Нашего внутреннего театра
Хотя метод ГТКО помогает нам углубить понимание самих себя (и того, как мы влияем на других), существует множество других способов понять наш внутренний театр. Мы рассмотрим два из них: тесты и сны.
Тесты, открывающие внутренний театр
Чтобы понять сценарий внутреннего театра человека, психологи используют различные тесты, начиная с текстовых и кончая проективными. Во многих случаях лучше всего использовать сразу несколько тестов (прежде всего потому, что обсуждение результатов разных тестов выливается в обсуждение вопросов жизни). Однако тесты не дают стопроцентных ответов; они только дают начало диалогу, который углубляет понимание внутренних мотиваций, потребностей, желаний и фантазий.
У всех тестов есть недостатки. Как было отмечено ранее, текстовые тесты особенно поддаются так называемому фактору социальной желательности, т. е. склонности людей искажать результаты теста в попытке показать себя в лучшем свете. Хотя часто это делается неосознанно, некоторые люди очень хорошо «притворяются» на тестировании и осознанно выбирают ложные ответы. Другие дают неправильные ответы из-за непривычного состояния, из-за мыслей, которые крутятся в голове во время выполнения теста или плохого понимания своих чувств и поведения. Эффективность текстовых тестов ограничена еще и их простотой: определенные ответы о сложном поведении трудно дать в форме краткого ответа, а попытки сделать это могут привести к неточности.
64__________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА____________________________
Тестирование, которое основывается не на выборе «правильно-неправильно», а на интерпретации картинок или клякс, называется проективным. Теория этих тестов состоит в следующем: то, что человек видит в картинке или чернильной кляксе, отражает его подсознательные и сознательные мысли, потребности, страхи, конфликты, желания и убеждения; определенные темы возникают при интерпретации нескольких картинок. Часто истории, которые люди рассказывают, основываясь на картинках, содержат эти темы.
Хотя результаты проективных тестов сложнее подделать тому, кто на них отвечает, они подвергаются искажению со стороны того, кто их дает. Этот человек может проецировать свои фантазии на интерпретацию, которую он или она слышит, позволяя, таким образом, своим предрассудкам влиять на результаты. Однако, с медицинской точки зрения, последний вид тестирования более интересен, так как проективные тесты лучше «простукивают» внутренний мир человека.
Среди известных проективных тестов можно назвать «Тест тематической апперцепции», разработанный психологом из Гарварда Генри Мюр-рейем, и тест чернильных пятен, или «тест Роршаха», разработанный швейцарским психиатром Германом Роршахом. В «тесте тематической апперцепции» испытуемым показывают по очереди различные картинки и просят рассказать историю о каждой из них. Например, одна картинка изображает мальчика, задумчиво смотрящего на скрипку. Испытуемых спрашивают: как вы думаете, что делает мальчик? Что здесь происходит? Можете вы рассказать историю этого мальчика? В каком он настроении? По тому, какие истории придумывают испытуемые для каждой картинки, опытные клинические психологи могут понять те темы, которые ими руководят и мотивируют.
«Тест Роршаха» дает похожие возможности. Испытуемым показывают в произвольном порядке чернильные кляксы, по одной на карточке, и просят сказать, что они напоминают. Поскольку картинка не четкая, при этом тестировании можно сделать даже больше выводов, чем при предыдущем. Например, испытуемые, которые видят бабочку на одной из карточек, открывают о себе что-то иное, чем те, кто видят горшок, двух танцующих женщин или скелет. Как и в случае с «тестом тематической апперцепции», опытные клинические психологи могут создать синтез различных ответов и определить важнейшие темы внутренней жизни испытуемого.
__________________ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В МИРЕ РАБОТЫ___________________________ 65
Рль снов
Даже без какой-либо интерпретации сны открывают беспокоящие нас проблемы |
Проникнуть во внутренний театр можно еще и через сны или грезы. Фрейд, который считал сны «царской дорогой к подсознанию», понимал, что они открывают быстрый доступ к внутреннему миру. Даже без какой-либо интерпретации сны обнаруживают беспокоящие нас проблемы. А ведь все мы видим сны. Действительно, мы спим примерно одну треть, а видим сны в течение примерно одной двенадцатой нашей жизни. Для большинства из нас это соответствует четырем-шести снам за ночь, или примерно 1500-2000 снам в год.
Мы видим сны во время так называемого «быстрого сна» (КЕМ). Сокращение означает «быстрое движение глаз», процесс, который происходит, когда нам снятся сны. Пока нам снится сон, наше тело практически полностью парализовано, за исключением сердца, легких, глаз и пениса, как считает специалист по сну Уильям Демент. Этот псевдопаралич не случаен. Он не дает нам действовать в соответствии со сном (как делают многие лунатики).
