Позитивная семейная психотерапия
(Сокращённый вариант)
ПРИМЕРЫ ИЗМЕНЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Традиционная интерпретация Позитивная интерпретация
Нервная анорекция
Потеря аппетита,мания похудения Способность прожить на ограниченные
в пубертатный период средства.Способность избавить от женской
половой роли с помощью голода.Способность
разделить тяготы голодающих во всем
мире.
Алкоголизм
Дипсомания,психологические Способность с помощью
симптомы:эйфория алкоголя на время делать
(хорошее самочувствие), конфликты терпимыми.
переоценка своих возможностей, Способность зарождать
расторможенность,несдержаное иллюзию защищенности,
поведение,бестактность,на- основанную на чувстве
вязчивость,шумное поведение внутреннего тепла,и
склонность реагировать без облегчать принятие
размышлений,(переходящая в собственной личности
нарушения закона и преступ- через ослабление тор-
ления). можения и тревоги.
Амбивалентное отношение
Амбивалентность.Существо- Способность не фиксироваться
бок о бок противоречивых одним определенным способом
чувств в отношении одного Может быть расширена за счет:
и того же объекта,например понимания,что ты всегда рис-
любви и ненависти в одно куешь,отваживаешься шагнуть в
и тоже время.Эротические незнаемое,несешь грусть сомне-
привязанности и взаимоотно- ний на своих плечах,но всегда
шения между родителями и живешь с надеждой открыть где-
детьми часто заметно амби- нибуть новые возможности или
валентны. пределы.
Непослушание,дерзость.
Психологическое отрицание Способность сказать"нет".Может
внешних аыторитетов,часто быть расширена за счет:времени
сочетающиеся с эмоциональ- (когда сказать "нет"),доверия,
ными вспышками(гнев,дер- причин(определить,когда надо
зость). что-то делать,или уточнить,
почему говорится "нет".
Ночное недержание мочи
Ночное недержание мочи- Способность возвращаться к пре-
особая форма непроизволь- жним,не забытым способам реаги-
ного опорожнения мочевого рования при столкновении со сло-
пузыря.Оно происходит ночью, жными ситуациями.Способность не
когда человек спит в постели. придавать значения.
Депресия
Ощущение подавленности с пре- Способность реагировать на кон-
имущественно пасивной установ- фликты глубокими эмоциями.Может
кой,душевное уныние,истощение. быть расширена за счет:взаимо-
отношений с Ты,с Мы,с пра-Мы;
времени,доверия и надежды.
Ревность
Бешеный страх потерять партне- Способность любить не вызывая
ра,объедененный с неадекватным своим поведением ответной люб-
контролем реальности.Ненависть ви.Позитивное отношение к Я,
к возможному сопернику,вытека- к партнеру и к верности,выра-
ющая из претензии на исключи- женная фантазия.Подчеркивание
тельность,особенно в любви. способности любить своего
партнера и быть привязаным к
нему или к ней.
Экзистенциальная тревога
Неуверенность,страх будущего, Способность думать о будущем
соединенный с психовегетатив- и не поддаваться иллюзии безо-
ными нарушениями. пасности.Может быть расширена
за счет:дифференцированого
отношения к будущему,рациона-
лизации вовлеченных вторичных
способностей.
Страх привязаности
Защитное и амбивалентное Акцент на отношении к Я или к
отвержение других людей, имеющимся партнерам.Может быть
социальная дистанция.Основной расширена за счет:контактов,
симптом:заторможенность и отношения к Мы,вежливости,
чувство подавленности с честности,вербализации и рас-
некоторым сильным эмоциональ- ширения целей.
ным соучастием.
Бронхиальная астма
Признаки одышки из-за спазмов Интенсивная связь с собственным
бронхиальной мускулатуры и, телом;с референтным человеком;
возвратным путем,в диафрагме, способность осознать себя через
а также обусловленные респира- симптомы(хрипы,кашель,хватания
торными мышцами. воздуха).Может быть расширена за
счет:вербализации конфликтов
(причин),привязанности-отделения,
честности,веры,доверия,надежды.
Преждевременная эякуляция
Преждевременное извержение Способность быстро достигать
семени. своей цели.Позитивное отношение к
партнеру,выраженное усердие/дости-
жение,время.Может быть расширена
за счет:времени,терпения,пункту-
альности,надежности.
