Телевидение как разновидность СМИ
Перспективная (квартальная) сетка вещания
Перспективная сетка вещания – это расписание передач телеканала на 4-х недельный цикл (28 дней). В перспективной сетке вводятся условные передачи (заголовки или сериальные передачи). Перспективная сетка отображается в виде таблицы, столбцы которой – дни недели в 4-х недельном цикле, строки – время выхода в эфир, клетки – наименования передач. Перспективная сетка предназначена для планирования вещания на длительные промежутки времени (перспективного программирования) и дальнейшей выгрузки подготовленной программы в недельную сетку на определенные недели. Цвет клеток определяет принадлежность передачи к определенному продюсерскому (редакционному) направлению.
Недельная сетка вещания
Недельная сетка вещания – это расписание передач телеканала на выбранный интервал времени. Недельная сетка отображается в виде таблицы, столбцы которой – дни недели, строки – время выхода в эфир, клетки – наименования передач. В недельной сетке условные передачи из перспективной сетки замещаются на конкретные выпуски передач, а также нумеруются серии сериалов, расставляются внутрипрограммные и межпрограммные паузы и др.
№23.Диалектика функционирования телевидения как СМИ и как вида искусства
Телевидение как разновидность СМИ
Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации. Во-первых, эта специфика заключается в способности электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. С появлением спутникового телевидения последнее ограничение отпало, еще более усилив позиции ТВ. Во-вторых, специфика ТВ (в отличие от радио) в его экранности, то есть, в передаче информации посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Именно экранность обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, а значит и их доступность для самой широкой аудитории. В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной, зрительной Звукозрительный характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации, телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Персонификация телеинформации уже давно утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов. В третьих, телевидение способно сообщить в звукозрительной форме о действии в момент его свершения. Одновременность события и его отображения на телевизионном экране (симультантность) является едва ли не самым уникальным свойством телевидения. Симультантностьприсутствует в телевизионных передачах не постоянно, однако, имеет большое значение для психологии зрительского восприятия, как бы напоминая о достоверности действия, происходящего на экране. Симультантность, создающая эффект присутствия зрителя на месте событий, придает, как уже отмечалось выше, телевизионному сообщению особую достоверность, документальность, реалистичность, что обеспечивает исключительность в решении информационных задач телевидением как одной из разновидностей СМИ. Именно от этих специфических свойств телевидения зависят, в свою очередь, многие функциональные, структурные, выразительные, эстетические особенности и возможности телевидения, занявшего по мере развития и совершенствования своей технической базы особое место в системе средств массовой коммуникации. Наличие возможностей определяет и те функции, которые выполняет телевидение в современном мире. Эту информативную функцию и выполняют телевизионные выпуски новостей. Это общемировая практика, которая не допускает подмены информации агитацией. Другое дело – найти необходимую тональность для сообщений о катастрофах и войнах. Мировой стандарт, проверенный десятилетиями: выпуск новостей, невзирая на обилие новостей плохих, не должен оставлять у зрителей настроения подавленности и безысходности. Все хорошо в меру. Для оперативного освещения событий такого рода, о которых, естественно, ничего не известно заранее, необходимы три условия:
· профессионализм сотрудников
· техническая оснащенность телекомпании
· высокий уровень организованности
Как вид искусства
Телевизионное искусство, совокупность видов художественной деятельности, связанных с появлением телевидения. Делая массовым зрелищем самые разнообразные явления, телевидение репродуцирует (транслирует) события действительной жизни, а также готовые формы, созданные ранее или создаваемые др. видами искусства в момент трансляции (концерты, театральные спектакли, кинофильмы). Уже эта функция телевидения сообщает телевизионному зрелищу эстетическое качество, основанное на единстве творческого и коммуникативного процессов. Она позволяет режиссёру, оператору, комментатору, ведущим прямой репортаж с места события, используя те или иные выразительные средства (монтаж, ракурс, интонация, композиция событий и т. д.), придать наибольшую выразительность и действенность передаче, глубже выявить идейно-политический, социально-психологический и эстетический смысл происходящего, подчеркнуть социально значимые и индивидуально-характерные черты событий и их участников. Телевизионное искусство в широком смысле слова состоит в профессиональном использовании технических средств, принципов выразительности и законов восприятия телевизионного зрелища, в умении проникнуть в смысл событий действительности, в мастерстве интерпретации театрального спектакля, концерта и т. д., в особой художественной обработке «кусков» жизни (репортаж, интервью и др.), В различных телевизионных передачах на эстетической основе непосредственно соединяются информационно-публицистические и художественные функции телевидения.Широко бытуют целостные телевизионные зрелища, объединяющие разнообразные события, концертные номера, фрагменты спектаклей, кинофильмов и т. д. (как правило, в подобных передачах важное значение имеет ведущий) - праздничные концертные программы, построенные по сюжетному принципу («Голубой огонёк»), познавательные передачи, состоящие из рассказов, диалогов ведущего и его собеседников, показов фрагментов научно-популярных, документальных или художественных кинофильмов («Очевидное - невероятное», «Клуб кинопутешествий», «Кинопанорама») и др. К подобным передачам примыкают и циклические демонстрации кинофильмов, сопровождаемые выступлениями киноведов, создателей фильмов, зрителей. Все перечисленные формы основаны на специальной инсценировке или на аранжировке передачи ведущим, а также на использовании монтажа изобразительного и звукового материала.
