Нашего внутреннего театра

Хотя метод ГТКО помогает нам углубить понимание самих себя (и то­го, как мы влияем на других), существует множество других способов понять наш внутренний театр. Мы рассмотрим два из них: тесты и сны.

Тесты, открывающие внутренний театр

Чтобы понять сценарий внутреннего театра человека, психологи исполь­зуют различные тесты, начиная с текстовых и кончая проективными. Во многих случаях лучше всего использовать сразу несколько тестов (преж­де всего потому, что обсуждение результатов разных тестов выливается в обсуждение вопросов жизни). Однако тесты не дают стопроцентных ответов; они только дают начало диалогу, который углубляет понима­ние внутренних мотиваций, потребностей, желаний и фантазий.

У всех тестов есть недостатки. Как было отмечено ранее, текстовые тесты особенно поддаются так называемому фактору социальной жела­тельности, т. е. склонности людей искажать результаты теста в попытке показать себя в лучшем свете. Хотя часто это делается неосознанно, неко­торые люди очень хорошо «притворяются» на тестировании и осознанно выбирают ложные ответы. Другие дают неправильные ответы из-за не­привычного состояния, из-за мыслей, которые крутятся в голове во вре­мя выполнения теста или плохого понимания своих чувств и поведения. Эффективность текстовых тестов ограничена еще и их простотой: опре­деленные ответы о сложном поведении трудно дать в форме краткого ответа, а попытки сделать это могут привести к неточности.

64__________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА____________________________

Тестирование, которое основывается не на выборе «правильно-не­правильно», а на интерпретации картинок или клякс, называется проек­тивным. Теория этих тестов состоит в следующем: то, что человек ви­дит в картинке или чернильной кляксе, отражает его подсознательные и сознательные мысли, потребности, страхи, конфликты, желания и убеж­дения; определенные темы возникают при интерпретации нескольких картинок. Часто истории, которые люди рассказывают, основываясь на картинках, содержат эти темы.

Хотя результаты проективных тестов сложнее подделать тому, кто на них отвечает, они подвергаются искажению со стороны того, кто их дает. Этот человек может проецировать свои фантазии на интерпрета­цию, которую он или она слышит, позволяя, таким образом, своим пред­рассудкам влиять на результаты. Однако, с медицинской точки зрения, последний вид тестирования более интересен, так как проективные тес­ты лучше «простукивают» внутренний мир человека.

Среди известных проективных тестов можно назвать «Тест темати­ческой апперцепции», разработанный психологом из Гарварда Генри Мюр-рейем, и тест чернильных пятен, или «тест Роршаха», разработанный швей­царским психиатром Германом Роршахом. В «тесте тематической аппер­цепции» испытуемым показывают по очереди различные картинки и про­сят рассказать историю о каждой из них. Например, одна картинка изоб­ражает мальчика, задумчиво смотрящего на скрипку. Испытуемых спра­шивают: как вы думаете, что делает мальчик? Что здесь происходит? Мо­жете вы рассказать историю этого мальчика? В каком он настроении? По тому, какие истории придумывают испытуемые для каждой картинки, опытные клинические психологи могут понять те темы, которые ими ру­ководят и мотивируют.

«Тест Роршаха» дает похожие возможности. Испытуемым показы­вают в произвольном порядке чернильные кляксы, по одной на карточ­ке, и просят сказать, что они напоминают. Поскольку картинка не чет­кая, при этом тестировании можно сделать даже больше выводов, чем при предыдущем. Например, испытуемые, которые видят бабочку на одной из карточек, открывают о себе что-то иное, чем те, кто видят гор­шок, двух танцующих женщин или скелет. Как и в случае с «тестом те­матической апперцепции», опытные клинические психологи могут со­здать синтез различных ответов и определить важнейшие темы внут­ренней жизни испытуемого.



__________________ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В МИРЕ РАБОТЫ___________________________ 65

Рль снов


Даже без какой-либо интерпретации сны открывают беспокоя­щие нас проблемы

Проникнуть во внутренний театр можно еще и через сны или грезы. Фрейд, который считал сны «царской дорогой к подсознанию», пони­мал, что они открывают быстрый доступ к внут­реннему миру. Даже без какой-либо интерпретации сны обнаруживают беспокоящие нас проблемы. А ведь все мы видим сны. Действительно, мы спим примерно одну треть, а видим сны в течение при­мерно одной двенадцатой нашей жизни. Для боль­шинства из нас это соответствует четырем-шести снам за ночь, или при­мерно 1500-2000 снам в год.

Мы видим сны во время так называемого «быстрого сна» (КЕМ). Со­кращение означает «быстрое движение глаз», процесс, который проис­ходит, когда нам снятся сны. Пока нам снится сон, наше тело практичес­ки полностью парализовано, за исключением сердца, легких, глаз и пе­ниса, как считает специалист по сну Уильям Демент. Этот псевдопара­лич не случаен. Он не дает нам действовать в соответствии со сном (как делают многие лунатики).