Лень
Торможение деятельности, Способность избегать требований
невыполнение,отсутсвие приле- достижения.Может быть расширана
жания,слабость характера. за счет:времени(когда и где лениться)
дифференциации и осознания собственных
способностей.
Отсутствие суеты.Время подумать.
Акуумуляция энергии.
Средство достижения комфорта.
Стимул для творчества.
Фиксация
Согласно Фрейду,упорство в ра- Способность придерживаться чего-то.
боте влечения на ранней стадии Способность придерживаться установок
развития,с целью сделать возмож- и поведения.Может быть расширена за
ным сохранение детских способов счет:того,что каждый вид поведения
получения удовлетворения детских и каждая установка существует в
способов получения удовлет- рамках некоторой базовой концепции.
ворения.Часто фиксация прямо Вопрос в том:когда и при каких
связана с извращениями и обстоятельствах фиксация становится
неврозом. источником конфликта.
Сердечный приступ
Колапс тканей сердечной мус- Способность принимать близко к сердцу
кулатуры вследствие спазма нагрузки и факторы раска.Может быть
артерий вокруг сердца. за счет:коррекции концепции достижения,
изменения в свяанных с едой привычках
(сфера ощущения),правильного питания
(рассудочная сфера)и развития отно-
шения к себе,к собственому телу.
Сигнал.Возможность научиться сопережи-
вать,защитить душу от распада.
Компульсивный невроз
Например,потребность все время Способность осуществлять что-либо
оглядываться,проверять,закрыты с чрезвычайной точностью,добро-
ли двери,навязчивость умывания, совестностью,пунктуальностью
навязчивые ритуалы,навязчивое и последовательностью.Способность
перебирание в мыслях вновь и не доверять себе и путем повторения
вновь событий дня. и контроля отражать опасности
(внешние опасности сознательно,
внутренние опасности бессознательно).
Особенно выраженна потребность
в порядке и надежности.Может быть
расширена за счет:уверенности,
времени,контактов,надежды,будущего,
способности позволять себе удивляться.
Агресивность
Воинственность,жестокость. Способность спонтанно,эмоционально
и расторможенно реагировать на что-
либо.Может быть расширена за счет:
уяснения,против кого,когда,где и в
какой форме осуществляется арессия.
Фригидность
Выражение происходит от Способность говорить "нет"своим телом.
латынского слова frigidus Может быть расширена за счет:развития
(холодный)и означает сек- способности говорить "нет" и словами,
суальную холодность женщин, лучшего формулирования собственных
неспособность испытывать оргазм. потребностей.
Ипохондрия
Глубокое душевное уныние по Способность точно наблюдать собственные
причине воображаемых или телесные функции и улавливать уязвимость
незначительных телесных недугов. органов к нарушениям.
Преступность
Совершение поступков,нака- Способность игнорировать правила пове-
зуемых по закону. дения.Позитивное отношение к Я,к оп-
ределенному Ты или к ограниченному
Мы.Может быть расширена за счет:
отношения к Мы,к пра-Мы,бережливости,
справедливости,любви,честности,диф-
ференцированых отношений к близкому
и отдаленному будущему,учету пос-
ледствий.
Паранойя
Сумасшествие,безумие,психическая Способность видеть себя центром мира
болезнь с первичными маниакаль- и его тайных сил.Может быть расширена
ными представлениями(манией за счет:взаимосвязи с другими актуаль-
преследования,величия и так ными способностями,фантазией,разумом,
далее). ощущениями,вежливостью,честностью,
доверием и надеждой.
Фобия
Страх перед определенными Способность избегать ситуаций и объектов
объектами,например,мышами, которые ощущаются как угрожающие.
собаками,пауками и так далее, Может быть расширена за счет:отно-
или ситуациями,например страх шений к этим ситуациям и объектам,
открытых пространств,закрытых контактам,отношения к Я,Ты,Мы,пра-Мы.
помещений или страх покраснения. Доверие к актуальным способностям,
В других случаях-галлюцинации вовлеченным в данный момент.
с чувством тревоги.