Телевизионное искусство не только синтезирует художественно-эстетические принципы кино, театра, литературы, музыки, изобразительного искусства, эстрады, но и располагает возможностью как репродуцирования, так и качественно нового использования готовых форм «старших» искусств в создании собственных продуктивных форм. Обладая фотографической изобразительностью кино, позволяющей достоверно воссоздавать любые картины действительности, искусством монтажа, телевидение располагает и такими возможностями, как телевизионная приближенность, позволяющая зрителю наблюдать то, чего не видно на киноэкране и на театральной сцене; масштаб изображения требует иной по сравнению с кинематографом и театром манеры изложения визуального материала. Телевизионное искусство, кроме того, эстетически использует ту высшую степень творческого зрительного сопереживания, которая возникает благодаря восприятию зрителем происходящего на телеэкране у себя дома. Телевизионное искусство привлекает особое внимание аудитории иллюзией интимного обращения непосредственно к конкретному человеку, к конкретной семье. Домашние условия просмотра определили также закономерность возникновения многосерийных форм.
№24.Блоки вещания
Система вещания устроена таким образом, что на каналах существуют сетевые рекламные блоки (которые передаются с передачами телеканалов на всю территорию вещания) и местные блоки (в которых выходит местная реклама: в Москве-московская, в регионах - региональная). Сетевые рекламные блоки не перекрываются местными блоками в регионах. Измерение телеаудитории сетевых рекламных блоков в городах вещания происходит с помощью системы "TNS-Gallupmedia". Продажа сетевых блоков осуществляется по рейтингам - т.е. Вы платите за тот процент жителей России, который сумарно посмотрит Ваш рекламный ролик из всего населения России старше 18 лет.
№25. Общественное ТВ: возможно ли оно в России?
Общественное телевидение считается одним из главных достижений западной демократии в сфере медиа. Считается, что общественное телевидение не принадлежит ни государству, ни частникам, но, тем не менее, в значительной степени финансируется из государственного бюджета. За это (а также за различные преференции в конкурентной борьбе с частными каналами) "общественники" обещают проводить в эфир определенный набор передач, например, представлять время всем политическим партиям. За контентом такого ТВ следит специальный негосударственный общественный совет, который (в теории) не дает возможности политикам давить на СМИ. Во многих странах Европы главной проблемой Общественного ТВ на сегодняшний день является то, что оно теряет популярность - зрители предпочитают "более острые" частные телеканалы.
Общественное телевидение – это не конкретный телеканал или другой вид медиа. Это принцип информирования общества. Условно говоря, возникновение общественных сверхмассовых СМИ (радио и телевидения) – это результат эволюции медиа как бизнеса, с одной стороны, и медиа как социального института – с другой.
Создание независимого общественного телевидения назрело в нашей стране давно.
Федотов прояснил некоторые подробности этого документа, в первую очередь, касающиеся того, как будут финансироваться новое СМИ. Проект закона, о котором говорит советник президента, предусматривает, что часть денег на общественное телевидение (40%) будет выделяться из тех бюджетных поступлений, которые сейчас идут на финансирование ВГТРК. Другая часть средств (10%) поступит от спонсоров, а оставшаяся половина (50%) будет собираться со зрителей этого канала — как абонентская плата. Размер ее будет символическим, — заявил Федотов. Предполагается, что каждое домохозяйство, где есть телевизор, в месяц будет платить сумму, не превышающую одного процента от минимальной заработной платы. То есть, где-то 46 рублей.
Говоря о том, чем все это будет отличаться от "Общественного российского телевидения" (ОРТ), на смену которому в 2002 году пришел нынешний "Первый канал", Михаил Федотов отметил, что ОРТ "никогда не было по-настоящему общественным". По его словам, "это была государственно-частная компания, которая ни по содержанию, ни по порядку управления и финансирования не была похожа на общественное ТВ".
