Социальная компетентность (СК)

Понятие «социальная компетентность» - составная часть длительной исследовательской традиции, связанной с изучением социального интеллекта, основоположником которой был Э.Торндайк в 20-е годы XX века. Эти исследования интенсивно велись на Западе. В России интерес к указанной проблеме пробудился лишь в последние десятилетия.

Несмотря на многочисленные исследования западных, а позднее и отечественных ученых, не было составлено общепринятого определения и ясно очерченного конструкта «социальная компетентность». Определенное согласие достигнуто лишь в том, что этот термин (иногда его заменяют термином «социальная умелость») употребляют для того, чтобы описать индивидуальные различия в разрешении социальных ситуаций.

В настоящее время социальная компетентность понимается как одно из основных качеств личности, которое определяет весь жизненный путь человека: включение в социум, возможность трудоустройства, создание семьи, успешность карьеры и т.д. Под социальной компетентностью понимается уровень социальной готовности личности, позволяющий ему быть конструктивным в основных сферах деятельности. “Социальная компетентность – способность человека выполнять социальные и общественные требования. Обладание высокой СК считается положительным качеством и способствует высокому социальному престижу» (24). Социальная компетентность проявляется всюду: в труде, в учебе, на производстве и дома, в умении общаться с окружающими, во взаимодействии с государственными институтами и учреждениями социальной инфраструктуры, в проявлении правовой культуры, культуры поведения и быта, в выполнении различных социальных ролей и т.д.

Любой человек, взаимодействующий с людьми, включается в социальные отношения, и чем качественнее он будет подготовлен к этому, тем успешнее будет его вхождение в социум. Таким образом, социальная компетентность становится одним из важнейших условий социализации и является комплексной характеристикой личности, отражающей уровень развития социально-коммуникативных и индивидуальных способностей.

Анализируя понятия социальной компетентности, используемые разными авторами, мы видим, что нет единого, общепринятого подхода к пониманию данного конструкта. Одни авторы сводят ее к социальному успеху, успешному социальному функционированию (Atilli, 1990 Howes, 1987 Оппенхеймер, 1992). Другие определяют СК как способность достигать желаемых результатов, умение выбирать социальные ориентиры и действовать адаптивно, поддерживая при этом позитивные отношения с другими (Ford, 1982, Duck, 1989, Goldfried & D. Zurilla, 1969, Ogbu,1981, Е.В.Коблянская, 1995, Taylor & Asher, 1984, Waters & Stroufe, 1983, Rubin & Rose-Krasnor, 1992, O.Graumann, 2003). Р.Ульрих и Р Ульрих., говоря о СК, указывают на такие характеристики человека, которые позволяют ему принимать решения относительно себя самого, правильно понимая ожидания и требования других людей, а Р.Селман (1980) - на выработку социальной точки зрения, включающую в себя комплексную многоплановую систему оценки, ориентацию на сотрудничество. Ряд авторов понимают СК как систему знаний и сценариев поведения в типичных социальных ситуациях (В.Н.Куницына, 2001; У. Пфингстен, З.Хинтч. 1991; Спивак и Шур. 1974; Yetes & Selman, 1989). Даже это простое перечисление различных подходов к пониманию СК показывает разнообразие взглядов. Euler (1997) подчеркивает, что такое многообразие подходов и определений при использовании этого понятия лишь запутывает проблему и затуманивает суть явления.

Отсутствие общего понимания компетентности может вызвать серьезные проблемы для ее оценки и взаимопонимания между учеными и практиками. Хотя все определения социальной компетентности отличаются специфичностью и центрами фокусировки, можно вычленить общую тематическую направленность. Действительно, большинство взглядов на социальную компетентность включают эффективность во взаимодействии как центральный аспект, однако это общее соглашение в том, что социальный успех является определяющим элементом компетентности, дробится на более специфические уровни дефиниции (Anderson & Messik 1974 цит. по 25). Анализируя позиции разных авторов на СК, можно выделить несколько подходов в понимании этого феномена:

1. СК как сумма, совокупность, система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений, навыков и возможность их реализации в конкретных ситуациях взаимодействия;

2. СК как эффективная модель действия с точки зрения факторов развития, окружения и культурного контекста; умение выбирать социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с ними; владение когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных социальных ситуациях ведут к успеху; эффективные или адекватные способы реагирования на проблемные ситуации;

3. СК как способности работать в группе, совместно принимать решения, устанавливать социальные контакты, осуществлять взаимодействие в больших и малых социальных группах, проявлять нравственные отношения к людям, регулировать конфликты ненасильственным путем, брать на себя ответственность, участвовать в решении проблем страны и региона, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов;

4. СК как интегративное качество личности, позволяющее индивиду активно взаимодействовать с социумом.

5. СК как способность достигать цели в социальных ситуациях, принимая во внимание специфику ситуационных требований и целесообразно реализовывать планы (28; 4).

Анализ точек зрения разных авторов, по сути, сводит социальную компетентность к коммуникативной или социально-психологической. Вообще, как отмечают В.Н Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша, критерием социальной компетентности служит результативность взаимодействия, достижение значимых социальных целей в определенных социальных контекстах с использованием соответствующих средств и получением положительного результата (10, с.478-479). Однако возникает вопрос, можно ли считать социальной компетентностью способность к манипулятивному поведению? С одной стороны, да, так как оно способствует достижению цели субъекта. С другой стороны, нет, так как второй участник взаимодействия поставлен в ущербную позицию. По-видимому, можно говорить вслед за Форвергом (Vorwerg, 1980) о просоциальной и асоциальной социальной компетентности (27, с.313.) . Действительно, целесообразность и ситуационное соответствие являются существенными составными частями для оценки просоциального компетентного социального поведения. Фактически реализация планов и целей связывается с ограничениями, что она осуществляется не в тягость партнеру по взаимодействию, таким образом, при достижении цели должно быть обращено внимание на потребности и состояния партнера.

Итак, на основе анализа мнений разных исследователей, критериями СК являются: успех, результативность, эффективность в решении задач социального, профессионального, личностного плана, обоснованность решений и готовность к ним, достижение значимых социальных целей. А функции СК заключаются в социальной ориентации, адаптации, интеграции общесоциального и личностного опыта (4, с.206-207).

Чтобы поведение соответствовало этим критериям, и были реализованы вышеуказанные функции, то есть, чтобы поведение личности считалось социально компетентным, на наш взгляд, недостаточно обладать только коммуникативной или социально-психологической компетентностью, Необходимы множественные компетентности, которые в качестве составляющих входят в состав СК. И последняя, по сути, является глобальным конструктом, имеющим довольно широкие аспекты, которые мы хотим представить в нашей модели СК.

Наши рекомендации