Психосоматические симптомы
Вызывание физических симптомов Способность указывать на языке тела,
психологическим путем. что в данный момент нет другого
способа справиться с имеющимся
конфликтов.Может быть расширена за
счет:достижения,контактов,будущего.
Мастурбация
Сексуальное самоудовлетворение, Здесь существует возможность
онанизм.Это нормальная фаза сек- установить связь со своими собст-
суального развития в период по- венными сексуальными органами.
лового созревания,особенно у Может быть расширена за счет:
мужчин,но ее следует расматри- отношения к Ты,к связи с партнером
вать как аномалию,если она (сексуальности),межличностных
продолжается и тогда,когда есть контактов,честности и чистоплотности.
достаточные возможности для
половых сношений.
Нарциссизм
Способ любить свое Я,нравиться Способность любить себя и воспринимать
себе. собственные возможные слабости как
позитивные.
Соперничество(соперничество братьев,сестер)
Ревнивые и напряженные отношения Способность к самоутверждению через
между братьями или сестрами, сравнение и к дальнейшему развитию.
неадекватная готовность демонст- Может быть расширена за счет:
рировать внимание. справедливости и любви,уникальности,
контактов,вежливости,честности.
Садизм
Сексуальное возбуждение путем Способность брать на себя активную
причинения боли,жестокого роль.Способность получать удовольствие
отношения,унижения или бес- от создания собственной власти и силы.
честия,наносимого любимому. Может быть расширена за счет:признания
Самым крайним выражением базовых человеческих способностей,
является убийство. справедливости,отношения к Мы и к
пра-Мы.
Пренебрежение собой
Внешнее пренебрежение-в одежде, Способность игнорировать обя-
манерах-надо отличать от внутрен- зательные нормы или идти против
него пренебрежения должными них.Может быть расширена за счет:
обычаями,моралью. отношения к Я,к Ты,индивидуальных
актуальных способностей(аккуратности,
честности,вежливости,чистоплотности,
бережливости,пунктуальности...),
развития веры и надежды,привязанности,
различия и отделения.
Шизофрения
Cимптомы шизофренического психоза В прежние времена и даже иногда
обычно описываются в психиатрии сегодня,шизофреники считались
следующим образом:рассеяность, обладателями особых способностей.
эксцентричность,притворство, Восхищение вызывало страстное во-
спутаная речь,высокопарная речь, одушевление,приподнятая речь и
стереотипы,опустошенность... . задумчивость больных.Согласно
В качестве других черт перечисляются Принцхорну (Prinzhorn,1922),
псевдофилософские идеи,притворная шизофреник полон стремления к аб-
глубина,отсутсвие эффективного ре- солюту.Ясперс(Jaspers.1948)припи-
зонанса,пренебрежение и социальная сывает им возвышенное понимание и
изоляция.На больных смотрят как на духовные откровения.Метте(Mette,
неудачников,как на обузу для их 1928) нашел у них повышенные спо-
семей. собности.Он обнаружил у них стрем-
Импотенция.Болезнь.Безысходность.
Смерть,с.ребенка.
Негативное толкование позитива.
Доброта Садятся на голову.Манипулируют -
незащищенность,навязчивость.
Справедливость Субъективизм.Вызвать комплекс вины
и сделать несчастным.Мелочность.
Жестокость.
Любовь Страдание.Навязчивость.Потеря инди-
видуальности - сверхзависимость.
ление к предельной адекватности
выражения,потребность в прямом
отражении чувст,ограниченность
самыми простыми средствами выражения,
сильную синзетивность к другим
людям и вещам,необычную беспристраст-
ность по отношению к себе,особую
тонкость и интуицию в психологических
выводах,богатсво и необычайную образ-
ность языка и повышеную экспрессивность.
В семейной терапии мы обнаружили,что
шизофреники демонстрируют более тонкую
чувствительность к конфликтам,в то время
как члены их семей оказываются ленивыми
по отношению к ним.В параноевидной форме,
акцент на фантазиях и традициях(например
мания справедливости,религия,верность,
вежливость...).В гебефренических формах
присутсвует способность уходить от тре-
бований достижений и ставить это требование
под вопрос.При кататонии налицо моторный
уход или его противоположность,выражение
возбуждения в некоординируемых движениях.