Общественное телевидение существует в 49 странах – от Великобритании до Японии, его главная отличие — абсолютная независимость от власти и рекламодателей.
Для создания Общественного ТВ можно выбрать два варианта: создать его с нуля или сделать ТВ на базе уже существующего. Первый вариант кажется менее вероятным, поскольку тогда в новый продукт надо будет вложить миллиарды рублей государственных денег, однако чисто теоретически ничего невероятного в этом нет.
Если власти все же решат сэкономить, то тогда Общественное телевидение должно будет формироваться на базе уже существующих площадок. В прессе считают, что скорее всего такой площадкой станет ВГТРК. С одной стороны, выглядит логично, ведь "Россия-2" и "Культура" и так выполняют часть общественных функций, не свойственных коммерческому телевидению, и на каждой из них можно было бы пустить "общественные передачи". С другой стороны, непонятно, зачем будет нужно Общественное телевидение, которое, если сравнивать с аудиторией Первого и "России-1", никто не смотрит.
Еще одним камнем преткновения может стать оплата Общественного ТВ. Совет при президенте предложил абонентскую плату с каждого дома в 46 рублей в месяц, но даже такая скромная цифра наверняка вызовет неудовольствие значительной части россиян, особенно в глубинке, где дилемма "два батона хлеба или месяц Общественного ТВ" выглядит не такой уж абсурдной. Если же от идеи абонентской платы откажутся, а деньги будут выделяться напрямую из бюджета и от спонсоров, то это ничем не будет отличаться от существующего положения дел на "Первом" и ВГТРК.
№36. Жанр «ток-шоу» на телевидение: плюсы и минусы
Плюсы:
-Это реальная возможность побывать на телевидении.
-Это достаточно веселый способ провести свободное время.
-Здесь можно завязать новые приятельские отношения (после трех часов записи твои соседи по залу начинают казаться тебе людьми безгранично близкими).
-На ток-шоу можно не только увидеть воочию, но даже сфотографироваться со знаменитыми людьми.
-Наконец, вполне возможно, что тебя действительно увидят миллионы телезрителей. Хотя бы и на долю секунды…
Минусы:
-Чтобы дозвониться на популярные ток-шоу, тебе понадобится терпение (а лучше телефон с автодозвоном).
-Возможно, тебе придется ждать несколько дней (или даже недель), пока редакторы программы прочтут на автоответчике твое сообщение и перезвонят.
-Придется провести от 2 до 4 часов в замкнутом помещении под софитами.
-Твои ладони будут гореть огнем, пока вы будете репетировать аплодисменты.
-К сожалению, тема ток-шоу может оказаться скучноватой, но ты не сможешь покинуть студию во время программы или переключить канал, как это обычно делаешь дома.
№37. реклама на телевидение, ее жанры, законодательное регулирование
Реклама- информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг с целью создания спроса на них; популяризация произведений литературы, искусства и др. Реклама на ТВ выполняет в целом те же функции, но при этом использует максимум средств аудиовизуального плана.
Жанры: а). прямая продажа- это ролик в котором демонстрируется товар в сопровождение авторского текста или о достоинствах товара говорит персонаж ролика;
Б). рекомендация специалистов- делает рекламу наиболее убедительной;
В). Обращение от лица фирмы- делает человек, связанный с производством товара, что дает потребителю некоторые гарантия;
Г). Интервью с покупателями- подходит для рекламы предметов гигиены, бытовой технике, продуктов питания;
Д). демонстрация и прямое сравнение товаров- используется в рекламе косметических и моющих средств. В этом случае герой ролика демонстрирует продукт в действии.
Е). драматизация- сюжет рекламного ролика развивается по следующей формуле: «заданные обстоятельства + решения = обретения счастья»;
Ж). музыкальная реклама- пример рекламы coca-cola;
З). анимация- m@m:желтый и красный.
Законодательное регулирование реклама на ТВ:
-не допускается реклама табачных и алкогольных продукций с 8 до 22:00
-фильмы, телепередачи , продолжительность каждого прерывания не превышала 4 минут
-в детских и образовательных теле передачах реклама допускается, но продолжительностью ее строго регламентируется.
№38. методы социологического изучения телевизионной аудитории.
Существует метод, например, дневник телезрителя. Исследователь обращается с просьбой как можно более тщательно зафиксировать все случай просмотра телепередач всеми членами семьи.
-Интервью по телефону. Задается вопрос, смотрите или нет в данный момент телевизор и что именно. Или интервью по памяти, когда на следующий день вас спрашивают о просмотренных на кануне передачах.
-Анкетирование. Самый распространенный вид общения социолога с людьми. Исследователь имеет дело с вопросником, предлагая либо ответить кратко, либо обосновать свое мнение.