Немногие доверяют снам. Некоторые люди считают их беспорядоч­ным «шумом» в неврологической системе. Так ли это? Может ли содержа­ние сна быть просто бессмыслицей? Очевидно, что нет. Согласно иссле­дованиям, проведенным в лабораториях сна, кора головного мозга (или передние доли) — та часть мозга, которая отвечает за язык, мышление, планирование, организацию и сознание, — участвует в процессе снови­дений. Это значит, что в снах есть что-то большее, чем просто шум. Более того, у снов есть восстановительная функция: они помогают нам вычи­щать багаж, который мы накопили в течение дня.

Некоторые люди считают, что сны — вестники будущего. В Библии толкование Иосифом снов фараона о семи тощих и семи упитанных коровах является хорошим примером этого направления мысли. Здесь может быть доля правды, так как сон позволяет нам выделить те вопро­сы, которые сознательно или неосознанно волнуют нас. Возвращаясь к сну Иосифа, голод, возможно, регулярно наступал в древнем Египте и, вероятно, занимал много места в мыслях фараона. Предсказывают сны будущее или нет, они, безусловно, указывают на основные предметы нашего беспокойства. Сны похожи на письма к нам самим; они напоми­нают нам о том, что надо принять во внимание. А так как это метафо-

66__________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА____________________________

ры в движении, они говорят с нами на том языке, который затрагивает сердце.

Если мы хотим понять наши сны, мы должны искать закономернос­ти. Например, снятся ли нам кошмары? Есть ли у нас повторяющиеся сны? В большинстве кошмаров картина сна настолько неотразима, на­столько пугающая, что мы просыпаемся. Так кошмары прерывают фун­кцию сна, которая заключается в том, чтобы дать телу покой. Повторя­ющиеся сны точно так же можно считать попыткой разрешить конф­ликт или срочным напоминанием того, что мы отказываемся признать в суете дня. Повторяющиеся кошмары часто связаны с оживлением в памяти травматических эпизодов, через которые мы проходим снова и снова в попытке изменить результат.

Сны могут помочь в творческом процессе, так как они переносят нас в другой мир — мир, где вдохновение отделено от разума. Во сне мы видим довольно сюрреалистические картины; люди и события из раз­личных мест и времени сливаются, образуя вторую жизнь, в которой происходят самые фантастические вещи. У нас у всех моменты вдохно­вения бывают каждую ночь! Фантастическое содержание наших снов показывает, что во всех нас есть здравая доля творческого начала. Воп­рос в том, обращаем ли мы внимание на эти вспышки вдохновения? Многие из нас просто не замечают мир снов. Однако некоторые твор­ческие люди обращают внимание на фантастические образы, которые они находят в своих снах, и используют их в работе. Значительная доля вдохновения черпается из образов, возникших ночью.

К сожалению, многие люди не помнят своих снов (хотя они им, ко­нечно, снятся). Это можно сказать и о многих руководителях, у которых есть так называемые «толстые границы». То есть у них настолько силь­ные защитные механизмы, что большая часть образов из снов не выхо­дит на поверхность; вместо этого она «тает» и быстро забывается. На­против, многие творческие личности обладают «тонкими границами». Они не только помнят свои сны, но и активно используют образы из снов для своей работы. Например, Уильям Стайрон написал свою книгу «Выбор Софи», основываясь на сне; Роберт Льюис Стивенсон написал знаменитую историю о д-ре Джекиле и Мистере Хайде после того, как увидел ее во сне; Изабелла Альенде тоже основывала свои истории на снах. Художники часто отображают сны в своих работах. Примером тому могут служить Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт. Дали назы­вал свои работы фотографиями снов, нарисованными от руки. На все фильмы шведского режиссера Ингмара Бергмана также повлияли сны.

___________________ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В МИРЕ РАБОТЫ___________________________ 67

 
АНКЕТА 2.9  
Что говорят Вам Ваши сны?  
  Выберите сон (или грезу), который Вам недавно снился, или сон, который постоянно возвращается. Вы можете вспомнить, с чего он начинался? Что Вы чувствовали во сне? Какие ассоциации возникают у Вас с этим сном?   Хотя эти вопросы кажутся простыми, дать на них ответы не так-то просто. Дайте своим мыслям простор. Подумайте об ассоциациях. Если Вы помните ночной сон, подумайте, могло ли какое-нибудь событие прошедшего дня запустить сон. Потом постарайтесь понять значение возникавших образов. Это может занять какое-то время. Толкование снов похоже на составление картинки-загадки; это кропотливый процесс. Но посте­пенно, когда все кусочки будут на месте, Вы обнаружите, что находитесь на новой тер­ритории, и сон приобретет другое значение. Открыв истории, стоящие за Вашим сном. Вы откроете что-то новое о себе самом.  

Опера «Золото Рейна» Рихарда Вагнера основывалась на сне. Многие научные изобретения тоже возникли из снов или грез. Среди наиболее известных: бензольное кольцо (Фридриха Кекюле), периодическая таб­лица элементов (Дмитрия Менделеева) и теория относительности (Аль­берта Эйнштейна) (Анкета 2.9).

Наши рекомендации