При намерении улучшить состояние больного,
внимание надо обратить на следующие: с
каким содержанием связан бред?Какие акту-
альные способности еще относительно ста-
бильны?С какими каналами общения связаны
симптомы?Прежде чем выносить суждение о
"врожденности"или"природной обусловлен-
ности" заболевания,надо выяснить,что было
сделано с пациентом до сих пор и задейст-
вовать семью и социальное окружение в
качестве терапевтов.Психиатрические
больницы,которые в настоящее время функ-
ционируют в некоторой степени в режиме
детских садов,должны быть превращены
в консультативные учреждения,терапевти-
ческие центры и амбулатории,где пациенты
и их семьи могут получить подготовку для
выполнения терапевтических функций.
ПОЗИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ОДИНОЧЕСТВА
37-летная пациентка впервые решила изменить свои жизненые планы в тот
момент,когда смогла осознать позитивные аспекты своей судьбы.Частые пребывания
в детских больницах из-за приступов астмы и нарушений развития сформировали
направление развития ее личности.Эта проблема затрагивалась в предшествующем
психотерапевтическом лечении в связи со страхом отделения,проблемой остав-
ления родителей и синдромом одиночества.
В семье,где она выросла,об этом обычно много говорили.Довольно часто в
в центре внимания была она:ее жалели либо из-за проблем,которые были у нее
с учителем или с отцом,или же из-за проблем,которые она создала для семьи в
связи с едой.В тоже время она усвоила,что обсуждение ее проблем делает ее
центром внимания,хотя как старший ребенок она,возможно,получала бы меньше
внимания.Когда ей было 10 лет,она перестала есть.Может быть,она бессознательно
пыталась узнать,кто в семье привязан к ней и не позволит ей умереть,и в то же
время хотела заставить своего отца продемонстрировать какую-то заботу о ней.
Таким образои,благодаря интенсивной вовлеченности в проблемные ситуации
она практически подготовилась к выбору профессии,который позже и сделала,а
именно,профессии социального работника и,впоследствии,воспитателя,что дало ей
возможность профессионально работать с проблемами.На основе эмоционалного
интеллектуального и практического обучения распознаванию проблемных ситуаций
в детстве она легко может справляться со многими людскими проблемами и труд-
ностями,часто улавливать суть гораздо быстрее,чем ее коллеги.
Она составила следующий перечень позитивных следствий пребывания в
детских больницах и своей проблемы в целом:
-Благодаря переживанию одиночества и изоляции я лучше понимаю других людей
и их проблемы.
-Благодаря этому я,по-моему,могу лучше делать мое дело,обнаруживая большее
внимание и способна давать советы.
-Хорошее,дружеское,почтительное поведение по отношению к клиентам моего
отца позитивно принималось моими родителями и клиентами,меня хвалили.
-Благодаря этому,я,возможно,более уверенно себя чувствую общаясь с другими,
избегаю критики и не говорю о собственых желаниях.
-Я редко подхожу сама к другим людям,чаще жду,чтобы они брали инициативу на
себя,-таким образом я избегаю риска быть отвергнутой и испытать из-за
этого лишнюю боль.
-Когда я приглашаю кого-то,я готовлюсь к этому,тем самым заслуживаю комплимен-
ты,что все хорошо и уютно и что еда восхитительна.
-Я почти никогда не приглашаю кого-нибуть без подготовки,чтобы не разочаровать
людей,избежать риска,что все окажется скучным,и чтобы не испортить себе
настроение,если получу отказ.
-Когда раньше я отказывалась от своего желания играть и помогать матери по
дому,мать хвалила меня.
-Когда я отказалась от своего желания танцевать,участвовать в вечеринке или
встречаться со сверстниками,меня в первый раз предпочли сестры;отец похвалил
меня,говоря,что я смышленая-я годы ждала такого признания.
-Моя мама часто говорила,что когда меня долго нет дома,она боится,что со мной
что-то случилось.Чтобы избежать этого упрека и сделать ее счастливой,я
все больше и больше ограничивала контакты.
-Раньше я никогда не могла приглашать сверстников,потому что мы жили в тесноте,
и,кроме того,я стыдилась нашей квартиры.
-Когда раньше я шла играть к другим детям,я как бы вырывалась из тесноты домаш-
них дел,уходила от постоянного семейного контроля,чувствовала себя свободнее.
