Программные и аппаратные средства создания
И обработки изображений
Программные средства создания растровых изображений.
Среди программ, предназначенных для создания компьютерной двумерной живописи, самым популярными считаются Painter компании Fractal Design, FreeHand компании Macromedia и Fauve Matisse. Из них пакет Painter обладает достаточно широким спектром средств рисования и работы с цветом. В частности, он моделирует различные инструменты (кисти, карандаш, перо, уголь, аэрограф и др.), позволяет имитировать материалы (акварель, масло, тушь), а также добиться эффекта натуральной среды.
Аппаратные средства получения растровых изображений
К аппаратным средствам получения цифровых растровых оригиналов в основном относятся сканеры и цифровые фотокамеры. Другие устройства, например цифровые видеокамеры, адаптеры захвата телевизионных кадров, в компьютерной графике играют чаще всего вспомогательную роль. Для создания изображений «от руки» предназначены графические планшеты, на которых рисуют специальным электронным пером.
Средства создания и обработки векторной графики
К программным средствам создания и обработки векторной графики относятся графические редакторы (например Adobe Illustrator, Macromedia Freehand, CorelDraw) и векторизаторы (трассировщики) – специальные пакеты преобразования растровых изображений в векторные (например Adobe StreamLine, CorelTrace).
Векторный редактор Adobe Illustrator является одним из общепризнанных лидеров среди программ этого класса. Преимущество заключается в хорошо отлаженном взаимодействии с другими продуктами компании Adobe, прежде всего с пакетами Photoshop и PageMaker.
Векторный редактор CorelDraw исторически, особенно в России, считается основным пакетом создания и обработки векторной графики на платформе Windows. К его преимуществам относятся развитая система управления и обширные средства настройки параметров инструментов. По возможности создания самых сложных художественных композиций CorelDraw заметно превосходит конкурентов. Недостаток – интерфейс программы сложен для освоения.
Лекция 4 Обзор рынка и классификация
Отечественных и зарубежных САПР
Швейных изделий
В 1970 г. начинается разработка вопросов автоматизации отдельных этапов проектно-конструкторских работ в швейной промышленности: первоначально отдельные элементы и технические процедуры, поддающиеся полной формализации (ввод рабочих лекал при помощи дигитайзера для определения нормирования материалов и составления раскладок, вычерчивание деталей, градация лекал и т.д.).
Девяностые годы XX в. характеризуются переходом России к рыночным методам хозяйствования и, как следствие, изменением структуры процесса промышленного производства швейных изделий. В этих условиях зарождаются новые направления в автоматизированном проектировании одежды, характеризующие создание САПР на базе современных интеллектуальных технологий и разработку трехмерных технологий, в корне изменяющей представление о процессе проектирования. Начинаются поиски более совершенных инженерных методов конструирования разверток деталей одежды по заданной поверхности, позиционированной в трехмерном пространстве. Активно разрабатываются новые подсистемы, позволяющие формализовать неформализуемые этапы проектирования, такие как: создание макетов (манекенов) конкретных фигур заказчиков, разработка технических эскизов и т.д.
В общем виде различают классификацию САПР по следующим основаниям:
- степени специализации системы;
- типу пространства проектирования;
- типу модели поверхности проектирования;
- степени доступа пользователя к параметрам проектирования (рисунок 4.1) [38].
Рисунок 4.1 – Схема классификации САПР
Степень специализации системы определяет способность САПР выполнять задачи, характерные для конкретной профессиональной дея-тельности.
Универсальные САПР, в отличие от специализированных, предназначены для выполнения общепроектных задач без учета специфики работы в конкретной профессиональной деятельности [28]. Первоначально были разработаны для машиностроительной отрасли, но благодаря общности инженерных вопросов позволяют решать задачи проектирования в различных отраслях, в том числе и в швейной промышленности. Развиваются и обогащаются гораздо быстрее универсальных благодаря своей многопрофильности, открытости архитектуры и возможности их модифицирования под задачи пользователя, что в свою очередь создает возможность использования графического и математического аппарата при проектировании новых специализированных САПР. Таким образом, были созданы и успешно развиваются такие системы САПР одежды, как «Eleandr» и «Ассоль», базирующиеся на графическом и математическом ядре AutoCAD.
Тип пространства проектирования характеризует пространство для проектирования и условно подразделяется на двумерные (2D) системы, системы проектирования трехмерного объекта на основе двухмерных проекций методами начертательной геометрии (2,5D) и системы трехмерного проектирования (3D).
При этом необходимо акцентировать внимание, что системы 2,5D-проектирования, опираясь на двухмерное графическое ядро, используют методы расчета пространственных форм объекта в трех проекциях, а системы 3D-проектирования базируются на сложном математическом аппарате для визуального представления и управления пространственной формой объекта в трехмерном пространстве [36].