Степень изученности вопроса
Еще во времена Советского Союза государство всерьез было заинтересовано в организации эффективной работы книжных магазинов. В период «перестройки» этим вопросам стало придаваться еще больше значения. В соответствии с государственными заказами создавались специальные учебники, пособия и справочники, призванные повысить квалификацию книгораспространителей и оказать им поддержку. Несмотря на то, что связей с общественностью в их общепринятом понимании в то время еще не существовало, государство уделяло немало внимания установлению благоприятных взаимоотношений с потребительской аудиторией.
В течение последнего десятилетия вопросы организации эффективной книжной торговли получили существенное развитие в научных исследованиях и книготорговой практике отечественных и западных специалистов. Было создано немало трудов, посвященных вопросам PR, маркетинговой и рекламной деятельности в книжном бизнесе.
Итак, перечислим наиболее значимые работы в изучаемой нами области:
В 1996 году на русский язык был переведен американский сборник «Книжный маркетинг: руководство к действию», в который вошли статьи американских специалистов книгоиздания - Пола Доблера, Джужит Лангер и Хью Роусона - посвященные различным аспектам маркетинга, призванные содействовать изданию книг и помочь книжному делу завоевать внимание читателя.
В 1998 году объединенными усилиями отечественных специалистов вышел уникальный труд - «Энциклопедия книжного дела». Книга содержит около 300 оригинальных статей, посвященных всем вопросам издательского дела, книжного маркетинга и современным основам зарубежного книжного бизнеса, особое внимание авторами уделено деятельности торгового дома «Библио-Глобус».
В 1999 году книга Элисон Бейверсток «Книжный маркетинг» была переведена на русский язык. Эта работа является практическим руководством по маркетингу для издателей книг и журналов (а также для всех, кто занимается сбытом) и содержит все необходимые базовые сведения для обеспечения наиболее эффективного сбыта продукции. В книге рассматриваются следующие основные аспекты: планирование продвижения товара, изучение рынков сбыта, проведение рекламных кампаний, прямой маркетинг без посредников, разработка рекламных материалов (дизайн, техника написания текстов), экономические основы маркетинга, использование средств массовой информации и Internet, сбыт специфической литературы (деловой, научной, детской, периодической и т. д.), организация конференций, презентаций и т.д.
В том же, 1999 году вышел перевод работы Грэма Гордона «Книжный бизнес: практика книгоиздания и книжной торговли». Книга представляет собой пособие по организации издательского процесса и эффективной книжной торговли. Большое внимание в книге уделено вопросам ценообразования на книжную продукцию, работе с авторами литературных произведений, формам участия в международных книжных ярмарках, созданию новых каналов распространения книги, а акт же на конкретных примерах изложены основы менеджмента и корпоративного управления книжным издательством и книготорговым предприятием.
В 2000 году вышла книга отечественного автора Васькина А.А «Розничная книжная торговля». В работе рассказывается о современном состоянии и развитии розничной книжной торговли в России. В книге уделено внимание таким аспектам, как персонал книжного магазина, оформление и интерьер торговых залов, организация книжной торговли в магазине, подробно рассматривается деятельность наиболее динамично развивающихся фирм, среди которых представлены ТД «Библио-Глобус», Объединенный центр «Московский дом книги», «Дом деловой книги», «Нижневартовский Дом книги» и другие компании.
В 2001 году холдинг-директоры ТД «Библио-Глобус» Б. Есенькин и Ю. Майсурадзе представили труд «Книжное дело. Взгляд журналиста и специалиста», который составили опубликованные в печати в 1998-2001 гг. статьи по проблемам книгоиздания и книжной торговли. Статьи систематизированы по 10 разделам книжного дела и в основном содержат аналитический и дискуссионный материал по вопросам состояния и тенденциям развития книжного рынка России. В книге приводится немало примеров маркетинговой и PR деятельности российских книжных магазинов.
В 2004 году была издана монография Б. Есенькина «Механизм развития и особенности предпринимательства в книжном деле», в которой автором раскрывается сущность книги как товара особого рода, рассматривается специфика использования принципов маркетинга в книжном предпринимательстве, анализируется процесс формирования единого информационного пространства для издательств, книжной торговли и библиотек, даются предположения по совершенствованию предпринимательства в книжном деле.
Наконец, наиболее значимой для вопросов осуществления PR-деятельности в книжной торговле стало учебное пособие О. Голевой и Е. Даниловой «Паблик рилейшнз в книжном бизнесе», изданное в 2005 году. Данная работа – первое учебное издание, рассматривающее вопросы PR как сравнительно нового для книжного бизнеса, но важного и перспективного средства коммуникационной политики издательских и книготорговых фирм. В пособии представлены теоретические основы PR как одного из элементов системы маркетинговых коммуникаций, технологии и приемы PR, используемые в книжном деле. Материал подкреплен примерами из отечественной и зарубежной практики книжного дела.
Следует так же отметить, что помимо вышеуказанных книг существует множество других работ – монографий, диссертаций, статей и публикаций в интернете - посвященных изучаемой нами теме.