-Когда позднее я все больше и больше отказалась от игр и вместо этого делала
домашние задания,мои учителя считали меня прилежной ученицей;и я получала
хорошие отметки.Это покупалось ценой отречения,но для меня внимание,похвалы
и признания были жизненно необходимы.
-Сегодня,предпочитая контакты с людьми,менее образованными чем я,я избегаю
риска оказаться участницей такого интеллектуального разговора,где я неизбежно
выглядела бы несостоятельной или мне пришлось бы молчать(я происхожу из рабо-
чей семьи,в которой мало читали и обсуждали).
-Спонтанные контакты со многими людьми,вроде тех,что устанавливал мой отец,
осуждались моей матерью,бабушкой и дедушкой.Я приняла это за образец поведе- ния и избегала посищения баров.Таким образом,отказавшись от спонтанных контак-
тов,я избежала пренебрежения или осуждения со стороны семьи.
ПОСЛЕДСТВИЯ
Приведенные примеры реинтерпретации являются лишь примерами и образцами,
облегчающими поиск других возможных толкований болезней и нарушений. Эта
процедура несомненно непривычна большинству людей,для которых болезни и нару-
шения почти неизбежно связаны с негативной или пессимистической концепцией.
Такая концепция не означает более реалистичного видения мира,но она помогает
понять,почему реальности здравоохранения,психиатрической и психотерапической
помощи образуют достаточное основание для пессимизма.Когда утрачивается виде-
ние позитивныхх аспектов болезни,не приходится удивляться последствиям того,
что родители преждевременно выпроваживают детей из дома;что молодежь не хочет
иметь ничего общего со своими родителями и вообще со взрослыми;что супруги
расходятся или разводятся;что очень многие люди рано уходят на пенсию;что все
больше и больше людей ищет решение своих проблем в алкоголе и наркотиках;что
люди пытаются помочь другим,не помогая им в действительности; что люди и
группы ненавидят друг друга,живя бок о бок,вместо того чтобы вместе трудиться
ради лучшей жизни для всех;что психосоматических больных считают симулянтами
или лечат исключительно лекарственными методами;что психически больных толкают
к ненормальности;что пациенты в психиатрических клиниках получают только изо-
ляцию,вместо психотерапического лечения.
Что такое "КОНЦЕПЦИИ"?
Человек,соблюдающий обычай,не осветив его своим разумом и суждением,
подобен слепому,ведомому другими людьми.
Бахья Ибн Пакда.Долги сердца.
Центральным понятием позитивной семейной терапии является понятие концепции.
В психологии это понятие известно в таких сочетаниях как Я-концепция или
концепция другого,где оно обозначает представление,имеющиеся у человека о
себе или о других.Таким образом,концепции- это когнитивные и эмоциональные
структуры,задающие нам схему интерпретации наших отношений к себе,к другим
людям и к нашему окружению.Концепции включают в себе ожидания,придающие на-
шему восприятию характерный оттенок:подходим ли мы к человеку песимистически,
критически и недоверчиво или же ищем контакта с ним доброжелательно,с опти-
мизмом и вниманием.В этом раскрывается поведенческий аспект концепций.Это
отнюдь не чистые идеи;в их основе лежит триада,включающая познание,эмоции и
поведение.
Концепции могут быть управляющими нашим поведением,мотивами,усвоенными нами
нормами и привычками,на которые мы ориентируемся-они становятся частью нашей
совести.Эти концепции выполняют штурманские функции;они сообщают человеку,
где предстоят трудности,что хорошо,что плохо,и какие возможности поведения
есть в его распоряжении.Хотя теоритически существует бесконечное число концеп-
ций,практически их спектр ограничен.У каждого человека есть своя "программа"
концепций,которые частично взаимосвязаны и пребывают в гармонии между собой,
но порой создают диссонансы.Содержание концепций описывается в терминах ба-
зовых и актуальных способностей,а их место в системе связи и отношений в тер-
минах четырех сфер переработки конфликтов,четырех моделей для подражания и
форм взаимодействий.За пределами индивидуального сознания они действуют как
правила игры,принимаемые целой группой.По этой причине наша концептуальная
программа частично согласуется с концепциями группы,в которой мы живем.
