О структуре (построении) ораторской речи

Любая орат. речь должна состоять из трех композиционных частей:вступления, средней части (рассуждения) и заключения.

Во вступлении (приступе)нужно постараться привлечь внимание слушателей, расположить их к себе, подготовить к слушанию осн. части, восприятию излаг. вопроса. Для этого можно сказать, что тема вашего выступления очень важна, что дело, которое будет рассмотрено, весьма необычное, что слушатели узнают нечто из ряда вон выходящее, - т. е. как-то заинтриговатьаудиторию.

В самом начале речи следует высказать уважение к аудитории,не проявляя самоуверенности, чванства, надменности (под. качества вообще не должны быть присущи оратору). Не надо начинать с цветастых и слишком складных фраз (они более уместны в ходе выступления): чересчур увер. начало воспринимается слушателями, как правило, отрицательно. Не менее сущ. момент -краткостьвступления: оно должно длиться не более минуты.

В среднейчасти излагается суть дела - информация, кот. вы считаете нужным сообщить, ее толкование, ваша интерпретация и оценка. Рассуждая о предмете речи, приводятся заранее продум. аргументы, используются оцен. эмоц. восклицания и др. Здесь тоже следует придерживаться опр. правил: сообщение или рассуждение не должно быть слишком продолжительным, нудным, слишком детализированным или сумбурным.

Собираясь использовать несколько аргументов подряд, начинают с самого слабого, наращивая силу убеждения,и заканчивают самым сильным - существует небезосн. мнение, что аргументы, распол. в такой последовательности, более действенны. В такой же последовательности располагайте и факты.

Никогда не следует пренебрегать третьей композ. частью речи - заключением.По объему оно может превосходить вступление, но должно занимать не более 1,5-2 мин. В заключении обычно подчеркивают осн. мысль речи или кратко повторяют все сущ. мысли, соображения, соблюдая порядок их более подр. рассмотрения в средней части. Посл. фраза речи должна быть энергичной. Прав Д. Карнеги, осужд. распр. бан. концовку речи, сост. из фразы: "Ну вот, кажется, и все, что я хотел(а) сказать". У слушателя может создаться впечатление, что оратор, вероятно, сказал не все, что-то забыл, упустил. Лучше закончить речь более четко: "Вот и все, что я хотел(а) сказать. Благодарю за внимание". Еще лучше - закончить речь каким-то парадокс. или интриг. высказыванием, например: "Если я не убедил(а) вас в моей правоте, вас убедит в ней жизнь - и очень скоро!" Не игнорируйте трад. фразу, кот. является признаком хор. тона: "Благодарю за внимание".

О ФИГУРАХ РЕЧИ

Хар. особенностью орат. речи является частое употребление фигур речи,т. е. необ. построений высказываний или использования слов в их перен. значениях, неприв. сочетаниях друг с другом, на что сразу обращает внимание аудитория.

Количество фигур речи приближается к 200, однако в орат. искусстве их насчитывается лишь несколько десятков, и чем более интенсивно они используются в речи, тем больший эффект она производит.

Анафора- повторение слова, словосочетания, ритм. и реч. конструкций в начале синтакс. периодов: "У нас есть опыт, у нас есть достаточные средства, у нас есть необходимые помещения, чтобы заняться этим делом и иметь успех". Анафора делает фразу более выразительной, способствует лучшему усвоению мысли; широко применяется в рекл. текстах.

Градация- расположение слов в порядке нарастания или ослабления их смысл. и эмоц. значения: "Это живой, деятельный, стремительный человек". В градациях используются чаще всего 3-4 слова во избежание снижения эффекта. Меньшее количество слов может создать ощущение ее недостаточности.

Антитеза- сопоставление резко отличных по смыслу слов или словосочетаний. Антитезы нередко применяют в наиболее патет. местах речи.

Сравнение– изв. и попул. фигура речи. Задача оратора - снабдить свою речь неожиданными, меткими сравнениями.

Аллюзия- соотнесение опис. или происх. в действительности с уст. понятием или словосочетанием литературного, исторического, мифологического происхождения. Чаще всего цитируют выд. людей прошлого - мыслителей, писателей, полит. деятелей, ученых.

Парадокс- мнение, суждение, резко расход. с общепринятым, однако при наиболее вним. рассмотрении - верное, по крайней мере, в каких-то условиях. Парадоксы очень украшают устную речь: "Я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи" (А. Грибоедов). Парадокс должен быть доступен слушателям, поэтому иногда его надо пояснить.

Антифразис- один из видов иронии: употребление фразы в противоп. смысле в опр. контексте и с опр. интонацией: "Очень мне нужно тебя обманывать!"

Гипербола- образное преувеличение, например: "Инфляция может достигнуть космических размеров". Лучше использовать собственные, новые гиперболы.

Литота– подчеркн. преуменьшение; эту стилист. фигуру называют обратной гиперболой. Благодаря несоответствию оценки и реал. ситуации происходит как бы усиление смысла: "За границу они поехать, конечно, не откажутся" (т. е. с удовольствием поедут).

Паралипсис (претериция)- притворное умалчивание: оратор подчеркивает, что игнорирует какие-то факты, обстоятельства, оценки, но при этом перечисляет их, например: "Я уж не буду говорить о нарушениях производственной дисциплины - нарушениях пропускного режима, систематических опозданиях".

Антиципация- формулирование возм. возражений слушателей и ответов на них. Создается впечатление объективности обсуждения проблемы.

Наши рекомендации