Немногие доверяют снам. Некоторые люди считают их беспорядочным «шумом» в неврологической системе. Так ли это? Может ли содержание сна быть просто бессмыслицей? Очевидно, что нет. Согласно исследованиям, проведенным в лабораториях сна, кора головного мозга (или передние доли) — та часть мозга, которая отвечает за язык, мышление, планирование, организацию и сознание, — участвует в процессе сновидений. Это значит, что в снах есть что-то большее, чем просто шум. Более того, у снов есть восстановительная функция: они помогают нам вычищать багаж, который мы накопили в течение дня.
Некоторые люди считают, что сны — вестники будущего. В Библии толкование Иосифом снов фараона о семи тощих и семи упитанных коровах является хорошим примером этого направления мысли. Здесь может быть доля правды, так как сон позволяет нам выделить те вопросы, которые сознательно или неосознанно волнуют нас. Возвращаясь к сну Иосифа, голод, возможно, регулярно наступал в древнем Египте и, вероятно, занимал много места в мыслях фараона. Предсказывают сны будущее или нет, они, безусловно, указывают на основные предметы нашего беспокойства. Сны похожи на письма к нам самим; они напоминают нам о том, что надо принять во внимание. А так как это метафо-
66__________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА____________________________
ры в движении, они говорят с нами на том языке, который затрагивает сердце.
Если мы хотим понять наши сны, мы должны искать закономерности. Например, снятся ли нам кошмары? Есть ли у нас повторяющиеся сны? В большинстве кошмаров картина сна настолько неотразима, настолько пугающая, что мы просыпаемся. Так кошмары прерывают функцию сна, которая заключается в том, чтобы дать телу покой. Повторяющиеся сны точно так же можно считать попыткой разрешить конфликт или срочным напоминанием того, что мы отказываемся признать в суете дня. Повторяющиеся кошмары часто связаны с оживлением в памяти травматических эпизодов, через которые мы проходим снова и снова в попытке изменить результат.
Сны могут помочь в творческом процессе, так как они переносят нас в другой мир — мир, где вдохновение отделено от разума. Во сне мы видим довольно сюрреалистические картины; люди и события из различных мест и времени сливаются, образуя вторую жизнь, в которой происходят самые фантастические вещи. У нас у всех моменты вдохновения бывают каждую ночь! Фантастическое содержание наших снов показывает, что во всех нас есть здравая доля творческого начала. Вопрос в том, обращаем ли мы внимание на эти вспышки вдохновения? Многие из нас просто не замечают мир снов. Однако некоторые творческие люди обращают внимание на фантастические образы, которые они находят в своих снах, и используют их в работе. Значительная доля вдохновения черпается из образов, возникших ночью.
К сожалению, многие люди не помнят своих снов (хотя они им, конечно, снятся). Это можно сказать и о многих руководителях, у которых есть так называемые «толстые границы». То есть у них настолько сильные защитные механизмы, что большая часть образов из снов не выходит на поверхность; вместо этого она «тает» и быстро забывается. Напротив, многие творческие личности обладают «тонкими границами». Они не только помнят свои сны, но и активно используют образы из снов для своей работы. Например, Уильям Стайрон написал свою книгу «Выбор Софи», основываясь на сне; Роберт Льюис Стивенсон написал знаменитую историю о д-ре Джекиле и Мистере Хайде после того, как увидел ее во сне; Изабелла Альенде тоже основывала свои истории на снах. Художники часто отображают сны в своих работах. Примером тому могут служить Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт. Дали называл свои работы фотографиями снов, нарисованными от руки. На все фильмы шведского режиссера Ингмара Бергмана также повлияли сны.
___________________ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В МИРЕ РАБОТЫ___________________________ 67
АНКЕТА 2.9 | |
Что говорят Вам Ваши сны? | |
Выберите сон (или грезу), который Вам недавно снился, или сон, который постоянно возвращается. Вы можете вспомнить, с чего он начинался? Что Вы чувствовали во сне? Какие ассоциации возникают у Вас с этим сном? Хотя эти вопросы кажутся простыми, дать на них ответы не так-то просто. Дайте своим мыслям простор. Подумайте об ассоциациях. Если Вы помните ночной сон, подумайте, могло ли какое-нибудь событие прошедшего дня запустить сон. Потом постарайтесь понять значение возникавших образов. Это может занять какое-то время. Толкование снов похоже на составление картинки-загадки; это кропотливый процесс. Но постепенно, когда все кусочки будут на месте, Вы обнаружите, что находитесь на новой территории, и сон приобретет другое значение. Открыв истории, стоящие за Вашим сном. Вы откроете что-то новое о себе самом. |
Опера «Золото Рейна» Рихарда Вагнера основывалась на сне. Многие научные изобретения тоже возникли из снов или грез. Среди наиболее известных: бензольное кольцо (Фридриха Кекюле), периодическая таблица элементов (Дмитрия Менделеева) и теория относительности (Альберта Эйнштейна) (Анкета 2.9).