Концепции тем самым предстают как узловые точки в личном общении.В форме за-
конов и нормативных систем они регулируют взаимоотношения в обществе.Семье
принадлежит особая роль во всем,что касается концепций.В ней типичные концеп-
ции передаются из поколения в поколения,во взаимодействии людей формируются
новые концепции,которые затем усваиваются развивающейся личностью в повседнев-
ном общении.Каждый индивид,как и каждая семейная ячейка,обладает типичными
формами поведения,происхождение которых может быть прослежено до определенной
концептуальной праграммы:ложится спать вовремя,вставать в предписанное время,
есть вмести с семьей в определенные часы,быть пунктуальным,возвращаться к
определенномк времени,выполнять в срок свои обещания,испытывать неудобства,
если есть опасность опоздать,переживать,когда опаздывают другие... .
За этими поведенческими стереотипами и эмоциональными реакциями стоит
личностный стиль поведения,который,впрочем,отчасти определяется особенностями
группы и роли.Например,он включает в себя типичную концепцию пунктуальности,
которая может вызывать конфликт в браке,семье или карьере,если скажем,у парт-
нера отношение к пунктуальности более свободное.
ПОЗИТИВНАЯ СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ НИЧЕГО
НЕ УСТРАНЯЕТ
Не буть слишком сладким-как бы тебя не съели;
не буть слишком горьким-как бы тебя не выплюнули.
Восточная мудрость.
Ориентация на болезнь в медицине и традиционной психотерапии вызывает со-
противление со стороны пациентов.От врача ждут,что он отберет что-нибуть:
аппендикс,несколько кубиков крови или любимую пищу.Так же,как и от этих видов
вмешательства,пациенты и их семьи защищаются от терапевтических мер,которые
угрожают нарушить семейное равновесие.Это может быть в этом случае,когда от
терапевта ожидают выговора,когда ставятся под сомнения старые привычки и роли,
или когда становятся без внимания ценности,принятые в семье.
С помощью позитивного подхода мы "развенчиваем"- в изначальном значении
слова-образ терапевтов,который сложился у пациентов и семьи.Мы ничего не за-
прещаем и не грозим что-то отнять.Напротив,мы принимаем симптоматичное пове-
дение и пытаемся заставить пациента осознать позитивные аспекты его нарушения.
Благодаря такому отношению пациент не испытывает потребности защищаться от
"атакующего терапевта".Вместо этого терапевт выступает как союзник пациента,
и вместе они добиваются того,чего не удалось бы достичь,если бы они сражались
друг с другом.Это особенно важно для большой группы потенциальных пациентов,
которые ранее успешно избегали всех видов психотерапии:для тех,кто отрицает
наличие конфликтов.Хотя у них есть множество конфликтов и они страдают от их
последствий,а также заставляют страдать других,они боятся прямо взглянуть в
лицо своему конфликту.Это поведение имеет истоки в их биографии и подчиняется
концепциям,которые запрещают конфликты.Отрицание конфликта действует как ста-
билизирующий фактор.Мы сначало обращаем внимание пациента на эти обстоятель-
ства,но не ругаем его за непонимание.Мы предлагаем ему попробовать на время
оставить свою защитную установку и - при поддержке позитивной интерпретации-
попытаться решить конфликт.
Мы считаем,что у пациента есть предпосылки для болезни,и для симптомов,и
для здоровья.Терапевт прежде всего поддерживает регенеративные способности
пациента.Семья может повысить восприимчивость к болезни,но она может и
мобилизовать имеющие у него предпосылки для здоровья.Цель позитивной семейной
терапии- поддержать семью в этой деятельности по оказанию помощи самим себе.
ПАЦИЕНТ КАК ТЕРАПЕВТ
Мы падаем сами,но нужна дружеская рука чтобы поднять нас.
