По камеральной проверке в налоговую инспекцию
Налогоплательщик может продлить срок представления документов по согласованию с налоговым органом (абз. 2 п. 3 ст. 93 НК РФ).
Для этого ему необходимо в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомить инспекцию о том, что он не может представить все документы в установленный срок, и объяснить причины. Также налогоплательщик указывает срок, когда документы будут представлены (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 3 ст. 93 НК РФ).
Примечание
Образец уведомления с просьбой продлить срок представления документов приведен в разд. 13.7.1 "Продление срока представления истребованных документов".
К сожалению, даже своевременное направление такого уведомления не гарантирует, что срок представления документов продлят. Руководитель (заместитель руководителя) налоговой инспекции вправе вынести решение о продлении срока или отказать в этом.
Минфин России в Письме от 05.08.2008 N 03-02-07/1-336 указал, что при рассмотрении вопроса о продлении срока учитываются:
- причины, по которым налогоплательщик не может вовремя представить документы;
- объем истребованных документов;
- факт частичной передачи документов;
- сроки, в которые проверяемый может представить документы.
Данное Письмо посвящено выездным проверкам, но актуально и для камеральных. Ведь ст. 93 НК РФ является универсальной для обоих видов проверок.
Но НК РФ не обязывает руководителей налоговых органов (их заместителей) учитывать какие-либо конкретные обстоятельства. Поэтому решение остается полностью на усмотрение этих должностных лиц.
Тем не менее, по нашему мнению, представить уведомление о невозможности подачи документов в установленный срок целесообразно. Во-первых, существует вероятность, что решение налогового органа по данному уведомлению будет положительным. Во-вторых, даже если инспекция не продлит срок исполнения требования и привлечет вас к ответственности за несвоевременное представление документов, суд учтет факт подачи такого уведомления.
В зависимости от обстоятельств вы можете добиться:
- снижения размера ответственности в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.10.2009 N А05-1221/2009).
Примечание
Подробнее об этом вы можете узнать в разд. 4.9.1 "Ответственность за несвоевременное представление и отказ от представления документов". О снижении размера ответственности за несвоевременное представление документов при выездных проверках читайте в разд. 13.9 "Последствия отказа от представления или несвоевременного представления документов. Ответственность";
- освобождения от ответственности по ст. 126 НК РФ на основании ст. ст. 110, 111 НК РФ (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 24.07.2009 N КА-А40/6844-09, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.11.2012 N А03-531/2012, ФАС Северо-Западного округа от 14.08.2009 N А66-9458/2008).
Правоприменительную практику по вопросу о том, можно ли привлечь к ответственности за непредставление документов в срок, если просрочка произошла в связи с большим количеством истребованных документов, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Если налоговые органы отказали в продлении срока для представления документов, такое решение можно обжаловать в суде. Как показывает практика, судьи поддерживают позицию налогоплательщиков и соглашаются со следующими доводами (Постановления ФАС Московского округа от 23.05.2011 N КА-А40/3854-11, ФАС Северо-Западного округа от 12.11.2010 N А44-152/2010 <1>):
- налоговый орган не указал причины отказа в продлении срока;
- налоговый орган не доказал, что налогоплательщик умышленно уклонялся от представления документов;
- налогоплательщик принял меры по представлению документов;
- реальная возможность представить требуемые документы в установленный срок отсутствовала (ввиду большого их количества или по другим причинам).
--------------------------------
<1> Указанные Постановления касаются выездных проверок. Истребование документов при камеральной проверке осуществляется в том же порядке, что и при выездной (ст. 93 НК РФ). Поэтому вывод суда в полной мере можно распространить на камеральные проверки.
Налоговый орган должен принять соответствующее решение в течение двух дней со дня получения уведомления (абз. 3 п. 3 ст. 93 НК РФ).
Отметим, что исходя из существующей судебной практики указанный срок не является пресекательным. То есть если инспекция вынесет решение об отказе в продлении срока представления документов позднее чем через два рабочих дня после получения уведомления налогоплательщика, то суд вряд ли признает решение недействительным по этому основанию (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 13.03.2013 N А68-7198/12 <2>).
--------------------------------
<2> Данный судебный акт касается истребования документов в рамках выездной проверки. Однако его выводы применимы и к камеральным проверкам, поскольку порядок истребования документов в этих случаях одинаков (ст. 93 НК РФ).
Примечание
О том, как поступить, если вы подали уведомление с просьбой о продлении срока представления документов, а вам на него не ответили, см. раздел "Ситуация: Что делать, если налоговый орган не отвечает на уведомление с просьбой продлить срок представления документов".