. В расстановке это выражается в том, что его ставят далеко от остальных членов семьи или выставляют за дверь, чтобы он больше не отягощал систему. Других членов семьи, которых тянет уйти, иногда нужно оставить стоять, развернувшись лицом наружу. Но в образе-решении часто бывает нужно снова их повернуть, чтобы они могли лучше чувствовать свою принадлежность, даже если их тянет прочь. Сделать это легче, если известно, к кому их тянет, и тогда после процесса решения оба эти человека могут снова встать лицом к семье.
• Абортированные дети или выкидыши на ранних сроках в ряд братьев и сестер обычно не включаются.
Решения. «Наряду с тем, что информация может быть передана через участие, еще более изумительным является то, что знающее поле – я предпочитаю называть его знающей, направляющей душой, которая превосходит все индивидуальное – это поле ищет и находит решения, которые простираются далеко за пределы всего того, что мы можем придумать, и это влечет за собой последствия, которые превышают все, что мы могли бы спланировать намеренно. Сосредоточенная сдержанность терапевта и участвующее группы создает пространство, в котором отношения и переплетения выходят наружу и движутся в направлении решения». Б. Хеллингер.
Образ-решение. Об образе-решении речь идет, когда все заместители и клиент стоят на своих местах, когда уже произнесено или проделано то, что еще нужно было сказать или сделать (например, поклон), и все чувствуют себя хорошо. Часто по всей расставленной семье проносится вздох и заметно явное облегчение. Лица ясные и открытые, иногда по-настоящему сияющие.
Для клиента образ-решение, если он воспринят им как верный и приносящий решение, обладает большой силой, формирующей его жизнь. Если есть опасность, что в стрессовой ситуации воздействие расстановки может пропасть, то неосознанное или активное воспоминание об образе расстановки, как внутренний вожатый, проведет душу через трудности.