Информационно – управляющие системы
Информационная система социально-экономического объекта — это совокупность средств, методов и исполнителей, обеспечивающих необходимой и достаточной информацией реализацию всех мероприятий процесса управления [4, с. 112].
В информационной системе самое главное — аккуратная, творческая деятельность исполнителей на высоком профессиональном уровне.
Именно в процессе этой деятельности и реализуются возможности специализированных средств и методов получения, хранения, преобразования и использования информации.
Основными составляющими информационной системы являются [4, с. 112]:
- контингент высококвалифицированных работников, к которому необходимо отнести инженерно-технический и обслуживающий персонал, руководителей и менеджеров всех без исключения звеньев и уровней управления;
- информационные ресурсы — информация, которая используется в управленческой деятельности. Особое место занимает информация, которая применяется для работы средств вычислительной техники (математическое обеспечение, алгоритмические языки, машинные программы и т. д.);
- материальные ресурсы (носители информации, технические сбора, средства хранения, передачи, обработки информации;
- каналы циркулирования информации.
Информационные системы всегда являются человеко-машинными
системами, поэтому могут быть охарактеризованы такими традиционными показателями, как объемы основных массивов информации, пропускная способность каналов, способность хранения информации, быстродействие, надежность [4, с. 112].
Взаимосвязь элементов информационной системы представлена на рис.1.
Роль средств вычислительной техники в обработке информации сводится к тому, чтобы учесть, возможно, большее количество факторов, связей и по формализованным признакам выдать некоторое предложение. Современные информационные системы представляют собой совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию комплекса операций процесса управления.
Окончательный выбор решения, как и вообще приоритет в этих системах, всегда принадлежит человеку.
Роль средств вычислительной техники в сборе и обработке деформации возрастает в связи с:
-усложнением характера связей между предметами, и явлениями объективного мира;
-усилением вероятностного характера связей;
-возрастанием дефицита общественных ресурсов и особенно времени;
-возрастанием масштабов возможных последствий от неправильно принятых решений;
-усилением необходимости повышения эффективности поиска оптимального решения.
Рис. 1 Взаимосвязь элементов информационной системы.
Как и всякая человеко-машинная система, информационная система синтезирует качества и машины, и человека, причем человек может выступать и как самый надежный, и как самый ненадежный элемент этой системы [5, с. 159] .
Человек как наименее надежный элемент системы управления выступает в экстремальных ситуациях (высокие температуры, давления, ускорения, агрессивная среда, психологические или физические перегрузки).
За последнее время, в связи с объединением вычислительной техники в единые системы и сети, формированием единых массивов информации, средств доступа к ней, сформировалось такое явление, как экономический электронный грабеж, порча информации, нарушение работы средств вычислительной техники. Это осуществляют умелые операторы и программисты, проникая не только в информационные массивы сетей коммерческих банков и фирм, но и в сети правительственного (государственного) управления. В данном случае наименьшей надежностью и помехоустойчивостью обладает машина, а не человек.
Информационные системы могут классифицироваться по различным признакам [3, с. 380].
К ним следует отнести:
-централизованные и децентрализованные системы,сочетающие достоинства централизации и децентрализации управления. Новые технические и технологические возможности информационных систем позволяют обеспечивать самые разнообразные соотношения централизации и децентрализации управления, которые определяются стратегией развития экономических систем;
-комплексные илокальные информационные системы.Комплексные системы обеспечивают спектр информационных услуг, локальные — только отдельные направления информационных потребностей фирмы;
- уровень механизации и автоматизации переработки информациипозволяет резко повысить производительность труда, однако создает возможности утечки конфиденциальной информации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в заключении подводя итог всему вышесказанному, необходимо ряд сделать следующих выводов.
Средства и методы прикладной информатики используются в менеджменте и маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного менеджмента, значительно расширяющее возможности использования компаниями информационных ресурсов. Развитие информационного менеджмента связано с организацией системы обработки данных и знаний, последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья производства и сбыта.
Информация предвидения играет принципиальную роль в процессе принятия многоступенчатых решений.
Информация, поступающая как из внешней среды, так и из долговременной памяти или тому подобных источников, изменяет ситуацию.
Во-первых, эта информация может изменять предметное представление о ситуации.
Во-вторых, новые данные изменяют субъективную вероятность подтверждения гипотез о положении дел.
В-третьих, данные, полученные в процессе решения, могут изменять полезность, приписываемую их результатам. Например, обнаружение в процессе и в результате строительства факта неблагоприятных геологических условий может привести к переоценке привлекательности данного проекта.
Информационные системы всегда являются человеко-машинными системами, поэтому могут быть охарактеризованы такими традиционными показателями, как объемы основных массивов информации, пропускная способность каналов, способность хранения информации, быстродействие, надежность.
Решение практических задач непосредственно связано с использованием такого метода, как метод «дерева решений». Это непосредственным образом связано с тем, что своевременная разработка и принятие правильного решения — главные задачи работы управленческого персонала любой организации [6, с. 276].
Непродуманное решение может дорого стоить компании.
На практике результат одного решения заставляет нас принимать следующее решение. Когда нужно принять несколько решений в условиях неопределенности, когда каждое решение зависит от исхода предыдущего решения или исходов испытаний, то применяют схему, называемую деревом решений.
Дерево решений — это графическое изображение процесса принятия решений, в котором отражены альтернативные решения, альтернативные состояния среды, соответствующие вероятности и выигрыши для любых комбинаций альтернатив и состояний среды.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Басовский Л.Е., Менеджмент: учебное пособие.- М.: ИНФРА –М, 2007.- 216с.
2. Веснин В.Р., Менеджмент: учебник.- 3-е изд. перераб. и доп. / В. Р. Веснин.- М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007.- 512с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент. – 3-е изд.- М.: Гардарики, 2003.- 528с.
4. Гольштейн Г.Я., Основы менеджмента: Учебное пособие.- Таганрог: Издательство ТРТУ, 2003.- 250с.
5. Гончаров В.И., Менеджмент: Учебное пособие/ В. И. Гончаров.- Мн: Мисанта, 2003.- 624с.
6. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учеб. пособие. – М.: ДеКа,2006.- 382с.
7. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации/ Г.Г. Почепцов. – М.: Центр, 2005.- 128с.