Мы уже видели,что пациент располагает существенными возможностями помощи само-
му себе.Кроме того,мы вновь и вновь замечаем,что болень и ее последствия про-
являются не только у индивида,но и в системе,в которой он живет.В этом отно-
шении семья оказывается на переднем плане как первичная и наиболее прямо
связаная с пациентом группа.Симптом является выраженнием существующих конфлик-
тов с партнером,семьей или социальной группой и приобретает специфический
смысл в конкретной группе(Framo,1973;Richter,1979).Например,тревожность и
скованность молодой жены дают повод ее мужу выступить в качестве защитника
и продемонстрировать свою силу и внутреннюю стабильность.Демонстрация мужу
этих качеств позволяет жене забыть,что она укрепила свою уверенность в нем
дорогой ценой,вытеснения собственных страхов и слабостей.Роль мужа как за-
щитник означает для жены защиту и безопасность,но вместе с тем и зависимость,
недостаток уверенности в себе и сохранение прежних социальных страхов и ско-
ванности.Развивается кажущееся равновесие,взаимная поддержка,которая легче
может быть поставлена под сомнение "скованным" партнером,если мы представим
его в позиции пациента,чем партнером-"помощником",который в такой же степени
затронут проблемой(Selvini-Palazzoli et al.,1977).Это ключевая позиция мни-
мого пациента облегчает принятие им произвольных и эффективных мер к измене-
нию ситуации.
В позитивной семейной терапии пациент отказывается от своей роли пациен-
та и становится "психотерапевтом" для своего окружения,особенно для своего
партнера по конфликту (ср.также Minuchin,1978;Selvini-Palazzoli et al.,1977;
Stierlin et al.,1977).Позитивная семейная терапия нацелена прежде всего на
эту смену ролей и тем самым поощряет пациентов сознательно встать на путь
помощи самим себе.
ПОЗИТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА В ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Один день счастья заставляет человека забыть о всех
его несчастьях,а один день несчастья заставляет его
забыть о всем его прошлом счастье.
Бен Сирач
При позитивном подходе начинается с расмотрения трех следующих аспектов:
а)Наблюдение семьи пациента и симптомов.Этим обеспечивается диагностическая
ориентировка,отвечающая на следующие вопросы:Какие личностные и коммуни-
кативные структуры мы наблюдаем?Какие дифференциально-диагностические
соображения могут быть высказаны?Что пациент предлагает терапевту?
б)Позитивная интерпретация симптомов.Мы знаем,что наблюдение,основанные на
нем заключения и диагностические меры не объективны.На них влияет диагно-
стическая система,которой придерживается терапевт,его личные впечатления
и его оценка пациента.В противоположность соматической медицине эта субъек-
тивность как раз лежит в основе психотерапии и семейной терапии.Мы исполь-
зуем другие возможности для оценки(реинтерпретацию,позитивную интерпретацию,
изменение позиции)не потому,что они более объективны.Мы делаем это с целью
подчеркнуть относительность наших собственных систем отсчета так же,как и
систем отсчета пациента и его окружающих,что дает нам возможность побудить
его к поиску альтернативных возможностей.Таким образом,мы уходим от перво-
начальных симптомов и двигаемся в те сферы,где пациент чувствует себя "по-
зитивным",то есть относительно свободным от симптомов,обладающим сильным Я
и способным к сопротивлению.Здесь задействованы два аспекта:реинтерпритация
симптома и внимание к способностям пациента.
в)Повышение ценности "пациента".Превращение пациента в собственого терапевта
и позитивная интерпретация симптомов улучшают положение пациента в семье
(Schindler,1976).Таким образом,изменяется семейная структура,и другие члены
семьи получают возможность выступить в роли пациентов.На этом пути раскры-
ваются семейные механизмы "распределения болезни"и выясняется,на какого
члена семьи была возложена роль "носителя симптомов",и почему.
ПОЗИТИВНЫЙ ПОДХОД ПРИ ЛЕЧЕНИИ
СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Позитивный подход может быть очень полезен при лечении устойчивых к терапии
хронических симптомов и болезней,имевших первоначально телесную природу.
Он помогает пациентам и их семьям найти новые подходы к заболеваниям и к
борьбе с ним.Тем самым страдания уменьшаются:болезнь становится легче перено-
сить.Позитивные измениения могут происходить также и в отношении человека к
необходимым медицинским мерам,например,к тяжелому лечению,ограничительной
диете,протезированию или пугающей операции.
ЧЕТЫРЕ ФОРМЫ ПЕРЕРАБОТКИ КОНФЛИКТА,И КАК ОНИ РАБОТАЮТ
1.Тело (путь ощущений).
