Пояснения к отдельным элементам структуры методических рекомендаций
1. На титульном листедолжны быть обозначены:
- название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
- фамилия, имя, отчество автора;
- название (с пометкой о виде методической продукции — методические рекомендации);
- название города;
- год разработки.
2.На втором листе вверху приводитсяаннотация,включающая лаконичные сведения о:
- сути рассматриваемых вопросов (например, указывается, что данные рекомендации посвящены методике организации Интернет-олимпиады для школьников в системе ДОД);
- предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа — школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);
- источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);
- возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).
3.Внизу листа помещаются сведения об авторе (авторах):Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
4. Пояснительная запискадолжна содержать следующую информацию:
- обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются Интернет-олимпиады школьников, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
- определение цели составления методических рекомендаций (например; оказать методическую по мощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми; составить алгоритм подготовки и проведения олимпиад разного уровня — школьных, городских, региональных — с использованием современных информационных технологий и т.п.);
- краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (на пример: овладение опытом организации виртуальной олимпиады может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников к изучению конкретного предмета и освоению информационных технологий и т.п.);
- обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
5. Содержаниеметодических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:
- описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как(с помощью каких форм и методов — например: автоматизированное тестирование, наблюдение);
- дать советы по решению организационных вопросов (разработка плана работы оргкомитета олимпиады; определение этапов олимпиады и сроков информирования ее потенциальных участников, распределение поручений, обеспечение рекламы и т.д.), материально-техническому(Интернет в школах и УДОД), финансовому (источники и фиксированные суммы финансирования олимпиады), кадровому обеспечению описываемого вида деятельности (требования к экспертам);
- вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
- предостеречь от типичных ошибок.
6. Список рекомендуемой литературыпо данной теме составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.
7. Приложениявключают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:
- планы проведения конкретных дел, мероприятий;
- тестовые задания;
- методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
- примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
- методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
- схемы, диаграммы, фотографии, карты;
- примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.
Лекция 1. Методическая деятельность и её специфика в системе дополнительного образования детей