2.Деятельность(путь разума).
3.Контакты(путь традиций).
4.Воображение(путь интуиции).
У каждого человека развивается собственные предпочтения тех или иных
форм переработки конфликтов.При гипертрофии одной из них другие формы отсту-
пают на задний план.Выбор одной конкретной формы во многом зависит от индиви-
дуального опыта научения,особенно полученного в детстве.Четыре формы реагиро-
вания моделируются в конкретной жизненной ситуации посредством типичных кон-
цепций.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБЩЕЙ ОРИЕНТАЦИИ В ЧЕТЫРЕХ СФЕРАХ
ПЕРЕРАБОТКИ КОНФЛИКТОВ
1.Как Вы реагируете на возникающие у Вас проблемы (Отвечаете ли Вы с помощью
своего тела,своей деятельностью,обращение к другим за помощью,или в вообра-
жении?)
2.Какое утверждение верно по отношению к Вам:"Я верю тому,что вижу". "Я верю
тому,что понимаю"."Я верю тому,что говорят,например,мои родители"."Я верю
тому,что спонтанно происходит во мне?"
3.Какой девиз был в Вашем доме?(Например," Еда и питье соединяют тело и душу",
" Ты есть то,что ты можешь","Что скажут люди?", " Все в руках божьих").
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СХЕМЫ
ЧЕТЫРЕХ ФОРМ ПЕРЕРАБОТКИ КОНФЛИКТА
Одна пациентка рассказывала:"Когда я расстраиваюсь,у меня болит голова,
и это длится часами".Мы изображаем этот ответ следующим образом:
тело,ощущения
воображение бессознательное деятельность
будущее разум
интуиция
контакты-традиции
Переработка конфликта: тело- воображение
Для получения дальнейшей информации мы спросили:"Как Ваш партнер
реагирует на конфикт?" Ответ был таким:"Мой муж уходит в свою мастерскую
в подвале и работает как сумашедший почти всю ночь.Иногда я могу слышать,как
он громко бормочет".Конфликтными областями являются:"Усердие-достижение" и
"Воображение".Получается такая картина:
тело,ощущения
воображение бессознательное деятельность
будущее разум
интуиция
контакты-традиции
Переработка конфликта: деятельность-воображение
Таким образом,мы постигаем индивидуальные реакции и стереотипы пове-
дения,которые чаще всего проявляются в этом браке.Сравнение двух рисунков
показывает,что тело(оба партнера в сексуальном плане уже долгое время ничего
не говорили друг другу)и контакты остаются невключенными.Действетельно,
дальнейший опрос показал,что контакты- та область,где в этом браке существует
реальный дефицит.Но поначалу мы принебрегаем конфликтной областью и оброщаемся
к тем областям,которые,по-видимому,наиболее способны к развитию.
Эта процедура согласуется с позитивным подходом.Ее может проиллюстри-
ровать образ,который я однажды использовал в связи с проблемой достижения.
Четыре сферы похожи на всадника,который движимый стремлением к дости-
жению(деятельность),рвется к цели(воображение).Чтобы достичь этой цели ему
нужна хорошо ухоженная лошадь(тело).Если лошадь его сбросит,ему нужна помощь,
чтобы снова подняться(контакты).Это значит ,что терапия не может сосредото-
чиваться только на одной области,например,всаднике,а должна уделять внимание
всем областям.
Таким способом мы можем описать и индивидуальные стили переработки
конфликта,и стили типичные для малой группы,и даже реакции,характерные для
целой культуры.
В своих наблюдениях я обнаружил,что в Европе и Северной Америке области
"тело" и "деятельность"обычно находятся на первом плане,в то время как на
Востоке есть тенденция подчеркивать "тело","контакты" и "воображение".Несмотря
на эти тенденции,каждый человек переживает мир по-своему и вырабатывает формы
реакций,соответсвующие его личности.
У соматически ориентированных врачей часто возникают сложности с пациен-
том с Южной или Восточных стран.Эти пациенты явно страдают,но симптомы не ясны
врачу.Для этой картины болезни стали испоьзовать термин "трансальпийский синд-
ром".Ключом к смыслу этого синдрома,который может проявляться во многих формах,